АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

 

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.

Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубча­тый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.

 

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

2. Сигнификативное ударение — разделяющее грамматиче­ские и семантические формы омографов. Пользуясь словарем, для каждого случая постановки ударения запишите семантическое толкование слова. В приводимых словах объясните грамматическую и семанти­ческую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркивается постановкой ударения?

Замки, колледж, проясниться, планировать, атлас, видение, свойство, броня, призывного, подвижного, отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, напоенный, образа, община, наголо, лоскут, кредит, кругом, лавровый, корпуса, клубы, ирис, забронировать, артикул.

 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

3. Произнесите приводимые слова. Что обусловливает трудно­сти в их устной интерпретации? Обратите внимание на твердость-мягкость согласных перед (э) и другими гласными звуками.

Агрессия, конкретный, декан, кафетерий, диета, интервью, музей, демаскировать, интервент, идентичный, гейзер, ва­терлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, критерий, ком­петентный, контекст, кредо, крем, депо, деградация, бутерброд, бижутерия.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

4. В приведенных ниже парах слов затруднения в семантической дифференциации возникают вследствие явления паронимии — различия значений при внешней схожести (не тождественности) лексических единиц. Записав слова, укажите их лексические или грамматические значения, влияющие на семантические признаки.

Личный — личной, гололед — гололедица, давить — довлеть, адресат — адресант, ложа — ложе, основать — обосновать, форум — кворум, одеть — надеть, район — регион, нарочно — нарочито, сытый — сытный, дипломник — дипломант, ванна — ванная, войти — взойти, лирический — лиричный, эмигрант — иммигрант, различать — отличать, факт — фактор, индийка — индейка, главный — заглавный, обеих — обоих, проблема — дилемма, встать — стать, сойти — выйти, командированный — командировочный, невежа — невежда, вдох — вздох, латышский — латвийский, предста­вить — предоставить, на поверку — на проверку.

5. В приводимых парах слов одно соответствует норме, другое в силу каких-либо причин вненормативно или ограничено в употреблении. Запишите слова. Пользуясь словарями, определите лексиче­ски ограниченные элементы и укажите причину этого огра­ничения.

Профессора — профессоры, учителя — учители, мичманы — мичмана, есть — кушать, крайний (в очереди) — последний, подойти (в кабинет) прийти, мышление — мышление, шо­феры — шофера, муз(е)й — муз(э)й, электропоезд — электричка, звонит — звонит, водомет — фонтан, гола — гола (сущ.), брала— брала, заговор — заговор, каталог — ката­лог, револьвер — револьвер, желчный — жёлчный, белёсый — белесый, делов — дел, помидоров — помидор, зал — зала, туфля — туфель, хлеще — хлестче, бархатистый — барха­тистый, желатин — желатина, журавль — журавель, их — ихний.

 

СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

6. Все приводимые фразы не соответствуют норме, но есть некий общий признак, лежащий в основе семантического искажения. Назовите его и измените фразы так, чтобы они соответствовали норме.

Сняться в анфас, моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.

 

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

7. Запомните произнесение и написание следующих слов (объясните их значение): инцидент, интендант, прецедент, яства, летосчисление, время­исчисление, светопреставление, беспрецедентный, бивак, времяпрепровождение, бранчливый, будущий, следующий, бо­лее или менее, дерматин.

 

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

8. Составьте словосочетания, используя один из вариантов, данных в скобках. Варианты, выбранные вами, объясните. Почему другие соче­тания ненормативны?


благодаря (миру, войне, гибели);

согласно (распоряжению, распоряжения);

дверь в (ванну, ванную);

большинство (написало диктант, написали диктант);

(широкие, широкое) галифе;

две (долгие, долгих) недели;

оплатить (за проезд, проезд);

одеть (девочку, платье);

(ужасно, необыкновенно) хороший вечер;

быть учителем по (профессии, специальности);

прийти (около, в районе, примерно) в ... час(а);

заведующий (магазина, магазином);

игнорировать (факт, фактом);

поднять (бокал, тост);

вернисаж (трехнедельный, торжественный);

(автор, исполнитель) прыжка;

(построить, возвести) детский городок;

(дипломник, дипломант) конкурса;

сделать глубокий (вздох, вдох);

боковая (ложа, лоджия) в зале театра;

играть (значение, роль) в этом деле;

одолжить (ему, у него);

(вторая, настоящая) ахиллесова пята;

(лирический, лиричный) пейзаж акварелью;

быть в математике (невежей, невеждой);

(познакомить, ознакомить) с другом;

озеро и пруд (отличать, различать);

молодежный (кворум, форум).


