Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ «Центр развития образования» муниципального образования г.о. Люберцы Московская область МОУ «Кадетская школа» г. Люберцы МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МЕДИАЦИИ» ЧАСТЬ II Техники медиации для старшеклассников
2020г. Онишина В.В. Технология обучения медиации. ЧАСТЬ II - Техники медиации для старшеклассников /В.В. Онишина. - Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ, «Центр развития образования» МО г.о. Люберцы, МОУ «Кадетская школа» г. Люберцы.– 2021г.- 80с.
Данное пособие является учебно-методическим обеспечением курсов переподготовки и повышения квалификации, преподаваемых на кафедре комплексной безопасности и физической культуры АСОУ:
1. «Конфликтология» - 384 уч.ч. 2. «Медиация» - 384 уч.ч. 3. «Применение медиативных технологий в регулировании педагогических конфликтов» - 36 уч. ч. 4. «Технология обучения школьников медиации» - 36 уч. ч.
Также пособие предназначено для педагогов, работающих в школьной службе медиации и школьников, задействованных в работе службы. Методическое пособие сделано в форме рабочей тетради для старшеклассников по авторской программе Онишиной В.В., к.п.н., доцента кафедры комплексной безопасности и физической культуры АСОУ («Программа обучения школьников в рамках службы школьной медиации»), рассчитанной на 24 учебных часа.
Программа включает в себя три модуля, последовательно описанных в пособии. I. «Лидер для себя» Лидер, это всегда личность, которая достигает высоких результатов и ведет за собой других людей. В области эффективного общения речь идет о развитом эмоциональном интеллекте. Это умение понимать себя и других: видеть не только свою реакцию и реакцию другого человека, но и понимать причину поведения. II. «Лидер для других» Вести за собой – это значит принимать решения, мыслить стратегически, планировать и создавать что-то полезное (вещи, отношения), показывать своим примером. Эмоциональный интеллект можно развить самому и научить других эффективным стратегиям мышления. III. «Медиация» - это один из эффективных способов консультирования в конфликте. Если старшеклассник сможет стать успешным «переговорщиком», то это может пригодиться ему во многих областях жизни. Программа апробирована на базе МОУ «Кадетская школа» г. Люберцы
ВВЕДЕНИЕ
Медиативный подход в работе с педагогическими конфликтами на сегодняшний день крайне востребован. Конфликты между школьниками имеют разрушительные последствия, в том числе и отдаленные: общее недоверие жизненным процессам может иметь начало в ссоре с лучшим другом, когда обоим было по 10-14 лет. А, возможно, невнимание учителя или несправедливая оценка «заморозили» в стрессе доверие, доброту, объективность. Эмоциональный интеллект, отвечающий за понимание своих чувств и чувств другого человека очень слабо выражен в современной школе. Но его можно развивать. Актуальность медиации потому так и очевидна, что способы, которыми она располагает для осуществления эффективного взаимодействия между школьниками, помогает и тем, кто обращается за помощью и тем ребятам, которые берут на себя консультирование в ШСМ (школьной службе медиации). Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Принципы медиации в образовательной организации
Принцип добровольности. Процедура медиации не осуществляется в результате принудительных или обязывающих действий. Принцип добровольности действует на всех этапах осуществления процедуры медиации, для каждой из сторон, причем выйти из нее возможно в любой момент. Принцип конфиденциальности. При осуществлении процедуры медиации конфиденциальность применяется ко всем сведениям, относящимся к процедуре медиации, кроме случаев, когда стороны договорились об иных условиях. Школьный медиатор не имеет права разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе осуществления процедуры медиации, и согласие сторон не получено. Исключения здесь составляют случаи, когда становится известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о совершении тяжкого преступления.
Принцип ответственности. В медиации есть две зоны ответственности. Школьный медиатор отвечает за качественное ведение процедуры, а стороны за поиск решения проблем и исполнение достигнутых договоренностей. Медиатор должен осознавать свою личную ответственность перед участниками процедуры за свои действия, выбор методов работы. Школьный медиатор должен в первую очередь заботиться о благополучии участников образовательного процесса и не использовать результаты работы им во вред.
