Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления мировой философской мысли в XX – начале XXI вековСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Противоречивый характер развития человечества в XX столетии Развитие человечества древнейших времен носит противоречивый характер. Противостояние добра и зла, прогресса и регресса присуще истории любой эпохи. Однако в XXстолетии эти противоречия выступают особенно наглядно. В XX столетии человечество окончательно осознало свое единство. Это послужило основой развития гуманизма. Формируется убеждение в начале столетия, что цивилизованные народы не будут впредь обращаться к войне при решении спорных вопросов. Именно в XX столетии нашли широкое применение в жизни человека электричество, автомобиль, радио, телевидение, космические аппараты и др. Человечество сумело победить самые страшные болезни - туберкулез, чуму, тиф и т.д. Большое значение имело развитие генетики. Селекция и генетика позволили внедрить в сельхозпроизводство высокоурожайные сорта культурных растений. Проблема голода перестала быть актуальной. Формируется сциентизм – убеждение, что наука способна решить все проблемы человека. С помощью науки предполагалось решить проблему личного счастья человека. Большие надежды возлагались на евгенику – науку, призванную уже в утробе человека воздействовать на формирование индивида на его генотип. Люди согласно евгенике будут рождаться здоровыми и красивыми. Проблема личного счастья в результате перестанет быть актуальной – все люди будут счастливыми. С другой стороны, именно в XX столетии имели место Первая и Вторая Мировые войны, которые унесли жизни десятков миллионов человек, сотни миллионов были ранены. Стали беженцами. Такой трагедии история не знала. Именно в XX столетии формируется идеология фашизма, самой человеконенавистнической теории, которая подразделяла человечество на полноценные и неполноценные народы в зависимости от этно - расовой принадлежности. Доказывалась необходимость полного физического уничтожения некоторых народов. Противоречия развития общества сказались на развитии философских учений. Формируются диаметрально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские концепции. Философия неопозитивизма Философия XX столетия является логическим продолжением предшествующей философии. Дальнейшее развитие поэтому получают философские системы XIX столетия. Значительное развитие получает философия позитивизма. Основоположником позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798 - 1857).Он считал необходимым отказаться от традиционного обществознания, поскольку его выводы не поддавались экспериментальной проверке и, следовательно, не носили научный характер. Он стремился внедрить в науки об обществе методы точных наук (прежде всего физики). Конт – основоположник социологии, которая вначале именовалась социальной физикой. Позитивизм претендовал на научность, был связан с научными проблемами и оказал огромное влияние на науку ХХ века. Поскольку в начале ХХ века имели место величайшие открытия в науке (принцип относительности, теория относительности, квантовая теория и др.), которые обусловили переворот в научной картине мира, то позитивизм претерпевает значительную эволюцию. Формируется неопозитивизм – дальнейшее развитие позитивизма, учитывающего радикальные изменения в научной картине мира. Большое значение в развитии неопозитивизма имели работы Дж. Мура, Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Вначале неопозитивизм именовался логическим атомизмом, затем логическим позитивизмом. Поскольку главное внимание уделялось проблемам математики и логики, философия стала основой философии науки. В Великобритании развивается лингвистический неопозитивизм, так как главной задачей считались анализ и формирование точного языка науки. В настоящее время неопозитивизм дифференцируется на множество разнообразных течений.
Особенности философии прагматизма Философия прагматизма часто именуется американской философией или философией успеха. Этот философское течение в самой динамично развивающейся стране ХХ столетия – в США. У истоков прагматизма стояли американские ученые Ч. Пирс и У. Джеймс. Важно отметить, что Пирс был известным математиком, астрономом, логиком, а Джеймс был медиком по образованию. Главным принципом прагматизма становится утверждение: истина – это то, во что я верю, а верю в то, что полезно в жизни, ведет к успеху в конкретной жизненной ситуации. Задачей науки считается не постижение истины, а достижение уверенности. Наука рассматривается средством преодоления сомнений. Истина рассматривается не как соответствие наших представлений реальному объекту, а как соответствие этих представлений нашей практике. Отрицается объективность мира и считается, что мир есть то, что мы из него делаем. В процессе познания мы выбираем лишь то, что соответствует нашим интересам. Огромный вклад в развитие прагматизма внес известный американский философ Дж. Дьюи (1859 – 1952). Сам Дьюи именовал свою версию прагматизма инструментализмом. Он утверждал, что понятия, идеи, теории – лишь инструменты, планы действия человека, ценные постольку, поскольку ведут к успеху. Задачей познания объектов Дьюи считал не формирование объективной истины, а установление с объектами наиболее выгодных отношений. Кредо Дьюи – истинно то, во сто удобнее верить. Прагматизм развивается и в наше время, однако, как и в прошлом, он утверждает – истина не то, что точно отражает реальность, а устойчивое верование, приводящее к успеху. Субъективно – идеалистический характер прагматизма очевиден. Однако трудно переоценить значение прагматизма не только в развитии американской философии и науки, но и в развитии американской культуры в целом.
