Формирование науки и техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование науки и техники



Понятие философии науки и техники

В отечественной философской литературе до конца ХХ столетия развивалось «науковедение» (наука о науке). На рубеже ХХ – ХХI вв. происходят изменения не только в социально – политической жизни нашей страны, но и в мировоззрении, в философии. Начинается вестернизация философии. Вместо традиционного науковедения в специально литературе появляется термин – философия науки. Предметом философии науки становится исследование науки и техники как особой формы духовной деятельности людей. Исследуются закономерности развития науки, уточняется само понятие «науки», выявляются функции науки. Предметом философии науки становится исследование науки и техники как особой формы духовной деятельности людей. Крупнейшие ученые ХХ столетия физики - Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Макс Борн, А.Д. Сахаров и др. вынуждены обратиться к философским проблемам науки, поскольку новые открытия в научном познании требовали широких философских обобщений. Философия дает возможность прорыва узкого горизонта конкретных наук. Новейшие открытия в технике, селекции и т.д. требовали философской оценки возможности их внедрения в практику.

 

 Научное и вненаучное познание

Вненаучное познание – это те знания, которые мы получаем в процессе повседневной практической жизни. Вненаучные знания не обладают строгостью и системностью научного знания. Они выполняют в жизни людей специфическую функцию – дают человеку возможность ориентироваться в повседневной жизни. Представьте себе жизнь человека, не умеет прилично обращаться с другими людьми, не умеет готовить и стирать, не умеет пользоваться столовыми приборами во время обеда. Несмотря на кажущуюся мелочность перечисленных факторов, жизнь человека может превратиться в сущий ад.

К вненаучному знанию относится также искусство (театр, художественная литература, изобразительное искусство и т.д.). Искусство также не обладает строгостью и системностью науки, но превосходит ее эмоциональностью, конкретностью, образностью. (Сравните описание коллективизации в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина» с описанием этого процесса в учебнике по истории.)


Наука формируется вначале на основе, в недрах вненаучного познания. Вопрос о времени формирования науки остается открытым. Большинство исследователей истории науки считают, что наука (в подлинном смысле этого слова) формируется в XVII столетии в результате научной революции, которая была обусловлена становлением капиталистического способа производства. Капитализм остро нуждается в конкретных научных знаниях, которые внедряют в практику. Часто основоположниками новоевропейской науки считают по праву Ф. Бэкона и Дж. Локка. Они впервые в истории пришли к выводу, сто научными знаниями можно считать лишь те, которые проверены, доказаны опытом. Достижения античной и средневековой мудрости принято считать преднаучными, донаучными.

Наука отличается от вненаучного знания строгостью и системностью, она созидается специально подготовленными людьми, научными учреждениями. Любая наука начинается со строгой систематизации.

Уже в первой четверти ХIХ столетия формируется философия позитивизма, основоположником которой считается О. Конт (1798 -1857). Он пришел к выводу, человечество в своем развитии проходит три стадии: 1) религиозную (все непонятное объясняется ссылками на богов); 2) метафизическую (для объяснения происходящих процессов строятся умозрительные, метафизические учения); 3) позитивную (научную), когда мир осмысляется на основе теоретического осмысления фактов.

О. Конт и его последователи считали, что экспериментальное доказательство является критерием научного познания. Поскольку социо – гуманитарные науки не могут экспериментально доказать свои выводы, они не могут считаться наукой. Конт – основоположник социологии. Он попытался применить методы точных наук (в первую очередь физики) в исследовании конкретных общественных явлений. Примечательно, что вначале он именовал новую науку не социологией, а социальной физикой.

 

Принцип верификации

В начале ХХ столетия последователи Конта (М. Шлик, Р. Карнап и др.) образовали, так называемый, «Венский кружок». Вопросы, поставленные О. Контом, решались в новых условиях. Их учение именуют неопозитивизмом, логическим позитивизмом. Неопозитивисты считали, что общемировоззренческие вопросы (происхождение мира, происхождение человека, смысл жизни человека) являются бессмысленными, поскольку не поддаются экспериментальной проверке. По мнению неопозитивистов, философию нельзя считать наукой, так как ее выводы не поддаются опыту. Ее необходимо заменить логической


деятельностью. Проблема отделения научного знания от всенаучного становится главной в работе «Венского кружка». Для этой цели члены кружка предложили принцип верификации. Согласно этому принципу любое предложение имеет смысл лишь в том случае, если оно поддается верификации, то есть проверке на опыте.

Однако со временем стало очевидно, что верификация не является выходом из положения. Невозможно проверить экспериментально каждое научное предложение, утверждение. Факты, получаемые на опыте, носят противоречивый характер. Одни и те же факты можно истолковать с диаметрально – противоположных позиций. Абсолютно достоверных фактов опыт не может дать, поскольку в результате другого опыта их всегда можно подвергнуть сомнению, или полному отрицанию.

