От философии Гегеля к диалектическому материализму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От философии Гегеля к диалектическому материализму



Начало немецкой классической философии. Значение философии И. Канта.

В XVIII столетии центр философской мысли Европы перемещается в Германию, которая отставала в экономическом развитии от Франции, Великобритании и т.д. В политическом отношении Германия состояла из десятков больших и малых образований. Немецкая классическая философия – величайшее явление в истории. Причины данного феномена трудно объяснить.

Одни исследователи считают это явление результатом влияния идей Великой Французской революции. Другие полагают, что теоретические основы немецкой классической философии заложили деятели немецкого Просвещения Христиан Вольф (1679 – 1754), Иоганн Николас Тетенс (1736 – 1807) и др.

Родоначальником немецкой классической философии считается И. Кант (1724 – 1804). Вся его жизнь связана с г. Кенигсбергом (ныне Калининград). Именно в Кенигсбергском университете Кант прошел путь от студента до профессора – ректора университета. Он читал лекции по логике, метафизике, математике, физике, минералогии, богословии, естественному праву, физической географии, антропологии и этике. Творчество Канта подразделяется на два периода –

«докритический» и «критический». В «докритический» период он интересуется естественнонаучными и натурфилософскими проблемами. Ученый в этот период исследовал причины землетрясений, сформулировал теорию ветров, проявил интерес к истории Земли. Знаменитая работа Канта, написанная в это время, -

«Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В ней описывается развитие Вселенной, когда под воздействием сил притяжения естественным путем из хаоса материи формируются небесные тела. Работа эта не потеряла своего научно – теоретического значения и в наше время. Философия, по мнению Канта должна выявить элементарные понятия человеческого мышления, определить границы человеческого познания и избегать произвольных измышлений. Философия Канта этого периода носит материалистический характер.

Считается, что с 1770 года начинается «классический период» деятельности Иммануила Канта. Большое значение имели его работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Важнейшей проблемой становится выявление соотношения понятий «вещь в себе» и «вещь для нас». По отношению к нам вещи выступают как явления, феномены. Явлениям и феноменам, которые мы, воспринимаем


Иммануил Кант, противопоставляет, «вещи сами по себе». Поскольку «вещи сами по себе» мы не формируем, то их доопытное (априорное) познание невозможно, они не даются нам и в опыте, следовательно, такие вещи непознаваемы.

Иммануил Кант не отрицает связь явлений и вещей, однако явления не выражают сущности вещей. Агностицизм (отрицание познаваемости мира) Канта носит противоречивый характер. Разрывая связь между «вещь в себе» и «вещь для нас» он отрицает их познаваемость.

Все знания по Иммануилу Канту подразделяются на априорные (доопытные) и апостериорные, приобретённые опытным путём. Проблема априорных знаний носит спорный характер. Сам И. Кант не мог объяснить их происхождение. По одной версии Канта априорные знания вложил в человека Бог, по другой версии они результат эволюции живого мира.

В работе «Критика практического разума» (1788) он обращается к условиям формирования моральных поступков людей. Сформулированный Кантом категорический императив – всеобщий моральный закон, ставит перед человеком высокие моральные планки. Человек не может рассматриваться как средство, инструмент, для достижения какой - то цели: «Человек человеку всегда цель, но никогда средство». В другой формулировке он утверждал: «Поступай так, чтобы максима (предписание) твоей воли всегда могла стать принципом всеобщего законодательства». Любой человек должен следовать этим императивам, служить образцом, примером для других.

Трудно переоценить значение философии Канта. Его идеи даже в наше время заставляют по-новому взглянуть на мир, на других людей.

 

«Абсолютный идеализм» Г. Гегеля

Под влиянием философских идей Канта в Германии формируется целая плеяда выдающихся философов: И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинги др.

Однако самым выдающимся философом не только Германии, но и в истории человечества в целом по праву считается Георг Гегель (1770- 1831). В своих работах «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др. он создает величайшую философскую систему. Философия Гегеля отличается завершенностью, поскольку он исследовал философские проблемы природы, сознания и общества.

Узловым моментом в философии Гегеля выступает «Абсолютный Дух. Это не Бог, поскольку Бог всегда персонифицирован. Абсолютный дух находится в процессе вечного противоречия развития. Все существующее Гегель считает инобытием, проявлением Духа. Он проходит различные стадии развития. Вначале Дух существует в себе как чистая мысль (бытие в себе), затем реализуется в


природе (бытие для другого), а, осознав свою суть, становится абсолютной идеей (бытие в себе и для себя).

Сущность философской системы Гегеля выражается в крылатой фразе: Всё разумное – действительно, всё действительное разумно».

По Гегелю законы разума и законы мира совпадают. Всё, что существует в мире, является закономерной стадией развития Абсолютной идеи и наоборот всё, что не противоречит, законам разума обязательно реализуется.

Георг Гегель создал науку диалектики. Он впервые сформулировал основные принципы и основные законы диалектики.

Поскольку в философии Гегеля Дух первичен (нечеловеческий), то его философия носит объективно-идеалистический характер. Вся последующая философия развивается под влиянием философии немецкого философа Георга Гегеля.

