Противоречивый характер развития философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противоречивый характер развития философии



ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1.1 Понятие мировоззрения

Каждый человек обладает определённым мировоззрением, независимо от того, осознаёт он это или не осознаёт. Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и о месте человека в этом мире. Любое мировоззрение отвечает на основополагающие мировоззренческие вопросы:

1) Каково происхождение мира?;

2) Способен ли человек к адекватному познанию мира?;

3) Каково происхождение человека?;

4) в чём смысл жизни человека и имеет ли, вообще, наша жизнь какое-либо предназначение, и т.д.

На одни и те же вопросы различные мировоззрения дают часто диаметрально противоположные ответы. Так, на вопрос о происхождении мира материалисты отвечают, что материя первична, она существует вечно, а сознание (дух) рассматривается как продукт исторического развития материи. Идеалисты утверждают противоположное, что сознание (дух) первично, а материя вторична и является творением духа.

Предполагается, что у наших древнейших предков – первых людей не было мировоззрения. Древнейший человек был озабочен проблемой выживания. Постоянная борьба за выживание не способствовала формированию мировоззрения. С развитием примитивных орудий труда и улучшением условий жизни постепенно формируется мировоззрение.

Мировоззрение носит сложный, противоречивый характер. С одной стороны мировоззрение всегда формируется под воздействием существующих конкретных условий жизни, но в тоже время, именно люди руководствуясь своими мировоззренческими идеалами, преобразуют сознательно, целенаправленно эти условия. Каждое поколение получает определённые мировоззренческие идеи от предшествующих поколений, но в новых условиях эти идеи меняются (часто подвергаются радикальному преобразованию). Так ваше поколение получило определённое мировоззренческое наследие, но с радикальным преобразованием общества, изменением ценностных ориентаций у вас формируется новое мировоззрение и ваши ценностные ориентиры существенно отличаются от присущих предшествующим поколениям мировоззренческих идей.


Мировоззрение имеет сложную структуру. Существует обыденное мировоззрение, которое формируется в процессе повседневной практической жизни. Оно основано на здравом смысле, стереотипах житейской мудрости. Существует также теоретическое миропонимание, которое формируется на основе научных знаний.

В обществе, в одно и тоже время у людей мировоззрение часто существенно различается в зависимости от воспитания, образования и положения конкретного человека в общественной иерархии.

 

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Как уже отмечалось, мировоззрение носит исторический характер. Считается, что первым историческим типом мировоззрения является мифология. Именно в мифах впервые первобытный человек попытался ответить на все основополагающие мировоззренческие вопросы. В переводе с древнегреческого языка миф означает предание, устное предание. Знакомство с мифами Древней Греции в школе дало вам определенное представление о мифологии. При поверхностном знакомстве с мифами создаётся впечатление, что это сказки, выдумки и не более. Однако первобытный человек верил в реальность описываемых в мифах явлений и процессов, не подвергал их сомнению.

Даже в начале XXI века мы не в состоянии однозначно ответить на вопрос о происхождении мира, человека и т.д. Сомнительно, чтобы в ближайшей перспективе эти вопросы получили однозначный научно доказанный убедительный ответ. Совершенно не корректно требовать от первобытного человека больше чем в состоянии знать мы, люди XXI века. В мифах первобытный человек, описывал мир и самого себя, как ему представлялось, и, следовательно, они не простой вымысел.

Мифология – это фантастическое отражение реально существующего мира, реально происходящих процессов в сознании первобытного человека. В мифологии человек еще не осознал своей исключительности, он не выделяет себя из окружающего мира. Мифология характеризуется антропоморфностью, т.е. рассматривает явления природы по аналогии с человеком, наделяет живые и неживые предметы свойствами человека (сознание, гнев, любовь и т.д.).

В мифологии отсутствует логика, поскольку описываются явления, процессы, которые логически нереальны. Так, в мифологии народов Западной Африки описывается весьма красочно, как обыкновенный человек в гневе проглотил весь мир в целом. Аналогичные, нереальные с логической точки зрения, явления встречаются в мифах всех народов.


