Состояние, тенденции, перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние, тенденции, перспективы



Состояние, тенденции, перспективы

(доклад администрации Тульской области)

Выпуск 8

 

Тула

 

 

ББК 66.75 (2 Р – 4 Тул)

П 52

П 52 Положение тульской молодежи: состояние, тенденции, перспективы (доклад администрации Тульской области). Выпуск 8. Доклад. – Тула: ИНФРА, 2007. -.? с.

 

Доклад администрации Тульской области содержит основные показатели положения молодежи Тульской области за 2006 г. и предложения по совершенствованию государственной молодежной политики.

 

Руководитель авторского коллектива

Батанина И.А., д-р полт. наук, проф.

Ответственные редакторы:

Куприна Л.М., директор МУ ЦСППМ «Шанс»;

Шумилова О.Е., канд. полит. наук, доц. ТулГУ

 

Авторский коллектив:

Баженов А.М., канд. ист. наук, доц.; Бочарова О.Е., канд. социол. наук, доц.; Бродовская Е.В., канд. полит. наук, доц.; Кузнецова В.Е., главный специалист отдела социальных экономических программ комитета Тульской области по молодежной политике; Лаврикова А.А., канд. полит. наук, доц; Самсонова Е.А., зав. лабораторией социологических исследований МУ ЦСППМ «Шанс»; Ханин В.И., канд. полит. наук, доц., председатель комитета Тульской области по молодежной политике; Шибанова Н.А., зав. информационно-методическим отделом МУ ЦСППМ «Шанс»; Шумилина Е.В., зам. председателя комитета Тульской области по молодежной политике; Шумилова О.Е., канд. полит. наук, доц.; Юдина Е.Ю., специалист по работе с молодежью лаборатории социологических исследований МУ ЦСППМ «Шанс».

 

 

© Комитет Тульской области по молодежной политике, 2007

© ООО РИФ «Инфра», 2007

 

 

Содержание

Введение (Шумилова О.Е.) 5

1. Демографическое положение, состояние здоровья молодежи и меры по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний в регионе. 8

1.1. Молодежь и молодые семьи в структуре населения тульского региона (Юдина Е.Ю.) 8

1.2. Основные показатели здоровья молодежи. Развитие здорового образа жизни через систему детского и семейного отдыха, туризма и спорта (Самсонова Е.А.) 15

2. Молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и меры по их социальной реабилитации (Шибанова Н.А.) 23

2.1. Молодежные группы риска. Наркомания и алкоголизм среди молодежи: проблемы противодействия и профилактики. 23

2.2 Асоциальное поведение молодежи и правонарушения в молодежной среде. Вопросы ювенальной юстиции. 32

3. Молодежь и образование (Лаврикова А.А.) 37

3.1. Динамика уровня образования и образовательного статуса тульской молодежи 37

3.2. Жизненные стратегии и планы, профессиональные ориентации молодежи 43

4. Духовное развитие молодежи (Баженов А.М.) 49

4.1. Нравственные и ценностные ориентации различных групп молодежи. Отношение молодежи к религии. 49

4.2. Культура и досуг молодежи. Молодежные субкультуры.. 54

5. Экономическое положение, занятость и благосостояние молодежи в Тульском регионе (Бочарова О.Е.) 59

5.1. Структура занятости; положение молодежи в производственной и непроизводственной сферах. 59

5.2. Материальное положение различных групп молодежи. Молодежное предпринимательство в Тульском регионе. 64

6. Социальная и политическая активность тульской молодежи. 71

6.1. Молодежные и детские общественные объединения. Социальные инициативы и добровольческая деятельность молодежи (Кузнецова В.Е.). 71

6.2. Политическая активность и электоральное поведение тульской молодежи, ее участие в партиях и движениях (Бродовская Е.В.) 75

7. Развитие работы с молодежью на региональном уровне (Шумилина Е.В.) 87

Заключение. Общие оценки, выводы, рекомендации (Шумилова О.Е.) 96

Использованные источники и литература. 108

 

 

Введение

Современное российское общество переживает ряд реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах оказывается молодежь, поскольку она является наименее экономически самостоятельной, не обладает четкими социальными ориентирами, находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, именно молодое поколение, объективно обладая качествами: креативный характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, открытость к инновациям – способно преодолеть стереотипы, сформировать новую систему ценностных ориентации, определить идеалы будущего развития.

