Сравнительный анализ аскетических традиций мировых религий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ аскетических традиций мировых религий



 

Аскеза в христианстве нужна не только для противостояния страстям, но и для приобретения соответствующих евангельских добродетелей. Для православной аскетической традиции очевидно, что исполнение заповедей Божьих, все дела благочестия, борьба со страстями, пост, молитва, участие в Таинствах Церкви являются всего лишь средством, а не целью христианской жизни. Цель жизни христианина – соединение с Богом по благодати, так как в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в meлe, порабощенном греху (Прем.1:4). По словам преподобного Серафима Саровского († 1833), «молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего»

В мусульманстве: верь согласно «символу веры» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — Его пророк»), совершай пять раз в день молитву, один раз в год, в месяц рамадан, пост, добровольную очистительную милостыню и один раз в жизни — паломничество в Мекку, а если не можешь в Мекку, то в подобные святые места, например, в Иерусалим. Для последователей ислама Бог личностен, но непостижим и недостижим, Его нельзя познавать, а поэтому в нашем смысле слова духовной жизни человека там нет, как нет там и таинств, иерархической церкви и т. д. В исламе огромную роль играют законы шариата, т. е. предания, или традиции. В исламском рае верующие будут созерцать Аллаха, и в этом будет заключаться их истинное блаженство, и что стремление к лику Аллаха есть главная причина исполнения нравственных предписаний и установлений шариата.

исламское вероучение, не признает испорченности человека первородным грехом и отрицает его последствия. Человек изначально слаб, неустойчив в добре, в его душе присутствуют дурные наклонности, поэтому особых переживаний на эту тему нет и предпринимать радикальные попытки изменить ситуацию бессмысленно. Главное для мусульманина – это следовать шариату, то есть воздерживаться от запретного и исполнять одобряемое.

На раннем этапе развития ислама в нем возникло мистическое учение суфиев (суф – грубая шерстяная ткань, накидка). Их часто именовали дервишами (нищими). Их отличие от классического ислама состояло в акцентировании мистического познания бога и возможности приближения к нему. Они отказываются, с одной стороны, от рациональных путей богопознания, с другой же – от присущего классическому исламу представления о предельной удалённости бога. В молитвенных практиках суфиев большое место занимают созерцание и достижение экстаза. Экстаз даёт возможность и непосредственного слияния с богом – мысль, чуждая классическому исламу.

Мистический танец кружащихся дервишей помогают танцору достичь гармонии с внутренним миром, с мистической реальностью, и преобразить его с помощью этой реальности.

 

Чеченский зикр – это особенный танец, сопровождающийся хоровым «пением». Мужчины во множестве движутся по кругу, произнося имена Аллаха. Как говорят сами участники мероприятия, чеченский зикр наполняет всех силами, позволяет забыть об усталости, страхе, гневе.

 

Буддийский «бог» разлит в природе как ее духовная первооснова, как духовный абсолют и свет. Он не имеет личного имени. Человек, уходя из этого мира и тем самым от страдания, должен достичь простого соединения, слияния с этим божеством по принципу «ты одно с тем», что означает, в частности, преодоление дуализма субъекта и объекта (правда, увы, безличное и безличностное). Здесь необходим отказ человека от всех желаний, их преодоление.

Умеренность в пище, безбрачие и бедность – основные виды аскетизма.

Но растворяясь таким образом в божественном абсолюте, человек не только обретает абсолютный покой и уходит от всех страданий в свет нирваны, но и теряет всего себя. Он действительно уходит от своей индивидуальности, самости и своеволия, но не обретает и своей духовной личности.

Целью буддийской аскетики является просветление ─ «Это состояние, в котором больше не думаешь, не стремишься, не желаешь ничего конкретного».

В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.

Личностное обращения к «богу»(молитва) в буддизме отсутствует, существует практика медитации.

Медитация — это состояние расслабленной сосредоточенности, в котором идет отрешённое наблюдение за происходящим.

Иудаизм – религия еврейского народа. В текстах Нового Завета можно найти упоминание о представителях ряда религиозных (а точнее, социально–религиозных и религиозно–политических) направлений иудаизма, сформировавшихся к II–I вв. до н.э.

среди ессеев возобладала тенденция к замкнутому общинному образу жизни и даже к отшельничеству. Среди них было распространено безбрачие.

Терапевты (врачеватели) вели замкнутый образ жизни, объединяясь в общины, и практиковали строгий аскетизм.

Если под аскезой понимать «умерщвление плоти» иудаизм запрещает подобные упражнения, даже если путем истязания тела и доведения его до крайнего физического состояния человек хочет добиться «воспарения в горние выси» религиозного экстаза. Никаких длительных постов, никаких монастырских затворов, никаких чрезмерных воздержаний! Высокое душевное состояние достигается не путем чрезмерного физического воздействия на организм, а, например, проникновенной молитвой. Так, у евреев не принято поститься больше одного дня подряд (трехдневный пост персидских евреев во времена Амана был особым случаем)

Воздержание практиковалось в древние времена разве что в виде «назарейства», и выражалось оно, главным образом, как отказ от употребления вина. Единственный повод для воздержания от необходимых вещей только во время траура, да и то на несколько дней.

Очень большую роль в иудаизме играет кашрут (пищевое законодательство), восходящее к Библии и дополненное талмудической традицией. Оно подразумевает ряд ограничений, отсутствующих, например, в христианстве. Пища разделяется на кошер (чистую, годную к употреблению) и нечистую.

Богослужебные позы – в основном сидение и стояние, нередко во время молитвы совершается небольшое ритмичное покачивание. Изначально и по сей день чтение части богослужебных молитв требует обязательного наличия молитвенной десятки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)