Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов.



В наиболее общем виде определение национальной экономики дал лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев, американский экономист русского происхождения. Он считал, что национальная экономика (НЭ) – это саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности. Некоторые современные экономисты рассматривают НЭ как пространственно определенную, национально специфическую организацию экономической жизни общества.

Н.Н. Базылев в учебном пособии «Макроэкономика», В.Н. Шимов в учебном пособии «Национальная экономика Беларуси и др.» рассматривают два подхода к определению макроэкономики:

1) технико-технологический, где основное внимание концентрируется на структуре и элементах хозяйства, т.е. НЭ рассматривается как совокупность отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое объемом произведенной продукции или выполнение услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров, т.е. НЭ рассматривается со стороны ПС обществ, технологического прогресса, как единый производственно-технологический комплекс.

2) социально-экономический подход основан на понятии общественного производства, где есть место и ПС и экономическим отношениям, основу которых составляет собственность на средства производства. Общественное воспроизводство рассматривается как исторически сложившееся в определенных территориальных границах.

Следовательно, НЭ – это исторически сложившаяся система общественного воспроизводство в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

НЭ не следует отождествлять с понятием экономическая система. Это более узкое понятие, характеризующее специфические особенности общественного воспроизводства того или иного национального государства. Здесь учитываются исторические условия формирования НЭ, особенности природно-климатических условий, географическое положение, менталитет народа и др.

Каждая НЭ, как развивающаяся система имеет свои цели.

Цели национальной экономики:

1) обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;

2) обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов;

3) обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя;

4) создать высокий уровень занятости – достигается в том случае, когда каждый желающий получить работу имеет ее;

5) справедливое распределение доходов;

6) защита окружающей среды;

7) поддержание активного внешнеторгового баланса – достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты других стран.

Структура НЭ – количественное соотношение между элементами национальной экономики. В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие структуры национальной экономики:

воспроизводственную – деление на сферы хозяйства (группы однородных отраслей). Выделяются 3 крупные взаимосвязанные сферы: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, частично услуги), нематериальное производство (наука, искусство, образование и др.), непроизводственная сфера (оборона, религия, общественные организации).

По характеру и видам осуществляемой хозяйственной активности выделяются 3 субъекта: домашние хозяйства, предпринимательский сектор и государство.

Социальную – деление экономики на секторы в зависимости от собственности (государственный, частный, смешанный) и основанный на совместной форме собственности.

Отраслевую – выделение крупных народнохозяйственных отраслей и подотраслей (например, промышленность и ее подотрасли: легкая, пищевая, машиностроение и др.).

Территориальную – деление на экономические районы.

Структура национальной экономики изменяется под воздействием следующих факторов: научно-технического прогресса, изменения общественных потребностей и развития внешнеэкономических связей. Особенно большие изменения структуры национальной экономики вносит нынешний этап развития, связанный с инновационными процессами (информационные общества).

Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций:

1) общеэкономические между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством между; I и II подразделениями материального производства (объемами средств производства и предметов потребления в валовом национальном продукте, численностью работающих в каждом из этих подразделений);

2) межотраслевые – между отраслями промышленности и др.;

3) внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

4) территориальные – общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории;

5) межгосударственные – между государствами на основе международного разделение труда;

6) стоимостные – между отдельными элементами стоимости валового внутреннего продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);

7) ресурсные – между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;

Каждая страна стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.

Устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:

1) увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства;

2) повышение технического уровня производства (рост фондовооруженности труда);

3) опережающее развитие наукоемких отраслей;

4) опережающий рост промышленности по сравнению с сельским хозяйством;

5) опережающий рост сферы услуг;

6) расширение участия страны в международном разделении труда, более быстрое увеличение внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.

7) Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.

    Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них. Через структурные изменения осуществляется выход на экономическую и социальную эффективность производства.

Структурная перестройка требует: ликвидации убыточных производств, создание новых высокоэффективных рабочих мест, внедрение в производство высоких (инновационных) технологий, выпуск конкурентоспособной экспортной продукции, рост инвестиций, включая иностранные, в экономику.

Состояние развития экономики отражается через систему специальных показателей. Особую ценность среди них имеют показатели, которые выражают общее состояние национальной экономики. Центральное место среди них занимает показатель национальный продукт (НП). Национальный продукт – это общая масса всех видов экономических благ, произведенных в стране за определенный период времени.

НП выступает в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. По натурально-вещественной форме НП состоит из средств производства и предметов потребления, исходя из функционального назначения.

Стоимостная форма НП – это его выражение через рыночную цену, ибо в условиях рыночной экономики НП проходит стадию обмена, т.е. выступает в денежной форме, как общая стоимость всех товаров и услуг, созданных в данной стране за определенный период времени (обычно за год). Он является важнейшим показателем состояния экономики страны, отражающим действенность методов экономической и социальной политики.

Национальный продукт измеряется с помощью статистических показателей, дающих информацию об объеме, структуре, динамике и тенденциях развития экономики страны.

Первые попытки измерения НП были предприняты давно еще физиократами. К ним относятся экономические таблицы Кенэ. В классической школе, затем в марксистской политэкономике для этой цели использовались математические модели и схемы. Однако в них в основном отражались процессы и пропорции распределения и перераспределения НП и НД с точки зрения теории воспроизводства. В СССР данный показатель рассчитывался по методике межотраслевого баланса, предложенного В. Леонтьевым, который базировался на трудовой теории стоимости и представлении о материальном производстве как единственном источнике НД. В нем не учитывались целые блоки народного хозяйства: сфера услуг, финансы государства, денежно-кредитная сфера и др. Кроме того, данная методика расчета НП значительно отличалась от международной.

