Цивилизация и глобальные проблемы современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация и глобальные проблемы современности



Диалектика понятий «культура» и «цивилизация»

В обыденной повседневной жизни понятия «культура» и «цивилизация» обычно отождествляются. Однако полное отождествление этих понятий необоснованно, несмотря на их близкое родство. Понятия эти существенно различаются по содержанию.

Слово «культура» в переводе с латинского языка означает обработку, возделывание земли. В Древнем Риме этим термином обозначали определённый способ возделывания почвы, различные агротехнические приёмы. В современном русском языке слово культура имеет несколько значений. В наиболее узком смысле культура отождествляется с термином «этика» (т.е. нормами и правилами поведения человека). Культурным человеком в обыденной жизни именуют того, кто соблюдает общепринятые нормы поведения.

В более широком смысле под культурой подразумевается духовная культура в целом – наука, художественная литература, изобразительное искусство и т.д.

Культура изучается комплексом социально-гуманитарных дисциплин – философией, культурологией, этнографией и т.д. В зависимости от конкретной научной дисциплины формируются различные определения культуры.

В наиболее широком - философском смысле культура – это специфический способ человеческой деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей.

Термин «цивилизация» имеет также латинское происхождение и в буквальном смысле означает – гражданский. В научный оборот этот термин впервые ввели французские просветители (ХVIII век). Под цивилизацией понимается общество, основанное на началах разума и справедливости. В работах американского исследователя первобытного общества Л.Г. Моргана прогресс человеческого общества – это переход от дикости к варварству, а затем – к цивилизации.

Как отмечалось выше, понятия «культура» и «цивилизация» часто отождествляются.  Однако  в  работах  некоторых  мыслителей они противопоставляются (И. Кант, Н.А. Бердяев, О. Шпенглер и др.). Так, О. Шпенглер в знаменитой работе «Закат Европы» утверждал, что цивилизация является «дряхлой» культурой. Любая культура по Шпенглеру развивается как


самобытное явление, достигает пика своего развития, а затем «дряхлеет», т. е. становится цивилизацией. В свою очередь любая цивилизация развивается и существует приблизительно тысячу лет, а затем погибает, утверждал Шпенглер. Поскольку каждая национальная культура является неповторимым феноменом, то нет всемирной истории. По мнению О. Шпенглера всякая цивилизация носит локальный характер. Подобное учение именуется теорией локальных цивилизаций.

Выдающийся английский историк цивилизации А. Тойнби также придерживается теории локальных цивилизаций. Однако в отличие от О. Шпенглера, он не противопоставляет культуру цивилизации и, признавая специфику национальных культур, допускает существование общечеловеческих ценностей.

В последнее время становится очевидным, что некорректно ставить вопрос о том, что шире – культура или цивилизация. Различие между этими двумя понятиями не имеет пространственно-объемный характер. Культура –это процесс созидания, а цивилизация – это определенный уровень развития культуры в определенном регионе, в конкретную историческую эпоху. Мы говорим о цивилизациях Древней Руси, Древнего Египта, эпохах Средневековья, Возрождения и т.д.

Культура имеет сложную структуру и дифференцируется на основе различных критерий на множество элементов. Так, материальная и духовная культура выступают как два взаимосвязанных, взаимообусловленных видов культуры. Материальная культура – это орудия труда и другие материальные элементы общественной жизни. Важнейшими элементами духовной культуры являются наука, мораль, искусство, религия, философия и т.д. Диалектическая взаимосвязь материальной и духовной культурой очевидна. Так, наука (элемент духовной культуры) является важнейшим детерминантом развития уровня производства материальных благ. В свою очередь развитие науки немыслимо без определенного уровня развития производства материальных благ. Достаточно ознакомиться с материалом социально-экономической, статистической литературы, чтобы убедиться – достижения в развитии материальной культуры обуславливают высокий уровень развития духовной культуры и наоборот.

 

Массовая и элитарная культура

Культура дифференцируется также на массовую и элитарную. Под массовой подразумевается такая культура, которая доступна каждому человеку. Для восприятия этой культуры не требуется специального воспитания, образования. Обратите внимание, что детективный жанр художественной литературы,


эстрадное искусство и т.п. доступны даже полуграмотному человеку, не получившему специального образования, воспитания.

Под элитарной подразумевается та культура, для восприятия которой требуется специальное образование, целенаправленное воспитание.

