Глава.Религиоведение и «философия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава.Религиоведение и «философия»



Аквинский

«совершенствует теология философию»[192]

Глава.Теория науки

Аквинский

«Общее нереально, в предметах, разум извлекает»[193]

Глава.Психология

Аквинский

««после вещей» – общее существует в мышлении человека от абстрагирования, обобщения, чувством человек познает индивидуальное в вещах, разумом общее»[194]

Глава.Культура

«Многим мыслителям Возрождение – величайша культура перехода»[195]

«блестяще показала, что культура – мир, твореный «по меркам» человека: личность-«альфа», «омега» культуры»[196]

Глава.Психология

«Вера в человека, возвеличивание его свободы, разума, призыв к самосовершенствованию – главный принцип гуманизма Возрождения»[197]

«гуманисты эпохи Возрождения свобода воли-главно достояние человека»[198]

Глава.Религиоведение

 «Гуманизма Возрождения Данте Алигьере (1265–1321) в «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианства, хвалил человека, признав в нём божественное, природное начало в гармонии, верил в счастливое будущее человека, начальную доброту»[199]

 «Схоластика рационально обоснует, систематизирует западно – христианское вероучение: Кентерберийский, Ф. Аквинский, П. Абеляр, У. Оккам»[200]

«Уильям Окам – теория «двойственной истины». Вера и разум не пересекаются. Недоказуемо откровение. Истины веры лишь дополняют истины разума. Считая веру единственным источником познания, доказательства существования Бога без научной силы, лишь поверив, значат»[201]

«в номинализме общие понятия лишь имена единичных вещей у Росцелина, Оккама. Реальны лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не отражают их свойств. Понятия, обозначаемые общими именами – отдельные понятия. «человек» – люди»[202]

1374

«Франческо Петрарка (1304– 1374) жизнь уникальна, на раз, потому жить себе, быть свободным физически, духовно, отрицал возможность загробной жизни, считая что бессмертия можно добиться лишь в памяти людей, не жертвловаться Богу, а наслаждаться жизнью, любить»[203]

«в средневековье философия - «служанка» теологии, основные проблемы соотношения веры и разума, проблема доказательств бытия Бога»[204]

«В средневековье из небытия - «ничто» Бог сотворил мир.»[205]

Глава.Общая догма

 «в средневековье у философии проблема универсалий»[206]

Глава.Психофилософия

Догма средневековья

«в средневековье у философии проблема бытия человека, свободы воли»[207]

Глава.религиоведение

В средневековой материей – индивидных проявлений, сотворенных и подчиненных Единому (Богу).»[208]

«развития общества от замысла Богатворца, главна движуща сила в истории – его воля»[209]

Глава.Социальная историография

«о «золотом веке»»[210]        

«европейцы в средние века. конкурировала идея циклических смен из учений о космических циклах»[211]

Глава.Антропология

«проблемы: сущности и существования осознана к человеку средневековой арабской, потом западноевропейской: в человеке, природе суть-не существование. Из сути человека невыводимо его существование, ибо родово не индивидуально»[212]

Глава.Религия

«Бога суть-существование»[213]

ЧАСТЬ.НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава.Естествознание

 «Неоплатоники Кузанский, Парацельс пытались познать природу, Космос, человека по идеализму»[214]

Глава.Религиоведение

«В «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико дела Мирандола (1463–1494) человек в центре мира, чтоб сформировался как свободный, славный мастер. Свободно выбрав, опустишься до зверя, подняться до ангела»[215]

Возрождения уникальном положении человека в иерархии мира. ибо человек сначала свободен, лишь он во Вселенной без определеного места и предзаданой роли. по замыслу Бога, человек должен сформироваться как «свободный и славный мастер», счастье-«владеть желаным, быть чем хочет» (Пико деллаМирандола).»[216]

Глава.Социальная психология

«Пико дела Мирандола «Тебе дана возможность упасть до степени животного»[217]

