![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы употребления наркотиков
(в % от числа опрошенных) Что служит причиной того, что молодые люди начинают употреблять наркотики?
Таким образом, доминирующими мотивами в употреблении наркотиков, по мнению опрошенных, являются поиск новых ощущений, желание получить удовольствие и подражание другим. Также немаловажными факторами приобщения молодых людей к среде наркозависимых, согласно мнению респондентов, являются любопытство, влияние окружения, неудовлетворенность жизнью и намерение показать себя. Злоупотребление спиртными напитками также является немаловажной проблемой для нашего общества. Анализируя данные ТОНД, можно отметить, что среди наркологических болезней молодежи лидируют алкогольные психозы и хронический алкоголизм (см. Табл. 6). Таблица 6 Состоящие на диспансерном учете по алкоголизму и алкогольным психозам[15]
Примечание: в знаменателе указано количество женщин
Говоря о профилактической деятельности, необходимо отметить, что эффективность данной работы достигается путем решения следующих задач: - кадровое обеспечение профилактической работы в учреждениях образования и подготовка методической базы (речь также идет об образовательных школах и воспитательных колониях); - обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное и каникулярное время; - взаимодействие с заинтересованными структурами и ведомствами, в том числе и с общественными организациями; - проведение мероприятий антинаркотической направленности; - проведение индивидуально-дифференцированной разъяснительной работы о вреде наркотических средств; - создание социально-педагогической и психологической служб в системе образования. Органами внутренних дел области значительное внимание уделяется проведению профилактических мероприятий в сфере противодействия наркомании. Проводится работа по выявлению и постановке на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Особое внимание уделяется контролю за гражданами, ранее привлекавшимися к уголовной и административной ответственности за совершение указанных правонарушений. В соответствии с решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Управлением ФСКН России по Тульской области подготовлен проект закона Тульской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Тульской области». Законопроект регулирует правоотношения, возникающие в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Тульской области. [16] Остается актуальной проводимая субъектами профилактической антинаркотической деятельности разъяснительная работа с молодежью, направленная на формирование здорового образа жизни. Именно предупреждение в подростковой среде негативных явлений, связанных с употреблением психоактивных веществ, позволит в дальнейшем избежать более серьезных последствий. В связи с чем возрастает актуальность профилактической работы и акций типа «Знать, чтобы жить». Согласно результатам социологического исследования[17] следует отметить достаточно высокую степень эффективности последней. Превалирующее большинство участников анкетирования отметило, что информация, полученная ими в рамках мероприятия «Знать, чтобы жить», пригодится им в будущем (87,5 %). Значительная роль в организации и проведении профилактической работы принадлежит областным органам по молодежной политике и органам по физической культуре, спорту и туризму, являющихся исполнителями областной целевой программы «Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2005-2007 гг.». Проведенный анализ показал, что благодаря реализации целевой программы укрепляется межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций, правоохранительных органов, молодежных центров, подростково-молодежных клубов, центров социально-психологической помощи молодежи, службы экстренной психологической помощи по телефону, молодежных бирж труда. В 2006 г. в 14 городах и районах Тульской области продолжили работу 53 учреждения социального обслуживания молодежи. Ежегодно на их базе проводятся тренинги, консультации, «круглые столы». Работают группы «Рука помощи», «Доверие», телефоны доверия, оказывают бесплатные услуги психологи и наркологи. И обязательно - антинаркотическое просвещение. Ведется большая профилактическая работа, ее навыками обладают около 1,5 тысяч работников образования, здравоохранения, молодежных учреждений. В деятельности областного наркологического диспансера ведущими являются вопросы медицинской профилактики наркозависимости. Активно работают социальные и психологические службы. Принимают меры по выявлению наркозависимых лиц среди призывного контингента военные коммисариаты. В сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни системно работают и учреждения культуры. В библиотечные фонды приобретается специальная литература и книги нравственно-правовой тематики, регулярно проводятся культурно-досуговые мероприятия антинаркотической направленности, беседы, лекции для молодежи. Активно сотрудничают в этом направлении Тульская областная филармония, Тульский областной театр юного зрителя, Тульский колледж культуры и искусства, кинотеатры[18]. Но несмотря на некоторые положительные тенденции, которые наметились в связи с реализацией этой областной целевой программы, о снятии с повестки дня проблемы распространения наркомании в Тульской области пока говорить не приходится.