Вы, наверное, уже заметили, что многие люди не посещают оперные театры, симфонические концерты. Такая музыка не только не доставляет им удовольствия, но и крайне раздражает их, представляется им абсурдом. В тоже время многим людям оперное искусство, классическая музыка доставляют огромное удовольствие.

Часто утверждается, что способность наслаждаться элитарной культурой является врожденной, генетической, и большинству людей в силу их генотипа не дано воспринимать гармонию и величие такого искусства. Однако большинство исследователей доказывает, что способность наслаждаться элитарной культурой обуславливается социальными факторами. Приобщение с детства к прекрасной музыке, художественной литературе и искусству формирует гармонично развитую личность. Элитарная культура для такой личности не является чуждой, недоступной. Разумеется, отрицать наши генетические различия неправомерно, но нельзя и недооценивать фактор воспитания, образования.

В настоящее время наблюдается засилье массовой культуры. Элитарная культура менее востребована. Это объясняется, прежде всего, доступностью массовой культуры, засильем СМИ, которым выгоднее экономически пропагандировать массовую культуру. Пропаганда элитарной культуры не является самоцелью. Она детерминирует формирование всесторонне развитого, гуманного человека.

 

Кризис современной цивилизации

Кризис современной цивилизации очевиден. Причем, он наблюдается не в одной стране или одном регионе нашей планеты, а является характерной чертой жизни большинства стран. Человечество сотрясают не только бесконечные глобальные войны и политическое противостояние различных политических, религиозных и этнокультурных сил, но и отдельные акты вандализма, которые логическому объяснению не поддаются. Можно ли рационально объяснить явление, когда молодой здоровый человек из благополучной семьи берет огнестрельное оружие и лишает жизни людей, которые ничем перед ним не провинились и которых он часто не знает? Такие факты становятся обыденностью нашей жизни. Они нас уже не удивляют.

Многие мыслители утверждают, что кризис современной цивилизации объясняется тем фактом, что человечество «изжило» себя и потому должно


исчезнуть. Каких либо убедительных доказательств своей версии при этом они не представляют.

Человечество живет уже много тысячелетий и, если внимательно вчитываться во фрагменты сохранившихся до наших времен исторических работ, то окажется, что человеческая цивилизация переживает не первый в своей истории кризис. Так, древний египтянин (III тысячелетие до н.э.) в период распада единого государства предсказывает конец истории, поскольку «…люди не верят в богов и перестали уважать старших». Таких предсказаний в истории множество, когда отказ от старых ценностей воспринимается как завершение истории.

Кризис современной цивилизации носит глобальный характер и затрагивает все сферы жизни общества. Большинство исследователей объясняет этот кризис тем обстоятельством, что старые ценности изжили себя, не оправдали себя, а новые ценности еще не сформировались или находятся в процессе формирования. Нормальное функционирование общества немыслимо без ценностных ориентиров, которые большинство людей считают приемлемыми для себя. Идеи коммунизма или морального кодекса строителя коммунизма сегодня уже не востребованы, они скомпрометированы многими фактами из жизни нашего общества.

Какими окажутся ценностные ориентиры, которые сплотят большинство россиян (если говорить о нашей родине), трудно сегодня предсказать. Формирование таких ценностей минимизирует противостояние в обществе и поможет в решении глобальных проблем современности.

 

Понятие «глобальные проблемы современности»

Глобальными называются такие проблемы, которые затрагивают интересы всего или большинства человечества. Неправомерно утверждать, что, проблемы, которые именуются глобальными, возникли лишь в последние десятилетия. Уже в древности расширение посевных площадей и уничтожение лесов приводило к образованию пустынь. Однако такой процесс носил региональный, а не общечеловеческий характер. В результате научно-технической революции производительные силы человечества достигают небывалого прогресса, однако достижения науки и техники часто применяются без научного прогнозирования будущих последствий.

В результате научно-технический прогресс приносит человечеству не только благо, но и негативные последствия. Возникают глобальные проблемы современности, которые в перспективе могут поставить под вопрос само существование человечества.


Существуют различные версии изложения глобальных проблем современности по иерархии. Большинство исследователей в конце ХХ столетия считают, что большую опасность представляет возможность атомной катастрофы. Сегодня специалисты спорят о том, какие страны обладают реально ядерным оружием, и какие государства имеют возможность обзавестись таким оружием в ближайшее время. Дискутируется также вопрос, – у каких государств преимущество в качестве и количестве этого смертоносного оружия.