Планируемые результаты обучения
Категория обучающихся: Учащиеся 8 – 10 классов. Форма обучения: - очно-заочное обучение. Режим занятий, срок освоения программы: Режим аудиторных занятий – 1 (2) часа в день (1 раз в неделю). Срок освоения программы – 24 часа. Методическое пособие для удобства реализации программы обучения сделано таким образом, что его параграфы расшифровывают темы в разделе «Содержание программы». Раздел «Содержание программы »
Общая трудоемкость (часы) |
Аудиторные занятия |
Самостоя- Тельная работа (заочная форма) (часы) |
Формы контроля | |||||||||||||||||||||||
Лекции (часы) | Семинары, практические занятия, круглые столы (часы) | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Модуль 1. Лидер для себя | 8 | 2 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||
1.1. | Введение. Назначение и задачи службы школьной медиации | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
1.2. | Способы саморегуляции | 4 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||
1.3. | Метод саморефлексии «Ромб» | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
1.4. | Тест «САМОАЛ». Коррекционная программа к тесту. | 2 | 2 | Тест | |||||||||||||||||||||||
2. | Модуль 2. Лидер для других | 8 | 2 | 5 | 1 | ||||||||||||||||||||||
2.1. | Формула конфликта. | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2.2. | Деловая игра «Иррациональные убеждения» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2.3. | Техники работы с конфликтом | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
2.4. | Исследование ценностей | 1 | 1 | Тест | |||||||||||||||||||||||
3. | Модуль 3. Медиация | 8 | 2 | 4 | - | 2 | |||||||||||||||||||||
3.1. | Стадии медиации | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
3.2. | Способы эффективного взаимодействия | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
3.3. | Работа с клиентом по изученному алгоритму | 2 | 2 Комплексный зачет | ||||||||||||||||||||||||
Итого: | 24 | 6 | 13 | 3 | 2 |
Модуль 1. «Лидер для себя»
Лидер, это всегда личность, который сам достигает высоких результатов и ведет за собой других людей.
В области эффективного общения речь идет о развитом эмоциональном интеллекте. Это умение понимать себя и других: видеть не только свою реакцию и реакцию другого человека, но и понимать причину поведения.
Первый модуль «Лидер для себя» включает идею саморегуляции.
Управление своим эмоциональным состоянием – это база для взаимодействия с другими людьми.
Изменять свое физическое, психическое и духовно-нравственное состояние можно, воздействуя на дыхание, тело, образную систему. Но это невозможно сделать без специального обучения. Поэтому весь первый блок посвящен освоению техник общения с самим собой.
· Чем отличаются эмоции от чувств?
· Чем те и другие отличаются от ощущений?
· Как мысли влияют на работу физического тела?
· Что значит, управлять самим собой?
· Разве можно изменить настроение?
1.1. Введение. Назначение и задачи службы школьной медиации (лекция – 1 уч. ч.)
Понятие лидерства, медиации, службы ШСМ. Задачи обучения на 1- 3 модуле: «Лидер для себя», «Лидер для других», «Медиация». Семь навыков высокоэффективных людей по Ст. Кови.
Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Домашнее задание: познакомиться в интернете с деятельностью Школьной службы медиации.
Лидер – (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди). Это лицо в группе или организации, команде и т.п., пользующееся авторитетом, признанием и обладающее влиянием.
Рис. По схеме Стивена Кови («Семь навыков высокоэффективных людей»)
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие медиатора и участника медиации (участников).
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами участника медиации (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат участники медиации).
Основные приёмы поддержания рефлексивного слушания:
1. Выяснение (использование уточняющих вопросов).
2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами): «Я тебя правильно понял…».
3. Словесное отражение медиатором чувств участника медиации.
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны медиатора.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать человеку выговориться.
Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли (контакт глаз, дистанция, изменение позы, паузы, жесты, внимательное молчание, эмоциональное сопровождение (возгласы), побуждение («ну и?», «а дальше что?»).
Способы саморегуляции
(лекция – 1 уч. ч.).
Диагностика актуального состояния сознания. Образ «Сосуда самоценности». Связь уровня самоценности с уровнем конфликтности личности. Понятие ресурсного состояния сознания.
Естественные способы выхода напряжения. Система СПС (система психофизической саморегуляции).
Домашнее задание: диагностика актуального состояния сознания через работу с образом «Сосуда самоценности».
Внутренний мир постоянно разговаривает с человеком на языке образов. Они бывают визуальными, аудиальными, кинестетическими, дигитальными (цифровыми).
