Творчество М. Шолохова. Роман-эпопея «тихий дон». Образ главного героя. «тихий дон» в историко-функциональном аспекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество М. Шолохова. Роман-эпопея «тихий дон». Образ главного героя. «тихий дон» в историко-функциональном аспекте



Родился в крестьянской семье. Участвовал в Гражданской войне. В 1923 начал публиковаться в газетах и журналах рассказы, объединённые впоследствии в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926). Гражданская война на Дону, ожесточённая классовая борьба, место человека в великих социальных сдвигах, происходивших в деревне, его мечта о новом мире социальной справедливости — таковы темы ранних рассказов Ш., которые стали заметным явлением в советской литературе 1-й половины 20-х гг.

М. А. Шолохов начал работать над романом «Тихий Дон» осенью 1925 г. Ранее, весной 1923 г., у родителей Шолохова часто бывал Харлампий Ермаков - участник 1-й мировой и Гражданской воин, рассказывавший об увиденном и пережитом за эти годы, о своих чувствах после убийства первого автрийца. В результате у Шолохова возник замысел написать об участии Ермакова в Гражданской войне. Главного героя он так и назвал - Абрам Ермаков. Но вскоре понял, что современный читатель мало что знает о казаках, их быте, обычаях, характере их воинской службы, о роли казаков в Российской империи. Известно лишь о том, что казаки с плёткой в руках разгоняли демонстрантов, а это лишь малая часть правды.

Хронологические рамки в романе четко определены: май 1912 март 1922гг. до рев и после рев. Особое очарование худ произв-ю придает филос глубина романа и его связь с традициями народного творчества. Изобразит манера Ш заставляет воспринимать худ простр-во романа сразу в двух аспектах: война казаков в чужих краях и ожидание их в родном доме. Текст представляет собой удивительное единство, образы эпопеи неразрывно соединены между собой. Мир своих героев Ш видит изнутри. Ему понятны и дороги все приметы казачьего быта, он прекрасно знает казачий фольклор и донскую природу.

Григорий Мелехов оказывается в самой гуще военных событий, но и здесь он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Он умен, решителен, бесстрашен и вместе с тем — неистребимо самолюбив, что не мешает ему твердо придерживаться усвоенных с детства принципов мужской, рыцарской чести.

Увидев на знаменах революции слова о свободе и равенстве, Мелехов с восторгом встал в ряды красных. Однако его ожидали большие разочарования. Оказалось, что у защитников революции в борьбе за счастливое будущее используются все те же жестокость и насилие над личностью, столь неприемлемые для Григория. Он не может принять путь достижения цели любой ценой, на его глазах красные секут саблями безоружных пленных, расстреливают казаков, грабят хутора и насилуют казачек.

Григорий Мелехов во время своих исканий не раз наблюдал жестокость и беспощадность и красных и белых, поэтому классовая ненависть стала казаться ему бесплодной, "хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира..." Душа Григория стремится к любви, покою, хозяйскому труду, но время предъявляет совсем иные требования.

Сталкиваясь с различными идеологиями, каждая из которых права по-своему, Мелехов не умеет самостоятельно разобраться во всех общественных противоречиях. Многое он понимает сердцем, но не может сформулировать словами и поэтому мечется из одного лагеря в другой.

Не желающий изменять себе, своим принципам, вечно находящийся в поиске правды, Григорий Мелехов оказался чужим для всех. Казаки знали, что раньше он был красным командиром, поэтому относились к нему с подозрением. Когда же Мелехов в очередной попытке добраться до истины ушел от белых, красные тоже не доверяли бывшему белому офицеру. Чужой людям и бесконечно одинокий, Григорий стремится вернуться к мирной жизни, но это невозможно.

Еще одну попытку вырваться из замкнутого круга исканий предпринимает Мелехов: пытается скрыться вместе с Аксиньей, но она погибает в дороге. Умерла Аксинья, единственная и страстная любовь Григория, и перед нами уже не храбрый и самолюбивый боец, а убитый горем человек, которому суждено до конца испить чашу страданий.

В конце романа Григорий отказывается и от войны, и от оружия, которое он бросает в Дон. Возвращение в родной хутор Татарский дает надежду на рождение новых надежд, новой любви, новой жизни.