С распадом СССР (26 декабря 1991 года) и Организации Варшавского договора (1 июля 1991 года) соотношение сил меняется. Образуется однополюсный мир, где почти безраздельно господствуют США и их союзники. В этой связи часто утверждается, что опасность атомной катастрофы перестала быть актуальной. Однако пока существует ядерное оружие, опасность такой катастрофы сохраняется. Даже «ограниченное применение» ядерного оружия если и не уничтожит человечество в целом, то способно нарушить генотип людей (т.е. привести к вырождению современного человечества). Задача заключается не только в том, чтобы ограничить количество боеголовок или запретить распространение ядерного оружия, а в полном запрете такого оружия. В противном случае опасность ядерной катастрофы остается актуальной.

Уже во второй половине ХХ века актуальной становится проблема энергоносителей. Производительные силы развиваются, в результате чего потребность в энергоносителях растет по геометрической прогрессии. Традиционные энергоносители (нефть, газ) исчерпываются, а равноценной замены им найти, пока не удается. Многие специалисты утверждают, что через 50

– 60 лет запасы нефти в недрах нашей планеты будут исчерпаны полностью. Применение каменного угля малоэффективно и обостряет экологическую проблему.

С древнейших времен человечество использует солнечную энергию, силу ветра и т.д. Однако эти источники энергии не в состоянии заменить нефть и газ. Большие надежды возлагались на экологически чистый источник энергии – атомную энергетику, но чернобыльская трагедия и ряд других менее драматичных аварий показали, что атомные электростанции (АЭС) несут огромную потенциальную опасность. Партии «зеленых» настойчиво призывают к отказу от АЭС. Они аргументировано доказывают, что даже при соблюдении всех требований предосторожности и отсутствия технических аварий АЭС сделают нашу планету непригодной для обитания. Официально считается, что отходы источников энергии можно надежно захоронить, однако ни одна развитая страна не имеет на своей территории таких захоронений. Они предпочитают платить слаборазвитым странам за подобные захоронения отходов своих АЭС. Данная глобальная проблема современности обостряется тем обстоятельством, что


большая часть энергоносителей добывается в слаборазвитых странах. Богатые регионы вынуждены закупать их, что обостряет противоречие между благополучным Севером и экономически отсталым Югом.

Для некоторых регионов нашей планеты (Южная и Юго – Восточная Азия, Африка, и некоторые государства Латинской Америки) самой актуальной из глобальных проблем стала – демографическая. Правительство Индии вынуждено было в конце прошлого столетия принять непопулярные (и на первый взгляд, негуманные) законы, чтобы остановить демографический бум, однако проблему решить не удалось. Более радикальные решения приняло правительство КНР. Лозунг «одна семья – один ребенок» помог остановить темпы роста народонаселения в Китае.

Безграничный рост народонаселения обостряет другие глобальные проблемы современности. Ежегодно от недоедания умирает много детей в экономически слаборазвитых странах. Обостряется экологическая проблема, поскольку значительная часть населения проживает в антисанитарных условиях. Эпидемические болезни, которые становятся обыденным явлением, уносят жизнь огромного количества детей и взрослых.

К концу ХХ – началу XXI века человечество не только оказалось бессильным решить «традиционные» глобальные проблемы современности, но и столкнулось с новыми важными глобальными проблемами, такими, как терроризм и СПИД. Терроризм существует с древнейших времен, но в конце прошлого столетия принимает небывалый размах. Террористы обычно выступают с радикальными религиозными и политическими требованиями. В результате терактов погибают безвинные люди. Терроризм лишает человечество нравственных ориентиров. Организаторы терактов считают главной своей задачей зарождение ненависти адептов одной религии к адептам другой религии, или вооруженное противостояние людей с разной политической ориентацией. Сегодня в арсенале террористов имеется новейшее оружие, и нет гарантии, что они не завладеют ядерным оружием. Решение проблемы терроризма представляется не просто важным, а условием существования человечества.

В конце ХХ столетия новой глобальной проблемой современности становится СПИД. Принимаются самые энергичные меры по борьбе с этой болезнью, однако, реальные результаты более чем скромные. До настоящего времени неизвестна этиология СПИДа. Количество больных растет. Для некоторых стран борьба с этой болезнью является самой актуальной из всех глобальных проблем современности. Так, в африканской стране Зимбабве, где самый высокий в мире уровень заболеваемости СПИДом, около 50% населения инфицированы этой болезнью.