V – визуальными, то есть имеющими отношение к краскам, четкости, расположению относительно центра, удаленности или приближенности;
А – аудиальными, то есть представленными высотой тона, громкостью, темпом, тембром звучания и т.д.;
К – кинестетическими, то есть помогающими определить положение тела в пространстве, вкус, запах и т.п.
D – дигитальными, означающими обычное логическое рассуждение.1
Образы бывают плюсовыми и минусовыми.
Если в визуальном ряду (V) человек наблюдает яркие краски, четкость изображения, нормальное расположение на экране мысленного взора и т.п., то речь идет о плюсовом, позитивном образе. Если же, напротив, наблюдается размытость контуров, темная цветовая гамма, очень большие, или очень маленькие объекты, то, скорее всего, этот образ минусовой, негативный.
Гармоничное звучание в аудиальном ряду (А) предполагает наличие позитивного образа. Дисгармоничное звучание (слишком тихо, слишком громко, мертвая тишина и т.п.) выдает наличие проблемы и негативного образа.
Кинестетический образ (К) считается плюсовым, позитивным, если тело ощущает тепло, расширение, приятное расслабление или, наоборот, драйв и желание действовать. Минусовым, негативным считается кинестетический образ, несущий холод, ощущение сжатия, мышечный спазм.
К позитивным мыслям, плюсовым (D) относятся все рассуждения, где
________________________
1 Аббревиатура VAK / D в последующем тексте означает задание: увидеть, услышать, почувствовать то, о чем читается (говориться), а также подумать об этом.
опора идет на экологическое поведение, то есть неразрушительное для себя и другого человека. Напротив, не экологичные мысли и поведение являются вестниками душевного надлома, воздействия старых обид, личностных ограничений.
Поэтому, если в процессе работы у вас в целом получилась позитивная картина (+VAK/D образы), то можно говорить о том, что можно двигаться к мечте, разбивать цель на задачи и выполнять их. А вот, если в целом складывается негативная картина (-VAK/D образы), то необходимо пересматривать цели, менять стратегии достижения. В противном случае, если начать движение к цели без дополнительной подготовки, можно получить неудовлетворительный результат. Понять, что происходит в своем внутреннем мире или внутреннем мире другого человека можно, в частности, с помощью техники «Сосуд самоценности».
Самоценность - это уважение к себе и любовь. Этого качества может быть много, может мало. Этот уровень замеряем. Проверим его прямо сейчас через анализ образа внутреннего мира. Образы внутреннего мира бывают визуальными, то есть мы можем их видеть, аудиальными - слышимыми и кинестетическими, то есть телесными. Степень экологичности внутреннего образа самоценности даст нам представление о том, насколько хорошо вы к себе относитесь.
· Оглянитесь вокруг: что видите, что слышите? Что чувствуете внутри себя, о чем думаете?
· Хотите узнать свой уровень самоценности?
Образ «Сосуда самоценности»
· Подышите так, чтобы голова слегка закружилась.
На экране внутреннего взора сосуд вашей самоценности (он может быть похож на кувшин).
Вы хорошо видите уровень жидкости в кувшине? Каков цвет налитой жидкости? Есть ли цвет у самого кувшина? Какая форма у вашего кувшина самоценности? | Визуальный ряд |
Как звучит ваш образ (можно отдельно жидкость и отдельно кувшин)? Какие ещё есть звуки в вашей картине? Есть ли звук у фона? Можете ли вы говорить с вашим образом? | Аудиальный ряд |
Как вам нравится то, что вы видите и слышите? Что вы чувствуете после определения уровня? Ваше отношение к образу прямо сейчас? | Кинестетический (или телесный) Ряд |
Если вы увидели на экране мысленного взора высокий уровень - от 80 до 100 %, то это состояние говорит о том, что любая неприятность не сможет вас огорчить надолго. Это значит, что вам нравятся окружающие вас люди, вы готовы к эффективному взаимодействию, это значит, что вы понимаете свои актуальные роли, готовы к восприятию окружающего мира, полны внутренних ресурсов и адекватны в поведении. Вы можете осознанно получать информацию и самостоятельно анализировать её. Если ваша самоценность воспринимается на 50 %, то мир становится «никаким». В такое время мы неадекватны. Мы можем сами обидеться по пустякам, накричать на кого-то, уйти от решения насущных проблем. Фактически не будет ощущения, что вы живете. Уровень этот критический. Если вы его обнаружили у себя - нужно немедленно действовать. Эффективность человека падает катастрофически. Ну и о самом грустном. Если наполняемость вашего кувшина не превышает 20 - 30 %, то можно говорить о том, что вам скоро понадобится помощь.