Согласно Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Стратегия государственной молодежной политики разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов[1].

Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (современные возрастные границы от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывается 39,5 миллиона молодых граждан, что составляет 27% от общей численности населения страны. На сегодняшний день целью молодежной политики государства является создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её потребностей с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики должна быть подкреплено комплексными экономическими и социально-политическими исследованиями.

Настоящий доклад продолжает многолетнюю практику всестороннего анализа положения молодежи Тульского региона. Авторы доклада – преподаватели Тульского государственного университета, специалисты МУ ЦСППМ «Шанс» и комитета Тульской области по молодежной политике – исходили из необходимости изучения молодежных проблем, учитывая приоритетные направления государственной молодежной политики российского государства.

Прежде всего, в докладе представлено демографическое положение региона, определено место молодежи и молодых семей в структуре его населения, проанализированы основные показатели здоровья молодежи, а также рассматривается развитие здорового образа жизни через систему детского и семейного отдыха, туризма и спорта. Особое внимание в докладе уделено молодежным группам риска, аспектам профилактики и противодействия девиантному и делинквентному поведению. Подчеркивается актуальность разработки вопросов ювенальной юстиции. Отражены динамика уровня образования и образовательного статуса тульской молодежи, ее жизненные стратегии и профессиональные ориентации. В докладе исследованы особенности молодежной субкультуры, особое внимание сконцентрировано на вопросах ценностных ориентаций, рекреативных преференций, отношения к религии как социальному институту. Представлены результаты исследований структуры занятости молодежи, ее материального положения, сделан акцент на проблеме развития молодежного предпринимательства. В отдельный раздел выделен материал, посвященный рассмотрению молодежи как субъекта общественной и политической жизни. Завершает доклад презентация опыта реализации государственной молодежной политики в Тульской области.

При написании разделов доклада авторы опирались на положения и выводы российских ученых, специализирующихся на молодежной проблематике. Анализ базировался на совокупности приемов, методов и принципов, применяемых в социологии и смежной с ней науках, прежде всего, политической социологии, экономической социологии, социальной психологии, а также теориях среднего уровня: социологии молодежи, социологии семьи, социологии образования и других отраслей знания. Эмпирическую базу доклада составили конкретно-социологические исследования Тульского государственного университета, МУ ЦСППМ «Шанс», МОУ ДОВ – ИАЦ УО г. Тулы, ГУЗ ТО «Тульский областной центр диагностики и консультирования «Помощь», выполненные в Тульском регионе. Для комплексного освещения проблемы использовались и другие источники информации: данные федеральной и региональной статистики, официальные документы региональных органов власти, общественных организаций и объединений, документы текущего архива комитета Тульской области по молодежной политике, аналитические доклады и записки.

 

 

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Возникало ли когда-либо желание попробовать наркотики?»

В «группу риска» также попадают обследуемые, которые были свидетелями употребления психоактивных веществ (19,9 %), и молодые люди, не желающие прекращать общение с другом-наркоманом (11,3 %).

Спектр отношений, проявляемых к наркоманам со стороны молодежи, самый разнообразный: от жалости до зависти. По данным настоящего исследования большинство обследуемых (41,8 %) опасается людей, зависимых от ПАВ, почти у каждого пятого наркозависимый человек вызывает жалость, каждый десятый участник опроса осуждает наркоманов, 9,9 % молодым тулякам люди, принимающие наркотики, безразличны.

Примечательно, что доля респондентов, проявляющих интерес и зависть к наркоманам достаточно низкая (0,3 % и 0,5 % соответственно) (см. Рис. 3).