Философия феноменологии Одним из важнейших течений в Европейской философии на рубеже Х1Х – ХХ вв становится феноменология. Формирование и развитие философии феноменологии связано, прежде всего, с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938). Феноменология – это систематический методологический анализ процесса познания. Основы феноменологии Гуссерль изложил в работе «Философия арифметики» (1891 г.) и завершил в двухтомнике «Логические исследования» (1900 - 1911 гг.). В первой работе философ искал «последние основания», на которых стоит арифметика, если она строгая наука. В процессе исследования Гуссерль использует метод Декарта – метод универсального сомнения. Таким образом, он хотел получить знание, которое выдерживает любое сомнение. В результате Гуссерль пришел к выводу, что сознание человека несовершенно. Человек не может постигнуть многое и ему приходится конструировать (создавать) представление о непознаваемом. Гуссерль фиксировал различие между вещами (сами по себе) и представлениями (понятиями этих вещей в сознании человека). Однако вещи и представления, как утверждал ученый, «перетекают» друг в друга в сознании человека. Он считал необходимым игнорировать факты, если они противоречат требованиям теоретической конструкции сознания. Центр тяжести переносится с объекта познания и результатов познания на метод познания. В «Логических исследованиях» он ставит задачу – отказаться от «психологизмов». Однако выполнение такой задачи оказалось невозможным. Фундаментальным понятием феноменологии становится понятие итенциональности – направленности, нацеленности сознания на предмет. Предметы появляются в результате итенционального акта, совершаемого сознанием. Такой метод предполагает «вынесение за скобки» всего того, что можно исключить из процесса познания. Любой ученый так же наивен, как и «человек с улицы», но продукты интеллектуальной деятельности ученых – это «наивности более высокой степени, продукты теоретической техники». Феноменология разительно отличается от классической философии Гегеля, Маркса и др. Она подвергает ревизии научный оптимизм конца XIX– начала ХХ столетий.
5.5 Философия экзистенциализма и постмодернизма Философия ХХ века является логическим продолжением предшествующих философских концепций, однако она не могла проигнорировать противоречивый характер развития человечества в это столетие. Так, формируется философия экзистенциализма, основоположником которого считается немецкий философ М. Хайдеггер. Он был учеником и последователем Гуссерля, но со временем развил собственный вариант феноменологии, который положил начало экзистенциализму. Экзистенциализм иначе именуется философией существования. Наряду с Хайдеггером в Германии Экзистенциализм развивают К. Ясперс и М. Бубер, в России – Н.А. Бердяев и Л.И. Шестов, во Франции – Ж.П. Сартр, А. Камю и др. Экзистенциализм формируется как ответ на те бесчисленные страдания, которые выпали на долю человечества в результате Первой и в особенности Второй мировой войны. Экзистенциализм утверждает, что философия должна заниматься в первую очередь не общемировоззренческими проблемами (каково происхождение мира, познаваем ли мир и т.д.), а проблемами человека. Человек и смерть, человек и страдания, человек с Богом и без Бога – вот главные проблемы философии, как утверждали экзистенциалисты. Жизнь человека – бесконечные страдания. По отношению к конкретному человеку всегда однозначно враждебны как природа, так и общество. Однако страдания человека обусловлены не внешними факторами, а, прежде всего, внутренними. У человека множество желаний, стремлений и они приходят в противоречие, что доставляет человеку бесконечные страдания. Единственным избавлением от них является смерть. В жизни человека нет места прекрасному, благородному, героическому. Если человек и не делает сознательно, целенаправленно подлости, то сама жизнь заставляет его совершить таковые. Философия экзистенциализма создавалась не только философами – профессионалами, но ив