Нулевой уровень самоценности говорит о непринятии себя и других, это полное опустошение.
Работа с дыханием
Работа с образами
Техника «Радуга»
Техника универсальна для поднятия самоценности с любого уровня кроме нулевого (см. технику «Сосуд самоценности»)
· необходимо давать себе (или консультируемому) примерно 15 - 30 секунд на выполнение задания по работе с каждым рядом восприятия: «вижу», «слышу», «чувствую». Задача заключается в том, чтобы мысленно пропустить через свое тело последовательно все цвета радуги.
Тестирование: вы можете проверить уровень своей самоценности до проведения техники и после. Как правило, разница достигает 10 - 30% от первоначального замера.
Тестирование можно провести и по технике «Шкала напряженности» (напряженность по баллам уменьшается).
Условия выполнения техники: ограничений нет.
Рекомендации: технику можно проводить непосредственно для повышения уровня самоценности; перед ответственным мероприятием; перед контрольной работой или новой темой.
Технику можно проводить несколько раз в день.
Техника «РАДУГА»
1. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть красный цвет.
И когда я знаю, что есть красный цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу красный цвет, то я могу услышать красный цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу красный цвет, то я могу почувствовать красный цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую красный цвет, то я могу пропустить красный цвет через свое тело прямо сейчас».
2. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть оранжевый цвет.
И когда я знаю, что есть оранжевый цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу оранжевый цвет, то я могу услышать оранжевый цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу оранжевый цвет, то я могу почувствовать оранжевый цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую оранжевый цвет, то я могу пропустить оранжевый цвет через свое тело прямо сейчас».
3. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть желтый цвет.
И когда я знаю, что есть желтый цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу желтый цвет, то я могу услышать желтый цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу желтый цвет, то я могу почувствовать желтый цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую желтый цвет, то я могу пропустить желтый цвет через свое тело прямо сейчас».
4. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть зеленый цвет.
И когда я знаю, что есть зеленый цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу зеленый цвет, то я могу услышать зеленый цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу зеленый цвет, то я могу почувствовать зеленый цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую зеленый цвет, то я могу пропустить зеленый цвет через свое тело прямо сейчас».
5. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть голубой цвет.
И когда я знаю, что есть голубой цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу голубой цвет, то я могу услышать голубой цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу голубой цвет, то я могу почувствовать голубой цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую голубой цвет, то я могу пропустить голубой цвет через свое тело прямо сейчас».
6. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть синий цвет.
И когда я знаю, что есть синий цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу синий цвет, то я могу услышать синий цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу синий цвет, то я могу почувствовать синий цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую синий цвет, то я могу пропустить синий цвет через свое тело прямо сейчас».
7. «Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть фиолетовый цвет.
И когда я знаю, что есть фиолетовый цвет, я могу его увидеть прямо сейчас. И когда я уже вижу фиолетовый цвет, то я могу услышать фиолетовый цвет прямо сейчас. И когда я вижу и слышу фиолетовый цвет, то я могу почувствовать фиолетовый цвет прямо сейчас. И когда я вижу, слышу и чувствую фиолетовый цвет, то я могу пропустить фиолетовый цвет через свое тело прямо сейчас».
Возможное дополнение к технике:
«Я знаю семь цветов радуги. И я знаю, что есть, и красный, и оранжевый, и желтый, и зеленый, и голубой, и синий, и фиолетовый цвета - это все цвета радуги. И я могу увидеть, услышать, почувствовать и пропустить через свое тело всю радугу прямо сейчас», - то есть можно, ускоряя процесс, пропускать через свое тело мысленно образ радуги (сразу все цвета одновременно).
P.S. Наблюдение за образами внутреннего мира (VAK / D)дает расслабление.
Работа с телом
Здоровье человека мы рассматриваем в концепции ортобиоза (здорового образа жизни), где представлены три его составляющие: здоровье физическое, психическое и духовное. 1 Разрушение одной из составляющих грозит нарушением жизненной гармонии.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
__________________________
1 Шепель В.М. «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». М. 1996.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ – характеризуется наличием у человека таких моральных принципов, которые являются основой социальной жизни человека: речь идет о сознательном отношении к труду, овладении сокровищами человеческой культуры, неприятии нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни граждан, это такое состояние человека, при котором реализуется его идеальная потребность в познании законов строения вселенной.