Рис. 3. Отношение молодых туляков к наркоманам

Некоторые участники исследования на вопрос об их отношении к людям, принимающим наркотики, отвечали, что не считают наркоманов людьми и относятся к ним с ненавистью и отвращением (по 0,1 %).

Для определения мотивов употребления наркотиков молодым тулякам предлагалось определить, что, по их мнению, движет людьми, принимающими наркотические вещества. Рейтинг полученных ответов распределился следующим образом (см. Табл. 5).

Таблица 5

Таблица 6

Состоящие на диспансерном учете по алкоголизму и алкогольным психозам [15]

Категории молодежи Алкогольные психозы Хронический алкоголизм
2005 г. 1-е пол. 2006 г. 2005 г. 1-е пол. 2006 г.
До 18-ти лет     27/9  
14-30 лет 30/4   48/4  

Примечание: в знаменателе указано количество женщин

 

Говоря о профилактической деятельности, необходимо отметить, что эффективность данной работы достигается путем решения следующих задач:

- кадровое обеспечение профилактической работы в учреждениях образования и подготовка методической базы (речь также идет об образовательных школах и воспитательных колониях);

- обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное и каникулярное время;

- взаимодействие с заинтересованными структурами и ведомствами, в том числе и с общественными организациями;

- проведение мероприятий антинаркотической направленности;

- проведение индивидуально-дифференцированной разъяснительной работы о вреде наркотических средств;

- создание социально-педагогической и психологической служб в системе образования.

Органами внутренних дел области значительное внимание уделяется проведению профилактических мероприятий в сфере противодействия наркомании. Проводится работа по выявлению и постановке на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Особое внимание уделяется контролю за гражданами, ранее привлекавшимися к уголовной и административной ответственности за совершение указанных правонарушений.

В соответствии с решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Управлением ФСКН России по Тульской области подготовлен проект закона Тульской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Тульской области». Законопроект регулирует правоотношения, возникающие в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Тульской области. [16]

Остается актуальной проводимая субъектами профилактической антинаркотической деятельности разъяснительная работа с молодежью, направленная на формирование здорового образа жизни. Именно предупреждение в подростковой среде негативных явлений, связанных с употреблением психоактивных веществ, позволит в дальнейшем избежать более серьезных последствий. В связи с чем возрастает актуальность профилактической работы и акций типа «Знать, чтобы жить». Согласно результатам социологического исследования[17] следует отметить достаточно высокую степень эффективности последней. Превалирующее большинство участников анкетирования отметило, что информация, полученная ими в рамках мероприятия «Знать, чтобы жить», пригодится им в будущем (87,5 %).

Значительная роль в организации и проведении профилактической работы принадлежит областным органам по молодежной политике и органам по физической культуре, спорту и туризму, являющихся исполнителями областной целевой программы «Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2005-2007 гг.». Проведенный анализ показал, что благодаря реализации целевой программы укрепляется межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций, правоохранительных органов, молодежных центров, подростково-молодежных клубов, центров социально-психологической помощи молодежи, службы экстренной психологической помощи по телефону, молодежных бирж труда. В 2006 г. в 14 городах и районах Тульской области продолжили работу 53 учреждения социального обслуживания молодежи. Ежегодно на их базе проводятся тренинги, консультации, «круглые столы». Работают группы «Рука помощи», «Доверие», телефоны доверия, оказывают бесплатные услуги психологи и наркологи. И обязательно - антинаркотическое просвещение. Ведется большая профилактическая работа, ее навыками обладают около 1,5 тысяч работников образования, здравоохранения, молодежных учреждений. В деятельности областного наркологического диспансера ведущими являются вопросы медицинской профилактики наркозависимости. Активно работают социальные и психологические службы. Принимают меры по выявлению наркозависимых лиц среди призывного контингента военные коммисариаты. В сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни системно работают и учреждения культуры. В библиотечные фонды приобретается специальная литература и книги нравственно-правовой тематики, регулярно проводятся культурно-досуговые мероприятия антинаркотической направленности, беседы, лекции для молодежи. Активно сотрудничают в этом направлении Тульская областная филармония, Тульский областной театр юного зрителя, Тульский колледж культуры и искусства, кинотеатры[18]. Но несмотря на некоторые положительные тенденции, которые наметились в связи с реализацией этой областной целевой программы, о снятии с повестки дня проблемы распространения наркомании в Тульской области пока говорить не приходится.

