Анализ эпизода главы 2 «суд Понтия пилата» из романа М. А. Булгакова «мастер и маргарита». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эпизода главы 2 «суд Понтия пилата» из романа М. А. Булгакова «мастер и маргарита».



Самостоятельная работа № 22

Анализ эпизода главы 2 «Суд Понтия Пилата» из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Форма отчета: студенты письменно проводят анализ эпизода и представляют для проверки.

Задания для выполнения работы:

I. Перечитайтеглаву 2 «Суд Понтия Пилата» из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ответьте на вопросы:

Рекомендации по составлению анализа

1. Проанализируйте композицию главы 2. Сколько эпизодов содержится в главе? Составьте ее план.

2.К какой из сюжетных линий – московской или ершалаимской –принадлежит глава 2? Как она вводится в произведение?

3. Проанализируйте экспозицию главы. Как она связана с основным содержанием эпизода?

4. Какие детали характеризуют Понтия Пилата?

5. Как развивается диалог Понтия Пилата и Иешуа? Как ведут себя герои?

6. какой момент допроса является переломным? Почему?

7. Прочитайте монологи Иешуа. Как автор комментирует их? Как он передает чувство внутренней свободы арестованного?

8. Каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене принятия решения?

9. Каков итог спора героев в этом эпизоде? Можно ли считать его завершенным?

10. Какова роль эпизода, изображающего суд Понтия Пилата, в сюжетно-композиционной структуре романа?

Самостоятельная работа № 23

Исследование и создание мультимедийных презентаций по творчеству М. Шолохова.

Форма отчета: подготовка мультимедийной презентации и представление ее на проверку.

Задания для выполнения работы:

I. Подготовить мультимедийную презентацию по творчеству М. Шолохова и представить ее на проверку.

Основная литература:

Самостоятельная работа № 24

Исследование и подготовка докладов о поэтах - фронтовиках (на выбор).

Форма отчета: подготовка и защита доклада.

Задания для выполнения работы:

I.Подготовить доклад о жизни и творчестве поэтов –фронтовиков (на выбор).

Доклад представляет собой сочинение небольшого объема (10-12 страниц), в котором обучающийся излагает результаты своего изучения одного из вопросов, проблемно связанного с учебным курсом определенной дисциплины.

Композиция доклада традиционно включает в себя введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы. Введение помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Введение должно содержать:

- название (доклада);

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное, четкое обобщение и краткие выводы.

Самостоятельная работа № 25

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Ахматовой (не менее 3-х на выбор).

Форма отчета: студенты письменно анализируют стихотворение и представляют работу для проверки.

Задания для выполнения работы:

I.Выполнить анализ стихотворения А.А. Ахматовой по вопросам:

1. Прочитайте стихотворение. Какие ощущения вы испытывали, читая его? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

2. Проанализируйте композицию стихотворения.

3. Выясните художественно-изобразительные средства.

Самостоятельная работа № 26

Исследование и подготовка доклада о жизни и творчестве писателей-прозаиков второй половины 20 века (на выбор).

Форма отчета: подготовка и защита доклада.

Задания для выполнения работы:

I.Подготовить доклад о жизни и творчестве писателей-прозаиков второй половины 20 века (на выбор).

Доклад представляет собой сочинение небольшого объема (10-12 страниц), в котором обучающийся излагает результаты своего изучения одного из вопросов, проблемно связанного с учебным курсом определенной дисциплины.

Композиция доклада традиционно включает в себя введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы. Введение помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Введение должно содержать:

- название (доклада);

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное, четкое обобщение и краткие выводы.

Самостоятельная работа № 27

Исследование и подготовка доклада о жизни и творчестве поэта второй половины 20 века (на выбор).

Форма отчета: подготовка и защита доклада.

Задания для выполнения работы:

I.Подготовить доклад о жизни и творчестве поэта второй половины 20 века (на выбор).

Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

- название (доклада)

- сообщение основной идеи

- современную оценку предмета изложения

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов

- живую интересную форму изложения

- акцентирование оригинальности подхода

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Самостоятельная работа № 28

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения А.Т. Твардовского.

Форма отчета: студенты письменно выполняют анализ стихотворения и представляют для проверки.

Задания для выполнения работы:

I.Выполнить анализ выбранного стихотворения О. Мандельштама по вопросам:

1.Прочитайте выбранное для чтения и анализа стихотворение. Какие темы и мотивы, характерные для лирики поэта, звучат в этом стихотворении?

2.Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения, его состояние. Какие чувства и ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

3. Что лежит в основе лирического сюжета? Как он развивается?

Обратите внимание на интонацию стихотворения.

Самостоятельная работа № 29

Исследование и подготовка доклада о жизни и творчестве писателя русского зарубежья.

Форма отчета: подготовка и защита доклада.

Задания для выполнения работы:

I.Подготовить доклад о жизни и творчестве писателя русского зарубежья.

Доклад представляет собой сочинение небольшого объема (10-12 страниц), в котором обучающийся излагает результаты своего изучения одного из вопросов, проблемно связанного с учебным курсом определенной дисциплины.

Композиция доклада традиционно включает в себя введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы. Введение помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Введение должно содержать:

- название (доклада);

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное, четкое обобщение и краткие выводы.

Самостоятельная работа № 30

Исследование и подготовка доклада о русском языке на выбранную тему.

Форма отчета: подготовка и защита доклада.

Задания для выполнения работы:

I.Подготовить доклад о русском языке по темам:

- «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры».

-- «Русский литературный язык и языковая норма».

- «Русский язык в современном мире».

- «Язык как развивающееся явление».

Доклад представляет собой сочинение небольшого объема (10-12 страниц), в котором обучающийся излагает результаты своего изучения одного из вопросов, проблемно связанного с учебным курсом определенной дисциплины.

Композиция доклада традиционно включает в себя введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы. Введение помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Введение должно содержать:

- название (доклада);

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное, четкое обобщение и краткие выводы.

Самостоятельная работа № 31

Самостоятельная работа № 32

Самостоятельная работа № 33

Самостоятельная работа № 34

Самостоятельная работа № 35

Самостоятельная работа № 36

Вариант I

Часть А

Часть Б

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Так ли важно, на Ваш взгляд, правильно произносить слова?

Вариант II

Часть А

Часть Б

Дайте развернутый ответ на вопрос:

В чем причина появления ошибок в постановке ударения?

Самостоятельная работа № 37

Самостоятельная работа № 38

Подготовка информационного сообщения «Из жизни слов и выражений»

Форма отчета: студенты оформляют выполненную работу в виде сообщения.

Задания для выполнения работы:

I.Подготовить информационное сообщение «Из жизни слов и выражений»

Подготовка информационного сообщения – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре или занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современ­ный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Самостоятельная работа № 39

Самостоятельная работа № 40

Самостоятельная работа № 41

Морфемика

Выделите в словах морфемы.

Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.

3. Укажите способы образования слов.

Пригородный, садоводство, победитель, наконечник, водянистый, водопад, МХАТ, студсовет, приземлить, Курилы, педсовет, выставка-продажа, главбух, зарплата, самбо, ракета-носитель.

4. Прочитайте предложения. Выпишите окказиональные слова (индивидуально-авторские) и определите способ их образования.

1). О, рассмейтесь, смехачи! О засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о засмейтесь усмеяльно! 2) Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён. 3) С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлёстан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. 4) Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза положил…

Орфография.

5. Вспомните правописание безударных гласных в корне, приставок, о/ё после шипящих, ъ/ь знаков; знаков препинания при союзах и в сложных предложениях. Спишите текст, вставив буквы и расставив знаки препинания.