Красный круг (слева) – физическое здоровье; желтый круг (справа) – психическое здоровье; голубой круг (сверху) – духовное здоровье.
Ниже приведена техника, которая помогает, воздействуя на тело (простукивание точек), улучшать состояние психики и возвращает чувство целостности, свойственное личности при наличии духовного здоровья.
Медиатором клиента.
________________________
1 Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2015. – 160с.
Техника «СТОП»
• Диагностика стратегий поведения клиента в затруднительной ситуации взаимодействия (стрессе, травме, конфликте).
• Поиск частей личности клиента, ведущих к удержанию проблемы (и ресурсных частей).
• Выведение в осознание ресурсов клиента и поиск проблемных зон (точки роста).
• Поиск противоречия, постановка проблемы, выведение клиента на уровень постановки задач.
Каждая из букв слова «СТОП» является аббревиатурой четырех слов:
С - спуск Т - тупик О - объезд П - подъем |
С – спуск – состояние или ситуация (убеждение), в которой человек чувствует себя плохо (что-то случается неожиданное, ломающее привычное восприятие себя, мира, окружающих: ссора, конфликт, потеря, предательство…)
Т – тупик - состояние или ситуация (убеждение), когда нет идей (выбора, знаний, навыка, понимания, ресурса, стратегии, тактики), а есть неверие в себя (много напряжения, мало самоценности, потеря смыслов и т.п.).
О – объезд - состояние или ситуация (убеждение), когда появляются идеи (ресурсы физические, психические, духовные; приходит помощь извне и т.п.).
П – подъем - состояние или ситуация (убеждение), когда все задуманное получается легко (возможно, сопровождается эмоциональным подъемом).
Выполняется техника на этапе снятия запроса клиента.
Алгоритм работы по технике «СТОП»
1. Клиентом заявляется проблема (конфликт, противоречие, состояние и т.п.).
2. Диагностика количества баллов по «Шкале напряженности».
3. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Спуску» в эту проблему.
3.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).
3.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.
4. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Тупику», с которым клиент сталкивается в выбранной проблеме (что его опустошает, лишает ресурса, почему он не может двигаться дальше).
4.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).
4.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.
5. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Объезду», ведь рано или поздно клиент сможет решить свою проблему. Можно задать ему помогающие вопросы:
- А как ты раньше выходил из таких ситуаций?
- А если бы ты знал, как именно решаются такие вопросы,
То как бы ты поступил?
5.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).
5.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.
6. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Подъему» и насладиться состоянием победы (комфорта, окончанием конфликта, разрешения противоречия и т.п.)
6.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).
6.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.
7. Завершается работа диагностикой по «Шкале напряженности» относительно заявленной в начале работы проблемой.
8. Можно спросить у клиента, что он узнал про себя, что ему оказалось полезным.
Можно работать с каждой позицией техники «СТОП» по алгоритму техники «Ромб», задавая вопросы про ощущения, чувства, мысли и смыслы.
Центральная задача техники «СТОП» - у силение ресурса клиента.
1.4. Тест «САМОАЛ». Коррекционная программа к тесту (самостоятельная работа – 2 уч. ч.)
Задание: провести с собой тест «САМОАЛ» (см. приложение).
Итог самостоятельной работы: создание коррекционной программы для усиления черт характера, необходимых для самоактуализации участников проекта ШСМ (с которой нужно работать до окончания курса).
Самоактуализаци я – одна из базовых потребностей личности человека, которая заставляет его развиваться на самых разных уровнях: физическом, психическом, духовном.
В учении, общении, профессии самоактуализирующаяся личность пытается достигнуть высоких результатов, становясь лучше себя вчерашнего.
Это качество необходимо для эффективного общения с другими людьми, только познавая и развивая себя, можно подставлять плечо другому, быть для него старшим братом.
Тест «САМОАЛ» содержит 11 шкал, каждая из которых представляет собой личностное качество, необходимое для самоактуализации (ориентация во времени, ценности самоактуализации, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении).
Тест показывает в процентном отношении выраженность каждого качества у человека.
Идеальное процентное соотношение по тесту – 90-100%. Если какое-то из качеств выражено меньше, чем на 50%, есть основания считать, что требуется коррекционная работа по усилению качества.
