Найдите устаревшие слова. Определите их значение.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите устаревшие слова. Определите их значение.




1. Бренный.

2. Брифинг.

3. Гобелен.

4. Дантист.

5. Зеница.

6. Маринист.

7. Десница.

8. Шуйца.

9. Тать.

10. Утопия.


 

Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки.


1. Очи. А. Щеки.

2. Чело. Б. Глаза.

3. Ланиты. В. Говорит.

4. Уста. Г. Губы.

5. Перст. Д. Лоб.

6. Брань. Е. Можно.

7. Глаголет. Ж. Видный.

8. Льзя. 3. Парикмахер.

9. Зрачный. И. Палец.

10. Брадобрей. К. Битва.


 

33. Найдите иноязычные слова, употребленные неуместно. Объясните их лексическое значение (используйте словарь иностранных слов). Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. Юноша во всем имитировал старшему брату.

2. На фабриках и заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства.

3. В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.

4. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.

5. В прошлом году имели место серьезные дефекты в ремонте школы.

6. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.

7. Учитель информировал о предстоящей контрольной по физике.

8. Среди собравшихся превалировали ученики старших классов.

9. Родители оппонировали против моей поездки за город.

10. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе.

11. Эволюция в природе неизбежна.

12. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект.

13. Новый сезон открывает большие возможности для эволюции отдельных видов спорта.

14. Закон должен надежно защищать права тинэйджеров в России.

15. В газете напечатано эксклюзивное интервью «заезжей знаменитости».

 

Найдите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.

1. Егерь схоронился в кустах.

2. Дети долго блудили по лесу, затем вышли на полянку.

3. Магазин получил новую партию самописок.

4. Мать хотела набить ребенка.

5. У мальчика голое коленко сверкает.

6. Ребята не заметили, как стемнялось.

7. Сенокос плохой, потому что лето было сухменное.

8. Посередке поляны стоял стог сена.

9. Все они разом шлепнулись в воду.

10. Погоди трошки, не спеши.

11. Заместо дневников я веду рейтинговые книжки.

12. Есть еще куча интересных авторов, которых не изучают в школе.

13. Таким образом можно охаять любое полезное дело.

14. Задержанный до того набрался, что оказал сопротивление органам милиции.

15. Руководители ищут «дядю», чтобы спихнуть на него ответственность.

16. Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая система.

17. Мама всегда орет из окна, когда пора идти домой.

18. У нас этих яблок до беса.

19. Промеж друзей должно быть взаимопонимание.

20. Нам вдогон неслись бранные слова.

 

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведенных фразеологизмов. Объясните значение фразеологизмов.


1. На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

2. (Черепашьим, гусиным) шагом.

3. Гладить по (голове, волосам, шерсти).

4. Вставлять (сучья, бревна, палки) в колеса.

5. Заварить (суп, кашу, чай).

6. Как (мышь, птица, белка) в колесе.

7. Канцелярская (мышь, крыса).

8. Ловить (рака, медузу, рыбу) в мутной воде.

9. Намотать на (палец, ус, голову).

10. Пустить (овцу, козу, козла) в огород.


 

Отметьте те словосочетания, которые являются фразеологизмами, и объясните их значение.


1. Медвежья берлога.

2. Медвежья услуга.

3. Золотые руки.

4. Золотые часы.

5. Волчий хвост.

6. Волчий аппетит.

7. Важная деталь.

8. Важная птица.

9. Горькая правда.

10. Горькая микстура.

11. Завязать узел.

12. Завязать переписку.

13. Выйти из себя.

14. Выйти из комнаты.

15. Падать в яму.

16. Падать в обморок.

17. Сбивать с дерева.

18. Сбивать с толку.

19. Установить рекорд.

20. Установить антенну.


 

Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу устойчивое выражение.


1. На него положиться нельзя, он очень часто меняет свое мнение.

2. Подруги подолгу говорят по телефону.

3. Ему угрожала неприятность с двух сторон.

4. Она не обращает внимания ни на что.

5. Он умеет всегда примениться к обстоятельствам.

6. Обычно он много болтает.

7. Он все умеет делать.

8. Он — главный мой помощник.

9. Братья очень похожи друг на друга.

10. Они неразлучные друзья.



а. Правая рука.

б. Язык без костей.

в. Водой не разольешь.

г. Как две капли воды.

д. Мастер на все руки.

е. Между молотом и наковальней.

ж. Семь пятниц на неделе.

з. В ус не дуть.

и. Держать нос по ветру.

к. Висеть на телефоне.


 

Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.


1. Современный Дон Кихот.

2. Дон Жуан.

3. Троянский конь.

4. Вернуться к своим пенатам.

