Слова и словосочетания: ладно, все путем, спокойной ночи, как сажа бела, на кудыкину гору. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слова и словосочетания: ладно, все путем, спокойной ночи, как сажа бела, на кудыкину гору.



а) являются показателем воспитанности / невоспитанности говорящего;

б) не выполняют никакой смысловой функции;

в) являются выражением непосредственной реакции на слова собеседника, организуют межличностные отношения коммуникантов.

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

На собеседование выносятся два вопроса (по 10 баллов за вопрос). Ответ должен быть полным и исчерпывающим.

1. Понятие коммуникации. Виды коммуникации. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

2. Основные функции русского языка.

3. Место русского языка в системе мировых языков.

4. Понятие «современный русский литературный язык». Хронологическая граница. О современном состоянии русского языка.

5. Литературный язык. Его функциональные стили.

6. Нелитературные варианты русского языка.

7. Понятие о культуре речи. Языковая норма, ее виды. Вариантные нормы.

8. Орфоэпические нормы (нормы ударения и произношения).

9. Лексические нормы. Виды лексических ошибок.

10. Виды морфологических и синтаксических ошибок.

11. Основные понятия и категории стилистики. Понятие о функциональных стилях и их разновидностях.

12. Научный стиль речи. Сфера функционирования, языковые особенности научного стиля.

13. Научный стиль речи, ведущие стилевые черты. Конструктивные особенности научного стиля речи.

14. Подстили и жанры научного стиля речи.

15. Официально-деловой стиль речи, сфера функционирования, основные конструктивные и языковые особенности.

16. Подстили и жанры официально-делового стиля.

17. Канцеляризмы. Виды документов. Резюме.

18.

19. Публицистический стиль речи, сфера функционирования, основные конструктивные и языковые особенности.

20. Подстили и жанры публицистического стиля речи.

21. Ораторская речь. Виды красноречия. Этапы подготовки речи.

22. Основные особенности разговорного стиля речи, сфера употребления.

 

Литература для подготовки к собеседованию*:

 

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Учебн. пособие для вузов. - М: Русский язык, 1986.-181с.:ил.

2. Александров Д. Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов/Д.Н. Александров.-M.: ЮНИТИ-ДАНА,1999.-534с.:ил.

3. Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие для вузов /Д.Н. Александров.-3-е изд.-М.:Флинта: Наука,2004.-624с.

4. Александров Д.Н. Риторика или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов/Д.Н. Александров.-2-е изд., перераб. и доп.-M.:ЮНИТИ,2003.-351с.:ил.-(Gogito ergo sum)

5. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика: учебное пособие /Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон; Рос. акад. образования; Моск. психолого-социальный ин-т.-М.Воронеж, 2002.-432с.-(Библиотека студента)

6. Анненкова И.В. Риторика для журналистов: историко-культурный, теоретический и практический аспекты: учеб. пособие /И.В. Анненкова.- М.: МедиаМир, 2006.- 164с.- (Медиатекст.Язык и стиль)

7. Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект: учеб. пособие для вузов /В.И. Аннушкин.-М.:Высш.шк.,2003.- 397с.

8. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие /В. И. Аннушкин.-М.: Флинта: Наука,2007.-224с.

9. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2006.-320с.:ил.- (Среднее профессиональное образование: Общеобразовательные дисциплины)

10. Апресян Г.З. Ораторское искусство/Г.З. Апресян.-М.: Изд-во МГУ,1969.-160с.

11. Апресян Г.З. Ораторское искусство/Г.З.Апресян.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во МГУ,1978.-278с.

12. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие для вузов /О.А.Баева.-Минск: Новое знание,2000.-328с.:ил.

13. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие /О.А. Баева.- 5- е изд., стер.-М.: Новое знание, 2005.-368с.:ил.

14. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи.-М.:УРАО,2000.-160с.

15. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы /Е.Д. Бердникова, А.Г. Петрякова.-М.:Флинта,2000. -80с.

16. Бредемайер К. (Bredemeier K.) Искусство словесной атаки=Schlagfertig keit: практ. руководство: пер. с нем. /К. Бредемайер;.- 4- е изд., перераб.-М.: Альпина Бизнес Букс,2007.-178с.-(Мастерство работы со словом)

17. Будагов Р.А. Человек и его язык.-2-е изд., расшир.-М.:Изд.Моск.ун-та,1976.-429с.