Асоциальное поведение молодежи и правонарушения в молодежной среде. Вопросы ювенальной юстиции
Наряду с такими асоциальными явлениями в молодежной среде Тульского региона как наркомания и алкоголизм исследуем другой вид отклонения - преступность, которая вызывает наибольшее беспокойство в контексте угрозы социальной безопасности. Криминальная обстановка в Тульской области остается достаточно сложной. В 2006 г. зарегистрировано около 21 тысячи преступлений, в том числе 7,5 тысячи - тяжких и особо тяжких. В Тульской области преступность ежегодно молодеет. Об этом заявил прокурор области на координационном совещании руководителей правоохранительных органов, посвященном росту числа преступлений среди несовершеннолетних. Вячеслав Ханжин обеспокоен тем, что милиция часто скрывает и преуменьшает количество преступлений среди молодежи. Так, с начала этого года их число возросло на 15%, а количество преступлений, совершенных в нетрезвом виде, на 26%[19]. По статистике, с участием несовершеннолетних в 2006 г. было совершено 59 преступлений, что на 9,2 % меньше, чем за аналогичный период 2005 г. (65 преступлений). Сотрудниками ОВД было выявлено и поставлено на учет в подразделение по делам несовершеннолетних 66 подростков. В основном это подростки, совершившие административные правонарушения. Наряду с этим оформлено 138 протоколов на родителей за правонарушения в отношении подростков: неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию, а также за появление несовершеннолетних в общественных местах в состоянии опьянения или распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции. К административной ответственности было привлечено 22 взрослых за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков. Выявлено и поставлено на учет 19 неблагополучных семей.[20] Сложившаяся ситуация преступности среди молодежи позволяет говорить о необходимости дальнейшего формирования и функционирования системы социальной профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. В Тульской области роль координатора деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в регионе составляют областная, 26 муниципальных и 5 районных комиссий. Также важное место в системе профилактики занимает сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая насчитывает 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальный центр социальной помощи семье и детям и 5 детских отделений в составе комплексных центров социального обслуживания населения более чем на 600 мест. Департамент социального развития Тульской области продолжает работу по развитию сети этих учреждений и укреплению материально – технической базы действующих центров. В области реализуется целевая программа «Комплексные меры борьбы с преступностью в Тульской области на 2005-2007 гг.». В 2006 г. из бюджета области на укрепление материально-технической базы органов внутренних дел выделено около 9 млн рублей. Эти средства были направлены на создание автоматизированного банка интегрированной оперативно-розыскной информации, укрепление материально-технической базы участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних, на приобретение автотранспорта, средств связи, медицинского оборудования.[21] Также в регионе продолжается реализация комплексной областной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 гг., включающей подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Практическую организацию работы осуществляют структурные подразделения областной администрации. Вместе с тем, значительный вклад в осуществление профилактических действий вносит Управление внутренних дел Тульской области. В рамках профилактической операции «Лидер», целью которой является выявление существующих в регионе агрессивно настроенных неформальных группировок молодежи, пресечение фактов продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и борьба с иными факторами, стимулирующими рост подростковой преступности, было осуществлено 850проверок мест концентрации несовершеннолетних, в Привокзальном районе Тулы, в Ленинскоми Щекинскомрайонах области, выявлено 5молодежных групп антиобщественной