Нравственное богословие и догматическое богословие. Христианская этика, философия и психология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственное богословие и догматическое богословие. Христианская этика, философия и психология.



Нравственное богословие находится в самом близком отношении к Богословию Догматическому. Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью. Поэтому долгое время догматическое и нравственное учение излагались совместно.

Однако, несмотря на сродство, эти науки – самостоятельны, так как каждая имеет свой особый предмет, свою область и, следовательно, имеет право быть самостоятельной наукой. Царство Божие (спасение человека) созидается действиями Бога и действиями человека. Действия Божии в созидании этого царства составляют предмет изучения в науке Догматического богословия, а действия человеческие в созидании его – составляют предмет Нравственного богословия. Отсюда вытекают и более частные вопросы этих наук. Например: 1) учение о Иисусе Христе имеется в той и другой науке. Но в Догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии – как нравственный идеал, как образец для подражания нам в нравственной жизни. 2) Учение о возрождении и освящении человека встречается и в Догматике и в Нравственном богословии; но в Догматике этот вопрос рассматривается как воздействие божественной благодати на человека, а в Нравственном богословии как принятие или не принятие божественной благодати свободной волей человека (ср. Филип. 2и Филип. 2:12).

Таким образом, содержание Догматики относится к познанию и вере, а содержание Нравственного богословия – к воле и деятельности.

Учение веры – предмет Догматики – представляет как бы фундамент или основание, а нравственная деятельность – предмет Нравственного богословия – как бы здание, возведенное на этом основании. Так понимают отношение этих наук и отцы и учители Церкви. Например, св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Образ благочестия состоит из двух частей – из благочестивых догматов и добрых дел. И догматы без добрых дел не благоприятны Богу, и добрые дела без благочестивых догматов не приемлются Богом, ибо что пользы знать о Боге и срамно любодействовать».

Кроме Нравственного богословия, существует еще нравственная философия, – наука, сродная с Нравственным богословием. Различие между ними состоит в том, что в исследованиях своих они исходят из различных начал, и исследование идет в различных направлениях.

Нравственное Богословие отправным пунктом имеет откровенное нравственное учение. Нравственная философия еще не имеет истины, предполагает ее неизвестною, исходным пунктом для нее служит искомое, которое нравственная философия ищет силами и средствами человеческого разума.

Отсюда следует, что Нравственное Богословие, насколько оно представляет подлинное учение Священного Писания, представляет несомненную истину и заблуждаться не может. А нравственная философия легко может пойти в ложном направлении и выдать за истину совсем не истину. Таковы, например, нравоучения, создаваемые на пантеистической или материалистической почве. Следовательно, нравственная философия должна восполняться Нравственным Богословием, Без Богословия нравственная философия своими силами не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, вопроса о происхождении зла, о победе над ним.

Также христианская этика тесно связана с Христианской психологией. Хр.пс.- эт о научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию.

Христианская психология рассматривает не одно состояние человека, а три различных качественных состояния (телесное, душевное, духовное), которым соответствуют три совершенно различных психологии и системы ценностей:

· Телесное – психология эгоизма (рациональное мировоззрение),

· Душевное – психология жертвенности (нравственное мировоззрение),

· Духовное – психология святости * (духовное мировоззрение).

Ключевым принципом модели христианской психологии можно считать принцип работы со страстями тела, души и духа посредством которого и происходит возрастание духовное и переход из страстного состояния к бесстрастному. предметом нравственно-ориентированной христианской психологии является сам человек и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием. Таким образом, христианская этика и христианская психология ведут к одной высшей цели человеческой жизни, которая заключается в достижении состояния богоподобия или обожения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.004 с.)