Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы выбора учебного заведения

Поиск
Мотивы %
Престиж вуза 40,3
Наличие выбранной абитуриентом специальности 39,1
Наличие военной кафедры 33,9
Льготные условия поступления 33,1
Совет родителей 23,8
Совет друзей 6,0
Совет учителей 2,4

 

Закономерно предпочтение респондентами «прибыльных», «выгодных», «востребованных» с их точки зрения профессий, сфер трудовой деятельности, секторов (отраслей) экономики. Опрос студентов ТулГУ показывает, что большинство выбирает профессию обдуманно, и образовательная стратегия уже на этом этапе определяется наряду с интересом (44,7 % опрошенных) и склонностью (33,6 %), стремлением достичь конкурентоспособного уровня собственных ресурсов, дающих возможность для относительно свободного «включения» в рынок труда и обеспечивающих относительно устойчивое положение в нем. Таким образом, субъективная ценность будущей специальности преломляется в оценках престижности профессии и в образе карьеры. Об устойчивости профессиональной ориентации говорит тот факт, что 54,9 % респондентов при условии зачисления в высшее учебное заведение без экзаменов все равно поступили бы на эту специальность.

Помимо выбора профессии одной из важнейших характеристик жизненных и профессиональных планов молодежи является представление о работе по окончанию учебного заведения. Наиболее оптимистично свои шансы быть востребованными на рынке труда оценивают студенты вузов (около 50 % представляют себя работающими по специальности). Вместе с тем, значительная часть опрошенных достаточно неопределенно видит свое профессиональное будущее. Так, 20,5 % затруднились ответить на вопрос о предполагаемой работе по окончании вуза, 31,8 % не смогли оценить свои возможности трудоустройства по специальности, и 34,8 % никогда не задумывались, какие действия можно предпринять в случае проблем с трудоустройством по специальности.

Однако, даже наличие четких представлений о своем профессиональном пути не гарантирует его успешную реализацию: 53,6 % респондентов работает не по специальности. И если в отношении младших возрастных групп (14 – 17 лет и 18 – 20 лет) ситуация является вполне закономерной (молодые люди еще не успели получить профессиональное образование), то для старшой возрастной группы (21 – 25 лет) подобное положение может быть оценено как тревожное, ведь именно работа по специальности является существенным показателем интеграции молодежи в профессиональную структуру общества и свидетельствует о высоком социально-пофессиональном статусе личности.

Обращают на себя внимание ошибки образовательных стратегий, связанные с изменениями, происходящими на региональном рынке труда. В рейтинге наиболее престижных среди молодежи профессий лидирующие позиции на протяжении уже ряда лет занимают «юридические» и «финансово-экономические», в то время как рынок труда не испытывает потребности в специалистах данного профиля[23]. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы снижает возможности эффективной реализации образовательного и профессионального потенциала молодежи. Негативно сказывается и отсутствие практического опыта работы и специалистов высокой квалификации среди молодых людей, а это основные требования, предъявляемые работодателями к претендентам на рабочие места.

Кроме того, подавляющее большинство рабочих мест не соответствует запросам современной молодежи не только по своему качеству, но и по тому уровню дохода, который они могут обеспечить.

В создавшихся условиях молодежь вынуждена использовать не линейные (все усилия в одну точку), а «веерные» жизненные стратегии, стремясь использовать максимальное количество вариантов в разных областях. Это выражается в востребованности дополнительных образовательных услуг, в подаче документов при поступлении в разные вузы и на различные специальности, в поисках дополнительных источников дохода, в специфике потребительских целей, которые ориентированы не на потребление ради потребления, а на обеспечение стартовых материальных ресурсов[24].

Присутствие вариативности в планах и намерениях позволяет молодым людям более уверенно чувствовать себя в ситуации неопределенности и лучше адаптироваться к социальным изменениям. Молодые люди достаточно оптимистично оценивают и свое настоящее, и свое будущее. 71,8 % респондентов характеризуют свое нынешнее материальное положение как среднее, а 48,3 % считают, что в обозримом будущем оно улучшится. Отсюда можно сделать вывод об отсутствии у молодежи чувства приниженности, фрустрированности и апатии, а, напротив – об их выраженной внутренней готовности активно двигаться в достижении жизненных целей.

Подводя итоги по данному разделу необходимо подчеркнуть следующее.

1. Динамика образовательной среды в Тульской области, определяющая уровень образования и образовательного статуса молодежи, носит противоречивый характер. С одной стороны, можно выделить ряд положительных тенденций: развивается вариативность образования, происходит обновление структуры и содержания образования с целью более полной реализации функций социальной адаптации и воспитания учащихся, наблюдается рост интереса к образованию вообще и профессиональному в частности. С другой стороны, существует целый ряд трудностей. Среди них сокращение числа образовательных учреждений, не связанное с оптимизацией региональной системы образования, проблема территориальной и имущественной дифференциации, которая проявляется в ограничении доступа к качественному образованию в зависимости от типа поселения и уровня дохода семьи, недостаточное финансирование образовательной сферы, дисбаланс между профессионально-квалификационным и количественным составом подготавливаемых кадров и потребностями областного рынка труда и т.д.

2. Тульская молодежь ориентирована на высокий уровень притязаний в сфере образования и квалификации. Через профессиональное образование молодые люди пытаются реализовать свои социально-статусные амбиции, гарантировать экономическую и социальную стабильность на ближайшее будущее, заложить основы материального благополучия, и таким образом адаптироваться к социально-экономическим изменениям, происходящим в стране. В то же время возросшие ожидания повышаю риск разочарования. Не случайно среди различных возрастных групп молодежи менее оптимистично в отношении своего настоящего и будущего высказываются те, кому старше 20 лет, то есть кто уже столкнулся с реальной жизненной ситуацией.

3. Наличие профессионального образования только повышает возможность формирования наиболее перспективных жизненных стратегий, но не является гарантией их реализации, так как существует целый ряд как объективных, так и субъективных факторов, препятствующих этому процессу. Значительная часть работающей тульской молодежи (по разным оценкам от 40 до 50 %) составляет группу с низким профессиональным статусом, т.е. работает не по специальности.

В связи с вышеизложенным предлагается.

1. Реализация мер по обеспечению государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, организации диалога между образовательными учреждениями, работодателями и службами занятости.

2. Разработка комплекса опережающих, адаптационных, развивающих профориентационных программ социального обучения учащихся общеобразовательных учреждений, направленных на раннее профессиональное и жизненное самоопределение молодежи с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.

3. Совершенствование структуры рабочих мест с точки зрения повышения их социально- экономического потенциала, так как именно рынок труда в части структуры и качества спроса на труд детерминирует профессиональный выбор молодежи.

 

 

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.014 с.)