Хорош… летом в д…ревне встать пораньше когда а(л,лл)ая п…лоска з…ри ярким кумач…м ещ… только выст…лает гор…зонт.

Ра…вет только нач…нает(?)ся. В этот пред(?)утренний час небо совершенно раз(?)яснилось на нём уже нет туч(?). Над у…кой лентой реч(?)ки ра…т…лается синий туман. В т…кую раннюю пору н… с кем не встретиш(?)ся. Предра…ветная тиш(?) не нарушает(?)ся н…какими звуками и г…л…сами. Только пот…желевшая от р…сы трава ни…ко прил…гла к з…мле и бл…стит с…ребряными каплями.

Я выхожу на крыльцо и пр…слушиваюсь к м…лейшему ш…роху но слышу лиш(?) гул машин на дальнем ш…ссе да борм…тание дождевой воды в ж…стяном ж…лобе. Вид…мо, ноч(?)ю когда все спали прош…л дождь и на улице было свеж… и зябко. Тяж…лая капля упала мне на плеч… я сош…л с крыльца и вышел на улицу.

Деревня словно вым…рла. Медленным шагом иду мимо домов. Вдал…ке в…днеет(?)ся ч…рная кромка леса а над полями что ра…пл…стались сразу за с…лом подн…мается з…лотистая дымка.

Но вот со(?)нце к…снулось луч…м д…ревьев и как будто кто-то заж…г свет. Зазвучали ш…рохи ра…света. Защ…лкал с…ловей. Я уже отч…тливо слышу как стр…кочет, словно трещ…тка, весёлый сверч…к и как жужжат пч…лы в чащ…бе акац…й и крыж…вника. И вот уже молодц…вато запел какой-то петуш…к, сн…чала один, потом и другие. В лесу проснулись дятлы и нач…ли в(?)едл…во д…лбить мощ(?)ную к…ру д…ревьев без(?)удержно запели птиц….

Вдруг из-под ног выск…чила юркая щ…тка. Это ёжик! Как он смеш…н когда торопит(?)ся.

Пастух длинным бич…м погнал мимо забора, заросш…го зеленовато-ж…лтым плющ…м, встр…воженное стадо. Синей ленточ(?)кой пот…нулся дымок из труб и запахло печ…ным хлебом.

Самостоятельная работа № 42

Самостоятельная работа № 43

Самостоятельная работа № 44

Самостоятельная работа № 45

Задание №1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1). 1.Студенты приехавш…. на уборку ур…жая горяч… прин…лись за работу. 2. Старик и…подлобья колюч… смотрел на (не) проше…ого гостя. 3. Мастер и…пытующ… всматр…вался в смущ…нное лицо ученика.

2) 1. Дитя озабоче…о поручением матери. 2. Мать озабоче…о смотрела в окно. 3. Студент отвечал на вопросы обдума…о. 4. Новое помещение ещ… не оборудова…о. 5. Девушка слушала рассея…о, искусстве...о улыбаясь. 6. Всё в этом деле взвеше…о и обдума…о. 7. Мальчик испуга…о оглянулся.

Задание №2. Спишите, вставив буквы.

Слев…, направ…, издавн…, нанов…, запрост…, занов…, досыт…, начист…, набел…, изредк…, затемн…, искос…, дотемн…; свеж…, вскач…, горяч…, ещ…, замуж…, настеж…, сплош….

Задание №3. Спишите, раскрыв скобки и правильно выбрав частицу. Расставьте запятые.

1. Иван Прокофьевич (не, ни) когда (не) жаловался был (не) утомим. 2. Пыжовы (с, з) делали д…сциплину пр…ятной (не, ни) мало (не) уменьшая её суровой обязанности. 3. В семейных делах он (не, ни) когда (не) пр…нимает участия (не, ни) чуть (не) инт…ресуясь ими. 4. Вася (не, ни) сколько (не) сомн…вался что мать (не, ни) за что (не) разрешит уйти ему в поход. 5. Обломов сидел (не, ни) куда (не) глядя (не, ни) чего (не) чу(?)ствуя.