Глобальные проблемы современности ставят перед человечеством трудные задачи. Возникает вопрос – способно ли человечество решить эти проблемы?

 

Возможности преодоления глобальных проблем современности

Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества, и, следовательно, обязательным условием их решения является тесное сотрудничество всех государств. Глобализация предполагает тесное такое сотрудничество всех регионов в экономической, экономической, политической и социогуманитарной сферах. Однако любой международный кризис убеждает нас, что интересы отдельных государств и регионов пока оказываются приоритетными перед общечеловеческими интересами. Возможности тесного сотрудничества различных регионов в преодолении нависших над человечеством опасностей оказываются малоэффективными. Декларации о приоритете общечеловеческих ценностей носят на практике демагогический характер.

Человечество способно преодолеть глобальные проблемы современности, но для этого требуется добрая воля всего человечества, отсутствие дифференциации народов на избранные и изгои. Так, США и их союзники ведут борьбу за перераспределение ядерного оружия Задача представляется благородной, однако приобретение этого страшного оружия союзником США Пакистаном не вызвало соответствующей реакции правительства США. В то же время Ирак подвергся агрессии за мнимое желание завладеть ядерным оружием. Более жестокие удары сыплются на правительство Ирана, которое якобы мечтает создать собственный ядерный арсенал. То, что дозволено союзникам США, категорически запрещается противникам Запада. Безопасность человечества требует полной ликвидации этого страшного оружия, а не деления государств на

«избранных» и «неизбранных».

Страшной угрозой человечеству стал терроризм. Многие политики заговорили в связи с этим об агрессивности ислама как религии. Непредвзятый анализ, однако, убеждает, что у ислама и христианства одни корни. Нельзя доказать агрессивность ислама как и агрессивность христианства. Другие политики призывают к жестокой расправе над любым террористом, однако исторически известно, что жестокость порождает жестокость.

Терроризм носит многоплановый характер, не поддается однозначному объяснению. Большинство исследователей аргументировано утверждают, что терроризм преимущественно порождается политической и экономической несправедливостью в мире. Развитые страны Запада управляют миром по своему произволу. Мир стал однополярным, и это вызывает острое неприятие во многих регионах планеты. Такое неприятие служит источником терроризма. Оправдать


терроризм невозможно, но добрая воля человечества в состоянии изжить или свести к минимуму это страшное явление.

Проблема энергоносителей многим исследователям представляется самой актуальной. В 70-е годы ХХ столетия строительство АЭС казалось радикальным выходом из положения. Однако Чернобыльская катастрофа в 1986 году в совокупности с неувязками в работах других АЭС показали всю опасность источника этой энергии. В мире заговорили об «атомофобии» - страхе перед АЭС. Так, в Италии после референдума атомные электростанции в 1988 году были закрыты. Совместными усилиями ученых всех государств человечество в состоянии решить стоящую перед ним острую проблему энергоносителей, обеспечив безопасность работы АЭС или обнаружив качественно новые источники энергии.

Экологическая проблема, как и другие глобальные проблемы современности, на первый взгляд представляется природной, но не социальной. Однако внимательный анализ показывает, что эта проблема особенно обостряется в экономически бедных государствах, а не в тех странах, где производится много промышленных и сельскохозяйственных товаров. Бедные страны не в состоянии выделять необходимые средства для строительства природоохранных сооружений. Следовательно, человечество в состоянии в перспективе благополучно решить экологическую проблему.

Демографическая проблема также требует своего решения. Жесткие ограничительные меры по регулированию темпов роста населения в некоторых странах оказались малоэффективными. Так, правительство Индии в 80 – е годы ХХ века приняло радикальные законы, призванные ограничить рост народонаселения, но они оказались неэффективными. Стало очевидно, что проблему эту невозможно решить «насильственными» мерами.

История ХХ века показывает, что рост народонаселения непосредственно связан с уровнем экономического и культурного развития народа. Так, в Японии в XIX веке народонаселение росло такими же бурными темпами, как в других странах Юго – Восточной и Южной Азии. В процессе научно – технической революции женщины в этой стране втягиваются в политическую, культурную, научно – техническую деятельность. С повышением уровня жизни, улучшением уровня медицинского обслуживания детская смертность сводится к минимуму, а рождаемость резко снижается. Рост народонаселения в результате оказывается минимальным. Демографическая проблема, таким образом, является в сущности социальной.

Опасность глобальных проблем современности невозможно игнорировать, но надо твердо верить, что человечество совместными усилиями способно позитивно решить эти проблемы.