 

Асоциальное поведение молодежи и правонарушения в молодежной среде. Вопросы ювенальной юстиции

 

Наряду с такими асоциальными явлениями в молодежной среде Тульского региона как наркомания и алкоголизм исследуем другой вид отклонения - преступность, которая вызывает наибольшее беспокойство в контексте угрозы социальной безопасности. Криминальная обстановка в Тульской области остается достаточно сложной. В 2006 г. зарегистрировано около 21 тысячи преступлений, в том числе 7,5 тысячи - тяжких и особо тяжких.

В Тульской области преступность ежегодно молодеет. Об этом заявил прокурор области на координационном совещании руководителей правоохранительных органов, посвященном росту числа преступлений среди несовершеннолетних. Вячеслав Ханжин обеспокоен тем, что милиция часто скрывает и преуменьшает количество преступлений среди молодежи. Так, с начала этого года их число возросло на 15%, а количество преступлений, совершенных в нетрезвом виде, на 26%[19].

По статистике, с участием несовершеннолетних в 2006 г. было совершено 59 преступлений, что на 9,2 % меньше, чем за аналогичный период 2005 г. (65 преступлений). Сотрудниками ОВД было выявлено и поставлено на учет в подразделение по делам несовершеннолетних 66 подростков. В основном это подростки, совершившие административные правонарушения. Наряду с этим оформлено 138 протоколов на родителей за правонарушения в отношении подростков: неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию, а также за появление несовершеннолетних в общественных местах в состоянии опьянения или распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции. К административной ответственности было привлечено 22 взрослых за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков. Выявлено и поставлено на учет 19 неблагополучных семей.[20]

Сложившаяся ситуация преступности среди молодежи позволяет говорить о необходимости дальнейшего формирования и функционирования системы социальной профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. В Тульской области роль координатора деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в регионе составляют областная, 26 муниципальных и 5 районных комиссий. Также важное место в системе профилактики занимает сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая насчитывает 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальный центр социальной помощи семье и детям и 5 детских отделений в составе комплексных центров социального обслуживания населения более чем на 600 мест.

Департамент социального развития Тульской области продолжает работу по развитию сети этих учреждений и укреплению материально – технической базы действующих центров. В области реализуется целевая программа «Комплексные меры борьбы с преступностью в Тульской области на 2005-2007 гг.». В 2006 г. из бюджета области на укрепление материально-технической базы органов внутренних дел выделено около 9 млн рублей. Эти средства были направлены на создание автоматизированного банка интегрированной оперативно-розыскной информации, укрепление материально-технической базы участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних, на приобретение автотранспорта, средств связи, медицинского оборудования.[21]

Также в регионе продолжается реализация комплексной областной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 гг., включающей подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Практическую организацию работы осуществляют структурные подразделения областной администрации. Вместе с тем, значительный вклад в осуществление профилактических действий вносит Управление внутренних дел Тульской области. В рамках профилактической операции «Лидер», целью которой является выявление существующих в регионе агрессивно настроенных неформальных группировок молодежи, пресечение фактов продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и борьба с иными факторами, стимулирующими рост подростковой преступности, было осуществлено 850проверок мест концентрации несовершеннолетних, в Привокзальном районе Тулы, в Ленинскоми Щекинскомрайонах области, выявлено 5молодежных групп антиобщественной направленности. Помимо этого, ежедневно осуществляется проверка игровых залов и торговых павильонов, руководители которых в погоне за наживой забывают о моральном и физическом здоровье подрастающего поколения.