 

Принцип фальсификации в научном познании

Крупнейшим представителем философии науки является английский философ и социолог Карл Поппер (1902 – 1994). Свою исследовательскую деятельность он, как и многие другие мыслители, начал с критики философии своих предшественников. Особо аргументированной критике он подвергает логический позитивизм (принцип верификации). Десятки и сотни экспериментов могут подтверждать истинность теории, но достаточно одного эксперимента, чтобы доказать несостоятельность данной теории. Верификация использовала метод индукции (переход от единичных фактов к общему заключению). По мнению К. Поппера, среди множества единичных фактов появляется один, который опровергает общее заключение, показывает его несостоятельность.

Другим важным аргументом в критике верификации К. Поппер считал тот факт, что наш разум не беспристрастен. Исследователь всегда стремится подогнать факты под необходимую теорию. Следовательно, абсолютно объективных, беспристрастных фактов нет. Факты, в определенной мере, всегда субъективны. Неопровержимых научных теорий нет и, не может быть. Если теория неопровержима, то она ненаучна (к таковым К. Поппер относил богословские и философские теории).

Для отделения научного познания от ненаучного познания К. Поппер выдвинул критерий фальсификации. Для любой научной теории должна существовать возможность фальсификации (опровержения) общего вывода фактами. Любая теория истинна лишь относительно и со временем она будет опровергнута другой теорией, которую ждет со временем та же судьба. Главной задачей ученых является фальсификация, опровержение теорий и формирование новых теорий.


Учеником и последователем К. Поппера был ИмреЛакатос (1922 – 1974). Со временем он приходит к выводу, что учение Поппера является «наивным фальсифиционизмом». Противоречия между фактами и теорией не всегда завершаются отказом от теории. Часто начинается проверка и перепроверка фактов, они уточняются, и теория остается научно состоятельной.

И. Лакатос ввел в методологию науки понятие «научно – исследовательская программа». Единицей, исходной основой научного познания Лакатос считает не отдельную теорию, а «научно – исследовательскую программу». В рамках данной программы формируется множество конкурирующих теорий, обладающих общим началом. В результате острой конкуренции побеждает состоятельная теория.

 

Т. Кун о структурах научных революций

Талантливый американский физик Томас Кун (1925 – 1995) в процессе работы над диссертацией увлекся методологическими проблемами физики. В результате он пишет знаменитую работу «Структура научных революций». Т. Кун в отличие от своих предшественников, рассматривает науку как динамичный процесс изменения и развития научных теорий. Узловым понятием в процессе исследования методологии науки выступает «парадигма», являющаяся совокупностью фундаментальных знаний, теорий, общепринятых методов и приемов при решении научных задач. Кун уверен, что развитие науки – это эволюционная схема парадигм, состоящая из следующих четырех стадий:

- первая стадия – допарадигмальная, когда отсутствуют фундаментальные концепции, нет критериев оценки, доминируют случайные точки зрения;

- вторая стадия, когда формируется единая парадигма, в результате формирования научного сообщества определяется фундаментальная идея;

- третья стадия именуется Куном «нормальной наукой, совершенствуется сформулированная фундаментальная концепция, она уже считается состоявшейся, и критика ее воспринимается неуместной, внутри данной теории уже наблюдаются аномалии, несоответствия;

- четвертая стадия, когда начинается поиск новых фундаментальных идей, наблюдается переход от старой парадигмы к новой, который завершается научной революцией.

Если Поппер считал, что развитие науки носит «аккумулятивный» характер, когда на основе одних знаний, теорий формируются другие, то Т. Кун утверждает о «неаккумулятивности» развития науки. Одни теории логически предшествуют другим, но не являются базой, фундаментом других. Неевклидова геометрия предшествует геометрии Лобачевского, но геометрия последнего не является логическим продолжением предшествующей.


Философия техники

Понятие «философия техники» встречается уже в работах исследователей конца ХIХ столетия, однако самостоятельной философской дисциплиной она становится лишь в середине ХХ столетия.

Понятие «техника» (древнегреческое «techno») означает мастерство, умение ремесленника. Философия техники выявляет смысловое содержание техники, позитивные возможности техники в жизни человека и опасности, которые она несет для человека.

Технические знания – это особая сфера знания, направленная на производство и конструирование. Техника создается с древних времен исходя из потребностей человека. Бурное развитие техники начинается в XVII столетии в связи со становлением капитализма и в результате научной революции. Если в XVII столетии наука и техника составляют единство, то в XIX – ХХ столетиях происходит дифференциация науки и техники. Большое значение в развитии техники имела замена мускульной силы человека и животных силой пара, падающей воды, ветра, в последующем электричеством.

В начале ХХ столетия техника воспринимается исключительно как позитивный фактор в развитии человечества. Однако со временем формируется убеждение, что без формирования нового гуманного мышления, высокой нравственности техника несет в себе страшную опасность для человека.

В работе «Третья волна» американский социолог А. Тоффлер доказывает, что в результате научно – технической революции обостряются социальные противоречия.

Техника – результат человеческого гения, и, будет она нести добро или зло, зависит исключительно от человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Необходимость философского осмысления проблем науки и техники.

2. Социальные последствия научно-технической революции.

3. Возрастание нравственной ответственности учёных в процессе научно- технической революции.

4. Сциентизм и антисциентизм.

5. Субъективно-исторический характер истинности научных теорий.

6. Релятивный характер картины мира.

7. Следует ли человек в процессе «технизации общества» к господству над природой?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


Лекция 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.055 с.)