 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

9. В данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Громадн.. цунами, зелен., авеню, больш.. кафе-бар, стремительного дизел.. — электрохода, компактн.. диван-кровать, свеж., салями, влажн.. сирокко, спел., кольраби, черн.. кофе, разведенн.. какао, погоны генерал..-лей­тенанта, дом премьер..-министра, ярк.. колибри, стар., танго, стремительн.. такси, очередн.. выстав­ка-просмотр, вновь построенн.. театр-студия, думать о нов.. библиотек..-музее, бел., тюль, розоват., шампунь.

10. Написанные цифрами имена числительные замените пропис­ным вариантом; там, где это невозможно, измените фразу. Быстро прочитайте вслух получившиеся конструкции. Задача предложена 22 ученикам.

Мы плыли по морю 1,5 суток.

Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил.

Поезд шел с 368 пассажирами в 10 вагонах. Длина реки равна 4749 километр.. .(пропущенное вставить).

Это произошло в 1242 году.

Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей.

В сумке было около 1,5 килограмм., яблок... (пропущенное восстановить ).

Празднование 850-летия Москвы.

11. Перечисленные глаголы поставьте, если это возможно, форме 1 лица ед. числа наст. вр. и в форму деепричастия несов. вида. Сделайте вывод, в каких случаях этого сделать невозможно.

Будить, ходить, лудить, убедить, тузить, дерзить, двигать­ся, двигать, брызгать, мяукать, махать, писать, видеть, жевать, спать, чудить, победить, ржаветь, очутиться, течь, сквозить, кружить, следить, пахать, капать, сви­стеть, вертеть, грузить, варить, лепить.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

12. В предлагаемых словесных структурах имеются речевые ошибки. Определив их характер, реконструируйте норматив­ное звучание фраз.

Памятный мемориал, автор праздничного пирога, ванная из чугуна, приехать в районе пяти часов, вызов редактора, памятник Кутузова, сколько много, вопреки ожидания, заве­дующий детского сада, отдыхать послеобеденным сном, меньшая половина буханки, завоевать победу, оплатить за билет, одеть весеннюю куртку, основать вескими аргументами, второе боевое крещение, вернуться в свои пенаты, плеяда бандитов, роспись учителя в дневнике, предоставить тетрадь на проверку, различать небо от земли, логическая лекция, нетерпимая жара, благодаря наводнения, играть главную скрипку, довлеть над миром, взойти в комнату.

 

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

 

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

Соедините пары антонимов.


1. Полезный. А. Скрытный.

2. Талантливый. Б. Лживый.

3. Искренний. В. Рассеянный.

4. Правдивый. Г. Вредный.

5. Откровенный. Д. Бездарный.

6. Внимательный. Е. Лицемерный.

7. Щедрый. Ж. Прославленный.

8. Враждебный. 3. Бережливый.

9. Расточительный. И. Скупой.

10 Безвестный. К. Дружелюбный.


 

Ошибки исправьте.

1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.

3. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.

4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный для людей его поколения.

6. Его взор внушал страх и боязнь.

7. Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.

8. Художественно оформленный интерьер библиотеки как и внимательность ее работников понравились всем.

9. Требуется лечение за границей. Дорога каждая минута времени.

10. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

 

28. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:

а) многословие;

б) неполнота высказывания.

Ошибки исправьте.

1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.

2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.

3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.

4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.

5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.

6. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить.

7. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.

8. Сердце заледенело... Губы ссохлись. Он облизнул их языком.

9. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.

10. К нам подошел молодой мальчик.

11. И худо-бедно, но дело пошло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других.

12. Большая часть поступивших овощей погублена зря.

13. Так, мальчик на задней парте! Ведите тихо!

14. Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов.

15. Сейчас будем веселую комедию смотреть.

 

29. Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.