Говоря о работе по профилактике правонарушений в молодежной среде, в первую очередь, несомненно, большое значение имеет уровень организации досуга несовершеннолетних, занятость их деятельностью, направленной на формирование гармонично развитой личности с четкими жизненными установками и правосознанием. Однако уже более десятилетия детские досуговые учреждения работают, в основном, на платной основе, что практически исключает возможность занятия в них подростков из семей с низким уровнем достатка, которые, как правило, и являются «группой риска».

Вместе с тем, необходимо уделять большее внимание становлению, развитию и совершенствованию системы ювенальной юстиции как в целом по стране, так и в нашем регионе. Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, где отсутствует правосудие по делам несовершеннолетних как самостоятельная подсистема общего правосудия. Опыт реализации в различных странах мира тех или иных элементов ювенальной юстиции доказал их достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свобод и законных интересов детей, в предотвращении их противоправного поведения.

Ювенальная юстиция должна начинаться с ювенального законодательства. Она должна иметь в своей основе специализированную процедуру законотворчества. Любой закон, кем бы он ни разрабатывался, если он касается несовершеннолетнего в том, или ином аспекте, он должен обязательно проходить соответствующую экспертизу у специалистов, которые занимаются проблемами детства. При этом среди экспертов должны быть представлены все высококвалифицированные специалисты – не только юристы, но и педагоги, медики, психологи, владеющие вопросами детской и возрастной психологии. Также судебная процедура рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних должна быть обеспечена качественной и всесторонней досудебной их подготовкой. Названные выше специалисты должны вынести свое заключение, надо ли передавать дело в суд или есть иные пути более эффективного и социально оправданного реагирования на совершенное ребенком противоправное деяние. Сам суд не может и не должен работать при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних в том составе, в котором он рассматривает дела о преступлениях взрослых, поскольку психологически и профессионально не готов разбираться с несовершеннолетними. Мотивы, причины и психологический механизм противоправного поведения подростка во многом определяется возрастными, физиологическими, биологическими и иными особенностями, что требует выделения категории молодежи как самостоятельного субъекта уголовного права. Несовершеннолетними нарушителями должны в первую очередь заниматься специализированные социальные службы юстиции, а не органы милиции, как это определено соответствующими нормативными актами сегодня.

Подводя итог, можно сказать, что система ювенальной юстиции должна функционировать в тесном взаимодействии со специализированными органами и учреждениями внутренних дел, образования, социальной защиты населения, здравоохранения и др. Такой подход позволит в перспективе сформировать систему ювенальной юстиции как самостоятельную и реальную часть государственного комплекса социозащитных институтов для детей, подростков и молодежи.

В качестве основных рекомендаций по совершенствованию профилактической деятельности можно отметить следующее.

1. Разработка концепции системы ювенальной юстиции, специализированной процедуры законотворчества, основанной на признании наличия у правосудия по делам несовершеннолетних специфических социальных функций, отличающих его от правосудия по делам взрослых.

2. Дальнейшее совершенствование состояния нормативно – правовой базы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

3. Решение кадровых вопросов, обеспечивающих подбор, подготовку и переподготовку специалистов, способных квалифицированно решать задачи противодействия и профилактики асоциальных явлений среди молодежи.

 

3. МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ[22]

3.1. Динамика уровня образования и образовательного статуса тульской молодежи

 

Образование было и остается важнейшим фактором социальной мобильности. Поэтому образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Он определяется на основе показателей уровня образования и возможности его изменения.

Представление об общем уровне образования в регионе дают материалы переписи населения. В 2002 г. учтено 1 290,9 тыс. человек в Тульской области в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование основное общее и выше, что составило 89,2 % этой возрастной группы. За 1989 – 2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 62,8 тыс. человек, со средним профессиональным - на 131,5 тыс. человек, с начальным профессиональным - на 8,1 тыс. человек. Впервые в ходе переписи были получены данные о лицах, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), их число составило 2,9 тыс. человек. Анализ количественных характеристик свидетельствует о сокращении доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 2 % в 1989 г. до 0,5 % в 2002 г.

Дальнейшую динамику уровня образования можно проследить на основе исследования ряда частных показателей, таких как охват общим и профессиональным образованием, переход контингента с одной ступени обучения на другую, качество образования.