5. Настоящий Квазимодо.

6. Петь дифирамбы.

7. Гордиев узел.

8. Робинзонада.

9. Грубый топтыгин.

10. Фигура, как у Аполлона.

11. Вылитый Плюшкин.

12. Курить фимиам.

13. Перейти Рубикон.

14. Пиррова победа.

15. Гомерический смех.

16. Дамоклов меч.

17. Этакий Голиаф.

18. Тришкин кафтан.

19. Прокрустово ложе.

20. Синий чулок.

21. Семь пятниц на неделе.

22. Как снег на голову.

23. Держать камень за пазухой.

24. Держать язык за зубами.

25. Терять голову.

26. Родиться в рубашке.

27. Биться как рыба об лед.

28. Семи пядей во лбу.

29. Ждать у моря погоды.

30. Первая скрипка.


а. Сложное, запутанное дело.

б. Ловелас, распутник, волокита.

в. Невежа, враг всего нового.

г. Необычные приключения, путешествия в одиночку.

д. Добрый, бескорыстный человек.

е. Уродливый, безобразный.

ж. Восхвалять, прославлять.

з. Вернуться в родной дом.

и. Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает.

к. Красивая мужская фигура.

л. Восхвалять.

м. Совершить решительный поступок.

н. Женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами.

о. Нависшая, угрожающая опасность.

п. Мерка, под которую насильственно подгоняют что-то.

р. Бесполезная попытка поправить дела.

с. Скряга, жадина.

т. Крупный, рослый, богатырского сложения великан.

у. Неудержимый, громкий смех.

ф. Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа.

х. Таить зло.

ц. Главный в каком-то деле.

ч. Непостоянный, непоследовательный человек.

ш. Неожиданно.

щ. Бесполезно добиваться чего-то.

ы. Умница, эрудит.

э. Совершать необдуманные поступки.

ю. Бесцельно тратить время, ожидая чего-то напрасно.

я. Быть везучим, счастливым.

аа. Помалкивать, хранить тайну.


 

39. Распределите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов по группам:

а) грамматическое видоизменение фразеологизма;

б) лексическое видоизменение фразеологизма;

в) изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

1. Чего там есть? Супа-то кот поплакал.

2. Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде.

3. Нечего биться головой об лед.

4. Тесть попался на дешевую удочку рекламы.

5. Положив руку на сердце, хочу сказать.

 

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

Отметьте неверные высказывания.

1. Морфологическая норма регламентирует словоупотребление.

2. Морфологическая норма регламентирует использование форм слова.

3. Морфологическая норма регламентирует произношение.

4. Нагромождение местоимений создает неясность текста.

5. Нагромождение местоимений способствует точному восприятию информации.

6. Полная форма имени прилагательного указывает на постоянный признак, краткая — на временный.

7. Краткие формы прилагательных имеют преимущественно книжную стилистическую форму.

8. Окончание -у (-ю) у существительных мужского рода в родительном падеже закрепилось за разговорным стилем.

9. В официально-деловой и книжной речи для обозначения профессий употребляются слова мужского рода.

10.Формам деепричастий на -вши присущ просторечный характер, формы на -в — общеупотребительны.

 

Исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода существительных.


1. Красивая бра.

2. Новая тюль.

3. Серьезное жюри.

4. Зеленое такси.

5. Белая рояль.

6. Лечебная шампунь.

7. Болезненный мозоль.

8. Серая мышь.

9. Вкусное какао.

10. Старое пианино.


 

Определите род существительных.


1. Бездарь.

2. Врач.

3. Городище.

4. Депо.

5. Занавес.

6. Медаль.

7. Невежа.

8. Псалтырь.

9. Ректор.

10. Секретарь.

11. Вышибала.

12. Воротила.

13. Бюро.

14. Директор.

15. Забияка.

16. Занавес.

17. Какаду.

18. Кашпо.

19. Мозоль.

20. Солист.

21. Пари.

22. Бра.

23. Запевала.

24. Зимовье.

25. Медаль.

26. Меню.

27. Рояль.

28. Пианино.

29. Фойе.

30. Шампунь.

31. Вокалист.

32. Выскочка.

33. Гроздь.

34. Дизайнер.

35. Запевала.

36. Недотрога.

37. Недоучка.

38. Тамада.

39. Учитель.

40. Ябеда.


 

43. Отметьте существительные а) мужского рода, б) среднего рода.

1. Городище — увеличительное к «город».

2. Городище — древнее укрепленное поселение.

3. Пожарище — пепелище.

4. Пожарище — увеличительное к «пожар».

5. Топорище — увеличительное к «топор».

6. Топорище — рукоятка топора.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.015 с.)