Задание № 4. Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы.

1. В 1820 году Пушкин (в) первые попал на юг. 2. (В) первые дни мая п…года была солнечная. 3. Лучшее время года на Кавказе (в) начале весны и осени. 4. (В) начале было трудно пр…выкать к суровому климату Севера. 5. (На) утро погода прояснилась. 6. От…езд я отл…жил (на) утро следу(?) щего дня. 7. Друг поступил (по) моему совету. 8. (По) моему я хорош… подготовился с зач…ту. 9. Надо было (за) светло добрат(?)ся до пристан… чтобы (во) время попасть на пар…ход. 10. Андрей поехал (со) всем близко но (по) прежнему (в) переди. 11. Предпол…гается что (на) верху откро…тся ш…рокая пан…рама гор. 12. (На) верху горы альп…нисты распол…жились отдохнуть и подкрепит(?)ся перед спуском (в) низ.

Задание №.5. К данным наречиям подберите и запишите:

А) Синонимы

Беззвучно, безошибочно, вдруг, вполголоса, отлично, печально, радостно, тут.

Б) Антонимы

Вечером, впереди, впопыхах, дружески, сурово, тайком, тепло, случайно.

В) Подберите к каждому наречию подходящий глагол и запишите словосочетание (напр.: спуститься сверху), с двумя из них составьте предложения.

Второпях, дотла, засветло, зачем-то, издали, поблизости, попусту, угрожающе

Самостоятельная работа № 46

Вариант – I

Вариант - II

Самостоятельная работа № 47

Задания для выполнения работы

I.Выполните синтаксический разбор словосочетаний. (Смотрите порядок выполнения синтаксического разбора словосочетания).

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.

Порядок выполнения синтаксического разбора словосочетания.

1)Указать состав словосочетания:

а) простое или сложное;

б) способы выражения главного и зависимого слов.

2)Указать грамматическое (смысловое) значение словосочетания и определить способ его выражения (окончание, предлог и окончание, смысловая связь).

3)Определить тип синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.

II.Заполнение таблицы примерами из поэтического текста.

Тихо я бреду одна по саду,

Под ногами желтый лист хрустит,

Осень льет предзимнюю прохладу,

О прошедшем лете говорит.

Словосочетание Не является словосочетанием
   

III. Образуйте с каждым из слов по три словосочетания так, чтобы были представлены: все виды подчинительной связи

а) улыбка;

б) решение;

в) кто-нибудь;

г) способность.

IV. Определите, в каком ряду все словосочетания со связью согласование:

а) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;

б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на стенах;

в) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;

г) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.

В каком ряду все словосочетания со связью управление?

а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов;

б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;

в) оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;

г) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

а) вкратце изложить, работать молча, сомневаться в этом;

б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;

в) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою;

г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.
V. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

Самостоятельная работа № 48

Самостоятельная работа № 49

Комплексный анализ текста.

Форма отчета: студенты выполняют работу и представляют для проверки.

Задания для выполнения работы:

Вариант 1

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

(1) «Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского! (2) Сам он — живой музей...» — я не успел ответить на это письмо из Ташкента.

(3) Шкловский лежал на чёрно-красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей Мысли.

(4) Горло свело от горя. (5) Прощавшиеся вглядывались в помолодевшее лицо и белый пушок, приставший к тонким губам, — но это были уже случайные черты. (6) Пытавшиеся поцеловать его становились на цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесённого слиш­ком высоко на ритуальном подиуме.

(7) Многие пришли проводить его. (8) Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. (9) 15 лет, оставшиеся до финального свистка века, самого мощного по достижениям и чудовищности, заставляют взглянуть на события серьёзнее.

