Человек и общество: основы философского анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и общество: основы философского анализа



Проблема человека в философии

Как уже отмечалось в предшествующих лекциях, проблема человека стала актуальной уже в философии Древнего мира. Для Платона человек – это единство смертного тела и бессмертной души. Аристотель рассматривал человека как частицу природы, космоса. Христианская философия считала человека творением Бога.

Особый интерес к проблеме человека проявляется после Первой и, в особенности, после Второй Мировой войны. Формируется философская антропология как особая дисциплина, изучающая «микрокосм» человеческого бытия. Философская антропология утверждает, что человек – это центр и исходный пункт всякой философии. Особое внимание уделялось противоречию между безумием мировых войн и разумом человека. Бросается вызов онтологии (учению о бытии), утверждается, что философская антропология должна растворить онтологию, которая смещает человека из центра бытия.

Возникает необходимость обращения к соотношению понятий «человек»,

«индивид», «личность», «индивидуальность». Человек – понятие родовое, он – субъект истории.

Понятие «индивид» подчеркивает в человеке его природные характеристики, но игнорирует его социальные роли, функции и др. Человек рождается индивидом.

Понятие «личность» выделяет в человеке его социальные роли, функции, но при этом игнорирует его природные характеристики. Человек становится личностью только в обществе. В каждую историческую эпоху формируется определенный исторический тип личности.

По природе своей человек – существо биологическое. По сущности своей человек – существо социальное. Сущность человека не сводится к его природе. Часто возникает вопрос, что в человеке превалирует – биологическое (природное) или общественное (социальное). Сама постановка такого вопроса некорректна. Будучи продуктом социума, человек остается биологическим существом, ему присущи, как и другим животным, природные потребности. Однако свои природные потребности человек удовлетворяет социально.


Антропосоциогенез и его комплексный характер

Проблема происхождения человека остается актуальной в философии и науке современности. Существует множество гипотез и теорий о происхождении человека. Эти гипотезы диаметрально противоположны, взаимоисключают одна другую.

Наиболее простое объяснение этой проблемы дает богословие. Оно утверждает, что человек является творением Господа Бога. Такой точки зрения придерживаются сотни миллионов людей.

Другая гипотеза утверждает, что человек сформировался (как и жизнь в целом) не на Земле, а в Космосе, из Космоса попал на нашу планету. Аналогичной гипотезы придерживался В.И. Вернадский.

Наиболее распространенным является учение, согласно которому человек – продукт развития высших животных. Этот процесс длился миллионы лет. В марксизме утверждается, что человек является результатом трудовой деятельности. Ф. Энгельс считал, что труд в буквальном смысле создавал человека. Человеческий труд изначально отличается от деятельности других животных – он носит «орудийный» характер. Человек не просто использует орудия труда (на это способны многие животные), а создает орудия труда. Технология изготовления орудий труда постепенно совершенствовался, усложнялся. Нашим далеким предкам приходилось напрягать все свои умственные и физические силы. Человек менялся физически (вертикальное положение и др.) и умственно.

При анализе антропосоциогенеза возникает вопрос – сформировался человек в одном центре (моногенизм) или в различных центрах (полигенизм). Фашизм утверждал, что человек не является одним биологическим видом. Расовые различия он считал межвидовыми. Однако если человек даже формировался в различных центрах, то в результате межрасовых смешений он представляет один вид.

Большое значение в формировании человека имел язык. У наших далеких предков не было языка. Они, как и другие животные, общались с помощью ограниченного количества звуковых сигналов. Язык формируется одновременно с сознанием. Он является не только средством общения, но и средством мышления.

 

Проблема ценностных ориентаций личности

Вся деятельность человека направлена на достижение определенных ценностей. Ценностные ориентации человека определяют его личностную сущность. Ценностью именуется то, что способно удовлетворить те или иные


потребности человека. Значение ценностей может варьироваться от нуля до бесконечности. Чем выше потребность в данной ценности, тем больше ее значимость. Остается спорной проблема отрицательных ценностей (ценностей со знаком минус). Верность является несомненной ценностью, но можно ли считать предательство ценностью?

Ценности дифференцируются на материальные и духовные. Они развиваются во взаимной детерминации. Так, наука является духовной ценностью, но развитие науки немыслимо без соответствующей материальной базы. Однако материальная база также не может успешно развиваться без научных знаний. Учение о ценностях называется аксиологией.

Ценности носят исторический характер – то, что представляет ценность в одну эпоху, в другую может перестать быть таковым. Ценности носят также национально – этнический и религиозный характер.

Проблема вечных ценностей является дискуссионной, поскольку многие исследователи утверждают относительный характер любой ценности. Спорной остается и проблема общечеловеческих ценностей. Очень часто под общечеловеческими ценностями подразумеваются западноевропейские, североамериканские ценности.

Большое значение в наше время приобретает проблема формирования ценностных ориентаций в процессе воспитания и обучения, поскольку она способна повлиять на выход из кризиса современной цивилизации.