Основным звеном системы образования России являются общеобразовательные школы, в рамках которых реализуются программы начального общего, основного и среднего (полного) образования.

Региональная система общего образования в 2006 / 2007 учебном году представлена 716 общеобразовательными учреждениями (в том числе 3 негосударственными), численность учащихся в которых составила 140,2 тыс. человек, что на 6 % меньше, чем в 2005 / 2006 учебном году. Однако, учитывая общее сокращение численности детей школьного возраста, в целом уровень охвата основным школьным образованием за последний год не изменился и остается достаточно высоким (98,6 %). Почти 2/3 выпускников основной школы продолжает учиться в старших классах средней школы. Одним из факторов, объясняющих данную ситуацию, является давление рынка занятости. Избыток трудовых ресурсов заставляет значительную часть молодежи оставаться в стенах учебных заведений, а высокие требования к уровню квалификации, общей и профессиональной подготовки работников вынуждают делать все больше инвестиций в образование, в том числе среднее. Коэффициент выпуска по программам полного среднего образования составляет 54,7 %, что соответствует среднему показателю по России.

Вместе с тем, серьезной проблемой развития региональной системы общего образования продолжает оставаться состояние сельских школ: низкий коэффициент охвата полным средним образованием, отсутствие современной материально-технической базы, неполная кадровая укомплектованность школ, недостаточно развитые транспортные коммуникации.

Важность образования для дальнейшей жизни все в большей степени осознается населением. Как показывают опросы общественного мнения, значительная часть молодежи стремится продолжить обучение на более высоких ступенях и тем самым повысить свой образовательный статус. Возрастает потребность молодежи в образовании повышенного уровня и дополнительном образовании. На начало 2006 / 2007 учебного года в регионе функционировало 20 гимназий и 12 лицеев с общим количеством учащихся 16580 человек. Устойчивый рост доли школьников, получающих образование в учебных заведениях повышенного уровня, а также статистика распределения призовых мест на олимпиадах и результаты вступительных экзаменов в вузы служат подтверждением эффективности их деятельности. Однако в данных учебных заведениях постепенно возрастает доля платных образовательных услуг, что позволяет говорить об усилении неравенства в доступе к качественному образованию. Элитарность характерна и для занятий в учреждениях дополнительного образования: коэффициент охвата дополнительным образованием по Тульской области ниже, чем в среднем по России, и составляет 51 %.

После окончания полной средней школы значительная часть выпускников ориентируется, прежде всего, на поступление в высшее учебное заведение: ежегодно более 50 % окончивших общеобразовательные учреждения продолжают обучение в вузе, около 30 % - в учреждениях среднего профессионального образования, менее 10 % - в учреждениях начального профессионального образования.

На фоне общего сокращения численности населения в возрасте 15-19 лет (с 118,5 тыс. чел. в 2005 г. до 114,2 тыс. чел. в 2006 г.) желание значительной части молодежи получить высшее образование негативно сказывается, прежде всего, на системах начального профессионального и среднего специального образования (см. Табл. 7).

Таблица 7

Основные показатели по учреждениям профессионального образования, 2004 – 2007 гг.

Уровень профессионального образования Число учебных заведений Численность студентов, чел. Выпуск, чел. Прием, чел.
2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007
Начальное профессиональное образование                        
Среднее профессиональное образование                        
Высшее профессиональное образование                        

Вместе с тем, количественный показатель профессионального потенциала региона (число учащихся на 10 тыс. населения) остается достаточно высоким (см. Табл. 8), что демонстрирует стремление общества охватить профессиональным образованием как можно большую часть молодежи.

