Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувственное Рационально – логическое
1. Ощущения 1. Понятия 2. Восприятия 2. Суждения 3. Представления 3. Умозаключения В реальности мы познаем одновременно и чувственно, и рационально – логически. В этой связи нельзя согласиться с учением сенсуализма (эмпиризма), утверждающего, что мы познаем мир исключительно с помощью органов чувств, а наше мышление не имеет существенного значения (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Нельзя согласиться и с учением рационализма, утверждающего, что мы познаем мир исключительно с помощью разума, мышления, а органы чувств вводят нас в заблуждение (Б. Спиноза и др.).
Проблема истины в философии Любое познание направлено на достижение истины. Проблема истины актуальна в гносеологии с древних пор. Уже в Библии задается вопрос: «Что есть истина?». Однако однозначный, общепринятый ответ невозможен и в наше время. Классическая концепция истины формировалась уже в работах Платона и Аристотеля. Под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению действительности. Однако сама действительность в различных философских концепциях рассматривается противоречиво. В объективном идеализме под действительностью понимается идеальное бытие вечных идей. В материализме под истиной понимается соответствие человеческой мысли объективной природной действительности. Среди философов и ученых доминирует классическая концепция истины. Однако познание представляет сложное субъектное – объектное отношение. Наши знания не могут быть зеркальным отражением действительности, поскольку они представляют собой особое, идеальное образование, где тесно переплетаются объективная действительность и субъективное начало. Марксистское определение истины как объективного содержания наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, являясь отражением объективной действительности, многим представляется односторонним. В этом определении игнорируются особенности субъекта (человека), имеющего свой опыт жизни, ценности и т.д. Таким образом, объективность истины невозможно абсолютизировать, в ней всегда присутствует субъективностью И. Кант выдвинул априористскую концепцию истины. Он утверждал, что наряду со знаниями, полученными на чувственном материале, существуют врожденные – априорные знания, которые не зависят от опыта. По мнению великого философа, именно априорные знания носят достоверный характер, являются истиной.
Большой интерес в современной науке (прежде всего, в физике) представляет конвенционалистская концепция истины (конвенция – соглашение). Утверждается, что абсолютно достоверных истин нет. Любая истина относительна. Истина рассматривается как соглашение (конвенция) научного сообщества. На прошлых лекциях уже говорилось о прагматистской концепции истины. В этой концепции истина отождествляется с пользой и результативностью, она получила большое распространение в США. Противоречивые определения истины нельзя рассматривать как ложность одних и абсолютную достоверность других. Эти противоречия показывают в первую очередь сложность достижения истины.
Вопросы для самоконтроля 1. Философское понятие «гносеология». 2. Ограничены ли возможности человечества в познавательной деятельности? 3. Роль практики в процессе познания. 4. Диалектика вненаучного и научного познания. 5. Методы и методология научного познания. 6. Диалектика объективного и субъективного в истине. 7. Существуют ли «вечные истины»?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949 2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110 3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428 4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551
Дополнительная 1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733 2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064
3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013 4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660 5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675 6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328 Лекция 9
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.007 с.) |