1. А для кого-то унылье — это вся жизнь.

2. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.

3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.

4. Прививайтесь от экзотических болезней.

5. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.

 

30. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. Объясните разницу между данными словами.

1. В этом выступлении рабочие впервые (узрели, увидели) свою силу.

2. (Нынче, сегодня) воскресенье. На работу не пойду!

3. А воз и (ныне, сейчас) там.

4. Ученик усиленно морщил (чело, лоб), решая задачу.

5. Сверхзвуковые (аэропланы, лайнеры) были представлены на международной выставке.

 

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

А. Нарушен порядок слов.

Д. Нарушено согласование.

1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

4. Школа — это где учатся дети.

5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

 

I . Орфоэпический.

II. Лексический.

III. Морфологический.

IV. Синтаксический.

А. Равноправные.

Б. Семантические.

В. Стилистические.

А. Плеоназм.

Г. Орфоэпическая ошибка.

Д. Смешение паронимов.

1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.

2. Его первый дебют был удачным.

3. Еще учась в школе, он уже вращался со студентами.

4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.

5. Наши мастера установят жалюзи любых размеров.

 

Д. Смешение паронимов.

1. Путники сдвинули лежачий на дороге камень.

2. Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.

3. Становьте сюда свой чемодан.

4. Артисты выступали в потрясных костюмах.

5. К праздничному столу я купил пять килограмм банан.

 

В. Смешение паронимов.

Г. Плеоназм.

А. Смешение паронимов.

В. Ошибка в согласовании.

Д. Орфоэпическая ошибка.

1. Из этих шестиста наемников две трети - граждане Пакистана.

2. В отдельных местностях выпадают чрезмерные осадки.

3. Церковь всегда занимает примиряющую роль.

4. Моя точка такая: пусть выходят новые книги.

5. Герои пьесы «На дне» не способны к борьбе.

 

В. Ошибка в управлении.

Г. Многословие.

Д. Ошибка в образовании формы сравнительной степени прилагательного.

1. Его язык остолбенел от страха.

2. Греки были более образованнее, чем римляне.

3. Детей пригласили поиграть в игру.

4. Я однажды нашел большого боровика.

5. Многие относятся предвзяточно к безработным.

 

А. Орфоэпическая ошибка.

А. Многословие.

В. Ошибка в управлении.

Г. Словообразовательная ошибка.

А. Орфоэпический словарь.

В. Словарь паронимов.

Г. Словарь управления.

Д. Словарь синонимов.

Е. Этимологический словарь.

З. Толковый словарь.


1. Надеть или одеть.

2. Баловать или баловать.

3. Естественный или натуральный.

4. Спустив рукава или спустя рукава.

5. Благодаря успеху или успеха.

6. Ирис или ирис.

7. Фальшивый или искусственный.

8. Согласно распоряжению или распоряжения.

9. Поделки или подделки.

10. Ш[о]пен или Ш[а]пен.

11. Пустой — пустынный.

12. Компания — кампания.

13. Кредит — кредит.

14. Прикус — прикус.

15. Красный — киноварный — шарлаховый.

16. Ахиллесова пята.

17. Девичий — девичий.

18. Эффективность— эффектность.


 

98. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы:

1. ... продолжить ряд: красный, алый, рубиновый;

2. ... узнать варианты произношения слова;

3. ... узнать значения слов: релятивный, пролонгировать;

4. ... к слову вакуум подобрать слово с противоположным значением;

5. ... выяснить происхождение слова.

6. ... узнать значение выражения колосс на глиняных ногах;

7. ... проверить правописание слов преамбула, приоритет;

8. ... уточнить значение слов: дантист, вещий;

9. ... узнать значения одинаково звучащих слов бор, бор: панама, Панама;

10. ... восстановить ряд однокоренных слов: цветастый, цветистый.


А. Орфоэпический словарь.

Б. Словарь иностранных слов.

В. Фразеологический словарь.

Г. Толковый словарь СИ. Ожегова.

Д. Орфографический словарь.

Е. Этимологический словарь.

Ж. Словарь паронимов.

3. Словарь синонимов.

И. Словарь антонимов.

К. Словарь омонимов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

 

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.

Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубча­тый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.166.56 (0.026 с.)