значительной степени представителями творческой интеллигенции (литераторами, художниками и т. д.) Экзистенциализм, несмотря на жесткую постановку философских проблем бытия, пропагандировал гуманизм и личную свободу человека. Поэтому это философское течение становится интернациональной философией. В конце ХХ столетия формируется философия постмодернизма. Большинство постмодернистов – французы (Мишель Фуко, Жак Деррида, Жиль Делез, Феликс Гваттари и др.) Постмодернизм подвергает отрицанию возможность объективного научного познания. Так, Феликс Гваттари и Жиль Делез в совместной работе «Ризома» отмечают, что системы нет и быть не может. Человек субъективно навязывает природе представление системности. Отрицанию подвергаются также причинно – следственные связи. Однако явление следует за другим, и человек субъективно считает одно явление причиной, а другое – следствием. Поскольку любая наука изучает системность и причинно- следственные закономерности, то, следовательно, отрицается научное познание. Постмодернизм подвергает отрицанию также объективность истины. Проблема не в отсутствии истины, писал Деррида, а в том, что их много. У каждого человека своя истина, то есть она абсолютно субъективизируется. Значение постмодернизма в том, что это философское учение заставляет критически оценить познавательные возможности человека, пересмотреть многие устоявшиеся догмы. Вопросы для самоконтроля 1. Философия XX- начала XXIвеков, как логическое развитие философских учений предшествующей эпохи? 2. Объяснима ли радикальная эволюция традиционных философских течений (томизм, позитивизм и т.д.) в XX-м столетии? 3. Причины формирования сциентизма в XX-м столетии? 4. Влияние Первой и Второй мировых войн на формирование философии экзистенциализма? 5. Причины отказа философии экзистенциализма от исследования общемировоззренческих вопросов? 6. Почему проблема гуманизма считается в экзистенциализме доминирующей?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949 2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110 3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428 4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551
Дополнительная 1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733 2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064 3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013 4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660 5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675 6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328 Лекция 6 ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ Философское понятие бытия С древнейших времен люди замечали, что предметы, вещи окружающего нас мира существуют, а затем исчезают, и формируются новые предметы и вещи. Так постепенно формируется понятие бытия. Это понятие впервые применил древнегреческий философ Парменид. При анализе бытия возникает необходимость обращения к проблеме соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Парменид был уверен, что утверждение о существовании небытия ложно. Бытие абсолютно, небытие – нереально. Он был уверен, что бытие само по себе абстракция, мыслимое бытие, реально существует бытие реальных предметов. Существование предметов и вещей – преходяще, их бытие в пространстве и времени ограничено, а бытие как фундаментальный принцип объяснения мира – непреходяще. Оно не ограничено в пространстве и времени. Парменид утверждал, что мышление и бытие совпадают, поскольку «мысль о предмете и предмет мысли». Совершенно другая трактовка бытия и небытия формировалась в Древнем Китае и Древней Индии. В буддизме и даосизме именно небытие признается как всеобъемлющее и первичное. Небытие, будучи всем, само есть ничто, но порождает все вещи и свойства. В древнеиндийском брахманизме видимая реальность считалась огромной иллюзией. Единственной подлинной реальностью считается небытие. Мыслители, как Древнего Востока, так и Европы выдвигают разные версии бытия. Так постепенно формируется онтология.