Он не нашел своего пути в революции.Путь Григория Мелехова – сложный, драматичный – типичен для поисков всего казачества. Образ Г. – худ открытие Ш. Многогранность образа помогает физически ощутить, каким же трудным является этот путь. В Г автор подчеркивает родовые черты Мелеховых. Испытанием на прочность становится бой, в кот он впервые убил человека (австрийца). Мир для Г будто перевернулся, хочется жить по-прежнему, но не получается. Г не мог определиться м\ду красными и белыми будто попал в заколдованный круг, из кот нельзя вырваться. В конце концов герой не нашел правды, потерял любовь, остались только воспоминания о прошлом. Он завершает свои хождения на Родине. Ш оставляет своего героя на пороге грядущих жизн испытаний.

Ш наследовал принцип неотделимости личности от истории. Это было одновременно и следование традиции, заложен Л.Толстым, и тем фундаментом, на кот писатель строил свою эпич прозу.По мнению одного из исслед-й, «Т и Ш прошли эволюцию от романа-хроники…к нац эпопее. Ибо «Т.Д» - нац эпопея в духе «Войны и мира» потому, что его историко-философская сущность не только отводит массам казаков важное место, но и опирается на веру и постоянство, незыблемость позитивных ценностей, сохр народом».

Концепция личности в романе Ю. Олеши «Зависть»проблема заданного чела Макарова.заговор чувств.Офелия-нельзя в человеке заглушить подлинных чувств.концепция нового мира и страстей.Кавалеров и в том мире, и в эт.хочет в новый мир.валя-олицетвор души революции.

Родился в Кировоград в 1899 г. в семье обедневших белорусских дворян, но детство и юность его прошли в Одессе. Считал ее Родиной.

В начале 1920-х годов Олеша переехал в Москву. Он стал сотрудником газеты железнодорожников "Гудок. Писал под псевдонимом Зубило фельетоны.

Собственное имя Юрия Олеши появилось в литературе в 1927 г., когда в 7-м и 8-м номерах журнала "Красная новь" был напечатан роман "Зависть" о месте интеллигенции в послереволюционной России. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия.

Нет сомнений, что в образе главного героя писатель видел себя. Это он, живой и настоящий Юрий Олеша, а не придуманный им Николай Кавалеров, завидовал новому обществу колбасников и мясников, счастливо влившихся в построение нового строя, марширующих в ногу с новой властью и не желающих понимать и принимать чужие страдания не влившихся в их марширующий строй.

В 1928-м году Олеша напечатал еще одну большую вещь, совсем другого рода роман скалку "Три толстяка", написанный раньше "Зависти", еще в 1924 г. его пьесы: "Заговор чувств", "Три толстяка", "Список благодеяний".

через пять лет после смерти писателя, вышла книга "Ни дня без строчки". Это были записи-воспоминания писателя о своем детстве и юности, о литературной судьбе.

Нет, кажется, другого романа, где люди бы так много двигались, так много жестикулировали, как в "Зависти". Роман переполнен такого рода описаниями. Едва ли не впервые в нашей литературе здесь подробно описано зрелище футбольного матча и подробно показано поведение игроков и болельщиков внешний рисунок этого поведения. Так же внимательно, аналитически, слишком пристальным взглядом рассмотрен пейзаж.

"Иван Бабичев ведет Кавалерова по зеленому валу+ Одуванчики летят из-под ног, плывут, и плавание их есть динамическое отображение зноя"+ Одуванчики, вместо того чтобы быть частью пейзажа, использованы как указатель невидимых линий зноя.

Конкретные отношения конкретных людей часто осмыслены у него еще и как вполне отвлеченная, к кому угодно приложимая ситуация.

В "Зависти" этим развлекается Кавалеров. Он все время размышляет о своих отношениях с Андреем Бабичевым и представляет их себе в виде то одной, то другой схемы. "Я единственный его неделовой собеседник". "Он, видите ли, сжалился, он, прославленная личность, пожалел несчастного, сбившегося с пути молодого человека".

Замечательный деятель подобрал выброшенного из пивной поэта и привез его в свой дом.

В то время, когда Кавалеров валяется на диване, Бабичев работает. Но медленно и неотвратимо проступают сквозь розовые упитанные щеки череп и берцовые кости.

Андрей Бабичев - предупреждение об опасности.

Оказывается, что положительный герой тов. Бабичев ничем не замечательный человек.

Его величие и успех связаны не с нынешней деятельностью, а с его прошлым.