Вторым историческим типом мировоззрения считается религия. Она формируется на основе мифологического мировоззрения. Религия, как и мифология, опирается на чувственные образы, воображение. Однако религия существенно отличается от мифологии: 1) В религии человек осознаёт свою особенность, исключительность, он выделяет себя из окружающего мира. Во всех мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) отмечается, что разумом Бог наделил только человека; 2) В религии присутствует чёткая логика. Человеку не дано совершать чудо, это удел исключительно Бога.

В настоящее время, подавляющее число верующих исповедуют мировые религии (буддизм, христианство, ислам), но несколько сот миллионов человек являются адептами сохранившихся национальных религий (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм).

 

Особенности философского мировоззрения

Третьим историческим типом мировоззрения является философия. Она имеет много общего с религией, зарождается в недрах богословия, отвечает на те же общемировоззренческие вопросы, что и религия. В тоже время, философия существенно отличается от религии. Слово «философия» состоит из двух слов филио - «любовь» софия – «мудрость», и в переводе с древнегреческого означает

«любовь к мудрости» (любомудрие). Дать однозначное определение философии невозможно. Великий немецкий философ Георг Гегель считал философию

«мышлением о мышлении». В данном определении на первый план выступает методологическая функция философии. Именно философия разрабатывает наиболее общие методы познания, деятельности.

Другой великий немецкий философ Иммануил Кант определял философию как науку «…о последних целях человеческого разума». В этом определении подчеркивается гносеологическая (познавательная) функция философии, т.е. она считается наукой. В марксистской философии, которая доминировала в нашей стране до недавних времён философия, считалась наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь философия, безусловно, считается наукой. Следовательно, у вас большой выбор при определении философии. Однако такой выбор представляется трудным без знания истории зарождения и развития философии.

Философия, в отличие от религии, аппелирует не к вере человека, а к его разуму, мышлению. Она стремится к научному объяснению мира и своего отношения к этому миру. В силу этого для формирования философии необходимо наличие определённых предпосылок:


1. Социальные предпосылки – для формирования философии необходимо наличие социальных прослоек, классов, представители которых не участвуют непосредственно в производстве материальных благ, лично являются свободными, образованными и имеют возможность свободно философствовать.

2. Гносеологические (познавательные) предпосылки - поскольку философия стремится рационально, научно объяснить все явления и процессы, происходящие в мире – необходимо наличие определённых научных знаний.

В дальнейшем мы убедимся, что философия является уделом, достоянием свободных, образованных людей.

По словам Георга Гегеля, только в результате «…общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и поскольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй». В силу этого, на Древнем Востоке сформировались лишь зачатки философии, так как там отсутствовала свобода мысли и только в Древней Греции начинается формирование подлинной философии (VII – VI века до н.э.).

Предмет философии исторически существенно менялся. Долгое время философия была единственной наукой, а философ одновременно выступал и в роли естествоиспытателя. Со временем происходит дифференциация научного знания. В начале от философии обособляются естественнонаучные дисциплины, а затем и социально-гуманитарные науки. Объектом философии остаётся вся реальность, она стремится достичь целостного знания о мире. Вместе с тем, претензии некоторых философских течений на решение частнонаучных проблем не состоятельны. Философия не является «наукой наук» и не может подменить собой конкретные научные дисциплины. Она обобщает данные конкретных наук, решая мировоззренческие проблемы.

Весьма спорным остаётся вопрос о том, является ли философия наукой. Многие философы подвергают сомнению или категорически отрицают научность философии. Главным аргументом они считают проблему невозможности экспериментального подтверждения выводов философии, что считается основным критерием научного знания. Независимо от ответа на данный вопрос философия, несомненно, выполняет познавательные функции (наряду с другими функциями).

1. Познавательные функции философия выполняет, используя данные частных наук. При этом она использует наиболее общие категории. Философия, стремиться дать знания о всеобщем и бесконечном не просто суммируя, конкретные знания, а давая им критическую оценку. Следовательно, познавательные функции философии граничат с мировоззренческими.

2. Мировоззренческие функции. Наряду с мифологией и религией философия выполняет также мировоззренческие функции. Она рассматривает мир


не фрагментарно, а системно, целостно, обобщенно. При этом она выступает как теоретическая основа мировоззрения.