6. 2. Онтология – учение о бытии Понятие онтология - древнегреческого происхождения («онтос» - сущее и «логос» - знание). Главным вопросом онтологии с древних времен является проблема бытия. Следовательно, онтология – это учение о бытии. Понятие онтологии невозможно раскрыть без обращения к термину «метафизика». Этот термин возник случайно при классификации работ Аристотеля и означает – «после физики». Метафизика - это знания о предельных основаниях бытия, мира, человеческого существования и т.д. Метафизика – это особое понимание мира посредством его познания и преломления полученных знаний сквозь призму интересов человека. Метафизика качественно отличается от знаний, которые мы получаем при изучении конкретных наук (физики, химии, географии и т.д.). Метафизика, в отличие от конкретных наук, не имеет предметных ограничений. Часто понятия «метафизика» и «онтология» отождествляются. Однако большинство исследователей уверено, что понятие «метафизика» шире, поскольку она выходит за пределы познания бытия. В процессе развития философии сформировались различные варианты онтологии. Условно все варианты онтологии можно дифференцировать на материалистическую и объективно – идеалистическую онтологии. В материалистической онтологии идея вечности и первичности материи занимает доминирующее начало. Материализм – это философия монизма (одного начала), сознание считается вторичным, продуктом исторического развития материи. Сильной стороной материалистической онтологии является обращение к научным достижениям своего времени. Материализм использовал теоретическую модель мира И. Ньютона. Однако новые открытия в физике на рубеже XIX – ХХ столетий показали ограниченность физики Ньютона. Метафизический материализм оказался не в состоянии объяснить новые явления в физике. Диалектический материализм (марксизм) оказался более обоснованным, поскольку базировался на новейших открытиях в науке и материалистически истолкованной диалектике Гегеля. Однако в марксистской философии бытие становится синонимом объективной реальности. Бытие рассматривается как существование отдельных предметов и мира в целом, вне и независимо от нашего сознания. Объективно – идеалистическая онтология в свою очередь дифференцируется на теологический вариант и рационально – идеалистический вариант. Вся средневековая философия, начиняя с Августина, выдвигает теологический вариант анализа бытия. Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, Августин считал Бога творцом всего сущего и причиной всего бытия. Подлинным бытием обладает только Бог. Бытие человека и мира в целом носит вторичный характер, поскольку они сотворены Богом и существуют исключительно по воле Бога В философии Гегеля излагается рационально – идеалистический вариант истолкования бытия. Узловым моментом в анализе бытия выступает Абсолют (мировой дух). Он самодостаточен и проходит различные стадии развития. Вначале дух существует как «идея в себе». В процессе своего развития Абсолют переходит в инобытие – природу. Бытие рассматривается как бесконечное развитие Абсолюта (мирового духа). Особое место в анализе бытия имеет субъективный идеализм (Джордж Беркли, Давид Юм и др.). Согласно этой философской концепции мы можем утверждать достоверно лишь о том, что воспринимается нашими чувствами и сознанием. Существуют ли предметы, вещи за пределами наших чувств – остается вопросом. Любой объект существует, пока мы его воспринимаем. Бытие в данном случае оказывается лишь продуктом наших чувств. Бытие всегда субъективно. Следовательно, различные подходы к объяснению смысла понятия бытия не только противоречат одно другому, а оказываются взаимоисключающими.
Философские категории: сущность, субстанция, материя и Реальность При философском анализе бытия возникает необходимость обращения к категориям сущности и субстанции, материи и реальности. Глубокий философский анализ категории сущности впервые провел Аристотель. Он считал сущность «сутью бытия». Сущность сокрыта, сокровенна. Сущность – это внутренняя характеристика предмета, события. Сущность и явление являются парной категорией философии. Явления мы наблюдаем. Но выражают ли явления сущность предмета? Это узловой вопрос в процессе познания. Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно (Аристотель, Гегель, Маркс и др.). Если явление выражает сущность, то мир познаваем. Однако многие философы не разделяют такой оптимизм. Так, И. Кант утверждал, что явления не выражают сущности объектов. Следовательно, этими философами отрицается познаваемость мира. При анализе бытия возникает вопрос – что лежит в основе мира и присуще всем предметам. Латинский термин субстанция означает «то, что лежит в основании» и указывает на внутреннее единство разнообразных форм бытия. Материальные объекты могут иметь совершенно различные формы и габариты, но они материальны и относятся к одной материальной субстанции. При анализе субстанции формировались материалистическое и идеалистическое понимание. Материализм признает материю в качестве единственной основы мира, единственной субстанцией. Идеализм считает субстанцией дух, Бога, сознание и т. д. Единственной субстанцией идеализм считает дух, а материя признается продуктом творения духа. Узловой категорией при анализе бытия является категория материи. Категория материи формируется уже в древнегреческой философии. Одни мыслители считали материю (первоматерию) воздухом, другие – водой, атомами и т.