Вспомните обособление на письме обстоятельств. Спишите предложения, вставив буквы и расставив недостающие знаки препинания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомните обособление на письме обстоятельств. Спишите предложения, вставив буквы и расставив недостающие знаки препинания.



1) Море усп…коившись ласково л…зало каме(н,нн)ые уступы острова. 2) В зеленоватом небе в…сели к…саясь крыш(?) переспелые звёзды. 3) С трудом пон…мая тяж…лые вёсла гребц… начали медле(н,нн)о уд…лят(?)ся от берегов. 4) он поднялся и (не)дожидаясь ответа пош…л к дому. 5) В эту м…нуту бл…стящий м…теор с…рвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркой пол…сой по небу оставив за собой фосфорический свет. 6) Иван Иванович(?) пил уже седьмой ст…канн задыхаясь чмокая и обсасывая то усы то лимо(н,нн)ую корку. 7) Доктор покл…нился Рюхину но кланяясь см…трел не на него а на Ивана Ивановича.

Самостоятельная работа № 49

Комплексный анализ текста.

Форма отчета: студенты выполняют работу и представляют для проверки.

Задания для выполнения работы:

Вариант 1

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

(1) «Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского! (2) Сам он — живой музей...» — я не успел ответить на это письмо из Ташкента.

(3) Шкловский лежал на чёрно-красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей Мысли.

(4) Горло свело от горя. (5) Прощавшиеся вглядывались в помолодевшее лицо и белый пушок, приставший к тонким губам, — но это были уже случайные черты. (6) Пытавшиеся поцеловать его становились на цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесённого слиш­ком высоко на ритуальном подиуме.

(7) Многие пришли проводить его. (8) Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. (9) 15 лет, оставшиеся до финального свистка века, самого мощного по достижениям и чудовищности, заставляют взглянуть на события серьёзнее.

(10) Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры» - какими были и Эйзенштейн, и Тынянов. (11) Тревога за уходящую культуру — главная нота писем, пришед­ших после опубликований «Прорабов духа». (12) Странное дело... (13) Месяцы прошли, успела выйти книга под тем же названием, но почта продолжает идти. (14) Редакция газеты попросила меня высказаться по этому поводу.

(15) Радостно, что идея подвижников духа, обеспокоенность куль­турой взволновала столько сердец. (16) Пишут на редакцию, на Союз писателей, домой, называют имена своих бессребреников, «прорабов духа» и «прорабов нюха», указывают аварийные точки и пути исправ­ления — значит, это совпало с их собственными мыслями, с активным началом в них, значит, они разделяют мысль о заповедности культуры, о том, что культура в опасности.

(17) В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки — экологическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем внешней. (18) При крахе первой погибнет вторая. (19) Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, опреде­ляем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокас­сет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

(20) Синие и белые ласточки писем, стремительные защитницы среды, обеспокоены оскудением культуры, в них страсть, тоска по ис­тинным ценностям, за каждой строкой стоит судьба, из этих многих сотен пришедших писем складывается особый новый характер — «фа­нат культуры», некий транзистор идеи, проводник духа. (21) Это некий «меценат снизу», личность бескорыстная и героичная, порой неудоб­ная для окружающих.

(А. Вознесенский.)

  1)  

1) В каком предложении содержится основная мысль второй полови­ны текста?

1) 15 2) 17 3) 20 4) 21

2) Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; повествование

2) научно-популярный; рассуждение

3) публицистический; описание

4) публицистический; рассуждение с элементами повествования и описания

3) Определите значение слова меценат (предложение 21).

1) богатый покровитель наук и искусств

2) тот, кто покровительствует какому-либо делу, начинанию

3) тот, кто обеспокоен состоянием культуры в стране

4) фанат культуры

4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи порядковых числительных?

1) 8 2) 9 3) 18 4) 19

5) Какой из перечисленных тропов используется в предложе­нии 9?

1) метафора 2) гипербола 3) олицетворение 4) антитеза

Вариант 2

(1) Священное писание уделяет много внимания человеческими страхам. (2) Философы, которые специально исследовали природу страха, — Кьеркегор, Шеллинг, Уандлер — опирались прежде всего Библию.

