Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.4 Рыночная система хозяйствования
Цель лекции: Рассмотреть условия и причины возникновения рынка и рыночной системы хозяйствования, дать классификацию рынков по различным критериям, охарактеризовать особенности рыночной инфраструктуры и моделей рыночной экономики с учетом выявления особенностей белорусской национальной модели. План: 1. Рынок: понятия, функции. 2. Конкуренция: понятия, виды. 3. Классификация рынка. Рыночные инфраструктуры. 4. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели. Литература: 1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 71–120. 2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 89–131. 3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с. – С. 70–100.
Рынок: понятия, функции. Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. В житейском, обыденном смысле, рынок - это место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (базар, ярмарка, аукцион, биржа). Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок и рыночная форма связей отнюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом творения отдельной личности или государства, данная форма экономического сотрудничества возникла объективно благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Другими словами, можно утверждать, необходимость обмена труда привела к возникновению рынка. Рынок начинает формироваться одновременно со становлением товарного производства. Как совокупность отношений обмена рынок представляет собой единство товарного и денежного обращения. Рынок выступает как связующее звено между производством и потреблением. Поэтому рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Рынок показывает производителям, что следует производить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на производство. Однако следует отметить, что между производством и потреблением товаров проходит еще две стадии: обмен и распределение. Все эти стадии обмен объединяет в единую целостную систему. Весь воспроизводственный процесс без обмена не состоится. Обмен непосредственно связан с распределением и потреблением. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется через обмен, т.е. рынок. В этом смысле рынок является саморегулирующейся системой воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Рынок предполагает наличие двух субъектов - продавцов и покупателей (участников рыночных сделок). Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка – производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведения на рынке. В действительности на рынке действует множество субъектов (продавцов и покупателей). Все они выступают в качестве физических или юридических лиц. Физическим лицом рыночных отношений является любой человек (домашнее хозяйство), что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия (фирмы), наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в суде или арбитраже в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом является также государство. Таким образом, субъекты рынка –это домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения. Наряду с понятием «субъекты рынка» существует понятие «объекты рынка». Объекты рыночных отношений –это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы и т.д. Рынок может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда обязательных условий. Основными из них являются следующие: • неограниченность количества участников рынка; • свобода предпринимательского и потребительского выбора;
• определяющая роль частной собственности; • отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции; • беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов; • полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации ); • личный интерес. Наряду с перечисленными условиями большое значение имеют и такие, как устойчивость финансовой и денежной системы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и др. Однако следует отметить, что в чистом виде рынок, основные условия которого рассмотрены выше, не существует ни в одной стране. На практике в рыночной экономике имеют место следующие основные модели рынка: • чистая монополия; • монополистическая конкуренция; • олигополия. Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К числу важнейших из них можно отнести следующие. 1) Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар растет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться. Таким образом, рынок воздействует на темпы, пропорции, а также на обновление производства. 2) Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Так как каждый производитель непосредственно на себе ощущает результаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. Как видим, все.это ведет к высокой эффективности производства. 3) Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги. 4) Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке. 5) Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, необходимый всем его субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Наличие информации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Но информация еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. А потребителя рынок обязывает соизмерять величину своего дохода с рыночными ценами и возможностью удовлетворять соответствующие потребности. 6) Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
7) Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств. 8) Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкротами. Вот почему производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество. Многие производители одного и того же товара стараются привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием. 9) Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде. 10) Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия. Функции рынка свидетельствуют о том, что рыночная организация экономики не может быть неэффективной. Однако рыночная экономика имеет и весьма существенные недостатки. Она не способна решать важные социально-экономические проблемы. К ним, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк. Никакое общество не может обходиться без аппарата управления государством, национальной обороны, сил охраны общественного порядка, фундаментальной науки, природоохранных мероприятий, образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.п. (такие товары и услуги получили название «общественные товары»). Конкуренция: понятия, виды. Конкуренция – это соревнование, в которое рынок вовлекает фирмы-производители в борьбе за кошелек покупателей и одновременно стимул для эффективной работы. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации фирмы (новые технические решения), ее реструктуризация, обновление менеджмента, конкурентная стратегия, рекламная компания оказались успешными и позволяют фирме закрепиться в выбранном секторе рынка и удерживать конкурентное преимущество. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции фирмы в отрасли и на международном рынке. Разновидностью конкуренции являются различного рода конкурсы на выполнение проектов, заказов, выборных должностей.
Различают три типа конкуренции: совершенная конкуренция, чистая монополия и несовершенная конкуренция, которая в свою очередь делится на два типа: монополистическая конкуренция и олигополия. Критерии, по которым конкуренцию относят к тому или иному типу сведены в табл. 1.4.2.1.
Таблица 1.4.2.1 – Типы конкуренции
Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много). Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними. Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой оказывает влияние на другие фирмы. Пределом «малости» является монополия – одна фирма в отрасли. Характер производимого продукта (однородный, дифференцированный, уникальный). Характер продукта оценивается по тому, как воспринимает рассматриваемый товар потребитель. Если потребители не отдают предпочтения какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары отрасли как абсолютно совершенные заменители, то эти товары относятся к однородной продукции. Если же товары являются несовершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной – по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, так и мнимой – фирменной марке, упаковке, рекламе), то продукция называется дифференцированной. В случае, когда у товара вообще нет заменителей на рынке, он становится уникальным. Рыночная власть фирмы определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек, которое носит название коэффициента монопольной власти Лернера (по имени предложившего его в 1934 году экономиста А. Лернера):
L = (P – MC) / P
Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше этот коэффициент, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса. Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров. Условно их можно разделить на две группы: · барьеры искусственные (институциональные), связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения, протекционистская политика и международные торговые ограничения; нормативно-правовая база, регулирующая деятельность данного рынка и т.л.; · барьеры естественные, причина которых заключается в экономии на масштабах производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли, а также в более низких издержках производства у действующих предприятий по сравнению с «новичками». Помимо этого барьером может служить высокая степень дифференциации продукции и лояльность покупателей к уже существующей торговой марке, доступ к каналам распределения продукции и т.д. Издержки выхода связаны с затратами фирмы на получение лицензии и начальными инвестициями, которые не удается возместить при выходе из бизнеса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.184.90 (0.033 с.) |