д. В классической физике материей считалось то, что существует в пространстве и времени, обладает массой, движется, подчиняется причинно – следственным закономерностям и закону сохранения массы. Понятия материи и вещества отождествлялись. Великий русский химик Д.И. Менделеев писал: «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то, из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы». Такое представление господствовало в науке до рубежа ХIХ – ХХ столетий. С открытием радиоактивности, распада атома подобное представление оказалось в тупике. Элементарные частицы (электроны, протоны, нейтроны), на которые распадается атом, не подчиняются законам классической физики. Многие физики считали распад атома исчезновением материи. Со временем стало очевидно, что распад атома не означает исчезновение материи, поскольку элементарные частицы (микрочастицы) также являются материей. Однако элементарные частицы не являются веществом. Из них нельзя сложить предметы. Формируется новое определение материи: материя – философская категория, которая обозначает объективную, т. е. независимую ни от отдельного человека, ни от человечества в целом, реальность. Человек познает материю с помощью органов чувств. Материя имеет сложную структуру: макромир и микромир, живая и неживая материя. Категория реальности также остается дискуссионной в философии и науке. Самое простое определение данной категории - реальностью считается то, что существует в действительности, в различных философских концепциях воспринимается по-разному. Материализм считает реальностью материю. Для религии реальность – это Бог. Субъективный идеализм подлинной реальностью считает ощущения, чувства. Современная физика считает, что реализуются все возможные исходы развития событий, и допускает существование параллельных миров.
Движение, пространство, время Проблема движения стала актуальной уже в древнегреческой философии. Анаксимен, Анаксимандр, Фалес считали движением возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Гераклит считал движение вечным, причиной всех изменений. Парменид и Зенон Элейский отрицали движение в принципе, хотя в самом существовании движения не сомневались, сомневались они в его истинности, в различии движения и покоя. Аристотель впервые пришел к выводу, что движение – это любое изменение, Он провел первую классификацию форм движения. В классической физике абсолютное движение сводилось к механическому перемещению тел в пространстве. Марксизм подвергает критике метафизическое понятие движения. В марксистской философии утверждалось, что все многообразие движений не сводится к простому перемещению тел в пространстве (механическому движению). Была предпринята классификация основных форм движения материи - механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Движение считается фундаментальным свойством материи. Движение абсолютно, покой относителен. С движением связана категория развития. Развитие – это направленное, необратимое изменение (изменения). Развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Прогресс – это развитие от низшего к высшему, к совершенству. Одни мыслители утверждают, что прогресс характерен материи в целом. Однако большинство утверждает, что понятие прогресс применимо лишь к анализу общества. Гегель впервые сформулировал диалектику бытия, основные принципы и законы диалектики. Принцип развития и взаимосвязи является узловым в диалектике Гегеля. Он сформулировал также следующие основные законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания. В этих законах выражена сущность процесса развития. Долгое время в философии и науке пространство считалось неким вакуумом, в который помещаются предметы и вещи. Постепенно формируется убеждение, что пространство, как и движение, является фундаментальным свойством материи. Нет движущейся материи вне пространства, но и пространство немыслимо без движущейся материи. Абсолютного вакуума нет. С категорией пространство тесно связано понятие времени. Движущаяся в пространстве материя всегда существует во времени. Вне времени она немыслима. Но и время немыслимо без движущейся в пространстве материи. Единство и взаимосвязь материи, движения, пространства и времени стали особенно очевидны после открытия закона относительности.
Вопросы для самоконтроля 1. Проблема бытия и небытия в философии Древнего мира? 2. Историческая эволюция понятия бытия в зависимости от доминирующей концепции философии? 3. Соотношение понятий бытия и материи? 4. Субъективно-идеалистическое понимание материи? 5. Место причинно-следственной связи в детерминизме? 6. Проблема детерминизма и индетерминизма в современной науке? 7. Единство и взаимосвязь материи, движения, пространства и времени в теории относительности?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949 2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110 3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428 4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551
Дополнительная 1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733 2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064 3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013 4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660 5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675 6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328 Лекция 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.016 с.) |