 

Материализм Л. Фейербаха.

В молодые годы немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был приверженцем философии Гегеля – «младогегельянцем». Со временем Людвиг Фейербах подвергает философскую систему Георга Гегеля резкой, непримиримой критике. Подвергается критике, как объективный идеализм, так и учение о диалектике Гегеля.

Фейербах – материалист и считает, что материя существует вечно, она никем не сотворена. Материализм Людвига Фейербаха носит метафизический характер, так как рассматривает мир вне диалектической взаимосвязи, вне качественного развития.

В своих главных работах: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего», «Сущность религии» он уделяет большое внимание проблемам теологии и сущности человека. Фейербах – атеист и считал, что Бог не обладал реальным существованием. Он считал религию проекцией родовой человеческой сущности, творением человека. Фейербах не отказывался от религии вообще, но отрицал традиционную религию. По его мнению, должна сформироваться новая религия, где нет места Богу. Сам человек должен стать Богом другому человеку. Смыслом жизни человека в новой религии должна стать любовь. Поскольку в работах Людвига Фейербаха доминирует проблема человека, то его философию часто именуют антропологической философией. Философия немецкого философа Людвига Фейербаха имела огромное историческое значение, так как стала переходным пунктом от философии Иммануила Канта и Георга Гегеля к марксизму.


Особенности марксистской философии

Философия марксизма формируется в середине XIX столетия вначале в Германии, а затем в других странах Европы. Основоположниками марксизма являются немецкие философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Карл Маркс (как и Людвиг Фейербах) в молодости был

«младогегельянцем». Важно отметить, что К. Маркс изначально придерживался радикального «младогегельянства». Оно на основе гегелевской философии утверждало, что, если все разумное действительно, а все действительное разумно, то все, что противоречит законам разума, подлежит разрушению. Поскольку капитализм середины XIX противоречит законам разума, то его необходимо было заменить коммунистическим обществом, где будет господствовать общественная собственность на средства производства и отсутствовать эксплуатация человека человеком. Это учение носило политический характер, поскольку ставило своей задачей замену одной общественно-экономической формации (капитализма) другой (коммунизмом).

Теоретическим источником марксистской философии является немецкая классическая философия и, прежде всего, диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Однако марксистская философия радикально отличается как от философии Гегеля, так и от философии Фейербаха. В ней впервые в истории философии материализм и диалектика соединены в одно целое. Марксистская философия состоит из двух частей – диалектического материализма (философии природы и мышления) и исторического материализма (философии общества).

Исторический материализм, который часто именуется материалистическим пониманием истории, представляет новый подход к истории. Домарксистские материалисты (Дидро, Фейербах, Чернышевский) утверждали, что в развитии общества нет объективных законов. Оно детерминируется исключительно сознанием людей и, прежде всего, великих людей. Маркс и Энгельс не отрицают роли сознания людей, их целенаправленной сознательной деятельности, но сознание людей, по их мнению, не является первопричиной. Само сознание людей, их цели, идеи формируются в зависимости от тех общественных реалий, которые существуют в данную эпоху. В крылатом выражении: «Бытие формирует сознание» - выражается суть материалистического понимания истории.

Человек вынужден подчиняться объективным закономерностям, исторической необходимости. Однако человек не является «марионеткой» исторической необходимости. Человек всегда имеет выбор в своей деятельности, который ограничен объективными закономерностями. Развитие общества носит объективный характер, однако реализуется оно в результате субъективной деятельности людей. Объективное и субъективное в развитии общества


диалектически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Следовательно, марксизм не является учением фаталистическим, где все происходит в силу объективных законов. Сознательный выбор человека имеет огромное значение в развитии общества.

Маркс утверждал, что экономические отношения лежат в основе общественной жизни, являются базисом. В зависимости от базиса – господствующих экономических отношений, формируется надстройка – определенные политические учреждения, законы, культура и т.д. Определенный базис и надстройка дают своеобразный тип общества – общественно – экономическую формацию. В зависимости от базиса и надстройки марксизм выделяет в истории общества следующие общественно – экономические формации: первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

В Советском Союзе и других социалистических странах марксизм являлся официальной идеологией. С крахом социалистической системы положение радикально меняется, однако и в наше время марксизм доминирует в Китае, Вьетнаме, Кубе и др.

Советский марксизм является одним из вариантов марксизма. Марксистские идеи получили развитие и в других странах – демократический марксизм, неомарксизм и др. Взглядов неомарксизма придерживаются многие известные философы современности. Следует отметить, однако, что неомарксизм существенно отличается от советского варианта марксизма. Он отвергает диктатуру пролетариата, необходимость насильственной социалистической революции и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля

1) Немецкая классическая философия как исторический этап развития общечеловеческой философской мысли?

2) Агностицизм И. Канта как идейное продолжение скептицизма древнегреческой философии?

3) Почему философскую систему Г. Гегеля часто характеризуют завершенной?

4) Тождество мышления и бытия в философии Г. Гегеля?

5) Особенности диалектики Г. Гегеля?

6) Влияние французских материалистов XVIIIвека на формирование метафизического материализма Л. Фейербаха?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


Лекция 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.014 с.)