Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастер и Маргарита» М. Булгакова как роман-завещание: философская, историософская и социально-политическая проблематика. Своеобразие композиции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова 1. Жанровая специфика: «фантастический реализм», роман в романе. 2. Судьба гуманиста как связующая тема двух романов. Смертельно больной, Булгаков продолжал до последнего дня работать над романом, вносить исправления. Писал он её 12 лет. Работу над романом Булгаков начал в 1928 году.12 октября 1933 года он сжёг одну из глав третьей редакции. Это только известные нам потери. Не сразу сложилась композиция романа в романе, собственно в первых редакциях вообще нет романа об античной эпохе, нет ещё и самих Мастера и Маргариты, которые появятся в редакции 1931 года, а само название возникнет только в 1937 году. Практически вся советская Россия нашла своё отражение в этом “закатном”, по выражению его автора, романе. Перед читателем предстают впечатляюще достоверные приметы московского быта 30-х годов XX века: переполненные трамваи и люди, вынужденные ехать, прицепившись к вагонам, московские коммуналки с их обитателями, скудным бытом и склоками, жизнь и времяпрепровождение московской театральной и литературной богемы, театральные представления и писательская организация МАССОЛИТ, за которой явно угадывается РАПП, но в то же время он может быть и образом созданного в 1934 году Союза советских писателей (ССП). В ряду подобных картин важное место занимает описание квартиры, в которую попадает Иван Бездомный в погоне за Воландом и его свитой – он легко в ней ориентируется, в ее грязи и бедности. Житейская достоверность картины, её предельно бытовой характер обогащается каким-то отчётливо ощущаемым “инфернальным” подтекстом этого описания, создаваемым при помощи ряда деталей, которые, с одной стороны, безусловно вписываются в житейский план, а с другой — приобретают благодаря многочисленным ассоциациям значение символическое. Следует отметить к тому же, что вообще этот фрагмент романа, казалось бы, выполняющий чисто сюжетную функцию, проходит под своеобразный “аккомпанемент” произведений классической русской литературы: кроме уже указанной ассоциации с «Мёртвыми душами», здесь присутствует имя Грибоедова, в дом которого в дальнейших поисках Воланда намерен отправиться Иван, а также сообщается, что путешествие его проходит под “хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин»” (с. 54). Кроме того, просматривается здесь и скрытая реминисценция из лермонтовской «Тамани».Такая “прикреплённость” текста «Мастера и Маргариты» к русской классике как будто понуждает читателя постоянно соотносить описанное в романе с многочисленными и разнообразными классическими текстами, и тем самым происходящее в современной России — с дореволюционной действительностью. Таким образом, этот небольшой фрагмент наглядно обнаруживает некоторые важнейшие черты образной системы романа, демонстрирующие характер художественного мышления Булгакова: картины повседневного быта, за которыми угадывается иная реальность, сквозит второй план, составляющий истинный смысл происходящего, и этот второй план, не отменяя житейского содержания описываемых событий, как бы выводит их за пределы житейской конкретности и единичности. Это связано с жанром произведения, которое Б.М. Гаспаров относит к жанру романа-мифа. В этом своём качестве он вызывает сильнейшие ассоциации с другим произведением, создававшимся в то же время — в течение 30-х годов: романом Томаса Манна «Иосиф и его братья». Дело не только в самом факте обращения в обоих романах к сюжетам из Священного Писания. Глубоко сходным является принцип, по которому строится отношение между повествованием в романе и каноническим источником. Это отношение прежде всего полемическое: в романе всё происходит не совсем так, а иногда и совсем не так, как в Священном Писании, причём это отклонение фиксируется, становится предметом полемики повествователя с библейским или евангельским текстом. В отличие от традиционного исторического романа, находящегося в рамках традиционного исторического мышления, где существуют различные дискретные планы, в лучшем случае обнаруживающие сходство между собой (в виде «злободневных» исторических сюжетов), здесь прошлое и настоящее, бытовая реальность и сверхреальность — это просто одно и то же, единая субстанция, переливающаяся из одного состояния в другое по тысячам каналов, так что каждый такой переход оказывается подобен повороту калейдоскопа, с бесконечным разнообразием меняя расстановку, сочетаемость, членение и распределение всё тех же элементов” Той же задаче соединения “разных дискретных планов” в “единую субстанцию” служит и представленная в романе точная московская топография, которая создаёт иллюзию полнейшей достоверности происходящего, но в то же время, соединённая с откровенной фантастикой, в результате рождает картину гротескную и даже фантасмагорическую, напоминающую по своему тревожному отсвету образы гоголевского Петербурга в «Невском проспекте» или «Носе». Иными словами, булгаковское “пятое измерение”, которое помогает тем, кто хорошо знаком с ним. Этот приём “мистификации” физического пространства Булгаков применил уже в первом своём романе, описывая бегство братьев Турбиных от преследующих их петлюровцев. Булгаков раздвигает “помещение” своего романа до пределов мистерии, становясь одним из основоположников этого жанра в литературе XX века. Этому же способствует и некоторая намеренная неопределённость времени действия романа, невозможность приурочить описанные события ни к какому конкретному году. Идеологическая