Вопросы для самоконтроля

1. Единство и многообразие человеческой цивилизации.

2. Проблема локальных цивилизаций в работах О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.Я. Данилевского.

3. Причины кризиса современной цивилизации.

4. Природное и социальное в глобальных проблемах современности.

5. Возможности глобализации в преодолении глобальных проблем современности.

6. Причины обострения терроризма и пути его преодоления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

5. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

6. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

7. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

8. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

9. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

10. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Лекция 1. Предмет и функции философии

1.1 Понятие мировоззрения…............................................................................ 4

Исторические типы мировоззрения:  мифология, религия, философия….................................................................................................... 5

Особенности философского мировоззрения….................................................. 6

Вопросы для самоконтроля…......................................................................... 8

Список литературы............................................................................................ 9

Лекция 2. Философия Древнего мира

Особенности философии Древнего Востока................................................... 10

Зарождение древнегреческой философии....................................................... 11

Классический период древнегреческой философии: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель............................................................................................................ 12

Философия эпохи эллинизма........................................................................... 15

Вопросы для самоконтроля…............................................................................. 16

Список литературы.............................................................................................. 16

Лекция 3. Противоречивый характер развития философии в средние века, эпоху Возрождения и Нового времени

Патристика и схоластика в философии Средневековья…............................. 18

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения….................................. 19

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени............................. 20

Философия французского Просвещения….................................................... 22

Вопросы для самоконтроля…............................................................................ 23

Список литературы............................................................................................. 23

Лекция 4. От философии Гегеля к диалектическому материализму

Начало немецкой классической философии. Значение философии И. Канта 25

«Абсолютный идеализм» Г. Гегеля.................................................................. 26

Материализм Л. Фейербаха….......................................................................... 27

Особенности марксистской философии............................................................ 28

Вопросы для самоконтроля…............................................................................. 29

Список литературы............................................................................................... 30

Лекция 5. Основные направления мировой философской мысли в ХХ – начале ХХI веков

Противоречивый характер развития человечества в 20-м столетии............. 31

Философия неопозитивизма…......................................................................... 32

Особенности философии прагматизма…........................................................ 32

Философия феноменологии.............................................................................. 33

Философия экзистенциализма и постмодернизма…...................................... 34

Вопросы для самоконтроля…............................................................................ 35

Список литературы............................................................................................. 36

Лекция 6. Диалектика бытия

6.1. Философское понятие бытия........................................................................ 37

6. 2. Онтология – учение о бытии....................................................................... 37

Философские категории: сущность, субстанция, материя и реальность....... 39

Движение, пространство, время...................................................................... 40

Вопросы для самоконтроля…............................................................................. 41

Список литератур................................................................................................ 42

Лекция 7. Человек и общество: основы философского анализа

Проблема человека в философии.................................................................... 43

Антропосоциогенез и его комплексный характер.......................................... 44

Проблема ценностных ориентаций личности................................................ 44

Понятие общества…........................................................................................ 45

Особенности социальной детерминации......................................................... 47

Вопросы для самоконтроля…............................................................................. 47

Список литературы.............................................................................................. 48

Лекция 8. Познавательное отношение человека к миру

Субъект и объект познания….......................................................................... 49

Исторические варианты гносеологии.............................................................. 49

Марксистская философия о диалектическом характере процесса познания. 50

Проблема истины в философии....................................................................... 52

Вопросы для самоконтроля…............................................................................. 53

Список литературы............................................................................................... 53

Лекция 9. Формирование науки и техники

Понятие философии науки и техники............................................................... 55

Научное и вненаучное познание…................................................................... 55

Принцип верификации...................................................................................... 56

Принцип фальсификации в научном познании............................................... 57

Т. Кун о структурах научных революций....................................................... 58

Философия техники........................................................................................... 59

Вопросы для самоконтроля…............................................................................. 59

Список литературы............................................................................................... 60

Лекция 10. Цивилизация и глобальные проблемы современности

Диалектика понятий «культура» и «цивилизация»…..................................... 61

Массовая и элитарная культура…................................................................... 62

Кризис современной цивилизации.................................................................... 63

Понятие «глобальные проблемы современности»…...................................... 64

Возможности преодоления глобальных проблем современности................. 67

Вопросы для самоконтроля…....................................................................... 69

Список литературы........................................................................................ 69

Библиографический список........................................................................ 71

Содержание................................................................................................... 72



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.134 с.)