В большинстве развитых и развивающихся стран национальный продукт рассчитывается по системе национальных счетов (СНС).

СНС – это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия и результаты воспроизводство экономики, ориентированной на рыночные отношения.

СНС зародилось в 30-е годы 20 века и сформировалось в 49-50 гг. в наиболее развитых странах и сейчас применяется в 150 странах мира. Непосредственно ее создателем является ученик Д. Кейнса, профессор Кембриджского университета Ричард Стоун.

Возникновение СНС связано с потребностями правительства в информации макроэкономического характера, необходимой для экономического анализа, разработки направлений экономической политики, принятия решений, направленных на регулирование рыночной экономики.

Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в осуществлении собственной хозяйственной политики.

СНС как информационная база необходима научно-исследовательским институтам для выработки рекомендаций правительственным органам, в учебном процессе для обучения молодежи конкретным приемам анализа.

В данных СНС заинтересованы и международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество. С 1993 года Комиссия ООН одобрила новую, пересмотренную СНС, которая начала внедряться и в Республике Беларусь.

Особенностью системы СНС является ее всеобъемлющий характер. Она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг, органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги и т.д. В ней содержатся показатели, которые в обобщенном виде описывают все экономические операции; стадии производственного процесса, его активы и пассивы.

В СНС используются такие понятия как:

резидентные институционные единицы;

нерезидент институционные секторы.

К резидентным институционным единицам Беларуси относятся:

1) физические лица (члены домашних хозяйств), которые имеют постоянное место жительство на территории страны;

2) юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности без образования юридические лица с местожительством на территории страны;

3) дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представители республики за границей.

Институционные единицы зарубежных стран, центр экономических интересов, который не находится на территории данной страны рассматривают как нерезидент.

Институционные единицы – по-другому это есть экономические агенты или субъекты.

В системе СНС экономические агенты (субъекты) группируются в соответствии с их функциями и источниками финансирования по секторам.

В СНС Беларуси выделяют следующие секторы экономики:

1) сектор нефинансовых предприятий (это производственная фирма и предприятие). Основная функция – производство товаров и услуг для продажи по ценам, покрывающим затраты. Источник средств – цена. Цель – получить прибыль. Иногда часть затрат может возмещаться за счет субсидий из госбюджета. К этому сектору относятся – все виды предприятий, независимо от собственности, а также физические лица (врачи, юристы, ремесленники).

2) финансовые учреждения и организации. Функции: финансовое посредничество, финансовые услуги (торговые операции, лизинговые). К ним относятся: кредитные, страховые учреждения, фондовая биржа (коммерческие банки, пенсионный фонд, инвестиционные фонд) и др. Источник доходов – разница в % за кредит, плата за услуги.

3) государственные учреждения, которые оказывают услуги, не являющиеся объектом купли-продажи. Входят: а) органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства и ведомства). б) государственные финансово-кредитные организации (Национальный банк, налоговая инспекция, государственные финансовые компании).

4) сектор домашнее хозяйство – объединяет деятельность физических лиц как потребителей, а также и субъектов предпринимательской деятельности, чьи счета нельзя отличить от счетов самого домашнего хозяйства (личные подсобные и кустарно-ремесленные хозяйства, индивидуальное строительство, капитальный ремонт жилья). Все, кто обеспечивают свою жизнедеятельность (заключенные).

5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Их функция – предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам бесплатно или по цене, не имеющие экономического значения. Их типы: а) профсоюзы, политические партии, религиозные организации, добровольные спортивные общества, финансируемые в основном за счет взносов. б) благотворительные общества и фонды. Источник средств – пожертвования. в) подразделения предприятий, оказывающих социально-культурные услуги в основном работникам данного предприятия. Их средства - трансферты от предприятий учредителей (ведомственное жилище, больницы, клубы, стадионы).

6) остальной мир, который включает все операции за рубежом единиц с резидентами данной страны.

Все секторы экономики связаны между собой посредствам экономических операций. В системе национальных счетов выделяют 3 вида операций:

1) операции с материальными благами и услугами.

2) операции по распределению доходов между экономическими секторами.

3) финансовые операции, включая операции с ценными бумагами, валютой.

Осуществляемые операции находят отражение на системе счетов. Некоторые экономисты выделяют следующие счета:

а) счет производство – учет затрат и результатов производств.

б) счет образования доходов – отражает формирование НД в процессе производства.

в) счет распределения дохода – доходы участников производства.

г) счет перераспределения дохода – перераспределения государственных доходов через налоги, трансферты и др.

д) счет использования дохода – отражает расходование располагаемого дохода участников производства на конечное потребление и сбережение.

В СНС для учета результатов функционирования экономики применяется группировка и по отраслям:

1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги.

2) отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений.

3) отрасли, производящие нерыночные услуги на базе частных некоммерческих организаций.

4) отрасли, оказывающие услуги, производимые домашними хозяйствами.

Методологический принцип СНС:

1) двойная запись.

2) бухгалтерский баланс.

3) равновесие.

В основе СНС лежит макроэкономический кругооборот товаров, услуг, доходов, расходов, осуществляемый первоначально между двумя категориями экономических агентов – домашние хозяйства, фирмы, т.е. в замкнутой системе, затем в открытой экономике с учетом государственного вмешательства и остального мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.031 с.)