Экономическая и бухгалтерская прибыль и ее максимизация в условиях конкуренции. Понятие рентабельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая и бухгалтерская прибыль и ее максимизация в условиях конкуренции. Понятие рентабельности.



В экономической теории существуют различные взгляды на сущность прибыли и определение факторов ее роста.

Марксистская теория исходит из того, что прибыль представ­ляет собой не что иное, как превращенную форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала. Выступает как раз­ница между выручкой от реализации товара и затратами капита­ла на его производство. Ее колебания обусловлены в основном двумя факторами:

• норма прибавочной стоимости;

• органическое строение капитала.

В современной рыночной экономике можно выделить эконо­мическую, рисковую и функциональную теории прибыли.

В основе экономической теории прибыли лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капи­тал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную услугу», как и труд, получает соответст­вующую долю общественного продукта (прибыли), равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение дея­тельности предпринимателей в условиях несовершенной конку­ренции, для которой характерны риск, неопределенность и вы­зываемые ими потери, банкротство, безработица и т. д.

Сторонники функциональной теории рассматривают при­быль как вознаграждение за осуществление функций нововведе­ний, внедрения достижений научно-технического прогресса и за экономические услуги государства. Представители данной тео­рии видят особенности функциональной прибыли в том, что она проявляется лишь в динамике и носит временный характер.

С переходом к рынку определяют бухгалтерскую и экономи­ческую прибыль.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между валовым доходом и суммой явных издержек (исключительно внешних).

Экономическая прибыль представляет собой разность меж­ду валовым доходом предприятия и его издержками (явными и неявными – внешние плюс внутренние, включая нормальную прибыль).

Основным источником такой прибыли является предприни­мательство, которое заключается в разработке новых видов про­изводств, постановке новых задач, оптимизации бизнеса и т. д. Оказывая свою производительную услугу, предприниматель получает вознаграждение на уровне вмененных издержек, или нормальной, нулевой прибыли. Когда предприятие получает нулевую экономическую прибыль, оно покрывает издержки. Понятие нормальная прибыль – это прибыль, от которой вла­дельцы предприятия отказываются, используя свои собственные ресурсы в своем предприятии, но которую они могли бы полу­чить, вложив свои ресурсы в иное дело. Нормальная прибыль представляет альтернативную стоимость использования постав­ляемых собственниками предприятия ресурсов. Она предстает как прибыль, способная побудить людей к организации и управ­лению предприятием для получения дохода, необходимого, что­бы удержать капитал в деле. По существу это средняя прибыль.

В условиях несовершенной конкуренции экономическая при­быль выступает в форме монопольной. Она представляет собой избыток над нормальной прибылью и является результатом пе­рераспределения доходов потребителей.

В отечественной практике прибыль – это форма чистого до­хода предприятия, отражающая результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Опре­деляется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство. Вы­ступает в форме балансовой, расчетной и чистой прибыли.

Балансовая прибыль представляет собой общую сумму при­были от реализации продукции (работ, услуг), иных материаль­ных ценностей (от реализации основных фондов) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (арендная плата, полученная от сдачи иму­щества в аренду, доходы, получаемые от долевого участия в дея­тельности других предприятий, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от опера­ций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

Расчетная прибыль образуется у предприятия после отчис­ления из балансовой прибыли сумм, предназначенных для расче­та с государственным и местным бюджетом, банком и выше­стоящими органами управления в виде налогов и различных платежей.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, посту­пающая в их полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

Рис. 1.8.4.1 – Формы прибыли

Рентабельность производства.

Прибыль в рыночных усло­виях является главной целью предпринимательства и критерием эффективности. Существует абсолютный и относительный по­казатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается массой прибыли. Однако сама по себе масса прибыли не дает оценки уровня эффективности работы предприятия. Поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с затратами или используемыми ресурсами. Важен при этом и показатель дина­мики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответ­ствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является рентабель­ность. Рентабельность – это показатель эффективности едино­временных и текущих затрат. Различают рентабельность произ­водства и рентабельность конкретного вида продукции. Рента­бельность производства показывает, насколько результативно используются основные и оборотные фонды на предприятии. Она определяется как отношение годовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств:

 

 


где Рп – рентабельность производства, %; П – полученная при­быль; Фосн – среднегодовая стоимость основных фондов; Фоб.ср – величина оборотных средств.

 

Рентабельность продукции показывает результативность те­кущих затрат. Она определяется отношением прибыли от реали­зации готовой продукции к себестоимости продукции:

 

где Рпрод – рентабельность реализуемой продукции, %; П – прибыль от реализации продукции; С – себестоимость реализуе­мой продукции.

 

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Основными путями повышения рентабельности являются увеличение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому содействует широкое примене­ние в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, исполь­зуемых в производстве.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем различие между экономическими и бухгалтерскими издержками?

2. Имеет ли предприятие издержки, если оно ничего не производит?

3. Как называются издержки, величина которых непосредственно зави­сит от объема выпускаемой продукции?

4. Для чего необходимо производителю знать средние издержки?

5. На основании чего предприятие принимает решение относительно объема производства?

6. Назовите основные направления снижения себестоимости продукции.

7. Определите общие издержки, валовой доход и прибыль предприятия за день, если предприятие ежедневно производит 1000 единиц про­дукции. Продажная цена продукции 5 дол. Средние переменные из­держки составляют 3 дол., средние постоянные – 1 дол.

8. Определите экономические издержки, бухгалтерскую и экономиче­скую прибыль, если валовой доход предприятия за месяц составил 100 тыс. дол., внешние издержки – 50 тыс. дол., внутренние – 20 тыс. дол.

9. Назовите абсолютный и относительный показатели прибыли. 10. Как определить рентабельность производства?

 

Основные категории и понятия:

Издержки производства; экономические издержки; внешние издержки; внутренние издержки; бухгалтерские издержки; невозвратные издержки; постоянные издержки; переменные издержки; общие издержки; средние издержки; предельные издержки; валовый доход; прибыль; экономическая прибыль; нормальная прибыль; предельная прибыль; эффект масштаба.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.01 с.)