Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей.



Конечной целью любого общественного производства является удовлетворение потребностей. Потребности можно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Потребности многообразны (рис. 1.2.1).

Выделим лишь те из них, которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворением потребностей. Эта взаимосвязь особенно четко просматривается в делении потребностей на абсолютные (перспективные), действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые. Абсолютные потребнос­ти определяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые могли бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии. Действительные потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства, оптимального хода воспроизводства. Соотношение аб­солютных и действительных потребностей характеризует степень удов­летворения обществом своих максимальных потребностей при дан­ном уровне развития и эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с уче­том отклонений от оптимума. Подлежащие удовлетворению потреб­ности – это платежеспособный спрос – совокупность денежных доходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.

Рис. 1.2.1 – Классификация потребностей

 

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются на материальные (пища, одежда, жи­лище и т. п.), социальные (общение) и духовные (образование, ис­кусство, развлечения и т.п.). В современной экономической лите­ратуре они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимуществен­но с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их осо­бенность по отношению к спросу в том, что одни – первичные потребности не могут быть замещены другими, удовлетворяются каж­дая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются сред­ства, необходимые для их удовлетворения (например, потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного вре­мени.

Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Эко­номические – это те потребности, для удовлетворения которых не­обходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности мо­гут быть удовлетворены без приложения труда (например, потреб­ность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современ­ного человека выступают как экономические.

В зависимости от субъекта потребности можно разделить на:

потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Они могут не совпадать и приходить В противоречие друг с другом. В хозяйственной жизни потребности включают потребности предприятий, фирм и потребности прави­тельственных, государственных ведомств.

Потребности можно представить в виде пирамиды (такой подход предложен американским экономистом Маслоу). Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

1) базисные – голод, жажда, сон, жилище;

2) гарантированные – направлены на то, чтобы обеспечить удов­летворение базисных потребностей в будущем;

3) социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

4) оцененные – проявляются в стремлении признания индиви­да другими людьми, в подтверждении его значимости;

5) в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

Потребности обладают свойствами безграничности и историч­ности. В процессе удовлетворения потребностей происходит фор­мирование новых потребностей как в количественном, так и в качественном отношении. К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объек­тивный процесс законом возвышения потребностей. Возвышение по­требностей подтверждено всем ходом исторического развития. Это составляет один из фундаментальных факторов, вокруг которого вращаются проблемы экономики: стремление удовлетворить воз­растающие и изменяющиеся потребности – сильнейший мотив со­вершенствования производства.

Экономисты отмечают и другой закон – закон убывающей ин­тенсивности, или закон насыщения потребностей. Суть его в том, что, испытывая одновременно ряд потребностей, человек с наи­большей интенсивностью использует первую часть какого-либо то­вара, с каждым последующим разом его желание убывает, пока не достигается точка насыщения.

Потребности реализуются через экономические интересы –побу­дительные мотивы сознательной деятельности, направленные на удов­летворение объективно обусловленных запросов, нужд людей.

Наиболее распространенной классификацией интересов является выделение личных, коллективных и общественных интересов. Лич­ные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей каждым членом общества, коллектив­ные – интересов коллективов, различных социальных групп, а об­щественные – с необходимостью удовлетворения потребностей об­щества. Между этими видами интересов существуют как взаимо­связь, так и противоречия. Личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные – с общественными. В основе их различий лежат разные мотивы поведения человека. Классики эко­номической теории А. Смит и Д. Рикардо полагали, что модель эко­номического поведения человека, или «экономического человека», в эпоху рыночной экономики включает в себя обогащение, личный материальный интерес и эгоизм. Лишь в той мере, в какой пресле­дуется собственная выгода, экономический человек действует на пользу обществу. К.Маркс рассматривает человека как выразителя интересов своего класса.

Переход к рыночной экономике предполагает развитие системы экономических интересов. При этом главной предпосылкой форми­рования современного типа экономических интересов выступает раз­нообразие форм собственности.

Появление частной собственности явилось основой формирова­ния интереса частного собственника, интереса предпринимателя, финансовых деятелей. Приватизация, акционирование государственной собственности пробудили интерес к частной собственности и ча­стной предпринимательской инициативе. Общество в переходный пе­риод нуждается в предпринимателях-производителях, способных фор­мировать капиталы, создавать новые рабочие места на производстве.

На базе коллективной собственности складывается и совершен­ствуется коллективный экономический интерес. Предприятия, орга­низации по производству товаров и услуг называют реальным сек­тором экономики, организующим свою деятельность на хозрасчет­ной (или коммерческой) основе.

Государственная собственность формирует общественный эко­номический интерес – удовлетворение потребностей членов обще­ства в общественных благах. Управление и распоряжение ими осуще­ствляют органы государственной власти.

Экономические интересы входят в сложную систему: экономи­ческий интерес – стимул – материальная заинтересованность – стимулирование. Стимулом становится осознанный интерес, инте­рес, осуществление которого жизненно необходимо. Материальная заинтересованность проявляется в реальной деятельности людей, субъектов хозяйствования в форме потребности более высокой оп­латы труда, выплаты вознаграждения отдельным лицам и более вы­сокой прибыли предприятий и организаций. Система мер по осуще­ствлению материальной заинтересованности представляет собой сти­мулирование. Более высокие доходы от собственности, заработная плата, премии обеспечивают стимулирование высоких конечных ре­зультатов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.007 с.)