«подняться до богоподобного лишь от твоей внутренней воле».»[218]

 

Глава.Политэкономика

 «в Мора (1478–1535) «Утопии» идеальное государство без частной собственности, все граждане производят в собственность общества (общественные склады), равномерно распределяя меж всеми жителями Утопии, шесть часов рабочего дня. От труда свободны способные к наукам, грязнейшие работы рабам – осужденным, преступникам. Всех должностных избирают. Мужчин и женщин равны права, обязанности. Полная веротерпимость»[219]

Глава.Религиоведение

 «Реформаторы Лютер, Томас Монцер, Эразм Роттердамский корено пересмотрели церковную идеологию, взаимоотношение верующих и церкви»[220]

отец протестантизма Кальвин отказ от понятия свободы воли как противоречащего вере в предопределение и благодать Бога.»[221]

 «Макиавелли историю творит божественый план»[222]

 

Глава.Психология

«В макиавелли (1469–1527) «Государе» побуждение от эгоизма, материального интереса. Люди алчны, малодушны, неверны»[223]

«с Макиавелли интерес,основны стремления – жажда власти, наживы.»[224]

Глава.социальная история

«макиавели важной движущей силой социального раз-»[225]

«вития – государство»[226]

Глава.Юридическая философия

 «макиавели-государство достижению обществено значимых обуздывающее эгоизм»[227]

 

Глава.Политология

У макиавелли

«правитель ограничивает человеческие инстинкты, пороки, достичь политические цели, блага может любыми средствами»[228]

 

Глава.Этика

У макиавелли

«добродетель человека – сила, здоровье, хитрость, энергия, возможность планировать, принуждать»[229]

Глава.Астрономия

у Коперника (1473– 1543) Солнце – центр к Земле (гелиоценризм), Земля вращается вокруг Солнца, космос бесконечен, сферичен, неизмерим, процессы в Космосе объясним природой»[230]

«по Канту у Коперника не получается объяснить движ небесных тел, ибо Земля в центре системы, предположил, что в центре Солнце»[231]

Глава.Религиоведение

«Натурфилософ Коперник пытались развенчать»[232]

           «Церковь, Бога»[233]

«у Бруно Бог-Вселенная (пантеизм), вся материя – одушевлена (гилозоизм). Бруно сожгли»[234]

Глава.Астрономия

«Джордано Бруно (1548–1600) – последователь Коперника, неоплатонизма, Солнце – центр лишь к Земле. Вселенная без центра, из галактик. Число»[235]

«миров во Вселенной у Бруно бесконечно, на других планетах жизнь»[236]

Глава.Социалполитика

из низов общества (Козьма Минин),»[237]

Глава.Общая догма

««онтология» с 1613 г. Гоклениуса, закрепил немец Вольф»[238]

Глава.Политические бредни

«в Кампанеллы (1568–1639) «городе Солнца»»[239]

«социальная справедливость, наслаждение жизнью, трудом без частной собственности. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. С рождения ребёнка забирают от родителей, в школах обучая наукам, приучая к правилам поведения. Во главе Города Солнца пожизненный правитель, избираемый соляриями – Метафизик, владеющий всеми: знаниями своей эпохи, профессиями»[240]

Глава.Естествознание

«Бэкона цель: дать человеку возможность научными открытиями, изобретений овладеть силами природы, подчинив разум природе, поняв её законы, причины. Овладеть природой, познавав мир, открыв объективные истины»[241]

Глава.Историография науки

«В Бэкона «Новом органоне» античной, средневековой науки главным образом дедуктивен метод, мысль двигая от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Предлагает метод индукции – метода познания на движе от изучения единичных фактов к общим положениям»[242]