направленности. Помимо этого, ежедневно осуществляется проверка игровых залов и торговых павильонов, руководители которых в погоне за наживой забывают о моральном и физическом здоровье подрастающего поколения. Говоря о работе по профилактике правонарушений в молодежной среде, в первую очередь, несомненно, большое значение имеет уровень организации досуга несовершеннолетних, занятость их деятельностью, направленной на формирование гармонично развитой личности с четкими жизненными установками и правосознанием. Однако уже более десятилетия детские досуговые учреждения работают, в основном, на платной основе, что практически исключает возможность занятия в них подростков из семей с низким уровнем достатка, которые, как правило, и являются «группой риска». Вместе с тем, необходимо уделять большее внимание становлению, развитию и совершенствованию системы ювенальной юстиции как в целом по стране, так и в нашем регионе. Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, где отсутствует правосудие по делам несовершеннолетних как самостоятельная подсистема общего правосудия. Опыт реализации в различных странах мира тех или иных элементов ювенальной юстиции доказал их достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свобод и законных интересов детей, в предотвращении их противоправного поведения. Ювенальная юстиция должна начинаться с ювенального законодательства. Она должна иметь в своей основе специализированную процедуру законотворчества. Любой закон, кем бы он ни разрабатывался, если он касается несовершеннолетнего в том, или ином аспекте, он должен обязательно проходить соответствующую экспертизу у специалистов, которые занимаются проблемами детства. При этом среди экспертов должны быть представлены все высококвалифицированные специалисты – не только юристы, но и педагоги, медики, психологи, владеющие вопросами детской и возрастной психологии. Также судебная процедура рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних должна быть обеспечена качественной и всесторонней досудебной их подготовкой. Названные выше специалисты должны вынести свое заключение, надо ли передавать дело в суд или есть иные пути более эффективного и социально оправданного реагирования на совершенное ребенком противоправное деяние. Сам суд не может и не должен работать при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних в том составе, в котором он рассматривает дела о преступлениях взрослых, поскольку психологически и профессионально не готов разбираться с несовершеннолетними. Мотивы, причины и психологический механизм противоправного поведения подростка во многом определяется возрастными, физиологическими, биологическими и иными особенностями, что требует выделения категории молодежи как самостоятельного субъекта уголовного права. Несовершеннолетними нарушителями должны в первую очередь заниматься специализированные социальные службы юстиции, а не органы милиции, как это определено соответствующими нормативными актами сегодня. Подводя итог, можно сказать, что система ювенальной юстиции должна функционировать в тесном взаимодействии со специализированными органами и учреждениями внутренних дел, образования, социальной защиты населения, здравоохранения и др. Такой подход позволит в перспективе сформировать систему ювенальной юстиции как самостоятельную и реальную часть государственного комплекса социозащитных институтов для детей, подростков и молодежи. В качестве основных рекомендаций по совершенствованию профилактической деятельности можно отметить следующее. 1. Разработка концепции системы ювенальной юстиции, специализированной процедуры законотворчества, основанной на признании наличия у правосудия по делам несовершеннолетних специфических социальных функций, отличающих его от правосудия по делам взрослых. 2. Дальнейшее совершенствование состояния нормативно – правовой базы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде. 3. Решение кадровых вопросов, обеспечивающих подбор, подготовку и переподготовку специалистов, способных квалифицированно решать задачи противодействия и профилактики асоциальных явлений среди молодежи.
3. МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ[22] 3.1. Динамика уровня образования и образовательного статуса тульской молодежи
Образование было и остается важнейшим фактором социальной мобильности. Поэтому образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Он определяется на основе показателей уровня образования и возможности его изменения. Представление об общем уровне образования в регионе дают материалы переписи населения. В 2002 г. учтено 1 290,9 тыс. человек в Тульской области в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование основное общее и выше, что составило 89,2 % этой возрастной группы. За 1989 – 2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 62,8 тыс. человек, со средним профессиональным - на 131,5 тыс. человек, с начальным профессиональным - на 8,1 тыс. человек. Впервые в ходе переписи были получены данные о лицах, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), их число составило 2,9 тыс. человек. Анализ количественных характеристик свидетельствует о сокращении доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 2 % в 1989 г. до 0,5 % в 2002 г. Дальнейшую динамику уровня образования можно проследить на основе исследования ряда частных показателей, таких как охват общим и профессиональным образованием, переход контингента с одной ступени обучения на другую, качество образования. Основным звеном системы образования России являются общеобразовательные школы, в рамках которых реализуются программы начального общего, основного и среднего (полного) образования. Региональная система общего образования в 2006 / 2007 учебном году представлена 716 общеобразовательными учреждениями (в том числе 3 негосударственными), численность учащихся в которых составила 140,2 тыс. человек, что на 6 % меньше, чем в 2005 / 2006 учебном году. Однако, учитывая общее сокращение численности детей школьного возраста, в целом уровень охвата основным школьным образованием за последний год не изменился и остается достаточно высоким (98,6 %). Почти 2/3 выпускников основной школы продолжает учиться в старших классах средней школы. Одним из факторов, объясняющих данную ситуацию, является давление рынка занятости. Избыток трудовых ресурсов заставляет значительную часть молодежи оставаться в стенах учебных заведений, а высокие требования к уровню квалификации, общей и профессиональной подготовки работников вынуждают делать все больше инвестиций в образование, в том числе среднее. Коэффициент выпуска по программам полного среднего образования составляет 54,7 %, что соответствует среднему показателю по России. Вместе с тем, серьезной проблемой развития региональной системы общего образования продолжает оставаться состояние сельских школ: низкий коэффициент охвата полным средним образованием, отсутствие современной материально-технической базы, неполная кадровая укомплектованность школ, недостаточно развитые транспортные коммуникации. Важность образования для дальнейшей жизни все в большей степени осознается населением. Как показывают опросы общественного мнения, значительная часть молодежи стремится продолжить обучение на более высоких ступенях и тем самым повысить свой образовательный статус. Возрастает потребность молодежи в образовании повышенного уровня и дополнительном образовании. На начало 2006 / 2007 учебного года в регионе функционировало 20 гимназий и 12 лицеев с общим количеством учащихся 16580 человек. Устойчивый рост доли школьников, получающих образование в учебных заведениях повышенного уровня, а также статистика распределения призовых мест на олимпиадах и результаты вступительных экзаменов в вузы служат подтверждением эффективности их деятельности. Однако в данных учебных заведениях постепенно возрастает доля платных образовательных услуг, что позволяет говорить об усилении неравенства в доступе к качественному образованию. Элитарность характерна и для занятий в учреждениях дополнительного образования: коэффициент охвата дополнительным образованием по Тульской области ниже, чем в среднем по России, и составляет 51 %. После окончания полной средней школы значительная часть выпускников ориентируется, прежде всего, на поступление в высшее учебное заведение: ежегодно более 50 % окончивших общеобразовательные учреждения продолжают обучение в вузе, около 30 % - в учреждениях среднего профессионального образования, менее 10 % - в учреждениях начального профессионального образования. На фоне общего сокращения численности населения в возрасте 15-19 лет (с 118,5 тыс. чел. в 2005 г. до 114,2 тыс. чел. в 2006 г.) желание значительной части молодежи получить высшее образование негативно сказывается, прежде всего, на системах начального профессионального и среднего специального образования (см. Табл. 7). Таблица 7 Основные показатели по учреждениям профессионального образования, 2004 – 2007 гг.
Вместе с тем, количественный показатель профессионального потенциала региона (число учащихся на 10 тыс. населения) остается достаточно высоким (см. Табл. 8), что демонстрирует стремление общества охватить профессиональным образованием как можно большую часть молодежи. Таблица 8 Численность студентов средних специальных и высших учебных заведений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.009 с.) |