Другой герой романа, поэт Николай Кавалеров, сравнивая свою участь с участью хозяина, говорит: "Судьба моя сложилась так, что ни каторги, ни революционного стажа нет за мной. Мне не поручат столь ответственного дела..." Автор осложняет роман и судьбу своего заведующего жраньем. Он налегает на то, что член правительства Бабичев столь вознесен за свои прошлые заслуги перед революцией. Он был героем, когда можно было быть героем, и он был им, а теперь...

А теперь он защищает свои завоевания.

Все было значительным, когда совершалась революция, люди, идеи, поступки. А потом выпущенный из клетки вождь восстания оружейник Просперо был посажен в контору и стал: "...обыкновенный барин, эгоист, сластолюбец, тупица..."

И тогда оказывается, что герой романа о революции крупная личность, умный, талантливый и значительный человек, а герой романа о послереволюционном времени - "просто сановник, невежественный и тупой, как все сановники, которые были до... и будут после..."

"Большой человек", "замечательный человек", "заурядная личность", "тупой сановник". С одной стороны - его революционные заслуги, с другой - термидор. Так вот и вертится положительный герой тов. Бабичев А. П. И так постепенно в его судьбе прошлое все настойчивее и все решительнее начинает вытеснять толстая, сытая, жирная, раскормленная, самодовольная спина. Товарищ Бабичев продолжает свой победоносный триумфальный путь в будущее - спиной. И все, что делает Андрей Бабичев, обречено наудачу и осмеяние. Он действительно создал необыкновенную колбасу, но колбаса осмеяна фразой "она не проваливается в один день", он построил грандиозную столовую, где можно получить обед за четвертак, но бабичевский "Четвертак" скомпрометирован: писатель все подстраивает таким образом, что "четвертак" получает и проститутка.Выясняется, что положительный герой тов. А. П. Бабичев, политкаторжанин, участник революции и гражданской войны, член правительства, о котором "один нарком в речи отозвался... с высокой похвалой, назвав его одним из замечательных людей государства" - Толстяк.

Такой же, невежественный и тупой, как все Толстяки, которые были до и будут после, которые будут всегда. ничего не изменилось.По-прежнему торжествуют Толстяки и люди, протестующие против них.

Андрей Петрович Бабичев - "один из замечательных людей государства" главный Толстяк творчества Юрия Олеши.

Первый романОлеши, повествующий о революции, называется "Три толстяка".

Юрий Олеша в "Зависти" противопоставляет и разводит концепции как людей на поединке: "Я собью спеси буржуазному миру" - угрожающе говорит представитель молодого мира. "Мы собьем спеси молодому миру" - угрожающе говорит представитель буржуазного мира.

Писатель считал Бабичева ничтожеством потому, что начал догадываться, каким станет этот герой в будущем. Двойник Кавалерова Иван Бабичев говорит:

"Погибать: это ясно. Так обставьте ж свою гибель, украсьте ее фейерверком, попрощайтесь так, чтоб ваше "до свиданья" раскатилось по векам".

Двойник Андрея Бабичева Володя Макаров заявляет:

"Гони его к черту!" "...не жалей его", "...к чертовой матери..." "...морду набью..." "...я человек индустриальный".

Двойники героев, как все двойники мировой литературы, нужны для того, чтобы показать, каким свойствам героя угрожает обеспокаивающее развитие.

Обобщенность, типизированность, абстрактность, мифологичность романа вызваны тем, что в нем происходит ничем не омраченное столкновение идей. "Великий кондитер, колбасник и повар" Андрей Петрович Бабичев не удовлетворил современников в качестве образца.

Еще решительнее был отвергнут Николай Кавалеров, поэт.

И тогда оказалось, что в романе нет главного: борьбы положительного и отрицательного героев и победы положительного. Николай Кавалеров родился в те годы, когда считалось, что назначение поэта заключается в утверждении независимости творчества, в борьбе с обществом за свободу и в праве обличать пороки этого общества.

Но Кавалеров начал писать в те годы, когда назначением поэта стало утверждение высоких достоинств общества, борьба с индивидуализмом и право обличать пороки врагов этого общества.

Такие обязанности не имели ничего общего с теми, которые были понятны Кавалерову. Это был совсем другой род деятельности, просто другая профессия, имеющая отношение не к поэзии, а к ремеслу беглого каторжника, и Кавалеров, который этому не учился, не мог и не хотел делать того, что от него властно требовала эпоха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.02 с.)