Глава.Психология

«у Бэкона чувства и разум обманывают человека, уподобляясь неровному зеркалу. Чувства должно проверять в эксперименте. Люди не могут полно доверять органам чувств, показаниям наблюдений. Исправить ошибки чувственного» На пути познания препятствия – «идолы» («призраки») из особенностей познающего субъекта. На крылья разума «весить «гири», чтоб ближе к фактам. «Идолы пещеры» – ошибки от особенностей познающего от привычек, стереотипов, воспитания, национальной принадлежности. «Идолы площади и рынка» от несоответствия понятий объектам познания. Пользуют слова, обозначающие несуществующие вещи, абстракции, неясные термины, извращая логику рассуждения. «Идолы театра» – склонность людей верить в авторитеты, догмы, религиозные доктрины»[243]

Глава.Бредни о науке

«у Бэкона (1561–1626) англичанина чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию»[244]

 «у Бэкона «Знание – сила», всякие познание, изобретение на опыте: данные наблюдений, экспериментов»[245]

«освоить мир лишь экспериментом»[246]

Глава.Теория науки

 «у Бэкона в основе познания лишь наблюдения, опыт, знания (несамоцельны) и опыт – помощь человеку добиваться практических результатов, способствует новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой. наука познаёт причины, скрытые силы вещей, даёт полезные изобретения, открытия, способные улучшить его жизнь, умножить власть над природой».»[247]

«познание – адекватное от»[248]

«ражение мира в сознании человека. Познавательные пути: 1. «Путь муравья» – внимание лишь опыту, лишь сбор фактов. «Путь паука» – получение знания из «чистого разума», игноря либо значительно принижая роль практического опыта. «Путь пчелы» – идеальный способ, «сбор и переработка нектара фактов в мед науки», собрав все факты, обобщить, пользуя возможности разума, понять суть проблемы. Бэкон ввёл в научное познание экспериментальный метод»[249]

«у Декарта научные открытия от ума, направляющего опыты. Разум на твердых отчётливых представлениях, получаемых интеллектуальной интуицией, должен вывести все нужные следствия на дедукции – действии ума, из предпосылок выводящего следствия»[250]

Глава.Религиоведение

 «Натурфилософ Галилей пытался развенчать»[251]

           «Церковь, Бога»[252]

«у Декарта не надо доказывать знание – идею Бога как всесовершенного»[253]

«у Декарта Бога две субстанции, гарантирует истинность знания о мире, высший гарант существования мира, его функции минимизированы, природой движит, устанавливает её законы, доставив её своему развитию (деизм), истинность исходного принципа как знания ясного отчётливого от Бога – совершенного, всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума, творца объективного мира с субстанцией материальной, духовной неделимой»[254]

Глава.Антропология

«Человек-мыслящая вещь»-Декарт.»[255]

 

Глава.Физика

 «у Декарта материальное делимо до бесконечности, протяжения (материальная субстанция) модусы – фигура, положение, движение»[256]

Глава.Психология

 «у Декарта мышления (духовная субстанция) модусы – воображение, чувство, желание»[257]

Глава.Общая догма

 «у Декарта материальная и духовная субстанции независимы по дуализму»[258]

Глава.Математика

 «Рене Декарт (1596–1650) от математики, естествознания превращает философию в абстрактную теоретическую науку»[259]

«не надо доказывать идеи чисел, фигур, что «из ничего ничего не происходит», «целое больше своей части».»[260]

Глава.Бредни о науке

 «у Декарта сперва в познании разум, самосознание, «во всем сомневаясь», поймет что всё сомнительное в мире, кроме факта сомнения очевидного, нуждающегося в доказательствах. Ибо лишь мыслящего «Я» сомнение – свойство мысли, то сомневаться – мыслить. Несомненней бытие мыслящего «Я», отсюда «мыслю – следовательно, существую» - первичная исходная интеллектуальная интуиция, откуда выводят все знания о мире. Интеллектуальная интуиция – твёрдое, отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме умом, столь просто, отчётливо, что оно несомнено. Разум отсюда на дедукции выведет все нужные следствия»[261]

