Соотношение этики и аскетики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение этики и аскетики.



Христианская этика предполагает добродетельный, аскетический образ жизни постоянно связанный с упражнениями в самоограничении и самопонуждении. (пост, молитва, добрые дела…) Они – не самоцель, а средства христианского подвига. Целью истинного аскетизма является богообщение, теснейшее единение с Богом, неразрывный союз любви с ближним.

Вопросы христианской этики – вопросы морали, нравственности, и эта составляющая христианства направлена сколько не на самого верующего, сколько на других людей, на его «ближних». Вопросы христианской аскетики – вопросы физического и духовного самосовершенствования человека; и эта составляющая жизни христианина направлена преимущественно на него самого, при этом в крайних своих формах иногда напоминает самоистязание.

Христианская этика без аскетики граничит с философией гуманистического толка. В свою очередь аскетика без христианской этики больше всего напоминает пусть и духовный, но спорт.

Может ли христианская этика без соседства с аскезой (разумеется, с признанием Христа Спасителем) претендовать на звание христианства? Вполне себе да, тому примеры – многочисленные протестантские церкви американского происхождения. Но может ли аскетика без христианской этики (иными словами: без доброты и человеколюбия) называться христианством? Боюсь, что нет, пусть даже аскет и верит в Христа.

Христианская этика важнее христианской аскетики; без этики, как и без самого Христа, нет христианства; а без аскетики христианство вполне себе неплохо живет, как мы это видим во многих церквях Америки.

Аскетика как основа нравственной жизни ─ была заложена Творцом уже в раю. Бог был началом пути аскезы человека в раю, его Детоводителем, Наставником и образцом для подражания. Бог был также конечной и высшей Целью этого пути. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:15-17). Что представляла собой райская аскеза? Она не очищала и не призвана была очистить человека от греха (ведь ещё и не было самого греха), и вместе с тем, она способна была укрепить и углубить отношения и связь человека и Бога. Райская аскеза предполагала труд, но не страдание человека: совершаемый труд приносил бы человеку радость, а плоды этого труда — удовлетворение. Пройдя путь райской аскезы, человек созрел бы как личность, люди навечно соединились бы друг с другом и с Богом в любви и согласии. Это соединение, созревшее в аскетическом усилии человека, было бы настолько прочным, что его невозможно было бы уже разорвать — человек навсегда бы остался с Богом.

Основоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия: «Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его" (Мф.11:12).

Господь наш Иисус Христос проповедовал, что совершенство может осуществляться путем поста, девства, нестяжания: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17–18); «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12); «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).

Аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам необходимо мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. «Не знаете ли, – говорит святой апостол Павел, – что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:24–27). Здесь Апостол имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле.

По определению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)