3. Методологическая функция. Как уже отмечалось, философия выполняет также методологическую функцию. Она оказывает значительное влияние на развитие научного знания. В любой науке возникает необходимость обращения к философским обобщениям.

4. Аксиологическая функция. Философия даёт ценностные оценки конкретным научным ситуациям, открытиям и т.д.

5. Прогностическая функция. Философия призвана не только, объяснить, понять мир и место человека в этом мире, но прогнозирует будущее состояние мира и человека.

Перечисленные функции не исчерпывают задачи философии, хотя и являются основными.

С древнейших времён в философии сформировались два течения: материализм и идеализм. Материалистами считают тех философов, которые признают первичность и вечность материи. Они считают, что человек способен познать любое явление, любой предмет.

Идеалисты считают, что сознание (дух) первично, а материя является творением сознания (духа).

Вопрос о соотношении материи и духа часто считают основным вопросом философии.

Существует промежуточное течение – дуализм. Дуалисты считают, что материя и дух вечно сосуществуют и не корректно ставить вопрос о первичности материи или сознания.

В целом, философия откроет перед вами новые возможности мышления, понимания мира и, главное, по-новому осознать своё место в этом мире.

Это интересный, любопытный, но в то же время трудный путь.

 

Вопросы для самоконтроля

1) Отличие философии от конкретных наук о природе и обществе?

2) Можно ли считать философию наукой или она является исключительно мировоззренческой дисциплиной?

3) Почему в любой философии придаётся важное значение общемировоззренческим вопросам?

4) Что общего между философией и религией?

5) Почему философия не сформировалась в первобытном обществе?

6) Возможно ли научное объяснение происхождения мира в обозримом будущем?


7) Какое объяснение происхождения мира считается приемлемым: материалистическое или идеалистическое?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


Лекция 2

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Особенности философии Древнего Востока

Как отмечалось в предшествующей лекции, для формирования философии необходимо наличие социальных и гносеологических (познавательных) предпосылок. Поскольку древнейшие государства формируются на Востоке, то и первые философские учения возникают в данном регионе (Вавилон, Египет, Древний Китай, Древняя Индия).

Однако философская мысль Древнего Востока имеет ряд особенностей: 1) Мыслители Древнего Востока игнорировали общемировоззренческие вопросы и рассматривали, в основном, нравственно-этические проблемы; 2) Философия Древнего Востока развивалась исключительно в недрах богословия и не стала самостоятельной дисциплиной.

Так, древнеиндийская философия формировалась исключительно под влиянием религиозных текстов Вед (древнеиндийская религия). Все философские школы Индии делятся на признающих авторитет вед, такие как санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта и не признающих – чарвака, локаята, джайнизм, буддизм.

В Древнем Китае философия разрабатывала, прежде всего, нормы поведения человека в любой ситуации. Величайшим мыслителем Древнего Китая считается Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Его учение ограничивается нравственно-этическими проблемами. Он был консервативным мыслителем и считал, что всё прекрасное было уже в прошлом и любое совершенствование означает не созидание нового, а воссоздание давно забытого прекрасного. Человек не должен стремиться к изменениям, новшествам. Обычаи и ритуалы являются для него основным объектом познания. После смерти философа в 479 году до н.э. его философия преобразуется в одну из национальных религий - конфуцианство и является таковой по сегодняшний день.

Узловым моментом в учении другого великого древнекитайского философа ЛаоЦзы (579 – 499 гг. до н.э.) является учение о «Дао» (путь). Всё в мире развивается по закону «Дао». Человек познавший «Дао» бесстрастен. Принцип

«недеяния» - основа даосизма. После смерти философа в 499 году до н.э. его учение - даосизм также становится одной из национальных религий Китая.

Древний Восток дал множество великих мыслителей, создавших интересные учения. Однако трудно ответить однозначно на вопрос – можно ли эти учения считать философией или только предфилософией.


Зарождение древнегреческой философии

Вершиной развития философской мысли древности считается древнегреческая философия. Очень часто её рассматривают как «чудо» Древней Греции. Именно здесь впервые в истории формируется философия в подлинном смысле этого слова.