 

Понятие общества

Существует множество определений общества, которые часто противоречат друг другу, взаимоисключают одно другое. В самом широком смысле общество – это совокупность людей и их взаимоотношения. Большая группа людей сама по себе не является обществом без наличия общественных отношений. В любом обществе формируется множество различных отношений. Вся совокупность общественных отношений дифференцируется на материальные и духовные отношения, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Различные сферы жизни общества изучают история, социология, экономика, социальная психология и т.д. Раздел философии, изучающий общество, именуется социальной философией. Она изучает в отличие от других социально – гуманитарных дисциплин не отдельную сторону жизни, а общество в целом. Социальная философии выявляет специфику происхождения общества, рассматривает общество как особую часть окружающего мира и раскрывает его сущностные характеристики, изучает его структуру, функционирование и развитие.


Общество имеет сложную динамическую структуру, которая обуславливается сферами жизни общества. Сферы жизни общества дифференцируются на: 1) материально – экономическую сферу; 2) социальную сферу; 3) политическую сферу; 4) духовную сферу. С одной стороны каждая сфера жизни общества носит специфический характер, но одновременно они диалектически взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Материально-экономическаясфера общественной жизни – это постоянное воспроизводство материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Для производства материальных благ люди вынуждены вступать в определенные производственные отношения, в зависимости от уровня развития производительных сил. В каждую историческую эпоху доминирует определенный способ производства (согласно Марксу – первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). По другой версии существуют: традиционная экономика (от древнего аграрного общества до индустриальной революции); рыночная экономика, где господствует конкуренция; централизованная, плановая экономика.

В середине ХХ столетия Д. Белл, А. Тоффлер и другие выдвинули концепцию постиндустриального общества. В этом обществе доминируют не промышленность и сельское хозяйство, а наука, сфера услуг.

Социальнаясфера общественной жизни – это социальная структура, взаимодействие различных социальных групп – классов, этносов, возрастных групп и т.д. Классы формируются с разделением труда (раб и рабовладелец, крестьянин и феодал, рабочий и капиталист). Выдающийся социолог П.А. Сорокин выдвинул идею стратов – социальных слоев людей, имеющих сходные объективные показатели по шкалам стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Политическаясфера общественной жизни – это отношения между классами, государствами, нациями и другими социальными группами. Она охватывает три группы явлений – политические отношения политические институты, политическую идеологию.

Духовнаясфера общественной жизни отражает духовно – нравственную жизнь общества. Данная сфера предполагает духовное производство, созидание новых духовных ценностей в науке, искусстве, морали и т.д. Общественное сознание является определяющим элементом этой сферы жизни. Оно дифференцируется на обыденно – практический уровень (социальная психология) и научно – теоретический уровень (идеология).


Особенности социальной детерминации

Особенности развития общества становятся объектом интереса мыслителей с древнейших времен. Общество является частицей природы и в целом подчиняется всеобщим объективным закономерностям развития. Однако в природе господствуют стихийные, объективные силы, которые обуславливают ее развитие. Законы развития природы носят жесткий, однозначный характер.

Развитие общества также подчиняется объективным закономерностям, но эти закономерности и реализуются исключительно в результате сознательной или бессознательной деятельности людей. Любая историческая необходимость прежде проходит через сознание людей и в результате их деятельности.

Объективное и субъективное не только взаимодействуют в процессе развития общества, но и взаимопереходят одно в другое. Субъективный выбор людей ограничен объективными закономерностями. Однако люди не являются марионетками исторической необходимости (фатализм), поскольку у них всегда есть выбор, и сознательный выбор людей всегда имеет огромное значение в развитии общества.

Вместе с тем субъективный фактор в развитии общества нельзя абсолютизировать (волюнтаризм), так как этот выбор всегда ограничен объективными закономерностями.

Деятельность людей обуславливается их потребностями, но сами потребности людей формируются под влиянием определенных условий реальной жизни общества.

При анализе объективного и субъективного в социальной детерминации надо обратиться к материалам прошлых лекций, где рассматривалась проблема материалистического понимания истории.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Проблема происхождения человека в философии.

2. Исторические типы личности.

3. Можно ли считать агрессивность врождённым природным свойством человека?

4. Проблема свободы человека в философии.

5. Существуют ли вечные ценности?

6. Философское понятие общества.

7. Диалектика объективной необходимости субъективной деятельности людей в развитии общества.

8. Социальная структура общества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Философия / Балашов Л.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414949

2. Философия: учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 180 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548110

3. Философия: учебник / И.И. Кальной. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792428

4. История и философия науки: учеб. пособие / А.Б. Оришев, К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 206 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556551

 

Дополнительная

1. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

2. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419064

3. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/535013

4. Философия: Учебник для бакалавров / Батурин В.К. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541660

5. История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

6. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550328


Лекция 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.023 с.)