18. Былкова С.В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов /С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая.-М.; Ростов н/Д:МарТ,2005.-304с. -(Учебный курс)

19. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах /Д.Х. Вагапова.- Ростов-н/Д:Феникс;М.:Цитадель-трейд,2007. -460с.

20. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-384с.-(Учебники, учеб. пособия).-(Высшее обра зование)

21. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.-4-е изд.-Ростов-н/Д: Феникс, 2002.-544с.

22. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.-18-е изд.- Ростов- н/ Д: Феникс, 2006.-544с.- (Высшее образование)

23. Введенская Л.А. Культура речи:[учебник ] /Л.А.Введенская.-Ростов-н/Д:Феникс, 2000.-448с.-(Учебники, учебные пособия)

24. Введенская Л.А. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов/ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова.-2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-н/Д:МарТ,2001.-512с.

25. Введенская Л.А. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова.- 3- е изд.-М.; Ростов-н/Д:МарТ, 2004.-512с.

26. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика: учеб. пособие для высш. и средн. учеб. заведений /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова.- Ростов- н/Д:Феникс,1995.-574с.

27. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика: учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова.-2-е изд.-Ростов-н/Д:Феникс,1998.-576с.

28. Введенская Л.А. Культура речи: учебник для сред. проф. образования/Л.А.Введенская.-5-е изд.-Ростов-н/Д:Феникс,2004.-448с.

29. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики /В.В. Виноградов.-М.: Высш. шк., 1981.-320с.

30. Волгин Б.Н., Полянская Е.Е. Деловой телефон /Предисл. В.Ф. Васильева.-М.:Радио и связь,1987.-207 с.:ил.

31. Вопросы культуры речи/АН СССР. Ин-т русского языка.-М.: АН СССР.-Вып.3.-1961.-245с.

32. Вопросы культуры речи /АН СССР. Ин-т языкознания; Под ред. С.И. Ожегова.-М.:АН СССР.-Вып.1.-1955.-240с.

33. Выготский Л.С. Мышление и речь.-5-е изд., испр.- M.: Лабиринт, 1999.-352с.

34. Гендер: язык, культура, коммуникация: Докл. Второй междунар.конф.,Москва,22-23 нояб.2001/Моск.гос.лингвистический ун-т; Лаб. ендерных исслед.; Редкол: И.И. Халеева и др.-М.,2002.-335с.

35. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов/ О. Я. Гойхман, Т.М. Надеина; Под ред. О.Я. Гойхмана.-М.:ИНФРА-М, 2001.-272с.-(Высшее образование)

36. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособие для ун-тов/Б.Н. Головин.-М.: Высш.шк.,1980.-335с.

37. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре рус.речи.-3-е изд., испр.-М.:Высш.шк.,1988.-159с.

38. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/И.Б. Голуб.-М.: Логос,2007.-432с.-(Новая студенческая библиотека)

39. Гольдин В.Е. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова; Под ред. О.Б. Сиротининой; Саратов.ГУ им. Н.Г. Чернышевского.-3-е изд.,стер.-М.:УРСС,2003.-216с.

40. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов /В.И. Максимов, В.А. Лукашев, Я.В. Лукина и др.; Под ред. В.И. Максимова.-М.:Гардарики,2004.-542с.

41. Гринько Е.Н. Риторика: (Культура речевой коммуникации): Учеб. пособие /Е.Н. Гринько; Дальневосточный гос.техн.ун-т.- Владивосток,1997.-100с.

42. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова.- 3- е изд., доп. и перераб.- Ростов-н/ Д:Феникс,2004.-320с.-(Высшее образование)

43. Дегтярева Т. А. Культура письменной речи. Стилистика слова /Акад.общ.наук при ЦК КПСС. Каф.иностр.яз.-М.:Мысль,1968.- 108с.