Чем объяснить подобное «чудо»? Одни мыслители объясняют это явление особенностями устройства древнегреческих государств-полисов, где впервые в истории формируется демократия. Личность обладала как обязанностями, так и большими гражданскими правами. Человек участвовал непосредственно в политической жизни полиса. Рабы, разумеется, не обладали гражданскими правами, они считались «говорящим» орудием.

Другие исследователи успех древнегреческой философии и культуры в целом объясняют удобным географическим расположением. Древняя Греция обладает удобными для мореходства бухтами, и она уже в древности становится морской державой, связанной со всем Средиземноморьем.

Древнегреческая философия формируется уже в VII – VI веках до н.э. Она, несомненно, испытывает влияние восточной мудрости, и первые философские школы появляются не в континентальной Греции, а в Малой Азии (нынешняя современная Турция) т.е. ближе к культурным центрам Древнего Востока, в городе Милете.

Уже первые древнегреческие философы Фалес (625 – 547 гг до н.э.), Анаксимандр (610 – 547 гг до н.э.), Анаксимен (605 – 525 гг до н.э.) задавались вопросом: «Из чего состоят все вещи, предметы окружающего мира?». Один считал, что всё состоит из воды (Фалес), другой считал первоматерией воздух (Анаксимен), а третий считал первоначалом и основой всего сущего - «апейрон» (Анаксимандр). Уже изначально древнегреческая философия отличается от восточной мудрости, поскольку обращается к узловым мировоззренческим вопросам.

Большое значение в развитии древнегреческой философии имели работы древнегреческого философа Гераклита (535 - 475 гг до н.э.). Он по праву считается родоначальником наивной диалектики древности. (Диалектика – метод исследования объектов в их взаимосвязи, в бесконечном противоречивом развитии). Он утверждал, что все развивается, и неизменных предметов нет. Однако, фиксируя факт всеобщего развития, он был не в состоянии объяснить причины развития и его диалектику называют наивной. Работ Гераклита не сохранилось (сохранились только фрагменты сочинения «Музы» или «О природе»), но нам известны многие афоризмы, в которых он рассматривает


проблемы всеобщего развития. Вы наверно знакомы с его утверждением: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Древнегреческий философ Парменид (540 – 462 гг до н.э.) впервые дает определение понятию бытия и приходит к выводу о различии сущности и явления, различия того, что мы видим, и того, что может быть присуще бытию так таковому.

Основоположником атомистики - учения об атомах, по праву считается древнегреческий философ Демокрит (460 – 360 гг до н.э.). Он считал, что все предметы состоят из атомов мельчайших, неделимых, вечных частиц. Атомы различаются величиной и формой. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Учение Демокрита нельзя назвать научной теорией, поскольку экспериментально существование атомов было доказано лишь в XVIII веке, т.е. спустя 23 столетия.

В процессе познания он не отрицал значение чувственного познания, но предпочтение отдавал разуму. Демокрит – один из основоположников эвдемонизма - принципа построения этической теории, в которой утверждается, что основное стремление человека составляет его стремление к счастью. Для Демокрита счастье – это спокойствие духа, умеренная радость.

 

Классический период древнегреческой философии: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель

Формирование классической древнегреческой философии невозможно представит без софистов. В переводе с древнегреческого языка «Софизм» означает мудрость, мастерство. Граждане полиса должны были владеть риторикой (умение произносить речи), философией, логикой, умением отстаивать свою точку зрения в споре (эристика). Всему этому брались обучать желающих за плату софисты. Со временем слово «софизм» приобретает негативное значение – умение с помощью хитрых логических уловок доказывать любое неправдоподобное утверждение.

Однако софизм имел и огромное положительное значение в развитии древнегреческой философии. Софисты впервые обратили внимание на различие законов природы и общества. В развитии общества большое значение имеет сознательная деятельность человека. Софисты пришли к выводу о том, что законы, истина имеет релятивный (относительный) характер и человек утверждает законы. Абсолютизируется, преувеличивается значение человека. Самый известный из софистов, древнегреческий философ и ритор Протагор (480 – 410 гг до н.э.) пришёл к выводу: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Отрицая


абсолютный характер истины, он выдвинул принцип: «Каждому рассуждению противостоит равносильное». И первое рассуждение, и второе могут быть истиной.

