Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орфоэпические и лексические нормы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Объясните, чем отличаются слова с разными ударениями. К о мпас – комп а с, а тлас – атл а с, у гольный – уг о льный, и скра – искр а, бр о ня – брон я, к е та – кет а, кл у бы – клуб ы, алког о ль – а лкоголь, шпр и цы – шприц ы, языков о й – язык о вый, к и рка – кирк а. Задание 2. Расставьте ударения в соответствии с нормами русского литературного языка. Августовский, дефис, каучук, обеспечение, намерение, средства, усугубить, облегчить, исчерпать, углубить, углубленный, красивее, красивейший, плесневеть, откупорить, включить, включишь, все включено, по средам (день недели), договор, каталог, созыв, позвонишь, без двадцати, баловать, балованный, важна, важно, понял, поняла, поняло, начала, начал, клал, клала, клали, украл, украла, послал, послала, послали, духовник, ритор, ходатайствовать, мастерской, мастерски, генезис, феномен, аналог, донельзя, вы правы, свекла, хвоя, нефтепровод, опт, оптом, оптовый, украинский, торты, тортов, маркетинг, вероисповедание, сливовый, квартал, заговор, жалюзи, сосредоточение. Задание 3. Следующие слова разделите на 2 группы (твердое произношение согласного и мягкое произношение согласного перед е) согласно нормам русского литературного языка. Бутерброд, шинель, свитер, пресса, темп, термин, тезис, компьютер, юриспруденция, Одесса, сервис, патент, бизнес, лазер, тест, академия, крем, музей, антенна, анестезия, шедевр, текст, гипотеза, рельс, рейс, декан, деканат, кредо, бандероль, бассейн, террор, форель. Задание 4. Разделите слова на 2 группы: слова, в которых под ударением произносится [о], и слова, в которых под ударением произносится [е]. Истекший, опека, новорожденный, афера, платежеспособный, недоуменный, иноплеменный, безнадежный, прирученный, бытие, житие, никчемный, преемник, блеклый, белесый, маневры, осетр, клест, одноименный, оседлый, гренадер, желчь. Задание 5. Разделите слова на 2 группы (произношение [чн] и [шн]). Закадычный, поточный, съемочный, булочная, копеечный, молочный, порядочный, Савична, горчичный, конечно, прачечная, пустячный, скворечник, яичница, нарочно. Задание 6. Исправьте предложения, устранив ошибки. Какие нормы русского литературного языка нарушены? 1. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 2. Началась избирательная фиеста. 3. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 4. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. 5. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин. 6. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 7. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 8. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 9. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 10. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 11. Литература играет очень большую эстетическую функцию. 12. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор. 13. Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси. 14. Исследования почвы облегчают установление недостаточности питательных веществ. 15. Наташа одела спецовку электросварщика. 16. Море приняло грязно-желтую окраску, волны пенились и неистово били о берег, вздымая водную пыль. 17. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории.
Задания 3-6 необходимо выполнить письменно в рабочей тетради по данной дисциплине. В качестве контроля степени изученности данной темы на занятии избирается компьютерное тестирование «Языковые нормы современного русского языка», ряд заданий которого посвящено орфоэпическим и лексическим нормам. Выполнение заданий по теме «Орфоэпические и лексические нормы» является обязательным условием допуска к зачету. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМАМ 3.2. и 3.3.*: 1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.-2-е изд.,испр. и доп.- М.: Академия, 2006.-320с.:ил.- (Среднее профессиональное образование: Общеобразовательные дисциплины) 2. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы /Е.Д. Бердникова, А.Г.Петрякова.-М.:Флинта,2000. -80с. 3. Былкова С.В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов /С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая.-М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005.-304с. -(Учебный курс) 4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие для вузов /Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов-н/Д:Феникс,2003.-384с.- (Учебники, учеб. пособия).-(Высшее образование) 5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.-4-е изд.-Ростов-н/Д:Феникс,2002.-544с. 6. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева.-18-е изд.- Ростов- н/ Д: Феникс, 2006.-544с.- (Высшее образование) 7. Введенская Л.А. Культура речи:[учебник ] /Л.А. Введенская.-Ростов-н/Д:Феникс, 2000.-448с.-(Учебники, учебные пособия) 8. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособие для ун-тов/Б.Н.Головин.-М.: Высш.шк.,1980.-335с. 9. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре рус.речи.-3-е изд., испр.-М.:Высш.шк.,1988.-159с. 10. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/И.Б.Голуб.-М.: Логос,2007.-432с.-(Новая студенческая библиотека) 11. Гольдин В.Е. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /В.Е.Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова; Под ред.О.Б. Сиротининой; Саратов.ГУ им.Н.Г.Чернышевского.-3-е изд.,стер.-М.:УРСС,2003.-216с. 12. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов/В.И. Максимов, В. А.Лукашев, Я.В.Лукина и др.; Под ред.В.И.Максимова.-М.:Гардарики,2004.-542с. 13. Грамотный человек: Учеб. пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова – Тул. гос.ун-т. – Тула, любое изд.. – 115 с. 14. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова.- 3- е изд., доп. и перераб.- Ростов- н/ Д:Феникс,2004.-320с.-(Высшее образование) 15. Дегтярева Т. А. Культура письменной речи.Стилистика слова /Акад. общ. наук при ЦК КПСС. Каф.иностр.яз.-М.:Мысль,1968.- 108с. 16. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова.-М.: Проспект, 2006.-440с.:ил. 17. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Н.А. Ипполитова, О. Ю.Князева, М.Р. Савова.-М.: Проспект, 2007.-440с. 18. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно/П.А.Клубков; Ред. Н.Р.Либерман.- СПб.:Норинт,2000.-192с.:ил. 19. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С. И.Виноградов, Л.К. Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН.Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова.-М.:НОРМА(Издат.гр.НОРМА-ИНФРА-М), 2002.-560с. 20. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И.Виноградов,О.В.Платонова,Л.К. Граудина и др.;Отв.ред.Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз.им.В.В.Виноградова.-М.:НОРМА:ИНФРА-М,2001.-560с. 21. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования.- М.:Флинта:Наука, 1997.-314с. 22. Культура устной и письменной речи делового человека:Справочник-практикум для самообразования/ Н. С. Водина, А.Ю. Иванова, В. С. Клюев и др.-2-е изд.-М.: Флинта;Наука,1998.-315с.:ил. 23. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования /Н.С. Водина, А.Ю., Иванова, В.С. Клюев и др.-4-е изд.-М.: Флинта: Наука,2000.-315с.:ил. 24. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования /Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С.Клюев и др.-7-е изд.,испр.-М.:Флинта:Наука,2001.-315с. 25. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования/ Н. С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С.Клюев и др.-9-е изд.,испр.-М.:Флинта:Наука,2002.-315с. 26. Лемов А. В. Русский язык и культура речи: Подготовка к тестированию: Учеб. пособие/А.В.Лемов.-М.:Высш.шк.,2004.-264 с. 27. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся /Т.В. Матвеева. - 3- е изд., испр. и доп.-М.: Флинта: Наука, 2004.-200c. 28. Мурашов А. А. Культура речи: учебно-методическое пособие /А. А. Мурашов; Рос. акад. образования; Моск. социально-психологический ин-т.-2-е изд., стер.-М.МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004.-576с.-(Библиотека студента) 29. Мурашов А.А. Культура речи: практикум: учебно-методическое пособие/А.А.Мурашов, В.Ф. Русецкий; Рос.акад. образования; Моск. психолого-социальный ин-т.- М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004.-272с.:ил.-(Библиотека студента) 30. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2001. 31. РАН. Ин-т русского языка им.В.В. Виноградова. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И.Виноградов, Л.К.Граудина, В.П.Даниленко и др.; Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова.-М.:НОРМА,2003.-560с. 32. РАН. Ин- т русского языка им.В.В. Виноградова. Культура русской речи: Учебник для вузов/С.И.Виноградов [и др.]; Под ред.: Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова.-М.: НОРМА, 2005.-560с. 33. РАН. Ин- т русского языка им. В.В. Виноградова. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И.Виноградов, Л.К.Граудина, В.П.Даниленко и др.; Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева; РАН.Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова.-М.:НОРМА,2004.-560с. 34. Рудь Л.Г. Культура речи: учебник для вузов /Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок; под ред. В.Д. Стариченка.-Минск: Вышэйш.шк.,2005.-271с. 35. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу: учеб. пособие для вузов/В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И.Максимова.- 2-е изд.,стер.-М.:Гардарики,2005.-304с. 36. Русский язык и культура речи: Практикум: учебное пособие для вузов/ В. И. Максимов [и др.]; под ред. В.И.Максимова.- М.:Гардарики,2000.-312с.:ил. 37. Русский язык и культура речи: Учебник/ В.И.Максимов, Н.В.Казаринова, Н.Р.Баранова, А.Ф. Иванов; Под ред. В.И. Максимова.-М.: Гардарики,2000.-412с.:ил. 38. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.-М.: Высш.шк.,2004.-509с. 39. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.-М.: Высш.шк.,2003.-509с. 40. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования /В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова.-М.: Гардарики,2005.-256с.-(Fundamenta) 41. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой.- М.: Высш. образование,2006.-356с.-(Основы наук) 42. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова.-2-е изд., стер.-М.: Гардарики, 2007.-408с.-(Disciplinae) 43. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Баранова, А. Ф. Иванов; Под ред. В.И. Максимова.-М.:Гардарики,2002.-412с.:ил. 44. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /В.И.Максимов, Н.В.Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. В.И. Максимова. -2-е изд.,стер.-М.:Гардарики,2004.-413с. 45. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /О.Я.Гойхман [и др.];Под ред.О. Я. Гойхмана.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2006.-240с.-(Высшее образование) 46. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/М.В.Невежина [и др.].- М.:ЮНИТИ,2005.-351с. 47. Савко И. Э. Весь школьный курс русского языка: Учеб. пособие для учащихся ст.кл.и абитуриентов.-3-е изд., испр. и доп.- Минск: Современный литератор,2000.-768с. 48. Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Трудные случаи: ударения, произношения, формообразования: словарь-справочник/ Л. Н.Сёмушкина.-2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2007.-352c. 49. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник.-М.:Знание,1995.-256с. 50. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по- русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению.-М.: Знание,1983.-224с.-(Народный университет. Фак. лит. и искусства.) 51. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи /РА образования; Ин-т образования взрослых.- СПб.:РиД:Тускарора,1997.-256с.:ил. 52. Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи: около 85000 слов; более 400 коммент., объясняющих произношение, написание, сочетаемость/ Н.В.Соловьев; Ин-т лингвистических исследований РАН.- М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004.-848с.- (Словари Академии Российской) 53. Тульский государственный университет. Каф. русского языка (Тула). Нормы русского литературного языка: учеб.пособие по культуре речи /Л.А.Константинова [и др.]; ТулГУ.-2-е изд., испр.-Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.-170с. 54. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов /Н.Ю. Штрекер.-М.:Юнити-Дана,2003.-383с.-(Gogito ergo sum)
Грамматические нормы Трудоемкость самостоятельного изучения темы 3.4. « Грамматические нормы (морфологические, синтаксические нормы)» составляет 2 часа. Номер темы проставлен согласно рабочей программе по данной дисциплине. Тема 3.4. Грамматические нормы (морфологические, синтаксические нормы). Грамматические нормы– правила образования словоформ и их употребления в словосочетании и предложении. Морфологические нормы – правила образования и употребления форм слов. Форма слова – конкретное употребление слова, его грамматическое видоизменение в речи.Синтаксические нормы – правила построения основных синтаксических единиц: словосочетания, предложения. Вопросы для самоконтроля по теме 3.4: 1. Что такое грамматические нормы? 2. Что представляют собой морфологические нормы? 3. Каковы правила определения рода имен существительных? 4. Какие варианты образования форм имен существительных им.п мн.ч. и род.п. мн.ч. являются литературными? 5. Как правильно образовать сравнительную степень имени прилагательного? 6. Как правильно употреблять числительные в речи? 7. Что такое «нормы управления»? 8. Как правильно построить предложение с деепричастным оборотом? 9. Как правильно сочетать, координировать подлежащее со сказуемым? 10. С чем связаны грамматические ошибки? Каковы пути их устранения? После изучения теоретического материала по данной теме целесообразно приступить к выполнению письменного домашнего задания. Задания к практическому занятию № 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.114 (0.011 с.) |