Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.



Закон спроса можно объяснить на основе концепции эффекта замещения и эффекта дохода, имеющих место в связи с измене­нием цен. Эффект дохода означает увеличение реального дохо­да потребителя при снижении цены на товары.

Эффект замещения (субституции) – результат снижения це­ны блага, делающий его более привлекательным и стимулирую­щий потребителя купить его побольше при условии, что его до­ход останется неизменным.

Снижение цены блага означает, что теперь оно стало дешевле по отношению ко всем другим благам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. Например, цена го­вядины уменьшилась с 2 дол. до 1 дол. за 1 кг. По цене 1 дол. за 1 кг она представляет собой более «удачное приобретение», чем по цене 2 дол. Следовательно, снижение цены будет стимулиро­вать потребителя к замещению говядиной некоторых других, теперь уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Это явление означает эффект заме­щения.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, стиму­лируя потребителя купить большее количество определенного товара и услуг по низкой цене, чем по высокой.

Если цена продукта, например говядины, падает, то реальный доход, или покупательная способность того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода про­явится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Например, при постоянном денежном доходе в 20 дол. в неделю вы сможете приобрести 10 кг говядины по 2 дол. за 1 кг. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за 1 кг и мы купим те же 10 кг, тогда 10 дол. в неделю у нас окажутся вы­свобожденными для приобретения дополнительного количества этого или других товаров.

Таким образом, эффект замены при снижении цены товара обычно выражается в росте объема спроса на этот товар. Вместе с тем существуют так называемые товары низкой категории или товары Гиффена (Р. Гиффен (1837-1910) - английский эконо­мист, изучавший объем спроса на картофель в Ирландии в пери­од голода), спрос на которые не соответствует данному правилу. Даже с ростом цены на них спрос не снижается и тем самым кривая спроса имеет положительный наклон.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности. Раскройте сущ­ность закона спроса с помощью убывания предельной полезности.

2. Как изменяется общая полезность блага для потребителя, когда количество данного блага увеличивается, а его предельная полезность снижается?

3. Определите излишек потребителя Иванова, который купил 5 ед. блага В по цене 10 дол. за единицу. Полезность первого блага он оценивает в 40 денежных единиц, второго – в 30, третьего – в 20, четвертого – в 15, пятого – в 10 денежных единиц.

4. Чему равна предельная норма субституции блага А благом В в положении потребительского равновесия?

5. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему она является нисходящей и выпуклой к началу координат?

6. Потребитель Х в данный момент может израсходовать на покупку товаров 10 дол. Он делает выбор между благом А и благом В. Благо А стоит 2 дол., благо В – 1 дол.

Изобразите на графике бюджетную линию потребителя. На вертикальной оси отложите количество блага А, на горизонтальной – количество блага В.

Объясните экономический смысл бюджетной линии.

Как повлияет понижение цены на благо А на положение на графике бюджет­ной линии?

7. Покупатель X при цене блага А, равной 3 дол., покупает 2 ед. данного товара. Цена блага уменьшилась с 2 до 1 дол. Определите эффект дохода.

8. Определите эффект замещения для потребителя X, если цена за 1 ед. блага В уменьшилась с 4 до 3 дол. При цене, равной 4 дол., потребитель Х покупал 5 ед., а при цене 3 дол. – 6 ед. блага В.

9. Раскройте сущность закона спроса с помощью эффектов дохода и замещения.

10. Покажите при помощи графика, каким образом кривые безразличия мо­гут быть использованы для построения кривой спроса.

Основные категории и понятия:

Потребление; производственное потребление; личное потребление; по­лезность; предельная полезность; общая полезность; цена потребителя; из­лишек потребителя; кривая безразличия; норма субституции; карта безразличия; бюджетная линия; эффект замещения; эффект дохода; товар Гиффена; суверенитет потребителя.

 


Тема 1.7 Теория фирмы

Цель лекции: дать понятие фирмы, определить ее цели, функции, организационно-правовые формы, факторы и результаты деятельности фирм.

План:

1. Понятие фирмы, ее цели и функции.

2. Организационно-правовые формы фирм.

3. Факторы производства, их комбинация и предельная норма технологического замещения.

 Литература:

1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 153–166.

2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 208–239.

3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с. – С. 141–155.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)