Огромное значение софизм имел в развитии логики. Софисты первыми обратили внимание на логические противоречия в речи человека, в его мышлении. Популярным стал софизм «Лжец». Все афиняне лжецы. Аристофан афинянин, следовательно, он лжец. Он говорит: «Я лгу». Однако если он лжёт, то он вас обманул и сказал правду. И наоборот. Велика заслуга софистов в развитии образования, критического мышления. Они впервые обратились к внутреннему миру человека, его мышлению.

Древняя Греция дала десятки, сотни известных мыслителей, но величайшими в истории философами являются Сократ (469 – 399 гг до н.э.), Платон (Аристокл) (07.11. 428 – 347 гг до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг до н.э.).

Сократ, как и мыслители Древнего Востока, обращался в первую очередь не к обще мировоззренческим вопросам, а к нравственно-этическим проблемам. Добро и зло, прекрасное и безобразное, нравственное и безнравственное – эти проблемы стали узловыми в философии Сократа. Он имел свою школу в Афинах и учил бесплатно, хотя и был не богат. Он не написал ни одной книги, но его идеи получили широкое распространение. Будучи скромным человеком, Сократ утверждал: «Я не учу, я учусь с учениками». Действительно, занятия имели не назидательный характер, а проходили в форме дискуссии, диалога, беседы с учениками.

Сократ отвергал релятивизм (относительность) истины софистов и признавал существование объективной (не зависящей от человека) истины. Он высоко ценил значение знаний и утверждал, что человек знающий, никогда не поступит безнравственно. Само утверждение благородно, звучит оптимистично, хотя трудно согласиться, с мнением, что знающий человек всегда поступает нравственно. Уже при жизни, Сократ признавался величайшим мудрецом. Согласно легенде, дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым человеком. Будучи уверенным, в том, что знание не абсолютно, Сократ сформулировал афоризм: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Чем больше знает человек, тем он больше осознаёт ограниченность своих знаний, и, наоборот, мало знающий человек уверен в собственной мудрости.

Завистники обвинили Сократа в безбожии, и он был приговорён к смерти и казнён в 399 г. до н.э. в возрасте 70 лет. Ученики предложили Сократу бежать до казни, но он отказался, поскольку побег представлялся ему безнравственным. Свои идеи он пропагандировал не только словесно, но и примером своей жизни.

Выдающимся учеником Сократа был древнегреческий философ Платон. Потеря любимого учителя потрясла Платона. После смерти Сократа Платон на


целых 12 лет покинул родину. Много путешествовал, в 389 – 387 гг до н.э. посетил Италию и Сицилию, где знакомился с жизнью, мудростью других народов.

В 386 году до н.э. Платон вернулся в Афины и открыл свою школу. Поскольку школа находилась в роще легендарного героя Академа, то она получила название Академия.

Философия Платона носит объективно-идеалистический характер. Узловым моментом в философии Платона является учение об идеях. Они не принадлежат ни Богу, ни человеку. Идеи существуют сами по себе, они самодостаточны. Предметы, вещи, которые мы наблюдаем – это только тени идей, их копии, отражения. В его философии мир раздваивается: на мир идей (вечных, неизменных) и мир вещей (изменчивый, текучий). В доказательство своего учения он приводит миф о пещере. Люди прикованы внутри пещеры. Свет падает сверху и они на стенах пещеры видят тени. Эти тени Платон отождествляет с вещественным миром.

Большой интерес вызывает учение Платона о человеке. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души. После смерти тела, душа переселяется в тело только что родившегося младенца, но память о прошлой жизни стирается. Однако во всяком процессе бывают издержки и иногда не вся память стирается. Человек вспоминает ярко, конкретно определённые события, хотя и осознаёт, что этого с ним не было. Существует космическая душа, она не увеличивается и не уменьшается. Душа отдельного человека является частицей космической души.

Платон разработал интересное учение об идеальном государстве, где царит мир и справедливость. Правит в этом государстве сословие мудрецов-философов, покой в государстве оберегают войны (стража), сословия ремесленников и крестьян производят материальные блага. Претворить в реальность это учение, разумеется, оказалось невозможным.

Академия Платона просуществовала 916 лет. Идеи Платона были в определённой мере основой христианской философии Средневековья.