(10) Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры» - какими были и Эйзенштейн, и Тынянов. (11) Тревога за уходящую культуру — главная нота писем, пришед­ших после опубликований «Прорабов духа». (12) Странное дело... (13) Месяцы прошли, успела выйти книга под тем же названием, но почта продолжает идти. (14) Редакция газеты попросила меня высказаться по этому поводу.

(15) Радостно, что идея подвижников духа, обеспокоенность куль­турой взволновала столько сердец. (16) Пишут на редакцию, на Союз писателей, домой, называют имена своих бессребреников, «прорабов духа» и «прорабов нюха», указывают аварийные точки и пути исправ­ления — значит, это совпало с их собственными мыслями, с активным началом в них, значит, они разделяют мысль о заповедности культуры, о том, что культура в опасности.

(17) В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки — экологическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем внешней. (18) При крахе первой погибнет вторая. (19) Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, опреде­ляем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокас­сет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

(20) Синие и белые ласточки писем, стремительные защитницы среды, обеспокоены оскудением культуры, в них страсть, тоска по ис­тинным ценностям, за каждой строкой стоит судьба, из этих многих сотен пришедших писем складывается особый новый характер — «фа­нат культуры», некий транзистор идеи, проводник духа. (21) Это некий «меценат снизу», личность бескорыстная и героичная, порой неудоб­ная для окружающих.

(А. Вознесенский.)

  1)  

1) В каком предложении содержится основная мысль второй полови­ны текста?

1) 15 2) 17 3) 20 4) 21

2) Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; повествование

2) научно-популярный; рассуждение

3) публицистический; описание

4) публицистический; рассуждение с элементами повествования и описания

3) Определите значение слова меценат (предложение 21).

1) богатый покровитель наук и искусств

2) тот, кто покровительствует какому-либо делу, начинанию

3) тот, кто обеспокоен состоянием культуры в стране

4) фанат культуры

4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи порядковых числительных?

1) 8 2) 9 3) 18 4) 19

5) Какой из перечисленных тропов используется в предложе­нии 9?

1) метафора 2) гипербола 3) олицетворение 4) антитеза

Вариант 2

(1) Священное писание уделяет много внимания человеческими страхам. (2) Философы, которые специально исследовали природу страха, — Кьеркегор, Шеллинг, Уандлер — опирались прежде всего Библию.

(З) Обыденное сознание зачастую уверено, что религия держится на страхе наказания. (4) Картины ада должны устрашать, удерживать от греха. (5) Система простая - будешь хороший, добродетельный, — попадёшь в рай. (6) Плохой — в ад. (7) Страх вечного огня, мук должен делать человека лучше. (8) Нравственность диктуется страхом. (9) Такое упрощение не раскрывает причин религиозной веры. (10) Спасает страх кары. (11) Спасает вера в Бога, любовь к нему. (12) Религиозный человек боится не ада, не Геенны огненной, он боится Бога. (13) Страх Божий связан не с наказанием, верующего останавливают страх и стыд потерять Божию любовь. (14) Для верующего этот страх посильнее котлов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить.

(15) Обычный человек — это арена борьбы добра и зла, страха и отваги. (16) Их поединки у каждого проходят по-своему. (17) Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх.

(18) Одни отступают перед насилием, перед могуществом зла, его искусом, присоединяются к запуганному большинству, которое так необходимо власти. (19) Другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. (20) И те, кто не призывает Бога, борются в одиночку, борются с переменным успехом, но не прекращают своей борьбы. (21) Не пассивное приятие судьбы, — свобода приходит к ним как активное приятие всей ответственности за свою судьбу. (22) Быть самим собою, к чему бы это ни привело, — в этом смысле человек богоподобен. (23) И эта свобода трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бремя ответственности за свои поступки.

(Д. Гранин.)

  2)  

1) Укажите предложение(-я), в котором(-ых) автор выражает свое мнение о том, на чём держится религия.

1) 3, 4 2) 7 3) 8 4) 12, 13

2) Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический; рассуждение

2) художественный; повествование

3) научно-популярный; рассуждение

4) публицистический; описание

3) Определите значение слова искус (предложение 18).

