Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акцентологические и семантические нормы русского языка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2. Сигнификативное ударение — разделяющее грамматические и семантические формы омографов. Пользуясь словарем, для каждого случая постановки ударения запишите семантическое толкование слова. В приводимых словах объясните грамматическую и семантическую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркивается постановкой ударения? Замки, колледж, проясниться, планировать, атлас, видение, свойство, броня, призывного, подвижного, отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, напоенный, образа, община, наголо, лоскут, кредит, кругом, лавровый, корпуса, клубы, ирис, забронировать, артикул.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3. Произнесите приводимые слова. Что обусловливает трудности в их устной интерпретации? Обратите внимание на твердость-мягкость согласных перед (э) и другими гласными звуками. Агрессия, конкретный, декан, кафетерий, диета, интервью, музей, демаскировать, интервент, идентичный, гейзер, ватерлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, критерий, компетентный, контекст, кредо, крем, депо, деградация, бутерброд, бижутерия.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 4. В приведенных ниже парах слов затруднения в семантической дифференциации возникают вследствие явления паронимии — различия значений при внешней схожести (не тождественности) лексических единиц. Записав слова, укажите их лексические или грамматические значения, влияющие на семантические признаки. Личный — личной, гололед — гололедица, давить — довлеть, адресат — адресант, ложа — ложе, основать — обосновать, форум — кворум, одеть — надеть, район — регион, нарочно — нарочито, сытый — сытный, дипломник — дипломант, ванна — ванная, войти — взойти, лирический — лиричный, эмигрант — иммигрант, различать — отличать, факт — фактор, индийка — индейка, главный — заглавный, обеих — обоих, проблема — дилемма, встать — стать, сойти — выйти, командированный — командировочный, невежа — невежда, вдох — вздох, латышский — латвийский, представить — предоставить, на поверку — на проверку. 5. В приводимых парах слов одно соответствует норме, другое в силу каких-либо причин вненормативно или ограничено в употреблении. Запишите слова. Пользуясь словарями, определите лексически ограниченные элементы и укажите причину этого ограничения. Профессора — профессоры, учителя — учители, мичманы — мичмана, есть — кушать, крайний (в очереди) — последний, подойти (в кабинет) прийти, мышление — мышление, шоферы — шофера, муз(е)й — муз(э)й, электропоезд — электричка, звонит — звонит, водомет — фонтан, г о ла — гол а (сущ.), бр а ла— брал а, з а говор — загов о р, катал о г — кат а лог, револьв е р — рев о львер, желчный — жёлчный, белёсый — белесый, делов — дел, помидоров — помидор, зал — зала, туфля — туфель, хлеще — хлестче, бархат и стый — б а рхатистый, желатин — желатина, журавль — журавель, их — ихний.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 6. Все приводимые фразы не соответствуют норме, но есть некий общий признак, лежащий в основе семантического искажения. Назовите его и измените фразы так, чтобы они соответствовали норме. Сняться в анфас, моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 7. Запомните произнесение и написание следующих слов (объясните их значение): инцидент, интендант, прецедент, яства, летосчисление, времяисчисление, светопреставление, беспрецедентный, бивак, времяпрепровождение, бранчливый, будущий, следующий, более или менее, дерматин.
ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 8. Составьте словосочетания, используя один из вариантов, данных в скобках. Варианты, выбранные вами, объясните. Почему другие сочетания ненормативны? благодаря (миру, войне, гибели); согласно (распоряжению, распоряжения); дверь в (ванну, ванную); большинство (написало диктант, написали диктант); (широкие, широкое) галифе; две (долгие, долгих) недели; оплатить (за проезд, проезд); одеть (девочку, платье); (ужасно, необыкновенно) хороший вечер; быть учителем по (профессии, специальности); прийти (около, в районе, примерно) в... час(а); заведующий (магазина, магазином); игнорировать (факт, фактом); поднять (бокал, тост); вернисаж (трехнедельный, торжественный); (автор, исполнитель) прыжка; (построить, возвести) детский городок; (дипломник, дипломант) конкурса; сделать глубокий (вздох, вдох); боковая (ложа, лоджия) в зале театра; играть (значение, роль) в этом деле; одолжить (ему, у него); (вторая, настоящая) ахиллесова пята; (лирический, лиричный) пейзаж акварелью; быть в математике (невежей, невеждой); (познакомить, ознакомить) с другом; озеро и пруд (отличать, различать); молодежный (кворум, форум).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 9. В данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов. Громадн.. цунами, зелен., авеню, больш.. кафе-бар, стремительного дизел.. — электрохода, компактн.. диван-кровать, свеж., салями, влажн.. сирокко, спел., кольраби, черн.. кофе, разведенн.. какао, погоны генерал..-лейтенанта, дом премьер..-министра, ярк.. колибри, стар., танго, стремительн.. такси, очередн.. выставка-просмотр, вновь построенн.. театр-студия, думать о нов.. библиотек..-музее, бел., тюль, розоват., шампунь. 10. Написанные цифрами имена числительные замените прописным вариантом; там, где это невозможно, измените фразу. Быстро прочитайте вслух получившиеся конструкции. Задача предложена 22 ученикам. Мы плыли по морю 1,5 суток. Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил. Поезд шел с 368 пассажирами в 10 вагонах. Длина реки равна 4749 километр...(пропущенное вставить). Это произошло в 1242 году. Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей. В сумке было около 1,5 килограмм., яблок... (пропущенное восстановить). Празднование 850-летия Москвы. 11. Перечисленные глаголы поставьте, если это возможно, форме 1 лица ед. числа наст. вр. и в форму деепричастия несов. вида. Сделайте вывод, в каких случаях этого сделать невозможно. Будить, ходить, лудить, убедить, тузить, дерзить, двигаться, двигать, брызгать, мяукать, махать, писать, видеть, жевать, спать, чудить, победить, ржаветь, очутиться, течь, сквозить, кружить, следить, пахать, капать, свистеть, вертеть, грузить, варить, лепить.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 12. В предлагаемых словесных структурах имеются речевые ошибки. Определив их характер, реконструируйте нормативное звучание фраз. Памятный мемориал, автор праздничного пирога, ванная из чугуна, приехать в районе пяти часов, вызов редактора, памятник Кутузова, сколько много, вопреки ожидания, заведующий детского сада, отдыхать послеобеденным сном, меньшая половина буханки, завоевать победу, оплатить за билет, одеть весеннюю куртку, основать вескими аргументами, второе боевое крещение, вернуться в свои пенаты, плеяда бандитов, роспись учителя в дневнике, предоставить тетрадь на проверку, различать небо от земли, логическая лекция, нетерпимая жара, благодаря наводнения, играть главную скрипку, довлеть над миром, взойти в комнату.
ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ
Отметьте неверные высказывание. 1. Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление. 2. Орфоэпическая норма регламентирует ударение. 3. Орфоэпическая норма регламентирует употребление падежных форм. 4. Орфоэпическая норма регламентирует произношение. 5. В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений. 6. Ударение в русском языке разноместно и подвижно. 7. Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличения. 8. В семантических вариантах ударение выполняет смыслоразличительную функцию. 9. После гласных на месте букв э, е в иноязычных словах произносится звук [э] (без предшествующего [й]). 10. Для уточнения норм произношения следует обращаться к этимологическому словарю.
Расставьте ударения в словах. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем. 1. Анапест. 2. Асимметрия. 3. Безудержный. 4. Девичий. 5. Иконопись. 6. Каталог. 7. Нефтепровод. 8. Прадедовский. 9. Ракурс. 10. Созыв. 11. Статуя. 12. Суставной. 13. Счастливый. 14. Тигровый. 15. Туфля. 16. Украинский. 17. Упрочение. 18. Щавель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.006 с.) |