Существует три типа морально-этических систем: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует три типа морально-этических систем:



Теономная- (Бог), автономная (личность) и гетерономная (социум).

«Теономная этика» — этическое учение христианства, рассматривающее нравственность исключительно как сферу взаимоотношения человека с богом, в отличие от «мирской» морали служения обществу и людям.

Другое понятие теономной этики - это этические нормы и правила религиозных учений от очень строгих- Иудаизм (в основном законы из книги Левит) до либеральных – протестантизм.

Гетероно́мная э́тика — система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из другой сферы общественной жизни.

Понятие гетерономной этики связано с этикой Иммануила Канта, который, в противовес французским материалистам, видевшим основу нравственности в естественных побуждениях «человеческой природы» — интересе, склонности и т. п., выдвинул идею нравственной автономии, основывающуюся на самоочевидном нравственном законе, который не зависит от каких-либо природных и социальных законов и обстоятельств.

Автономная этика означает возможность и задачу человека, как разумного существа, самоопределяться и поступать в соответствии с законом, данным самому себе. Основная черта в стремлении к автономии заключается в признании собственного разума единственным законодателем в области нравственности. По мнению Канта, автономия – надежная опора чистоты нравственности: человек должен делать добро не из чувства сострадания и любви, а из уважения к нравственному закону и его требованиям. Однако в действительности этическая концепция Канта остается справедливой лишь в сфере отвлеченного разума.

Этика мировых религий.

Этика включает в себя систематизацию, защиту и рекомендации концепций правильного и неправильного поведения.

Христианская этика базируется и вытекает из факта, что сын Божий воплотился в человеке, страдал за людей, был распят и воскрес. Именно действия и поведение Христа, как и сам Его образ жизни, является примером и эталоном для Его последователей. Источник христианской этики — в первую очередь жизнь Христа, заповеди Нагорной Проповеди, жизнь и проповедь Его учеников, апостолов, Отцов Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни современной Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

Исламская этика - этические нормы и правила, основанные на Коране, сунне Мухаммеда и прецедентах в исламском праве. Мусульмане определяют в качестве важнейшего похвального качества стыд, который вдобавок к своему физиологическому значению, несёт ещё и духовный смысл: боязнь сделать поступок, который не подобает верующему.

Также особую важность имеют кротость и скромность. И Коран, и сунна призывают отказаться от заносчивочти и обещают божественную награду. Призыв к скромности и кротости отразился на традиции мусульман: в привычке не повышать голос, в покрое традиционной одежды, в отказе от золотой и серебряной посуды, в отказе от вызывающих и броских красок.

Упование в исламе не является синонимом безволия и перепоручения своих дел Богу, но подразумевает под собой «договорные» отношения: например, человек своё половое поведение и язык «поручает Аллаху» тем, что действует согласно исламским канонам, а взамен на это ему дозволяется вход в Рай. Считается, что Бог уделяет пропитанием истинно уповающих так же, как питает своих птиц.Также высоко почитаются такие тесно связанные качества, как правдивость, надёжность и искренность.

Индуизм признает существование вечного и неизменного закона бытия Вселенной, закона космической целесообразности – дхармы. В соответствии с индуистскими этическими представлениями правильными считаются те поступки, которые согласуются с дхармой, а неверными и недолжными – те, что противоречат ей. Исполнение дхармы воспринимается в первую очередь в рамках осуществления социального долга.

Этическое содержание иудаизма изложено в Танахе (христиане назвали его Ветхим Заветом), в Талмуде и более поздних сочинениях священников-раввинов. Основные нравственные требования содержатся в Торе – Пятикнижии Моисея.

Нравственность понимается как праведность – безусловное повиновение Божественному закону, изложенному в Торе. Благодаря могуществу бога Яхве (иначе – Иеговы), праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) – к внутреннему разложению человека и преждевременной смерти.

Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается иудейская мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Евреи считали себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Небесный отец обращает как свой гнев, так и милость. Распределение того и другого осуществляется на основе договора - завета. «Завет» - это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.

Этическое учение даосизма гласит, что люди должны ориентироваться на Дао, наблюдая за миром, в котором Дао выражается. Даосисты призвали следовать природе, жить естественной жизнью. Они толковали дао как "главное во всех вещах", "корень", "иметь земли и неба", "первооснова мира", "создатель всего сущего", которое существует в сложных взаимосвязей и взаимозависимостей: человек зависит от земли, земля - от неба (космоса), небо - от дао, а дао - от себя.

Этические нормы Буддизма изначально сводились к пяти заповедям: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний.

Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т. д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предполагает непротивление злу, прощение обид.

В основе буддистской этики лежит знание закона кармы, которое гласит, что не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, и лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.

6. Христианская и нехристианская этика (часть ответов в конце 5 вопроса)

Помимо христианского учения о нравственности существуют и другие, нехристианские системы этики. Совпадая в чем-то с учением христианской нравственности, эти системы, однако же, во многом и расходятся с христианством. Различие этических систем связано с тем, что принимается за высшее благо для человека, с представлениями о добре и зле, с разным пониманием смысла жизни. Христианство высшим благом считает Святую Троицу, спасение души через веру в Иисуса Христа Спасителя и исполнение воли Божией. А другие религии и мировоззрения, поскольку считают за высшее благо другие вещи, то получают в итоге другие модели этического поведения. Из нерелигиозных этических направлений наиболее известны и широко распространены в практической жизни эвдемонизм и утилитаризм.