Аристотель по праву считается выдающимся древнегреческим философом в истории человечества. Аристотель 20 лет был любимым учеником Платона, но со временем разочаровался в философии Платона и подверг её резкой критике. Наверно вы знакомы со словами Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Особенно жесткой критике он подвергает учение Платона об идеях. Идеи всегда принадлежат человеку или Богу, но сами по себе не существуют. Аристотель разработал оригинальное учение о причинах бытия. Всего он выделил четыре причины: 1) формальная; 2) действующая; 3) целевая; 4) материальная. Аристотель был убеждён, что первопричиной, перводвигателем является бог. Он вносит движение в мироздание.


Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был поистине энциклопедическим мыслителем и по праву считается основоположником физики, психологии, биологии и т.д.

 

Философия эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма начинается с крушения полисной системы государственности и образования огромной державы Александра Македонского (356 – 323 гг до н.э.). Традиционные ценности в этот период переживают кризис и формируются новые ценности.

Большое распространение в это время получает философия киников (название происходит от слова собака). Ученик софиста Горгия, затем Сократа древнегреческий философ Антисфен (444 – 366 гг до н.э.) считается основателем школы киников. Самым известным киником был древнегреческий философ Диоген из Синопа (412 – 13.06. 323 гг до н.э.).

Киники проповедовали пренебрежение, неприятие общепринятых ценностей (не стриглись, ходили босиком не имели постоянного жилища). Слово циник происходит от слова киник. Киники утверждали, что всё природное, естественное прекрасно, а искусственное безобразно.

В эпоху эллинизма формируется школа киренаиков, где берет свое начало учение гедонистов. Согласно гедонизму, главная ценность в жизни человека являются чувственные удовольствия (наслаждение). Основателем школы гедонистов был древнегреческий философ Аристипп (430 – 355 гг до н.э.). Придерживался идеи гедонизма и эвдемонизма древнегреческий философ Эпикур (341 – 270 гг до н.э.). Для него идея наслаждения кроется в этической проблематике. Высшим наслаждением для философа было душевное равновесие и невозмутимость духа (атараксия).

В эпоху эллинизма формируется философия стоицизма. Основателем считается древнегреческий философ Зенон Китийский (336 – 264 гг до н.э.). Стоиком был древнегреческий философ Хрисипп (280 – 205 гг до н.э.). Приверженцы этой философии утверждали, что главной целью человека должно стать внутреннее совершенствование, воздержанность, умеренность в чувственных наслаждениях. Римляне внесли в развитие данной школы существенный, значительный вклад. Среди представителей данной философии в Древнем Риме можно выделить: римского философа, политика, поэта ЛуцияАннея Сенеку мл. (04 г до н.э. – 65 г н.э.), римского мудреца Эпиктета (50 г

– 135 г. н.э.), римского философа и императора Марка Аврелия (26.04. 121 г н.э. –

17.03. 180 г н.э.).


Вопросы для самоконтроля

1) Почему многие исследователи подвергают сомнению факт формирования философии на Древнем Востоке?

2) Имело ли место влияние древневосточной мудрости на формирование древнегреческой философии?

3) Чем объяснить факт, что большинство выдающихся философов Древней Греции из Афин, а Спарта не дала ни одного известного философа?

4) Главное отличие древнегреческой философии от философии Древнего Востока?

5) Чем объяснить изменение философских концепций в Древней Греции с крушением полисной системы и образованием «империи» Македонского?

6) Почему из всех философских школ Древней Греции наибольшую популярность в Риме приобретает кинизм?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660


5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


Лекция 3

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ

Философское понятие бытия

С древнейших времен люди замечали, что предметы, вещи окружающего нас мира существуют, а затем исчезают, и формируются новые предметы и вещи. Так постепенно формируется понятие бытия. Это понятие впервые применил древнегреческий философ Парменид. При анализе бытия возникает необходимость обращения к проблеме соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

Парменид был уверен, что утверждение о существовании небытия ложно. Бытие абсолютно, небытие – нереально. Он был уверен, что бытие само по себе абстракция, мыслимое бытие, реально существует бытие реальных предметов. Существование предметов и вещей – преходяще, их бытие в пространстве и времени ограничено, а бытие как фундаментальный принцип объяснения мира – непреходяще. Оно не ограничено в пространстве и времени.