основа этого общества определена в первой же главе: это общество не просто атеистическое, но агрессивно антирелигиозное и антицерковное. Таким образом, христианским культурным и духовным ценностям противопоставляются ценности иного порядка, заключающиеся в представлении о том, что “жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле” сам человек и управляет, то есть отвергаются не просто религиозные представления, но и система нравственных ценностей, которую выработало христианское общество за двухтысячелетнюю историю своего существования. Можно сказать, что преобладающий тон московских глав романа — это едкая сатира. Можно сказать, что длинная галерея, представленная образами Лиходеева, Варенухи, председателя жилтоварищества Никанора Ивановича Босого, председателя зрелищной комиссии Прохора Петровича и его секретарши Анны Ричардовны, соседа Маргариты Николая Ивановича, чумы Аннушки, эпизодических сотрудников филиала зрелищной комиссии, ставших жертвами Коровьева, создавшего в этом учреждении хоровой кружок, веселящихся у Грибоедова литераторов, поэта Рюхина, гастронома и гедониста Амвросия и его собеседника Фоки и многих-многих других имеющих имена и безымянных персонажей романа, создаёт выразительный портрет современной Булгакову Москвы, современного советского общества. Но появились и новые типы, связанные прежде всего со сферой идеологии. Это прежде всего М.А. Берлиоз, в сущности, выполняющий роль главного идеолога торжествующей политической системы, растлевающей сознание людей. В этом же ряду редактор, “без нужды мнущий манускрипт” и задающий “совсем идиотский вопрос” о том, кто надоумил героя “сочинить роман на такую странную тему”; здесь же секретарь редакции Лапшённикова, “девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами”, и “внесценические” критики Ариман, Мстислав Лаврович, Латунский и безымянный М.З., обрушившиеся на роман мастера и создавшие это “неслыханное”, по выражению мастера, слово “пилатчина”. Все эти персонажи олицетворяли чванство, бюрократизм, очковтирательство, пошлость, сановное безделье и прочие официально высмеиваемые недостатки, которым присваивался статус “пережитков прошлого”. Не случайно И.Ильф и Е.Петров, слушавшие авторское чтение романа, заявили, что они берутся напечатать «Мастера и Маргариту», если будут убраны “древние главы” (17. С. 629). Но “древние главы” убраны быть не могли, так как задача Булгакова в изображении советского общества не сводилась к сатирическому изображению его недостатков. Жанр романа-мифа предполагал совершенно иную художественную концепцию. К тому же есть и в московских главах романа один мотив, который едва ли можно было сохранить даже при условии исключения “древних глав”. Мотив этот — всеобщее доносительство и тотальное присутствие “известного учреждения” в жизни Москвы и москвичей. Но не критика общественно-политической организации жизни советского государства были его целью, и сатира далеко не исчерпывала замысел даже в московских главах, насыщенных лирическим содержанием. Булгаков создавал роман-миф, в котором всё происходящее в современности было лишь исторической формой проявления вечных событий, осуществляющихся везде и всегда. Итак, перед нами не роман, а роман-мистерия, в которой всё мыслится как событие священной, а не эмпирической истории, и, следовательно, разновременные отрезки — это только разные воплощения этого мистериального события, события эсхатологического, то есть знаменующего о конце мира. Художественным знаком конца мира становится в романе образ грозы, фигурирующий как в ершалаимских главах, так и в московских. Параллелизм описаний грозы не оставляет сомнений в его художественной функции: это одна и та же гроза, разражающаяся над гибнущим миром. И ещё одна важная деталь сопровождает образ гибнущего мира: образ расколотого или ущербного солнца Противоположным по своему символическому значению образу солнца является в романе образ луны и лунного света, приносящего покой и умиротворение или служащего знаком ирреального мира, “фантастической реальности”. Аналогичны по своим композиционным и содержательным функциям некоторые образы и персонажи обеих частей романа. Соотнесённость образов Иешуа и Мастера, Каифы и Берлиоза, Иуды из Кириафа и Алоизия Могарыча, Левия Матвея и Ивана Николаевича Понырёва, а также на аналогию образов толпы “в мире античном, современном и трансцедентном”. Эти аналогии и создают художественную нерасторжимость двух повествовательных пластов романа «Мастер и Маргарита». Две эпохи осмысляются писателем как эпохи катастрофические, отмеченные гибелью целых культур. Если в античной части романа такой эпохой становится языческий и ветхозаветный мир, то в московских главах гибнущим становится мир христианский. Таков апокалиптический смысл современных событий в осмыслении Булгакова. Но «Мастер и Маргарита» не примитивная аллегория, роману чужды аллюзии, за которыми скрывается политический или какой-либо иной намёк на злободневные обстоятельства. Булгаков не проводит непосредственной аналогии между Римской империей эпохи Тиберия и советской империей сталинской поры. Речь идёт не об исторических повторениях одной эпохи в другой, а о бесконечном и беспрерывном историческом воплощении сакральных сюжетов, принадлежащих не времени, но вечности. В данном случае речь о гибели целой многовековой культуры. Конец света, изображённый в виде гибели Города и символизирующий культурную катастрофу, одновременную гибели мастера этой культуры под ударами мирской власти, — кажется, единственная и, во всяком случае, главная тема всего творчества Булгакова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.8 (0.009 с.) |