«истинное – лишь ясное, очевидное, делить каждое исследуемое сложное явление на проще, полученные знания располагать в определенной последовательности, двигаясь от простого к сложному, составить полные перечни, общие обзоры чтоб ничего не упустить, «Я» надо выход к объективному миру, а то его онтология сводима к солипсизму»[262]

Глава.Социология

«механистическая»-«[263]

«общество - агрегат элементов, изучаемых отдельно (Р. Декарт, Ж. Ламетри). «органическая» - организм с множеством жизненно важных органов и функций (Т. Гоббс, Г. Спенсер). «[264]

общество – самоорганизующейся и саморазвивающейся системы: Гегеля носитель сменяющих друг друга форм сознания. «[265]

Глава.Теория науки

«Спиноза низшую ступень – знание на воображении – представления на чувственном восприятии внешнего мира, беспорядочен. выше знание на уме. Истины выводят доказательством, потому достоверны, ясны, отчетливы, опосредованы, высшая ступень – знание на уме без доказательств – истины, усматриваемые в интуиции – непосредственные созерцания ума, достоверны»[266]

Глава.Религиоведение

 «у Спинозы (1632–1677) в субстанциональном монизме причина себя – Бог – природа: творящая (Бог), сотворенная (мир). Нет Бога вне природы, возвышающегося над ней. Единичные вещи – явки («модусы») Бога»[267]

Глава.Социальна психология

 «у Спинозы чрез мышление и протяжение человек познаёт мир, не сменит ход мирового процесса, чтоб сообразовать с ним свою жизнь и свои желания («свобода – познанная нужда»). Не: смеяться, плакать, проклинать, а понимать»»[268]

Спиноза человек не свободен, как субстанция-«причина себя»,освобождаем живи «по предписаниям разума».»[269]

Гоббс человек не свободой желаний, выбора, но действий»[270]

«люди злы, эгоистичны, ищут почет, выгоду, действуют лишь себе, осознают своё право на все»[271]

Глава.Антропология

Гоббс

««естественый закон»-стремление к самосохранению.»[272]

 «Природа человека-его природны способности питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум»»[273]

Глава.Общая догма

 «у Спинозы субстанция бесконечна во времени, пространстве, вечна (несотворима, неуничтожима), недвижна, с внутренней причиной себя, с свойствами (атрибуты – суть субстанции), главные – мышление, протяжение»[274]

«б пассивны. Число субстанций бесконечно в субстанциональном плюрализме. Всех вещей собственное действие, отсюда каждая вещь – субстанция – монада – душа, тело, проста, неделима, неповторима, непроницаема, замкнута, без окон, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна, в каждой монаде отражается весь мир. Монада – живое зеркало Вселенной»[275]

Глава.Материаловедение

«с Спинозы протяжение, мышление у субстанции»[276]

-««причины себя»»[277]

Глава.Политология

«в Гоббса (1588–1679) «Левиафане»»[278]

«Пренебрежение к правам других до государства (естественно) - «война всех против всех», без победителя, делает невозможной нормальную совместную жизнь людей. Обеспечению собственных безопасности, выживания люди заключили общественный договор, ограничив свои притязания и «право всех на все», добровольно подчинились общей власти – возник институт регулирования жизни в обществе – государство, Гоббс за политический абсолютизм – сильную, безграничную государственную власть, государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», жрёт всё на своем пути, ему не противостоять, но надо поддержанию жизнеспособности общества, порядка, справедливости в нём»[279]

Глава.Физика

Гоббс и Дж. Локк материю – телесную субстанцию, все характеристики (геометрии, физики, химии) в веществе: протяженность, плотность, непроницаемость, атомарное строение, закон сохранения.»[280]

Французские материалисты XVIII в.»[281]

«вещественно-субстратное представление о материи, предложив из ее важнейших атрибутов движ»[282]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.066 с.)