Таблица 8

Численность студентов средних специальных и высших учебных заведений

Таблица 9

Мотивы получения высшего образования

Мотивы %
Желание иметь в будущем высокую зарплату 73,4
Желание иметь интересную работу 52,8
Возможность самосовершенствования 37,5
Получение отсрочки от армии 32,3
Желание получить диплом 25,0
Желание родителей 14,1
Возможность временно не работать 2,0

 

Таблица 10

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ

Таблица 13

Таблица 14

Доля молодых людей 16-29 лет, обратившихся в службу занятости (в %)

 

  1 полугодие 2005 г. 1 полугодие 2006 г.
Молодежь в возрасте 16-29 лет 35,3 32,8

 

Кроме макроэкономических, на занятость молодежи оказывают влияние социально-демографические факторы. Формы и методы профориентационной работы для молодых граждан, зарегистрированных в службе занятости, подбираются, исходя из особенностей каждой возрастной группы.

Силами службы занятости осуществляется содействие в трудоустройстве подростков в свободное от учебы время. Действует соглашение о сотрудничестве между Управлением ФГСЗН и общественной организацией «Штаб студенческих отрядов и трудовых формирований молодежи». Служба занятости предоставляет возможность переобучения или повышения квалификации по имеющейся специальности, т.к. наличие профессионального образования не дает полной гарантии от безработицы по причине невостребованности ряда профессий. В 2004-2005 гг. и 1 кв. 2006 г. на профессиональное обучение направлено 5,3 тыс. молодых людей (70,0 % от общей численности направленных)[45]. Продолжается работа по трудоустройству молодежи в рамках программы «Содействие занятости населения Тульской области на 2007-2010 гг.».

Таким образом, служба занятости, являясь посредником на рынке труда, обеспечивает взаимодействие основных его субъектов.

Анализ показывает, что в 2007 году по вопросу трудоустройства в службу занятости обратятся 52,4 тыс. человек (44,0 % от прогнозируемого рынка), в 2008 году – 52,8 тыс. (45,4 %), в 2009 году – 53,1 тыс. (46,5 %), в 2010 году – 53,5 тыс. (47,6 %). Из них молодых людей, окончивших общеобразовательные школы, выпускников профессионально-технических училищ, среднеспециальных, высших учебных заведений: 2007 г. – 3,0 тыс. человек (6,9 %), 2008 г. – 3,0 тыс. (6,8 %), 2009 г. – 2,9 тыс. (6,5 %); 2010 г. – 2,8 тыс.(6,3 %).

Таблица 15

Мнение молодых людей

Рис. 5. Основные источники материальных доходов молодежи

 

Необходимо отметить, что источниками дохода в семьях студентов выступают следующие (см. Табл. 16).

Таблица 16

Основные источники дохода (в % от общего числа опрошенных)

 

Источник дохода 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1. Зарплата родителей по основному месту работы 85,7 80,2 79,2
2. Зарплата родителей по совместительству 2,0 4,7 3,4
3. Доход от предпринимательства 5,0 2,7 6,7
4. Доход от фермерского хозяйства 0,7   4,4
5. Пособия и другие виды государственной помощи 1,0 1,0 1,3
6. Иждивение других лиц 0,7 1,0 0,7
7. Другое 1,7 1,0 0,7

 

При этом источники материальных доходов в значительной степени зависят от возрастной группы. Материальная поддержка родителей играет более заметную роль среди средств к существованию младшей молодежной группы. Представители старших возрастных групп молодежи в качестве основных источников дохода называют заработную плату по основному месту работы и случайные разовые заработки.

Молодежное предпринимательство в Тульском регионе. Такой род занятий, как предпринимательская деятельность, определяется молодыми людьми как один из наиболее желательных и престижных. В результате анализа данных исследований было выявлено, что основными мотивами, побуждающими молодежь заниматься предпринимательской деятельностью, являются повышение уровня материального благосостояния, приобретение свободы и независимости, возможность саморелизации, престижность данного вида деятельности [49].

Если говорить о занятости студентов, то по сравнению с двумя предыдущими годами наметилась явная тенденция к увеличению числа студентов, совмещающих работу и учебу. В 2005 г. процент подрабатывающих студентов составлял 23,3 %, в 2006 – 19,1 %, то в 2007 г. –уже 26,3 % студентов. Не подрабатывающих студентов в 2006 г. было 75,5 %, в 2007 г. их число уменьшилось до 73,4 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.073 с.)