Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночное равновесие спроса и предложения.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках осуществляет микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика. На рынке желания и интересы покупателей сталкиваются с желаниями и интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, За которую покупатели согласны приобрести товар. Выше этой границы рыночная цена подняться не может – у потребителей нет больше денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. У производителей-продавцов другие желания и интересы – продать товар подороже. Они предлагают цены предложения, т.е. предельные минимальные пены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Условие задачи: На рынке существует один вид продукта. Всех покупателей мы можем объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца. Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus (при прочих равных возможностях). И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.
Решение задачи: Пусть в начальный момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену. Если же в начальный момент времени цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии. Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).
Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели: при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0. Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Сумма выигрышей называется потребительским излишком. Предположим, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.
Если на отраслевом рынке правительство вводит налог на продажи, так пусть товар стоил 10 руб., то теперь его цена поднялась до 11, при 10% налоге на продажи. Здесь налог – добавка к цене. В состоянии равновесия QE=10 PE=1, если налог – 10% то цена не 1, а 1,1. У правительства есть ожидание по поводу будущих налоговых поступлений, она базируется на знании графика 1. Но т.к. каждая единица товара становится дороже на 1, то график поднимается на 1. Pe – стала выше, Qe– сократилась. При новом состоянии производители продают меньше товаров, таким образом величина налоговых поступлений меньше чем ожидалось. Введение тарифов во внешней торговле Если в страну импортируется какой–то товар, то есть цена, по которой иностранная фирма готова его предложить. Государство же из соображений пополнения казны, защиты интересов национальных производителей, может вводить наценки к новым товарам – тарифы. На рисунке показан эффект введения тарифа на товар (он аналогичен ситуации с налогом от продаж)
Введение и установление квот Если импортные товары имеют близкие заменители на местном рынке, то местные производители требуют ограничение импорта иностранных товаров, т.е. установление какого-либо предела на рис отражен эффект квотирования. Если спрос повышается, то цена также растёт. Установление потолка и нижнего предела цен. В ряде случаев правительство хочет сдержать рост цен, например, защитить потребителей. Тогда оно устанавливает «потолок цен» Следствия: · дефицит · распределение · рационирование · злоупотребления · «черный рынок» · повышение цены Правительство также может установить нижний предел цен, но какими бы благими намерениями ни было вызвано отклонение от равновесия, в конечном итоге это наносит ущерб и потребителям и производителям. Следствия установления нижнего предела цен: н езанятые ресурсы (безработица), «черный рынок», снижение цен Вопросы и задания для самопроверки: 1. Почему существует отрицательная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него? 2. Какие неценовые факторы влияют на индивидуальный спрос? 3. Какая существует зависимость между ценой и объемом предложения? 4. Чем определяются верхний и нижний пределы рыночной цены? 5. Высокой или низкой является эластичность спроса по доходу на предметы роскоши? 6. Как называются товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителя? 7. Как и почему изменяется эластичность спроса и предложения по мере увеличения временного периода? 8. Приведите примеры, когда теория эластичности спроса и предложения может помочь фирме или государству принять обоснованное решение. 9. Назовите основные элементы рынка и покажите на примере отдельного товара, как они взаимодействуют между собой. 10. Что понимал А. Смит под «невидимой рукой»?
Основные категории и понятия: Спрос; предложение; закон спроса; кривая спроса; закон предложения; кривая предложения; цена; цена равновесия; эластичность спроса; эластичность предложения; рыночное равновесие.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.006 с.) |