Парменид утверждал, что мышление и бытие совпадают, поскольку «мысль о предмете и предмет мысли».

Совершенно другая трактовка бытия и небытия формировалась в Древнем Китае и Древней Индии. В буддизме и даосизме именно небытие признается как всеобъемлющее и первичное. Небытие, будучи всем, само есть ничто, но порождает все вещи и свойства.

В древнеиндийском брахманизме видимая реальность считалась огромной иллюзией. Единственной подлинной реальностью считается небытие. Мыслители, как Древнего Востока, так и Европы выдвигают разные версии бытия. Так постепенно формируется онтология.

 

6. 2. Онтология – учение о бытии

Понятие онтология - древнегреческого происхождения («онтос» - сущее и

«логос» - знание). Главным вопросом онтологии с древних времен является проблема бытия. Следовательно, онтология – это учение о бытии.

Понятие онтологии невозможно раскрыть без обращения  к термину

«метафизика». Этот термин возник случайно при классификации работ Аристотеля и означает – «после физики». Метафизика - это знания о предельных основаниях бытия, мира, человеческого существования и т.д. Метафизика – это особое понимание мира посредством его познания и преломления полученных


знаний сквозь призму интересов человека. Метафизика качественно отличается от знаний, которые мы получаем при изучении конкретных наук (физики, химии, географии и т.д.). Метафизика, в отличие от конкретных наук, не имеет предметных ограничений.

Часто понятия «метафизика» и «онтология» отождествляются. Однако большинство исследователей уверено, что понятие «метафизика» шире, поскольку она выходит за пределы познания бытия.

В процессе развития философии сформировались различные варианты онтологии. Условно все варианты онтологии можно дифференцировать на материалистическую и объективно – идеалистическую онтологии.

В материалистической онтологии идея вечности и первичности материи занимает доминирующее начало. Материализм – это философия монизма (одного начала), сознание считается вторичным, продуктом исторического развития материи. Сильной стороной материалистической онтологии является обращение к научным достижениям своего времени. Материализм использовал теоретическую модель мира И. Ньютона. Однако новые открытия в физике на рубеже XIX – ХХ столетий показали ограниченность физики Ньютона. Метафизический материализм оказался не в состоянии объяснить новые явления в физике.

Диалектический материализм (марксизм) оказался более обоснованным, поскольку базировался на новейших открытиях в науке и материалистически истолкованной диалектике Гегеля. Однако в марксистской философии бытие становится синонимом объективной реальности. Бытие рассматривается как существование отдельных предметов и мира в целом, вне и независимо от нашего сознания.

Объективно – идеалистическая онтология в свою очередь дифференцируется на теологический вариант и рационально – идеалистический вариант.

Вся средневековая философия, начиняя с Августина, выдвигает теологический вариант анализа бытия. Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, Августин считал Бога творцом всего сущего и причиной всего бытия. Подлинным бытием обладает только Бог. Бытие человека и мира в целом носит вторичный характер, поскольку они сотворены Богом и существуют исключительно по воле Бога

В философии Гегеля излагается рационально – идеалистический вариант истолкования бытия. Узловым моментом в анализе бытия выступает Абсолют (мировой дух). Он самодостаточен и проходит различные стадии развития. Вначале дух существует как «идея в себе». В процессе своего развития Абсолют переходит в инобытие – природу. Бытие рассматривается как бесконечное развитие Абсолюта (мирового духа).


Особое место в анализе бытия имеет субъективный идеализм (Джордж Беркли, Давид Юм и др.). Согласно этой философской концепции мы можем утверждать достоверно лишь о том, что воспринимается нашими чувствами и сознанием. Существуют ли предметы, вещи за пределами наших чувств – остается вопросом. Любой объект существует, пока мы его воспринимаем. Бытие в данном случае оказывается лишь продуктом наших чувств. Бытие всегда субъективно.

Следовательно, различные подходы к объяснению смысла понятия бытия не только противоречат одно другому, а оказываются взаимоисключающими.

 

Философские категории: сущность, субстанция, материя и

Реальность

При философском анализе бытия возникает необходимость обращения к категориям сущности и субстанции, материи и реальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.106 с.)