Нерелигиозный эвдемони́зм (от греч. счастье, блаженство) — этическая система, рассматривающая как высшее благо и цель всех стремлений человека – счастье. Счастье в эвдемонизме понимается как получение удовольствия и избежание страданий. Основоположником грубого эвдемонизма считается Аристипп(435—355 гг. до н.э.), современник. Высшее благо и смысл человеческой жизни Аристипп предлагал искать в сфере приятных ощущений, доставляемых материальными наслаждениями. По Аристиппу, хорошо то, что приносит чувство удовольствия.

«Мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность: также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания». То есть Эпикур предлагает учитывать последствия страданий и удовольствий.

Если за высшее благо принимается не личная, а общая польза – то учение называют утилитаризмом. Философы-утилитаристы рекомендуют человеку добиваться общего блага, общей пользы, в которой, говорят они, заключается и личное благо каждого. Трудностью утилитаризма является согласование общественной и личной пользы. Неизбежно случится, что в некоторых случаях придётся жертвовать личной пользой ради общего блага. В границах безрелигиозной этики это невозможно, если не добавить положения о бессмертии души и воздаянии после смерти.

Стоици́зм — философская школа, сохранявшая влияние вплоть до конца античного мира. Философия стоиков состояла из трёх частей: логики,физики иэтики, из них этика была главной. Главной этика была потому, что могла сделать человека счастливым. В стоицизме высший смысл человеческой жизни заключался в трех вещах: жить в согласии с природой, жить добродетельно и держаться стоической философии.

В стоицизме никакие внешние блага не имеют ценности с точки зрения счастливой жизни: человеческое счастье зависит только от внутреннего устроения (сравним – «царство Божие внутрь вас есть»). При правильном устроении покой души не должен нарушаться никаким аффектом (аффект – усиленное влечение). Стоики различали четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, страстное пожелание и страх. Их необходимо было избегать, пользуясь правильным рассуждением и пониманием истинной ценности вещей. В качестве добродетелей стоики признавали: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Добродетели считались добром, противоположность добродетелей – злом. Добродетель зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д.

Мусульманство. Для мусульманина высшим благом и целью жизни является достижение рая. Райская жизнь в его представлении наполнена чувственными наслаждениями, подобными тем, что бывают на земле. Чтобы достигнуть рая, надо верить в Единого Бога и пророка Мухаммеда, жить по правилам шариата, совершать установленные молитвы, омовения, материальные пожертвования, посты и паломничества к святым местам. Человек, совершивший паломничество в Мекку получает звание ходжи и имеет право на ношение зеленой чалмы.

Ниже приводятся некоторые нормы нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти: уважение к родителям и старшим, правдивость, скромность, щедрость, стремление к мудрости, умение прощать, терпение, общительность, доброе отношение к окружающим; отвращение к злу и греху, изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца. Женщины должны носить хиджаб и длинную одежду, что бы не искушать лишний раз мужчин. В некоторых арабских странах сохранилась полиция нравов, и за прелюбодеяние можно получить телесное наказание или тюремный срок.

Однако, при всех этих положительных моментах, шариат содержит в себе также: вечный джихад с неверными, рабство, многоженство, низкий брачный возраст, допускает обман в качестве военной хитрости, грабеж иноверцев, смертную казнь за переход в другую веру.

Еще одной мировой религией, которая существует и в России, является буддизм. Он признает реинкарнацию, то есть переселение душ. Буддизм считает бытие живых существ бесконечной чередой перерождений и одновременно страданием. Казалось бы, если жизнь – это страдание, то почему бы не покончить жизнь самоубийством? Но, с точки зрения буддизма, смерть не избавляет человека от перерождений. К тому же человеческое воплощение представляет большую ценность по сравнению с животными и насекомыми. Высшим благом и целью человеческой жизни в буддизме считается освобождение от перерождений и связанных с этим страданий. Подобное состояние называется нирваной. Достичь нирваны можно с помощью освобождения от всех желаний, привязанностей, и особой духовной практикой, называемой «Восьмеричным путем».

Этот путь заключается в следовании следующим принципам.

(1) Правильный взгляд на страдание, и на путь, ведущий к прекращению страданий.

(2) Правильная мысль – освобождение от злобы, жестокости и несправедливости.

(3) Правильная речь – избегание лжи, сплетен, грубости и пустой болтовни.

(4) Правильное действие – воздержание от убийства, воровства и блуда

(5) Правильный образ жизни – не причинять вреда ничему живому.

(7) Правильное внимание – контроль за мыслями и ощущениями.

(8) Правильное сосредоточение – медитация

В буддизме, как и в индуизме, из которого он вышел, нет понятия греха и покаяния, их заменяет понятие кармы (совокупность действий и их последствий). Закон кармы действует по закону причинно-следственной связи и неотвратимо влияет на судьбу человека и на его перерождение. В буддизме добро и зло имеют относительный характер. Различие между ними существует только для несовершенных. Об этом уже было сказано в теме «Добро и зло».

Гуманизм – главное направление философии современного Западного мира, противостоящее христианству. Это мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его права, свободы, гармоничное развитие.

Гуманистические идеи зародились в XIV—XV вв., и получили дальнейшее развитие и распространение в эпоху Возрождения. Казалось бы, что плохого признавать высшей ценностью самого человека? Но эти взгляды получили популярность и поддержку именно как противопоставление учению Церкви, где Высшим благом является Бог.

Философским ядром гуманизма являются атеистические взгляды на человека и Вселенную. Гуманизм не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Он утверждает возможность вести этический образ жизни без веры в Бога. Вместе с тем, гуманисты в настоящее время декларируют принципы свободы совести и уважения чувств верующих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.022 с.)