1) искушение, соблазн

2) страх

3) насилие

4) строгое, суровое испытание

4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи антонима и неполноты структуры текста?

1) 5 2) 6 3) 18 4) 21

5) Какой из перечисленных тропов используется в предложе­нии 15?

1) гипербола 2) метонимия 3) антитеза 4) эпитет

Вариант 3

(1) Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной куль­туры всего общества. (2) Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни.

(3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой мест­ности необходимо для сохранения культуры страны. (4) Даже уд­воив, утроив число музейных работников, мы не сможем всё сбе­речь, ничего не растерять. (5) Это по силам только армии энту­зиастов-краеведов. (6) Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и сё­лах.

(7) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. (8) По типу оно близко к географии, но география обходится без оце­нок — она «спокойнее», строже, бесстрастнее... (9) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной тер­ритории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейза­жей. (10) С этой точки зрения отдача краеведения как науки ис­ключительно велика. (11) И при всей необходимости географии краеведение гораздо более «воспитывающая» наука.

(12) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое» если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх за­мысла творца, автора.

(13) Иное дело краеведение. (14) Оно придаёт местности ис­торизм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. (15) Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, для нас уже этот дом наполняется духовным содержанием... (16) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынско­го. (17) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, ис­кусством, литературой.

(18) Сохранять нужно все памятники данной местности не­зависимо от того, какому народу они принадлежат. (19) Каждый город — это синтез нескольких культур. (20) В Прибалтике стро­или и немцы, и шведы, и русские. (21) В Крыму есть памятники, которые оставили нам античность, Византийская империя, ски­фы, мусульмане, армяне.

(22) Хотелось бы напомнить о том, что память — это не со­хранение прошлого, это забота о будущем.

(По Д. Лихачёву.)

  3)  

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности.

2) Заниматься краеведением — значит лучше узнавать свою страну.

3) География может заменить краеведение.

4) Сохраняя памятники, мы заботимся не только о прошлом, но и о будущем.

2) Определите стиль и тип речи текста.

1)художественный; повествование

2)разговорный; рассуждение

3)публицистический; рассуждение

4)научно-популярный; описание

3) Определите значение слова энтузиаст (предложение 5).

1)человек, который заботится о собственных интересах

2)человек, который отдает все силы какому-либо делу

3)человек, получивший высшее образование

4)человек, способный легко расчувствоваться

4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи указательного местоимения?

1)2 2) 4 3) 5 4) 8

5) Какой из перечисленных тропов используется в предложе­нии 17?

1)сравнение 2) гипербола 3) олицетворение 4) эпитет

Самостоятельная работа № 22

Анализ эпизода главы 2 «Суд Понтия Пилата» из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Форма отчета: студенты письменно проводят анализ эпизода и представляют для проверки.

Задания для выполнения работы:

I. Перечитайтеглаву 2 «Суд Понтия Пилата» из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ответьте на вопросы:

Рекомендации по составлению анализа

1. Проанализируйте композицию главы 2. Сколько эпизодов содержится в главе? Составьте ее план.

2.К какой из сюжетных линий – московской или ершалаимской –принадлежит глава 2? Как она вводится в произведение?

3. Проанализируйте экспозицию главы. Как она связана с основным содержанием эпизода?

4. Какие детали характеризуют Понтия Пилата?

5. Как развивается диалог Понтия Пилата и Иешуа? Как ведут себя герои?

6. какой момент допроса является переломным? Почему?

7. Прочитайте монологи Иешуа. Как автор комментирует их? Как он передает чувство внутренней свободы арестованного?

8. Каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене принятия решения?

9. Каков итог спора героев в этом эпизоде? Можно ли считать его завершенным?

10. Какова роль эпизода, изображающего суд Понтия Пилата, в сюжетно-композиционной структуре романа?

Самостоятельная работа № 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.152 с.)