Чувственное                            Рационально – логическое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувственное                            Рационально – логическое



1. Ощущения                              1. Понятия

2. Восприятия                            2. Суждения

3. Представления                     3. Умозаключения

В реальности мы познаем одновременно и чувственно, и рационально – логически. В этой связи нельзя согласиться с учением сенсуализма (эмпиризма), утверждающего, что мы познаем мир исключительно с помощью органов чувств, а наше мышление не имеет существенного значения (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Нельзя согласиться и с учением рационализма, утверждающего, что мы познаем


мир исключительно с помощью разума, мышления, а органы чувств вводят нас в заблуждение (Б. Спиноза и др.).

 

Проблема истины в философии

Любое познание направлено на достижение истины. Проблема истины актуальна в гносеологии с древних пор. Уже в Библии задается вопрос: «Что есть истина?». Однако однозначный, общепринятый ответ невозможен и в наше время. Классическая                    концепция истины формировалась уже в работах Платона и

Аристотеля. Под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению действительности. Однако сама действительность в различных философских концепциях рассматривается противоречиво. В объективном идеализме под действительностью понимается идеальное бытие вечных идей. В материализме под истиной понимается соответствие человеческой мысли объективной природной действительности.

Среди философов и ученых доминирует классическая концепция истины. Однако познание представляет сложное субъектное – объектное отношение. Наши знания не могут быть зеркальным отражением действительности, поскольку они представляют собой особое, идеальное образование, где тесно переплетаются объективная действительность и субъективное начало.

Марксистское определение истины как объективного содержания наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, являясь отражением объективной действительности, многим представляется односторонним. В этом определении игнорируются особенности субъекта (человека), имеющего свой опыт жизни, ценности и т.д. Таким образом, объективность истины невозможно абсолютизировать, в ней всегда присутствует субъективностью

И. Кант выдвинул априористскую концепцию истины. Он утверждал, что наряду со знаниями, полученными на чувственном материале, существуют врожденные – априорные знания, которые не зависят от опыта. По мнению великого философа, именно априорные знания носят достоверный характер, являются истиной.

Большой интерес в современной науке (прежде всего, в физике) представляет конвенционалистская концепция истины (конвенция – соглашение). Утверждается, что абсолютно достоверных истин нет. Любая истина относительна. Истина рассматривается как соглашение (конвенция) научного сообщества.


На прошлых лекциях уже говорилось о прагматистской концепции истины. В этой концепции истина отождествляется с пользой и результативностью, она получила большое распространение в США.

Противоречивые определения истины нельзя рассматривать как ложность одних и абсолютную достоверность других. Эти противоречия показывают в первую очередь сложность достижения истины.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Философское понятие «гносеология».

2. Ограничены ли возможности человечества в познавательной деятельности?

3. Роль практики в процессе познания.

4. Диалектика вненаучного и научного познания.

5. Методы и методология научного познания.

6. Диалектика объективного и субъективного в истине.

7. Существуют ли «вечные истины»?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064


3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


Лекция 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.007 с.)