(З) Обыденное сознание зачастую уверено, что религия держится на страхе наказания. (4) Картины ада должны устрашать, удерживать от греха. (5) Система простая - будешь хороший, добродетельный, — попадёшь в рай. (6) Плохой — в ад. (7) Страх вечного огня, мук должен делать человека лучше. (8) Нравственность диктуется страхом. (9) Такое упрощение не раскрывает причин религиозной веры. (10) Спасает страх кары. (11) Спасает вера в Бога, любовь к нему. (12) Религиозный человек боится не ада, не Геенны огненной, он боится Бога. (13) Страх Божий связан не с наказанием, верующего останавливают страх и стыд потерять Божию любовь. (14) Для верующего этот страх посильнее котлов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить.

(15) Обычный человек — это арена борьбы добра и зла, страха и отваги. (16) Их поединки у каждого проходят по-своему. (17) Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх.

(18) Одни отступают перед насилием, перед могуществом зла, его искусом, присоединяются к запуганному большинству, которое так необходимо власти. (19) Другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. (20) И те, кто не призывает Бога, борются в одиночку, борются с переменным успехом, но не прекращают своей борьбы. (21) Не пассивное приятие судьбы, — свобода приходит к ним как активное приятие всей ответственности за свою судьбу. (22) Быть самим собою, к чему бы это ни привело, — в этом смысле человек богоподобен. (23) И эта свобода трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бремя ответственности за свои поступки.

(Д. Гранин.)

  2)  

1) Укажите предложение(-я), в котором(-ых) автор выражает свое мнение о том, на чём держится религия.

1) 3, 4 2) 7 3) 8 4) 12, 13

2) Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический; рассуждение

2) художественный; повествование

3) научно-популярный; рассуждение

4) публицистический; описание

3) Определите значение слова искус (предложение 18).

1) искушение, соблазн

2) страх

3) насилие

4) строгое, суровое испытание

4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи антонима и неполноты структуры текста?

1) 5 2) 6 3) 18 4) 21

5) Какой из перечисленных тропов используется в предложе­нии 15?

1) гипербола 2) метонимия 3) антитеза 4) эпитет

Вариант 3

(1) Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной куль­туры всего общества. (2) Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни.

(3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой мест­ности необходимо для сохранения культуры страны. (4) Даже уд­воив, утроив число музейных работников, мы не сможем всё сбе­речь, ничего не растерять. (5) Это по силам только армии энту­зиастов-краеведов. (6) Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и сё­лах.

(7) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. (8) По типу оно близко к географии, но география обходится без оце­нок — она «спокойнее», строже, бесстрастнее... (9) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной тер­ритории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейза­жей. (10) С этой точки зрения отдача краеведения как науки ис­ключительно велика. (11) И при всей необходимости географии краеведение гораздо более «воспитывающая» наука.

(12) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое» если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх за­мысла творца, автора.

(13) Иное дело краеведение. (14) Оно придаёт местности ис­торизм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. (15) Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, для нас уже этот дом наполняется духовным содержанием... (16) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынско­го. (17) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, ис­кусством, литературой.

(18) Сохранять нужно все памятники данной местности не­зависимо от того, какому народу они принадлежат. (19) Каждый город — это синтез нескольких культур. (20) В Прибалтике стро­или и немцы, и шведы, и русские. (21) В Крыму есть памятники, которые оставили нам античность, Византийская империя, ски­фы, мусульмане, армяне.

(22) Хотелось бы напомнить о том, что память — это не со­хранение прошлого, это забота о будущем.

(По Д. Лихачёву.)

  3)  

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности.

2) Заниматься краеведением — значит лучше узнавать свою страну.

3) География может заменить краеведение.

4) Сохраняя памятники, мы заботимся не только о прошлом, но и о будущем.

2) Определите стиль и тип речи текста.

1)художественный; повествование

2)разговорный; рассуждение

3)публицистический; рассуждение

4)научно-популярный; описание

3) Определите значение слова энтузиаст (предложение 5).

1)человек, который заботится о собственных интересах

2)человек, который отдает все силы какому-либо делу

3)человек, получивший высшее образование

4)человек, способный легко расчувствоваться

4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи указательного местоимения?

1)2 2) 4 3) 5 4) 8

5) Какой из перечисленных тропов используется в предложе­нии 17?

1)сравнение 2) гипербола 3) олицетворение 4) эпитет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.015 с.)