В книге Онишиной В.В. «Технология развития лидерских качеств руководителя» приводятся психотехники техники, которые позволяют провести коррекцию по всем 11 личностным качествам.1
По своей сути психотехники представляют собой новую форму обработки информации. Повторяющийся алгоритм их выполнения создает условия для более эффективной обработки как внутренней, так и внешней информации.
Благодаря этому процессу человек обретает новые мыслительные стратегии, которые помогают ему быть более эффективным во многих сферах жизни (в частности, общении).
После проделанной с собой работы (через 1-3 месяца) можно повторить тест и убедиться в том, что результаты изменились в лучшую сторону (см. приложение).
________________________
1 Онишина В.В. Технология развития лидерских качеств руководителя/В.В. Онишина. – АСОУ, 2015. – 148с.
Модуль 2. «Лидер для других»
Второй модуль «Лидер для себя» включает идею создания ресурса (физического, психического, духовного) у другого человека (клиента медиатора).
Вести за собой – это значит принимать решения, мыслить стратегически, планировать и создавать что-то полезное (вещи, отношения), показывать своим примером.
Эмоциональный интеллект можно развить самому и научить других эффективным стратегиям мышления.
Школьный медиатор – это кто-то вроде старшего брата:
научился сам – помоги другому.
· Что такое конфликт?
· Что случается, если у человека есть много иррациональных убеждений?
· Как можно убрать агрессию у себя и другого?
· Что такое СТРЕСС?
· Зачем нужно его нейтрализовать?
2.1. Формула конфликта (лекция – 1 уч. ч.)
Понятие конфликта, конфликтной ситуации, инцедента. Понятие трех видов потребностей (физические, психические, духовные). Пирамида потребностей А. Маслоу. Понятие противоречия.
Виды конфликтов. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Конфликты типа: «Учитель – ученик», «Ученик – ученик», «Учитель – администрация», «Учитель – родитель».
Домашнее задание: диагностика актуального состояния сознания через работу с образом «Сосуда самоценности»; анализ любой возникающей проблемы по алгоритму техники «Ромб». Работа с индивидуальной коррекционной программой.
Формула конфликта: Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок, идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, несовпадение интересов и т.п.
Инцидент – столкновение (пусковой механизм конфликта).
В педагогических конфликтах, которые могут встретиться в школьной медиации можно выделить несколько видов:
«Ученик – ученик» - это самый распространенный вид конфликта, где каждая из сторон отказывается вставать на место оппонента;
«Учитель – ученик» - тоже может встречаться в школьной практике (это обида на учителя, или последствия открытогопротиводействия);
«Учитель – администрация» и «Учитель – родитель» - эти конфликты не являются предметом для рассмотрения ШСМ.
Эти конфликты решаются на другом уровне, например, административном. И, если родитель и учитель выражают согласие на работу с педагогом, который предлагает им свою помощь, как медиатора, тогда по обоюдному согласию такая работа может состояться.
Противоречие – несоответствие, рассогласование.
Объект конфликта – это то, что не поделили в столкновении (физическая, психическая, духовная ценность).
Предмет конфликта – эта та потребность, которая оказывается нереализованной в ходе столкновения (это из-за чего идет конфликт).
Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности бывают физические, психические и духовные (см. тест «САМОАЛ»).
Конфликты между людьми могут возникать из-за нехватки физических, психических и духовных ресурсов.
Пирамида Абрахама Маслоу
БЛАНК ОТВЕТОВ
Уровень самоценности в начале занятия | % | «Шкала напряжен-ности» в баллах | |
Формулировка проблемы до начала занятия |
| Ведущая эмоция в процессе формулирования проблемы | |
Опишите свои чувства, которые у вас есть прямо сейчас (относительно события)... |
| ||
Опишите то, что случилось...
| |||
Опишите мысли и саморазговор...
|
________________________
1 По книге Джил Андерсон Думай, пытайся, развивайся /Д. Андерсон. – СП.: Азбука, 1996. – 92с.
2. Прочитайте, проанализируйте, ответьте на вопросы.
ЧУВСТВА не проявляются сами по себе. Они проявляются «потому что». ЧУВСТВА плохие и хорошие вызываются не тем, что случается, а нашими мыслями относительно того, что произошло...
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛ
Поделиться:
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.71 (0.015 с.)