44. Десяева Н.Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для вузов /Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова.-М.:Академия,2003.-192с.-(Высш.образование)

45. Жельвис В.И. После брани: Сквернословие как социальная проблема.-М.:Ладомир, 1997.- 330с.: ил.- (Русская потаенная литература.)

46. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая.-М.:Дело,1998.-480с.:ил.

47. Зубра А.С. Ораторское искусство/А.С. Зубра.-М.:Дикта,2007.-288с.

48. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие/Н.Н. Ивакина.-М.:Юрист,2000.-383с.

49. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие /Н.Н. Ивакина.-М.:Юристъ,2002.-384с.-(Institutiones)

50. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие /Н.Н. Ивакина.-М.:Юристъ,2004.-384. -(Institutiones)

51. Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: Учеб. пособие.-М.:Бек,1997.-333с.:ил.

52. Иванова- Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие /Г.Н. Иванова-Лукьянова.-2-е изд.- М.:Флинта: Наука,2000.-200с.

53. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие /Г.Н. Иванова-Лукьянова.-М.:Флинта: Наука,1998.-200с.

54. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова.-М.: Проспект,2006.-440с.:ил.

55. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Н.А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М.Р. Савова.-М.: Проспект,2007.-440с.

56. Каверин Б. И. Ораторское искусство: Учеб. пособие для вузов /Б.И. Каверин, И.В. Демидов.- М.:Юнити,2004.-255с.-(Gogito ergo sum)

57. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для вузов /О.М. Казарцева.- 5-е изд.-М.:Флинта,2003.-496с.

58. Казарцева О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учеб. пособие.-М.:Флинта;Наука,1999.-496с.:ил. Хранение: КХ-1

59. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно /П.А.Клубков; Ред. Н.Р. Либерман.- СПб.:Норинт,2000.-192с.:ил.

60. Клюев Е.В. Риторика: учеб. пособие для вузов/ Е. В.Клюев.-М.:Приор-издат,2005.- 270с.

61. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения /В.В.Колесов.-Л.:Лениздат,1988.- 271с.-(Библиотека молодого рабочего)

62. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа.- 3- е изд., испр. и доп.-СПб.:"Златоуст",1999.-320с.-(Язык и время;Вып.1)

63. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль /В.Г.Костомаров.-М.:Изд-во ВПШ и АОН,1960. -71с.

64. Культура русской речи: Учебник для вузов /С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова.-М.:НОРМА (Издат.гр.НОРМА-ИНФРА-М), 2002.-560с.

65. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И. Виноградов, О.В.Платонова, Л.К. Граудина и др.; Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова.-М.:НОРМА:ИНФРА-М,2001.-560с.

66. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования.- М.:Флинта:Наука, 1997.-314с.

67. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования /Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В. С. Клюев и др.-2-е изд.-М.: Флинта; Наука,1998.-315с.:ил.

68. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования /Н.С. Водина, А.Ю., Иванова, В. С. Клюев и др.-4-е изд.-М.: Флинта:Наука,2000.-315с.:ил.

69. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования /Н.С. Водина, А.Ю. Иванова В.С. Клюев и др.-7-е изд., испр.-М.:Флинта:Наука,2001.-315с.

70. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования/ Н. С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др.-9-е изд., испр.-М.:Флинта:Наука,2002.-315с.

71. Кушнер М. (Kushher M.). Умение выступать на публике для "чайников"= Public Speaking for Dummies:пер. с англ./ М.Кушнер.-2-е изд.-М.[и др.]:Диалектика, 2007.-368с.:ил.-(Для "чайников")

72. Лемов А.В. Русский язык и культура речи: Подготовка к тестированию: Учеб. пособие /А.В. Лемов.-М.:Высш.шк.,2004.-264 с.

73. Лисоченко О.В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и в речи: учеб. пособие /О.В. Лисоченко; отв. ред. Л.В. Поповская (Лисоченко).-Ростов-н/Д:Феникс,2007.-318с.-(Высшее образование)

74. Логический анализ языка. Языки этики /Отв. ред.: Н.Д. Артюнова и др.-М.: Языки русской культуры,2000.-448с.:ил.

75. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для вузов/М.Р.Львов.-М.: Академия,2003.-272с.-(Высш.образование)

76. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для вузов /М.Р.Львов.-2-е изд., испр.- М.: Академия, 2004.-272с.-(Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности)

77. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособия для пед.вузов.-М.:Академия,2000.-248с.-(Высшее образование)

78. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособия для пед. вузов /М.Р. Львов.-М.: Академия,2002.-248с.-(Высшее образование)

79. Люстрова З.Н. О культуре русской речи /З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.-М.: Знание,1987.-176с.-(Народный университет. Факультет литературы и искусства)

80. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся /Т.В. Матвеева. - 3- е изд., испр. и доп.-М.:Флинта:Наука, 2004.-200c.

81. Мурашов А. А. Культура речи: учебно-методическое пособие /А. А. Мурашов; Рос. акад. образования; Моск.социально-психологический ин-т.-2-е изд., стер.-М. МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004.-576с.-(Библиотека студента)

82. Мурашов А.А. Культура речи: практикум: учебно-методическое пособие /А.А.Мурашов, В.Ф. Русецкий; Рос.акад. образования; Моск. психолого-социальный ин-т.- М.:МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004.-272с.:ил.-(Библиотека студента)

83. Мурина Л. А. Практикум по теории риторики: Учеб.-метод. пособие /Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, И.А. Таяновская.-Минск: БГУ, 2002.-98с.

84. Николаева Т.М. От звука к тексту.-М.: Языки русской культуры,2000.- 80с.:ил.- (Язык. Семиотика. Культура)

85. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления /Е.А.Ножин.-3-е изд., перераб.-М.: Политиздат,1989.-255с.

86. Об ораторском искусстве /авт.-сост. А.В. Толмачев.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат,1973.-367с.

87. Основы культуры речи: Хрестоматия: Учеб. пособие.-М.: Высш.шк., 1984.-312с.

88. Петров О.В. Риторика: учеб. пособие для юрид. вузов /О.В.Петров.-М.:Профобразование,2001.-424с.

89. Развивайте дар слова: Фак. курс "Теория и практика сочинений разных жанров(VII-VIII классы):Пособие для учащихся /Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, С.А.Никольская и др.; Сост.: Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова.- 2-е изд.,испр.-М.:Просвещение,1982.-175с.:ил.

90. РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. Культура русской речи: Учебник для вузов /С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова.-М.:НОРМА,2003.-560с.

91. РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. Культура русской речи: Учебник для вузов /С.И.Виноградов [и др.]; Под ред.: Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова.-М.: НОРМА, 2005.-560с.

92. РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. Культура русской речи: учебник для вузов /С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова.-М.:НОРМА,2004.-560с.

93. РАН. Ин-т языкознания. Семиотика, лингвистика, поэтика: к столетию со дня рождения А.А. Реформатского /отв. ред. В.А. Виноградов.-М.: Языки славянской культуры, 2004.-768с.:ил.-(Studia philologica)

94. РАН. Культура русской речи: энциклопедический словарь- справочник/Под общ. рук.: Л.Ю. Иванова и др.; РАН; Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова.-М.:Флинта; Наука,2003.-840с.

95. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб. пособие для учеб. заведений проф. образования/Л.В.Рахманин.-4-е изд.,испр.-М.:Высш.шк.:Инфра-М,1998.-192с.

96. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб. пособие/Л.В.Рахманин.-3-е изд.,испр.-М.:Высш.шк.,1988.-239с.

97. Риторика или Ораторское искусство: учеб. пособие для вузов/авт.-сост. И.Н. Кузнецов.- М.: Юнити, 2004.- 431с.:ил.- (Gogito ergo sum)

98. Риторика: Культура речи учителя/ Педагогическая риторика /:Сборник программ учебных курсов.- М.: Флинта:Наука, 1998.-159с.

99. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики /Ю.В. Рождественский; под ред. В.И. Аннушкина.-4-е изд., испр.-М.: Флинта: Наука,2005.-176с.

100. Рождественский Ю.В. Теория риторики.-М.:Добросвет,1997.-600с.:ил.

101. Рудь Л.Г. Культура речи: учебник для вузов /Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок; под ред. В.Д. Стариченка.- Минск: Вышэйш.шк.,2005.-271с.

102. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу: учеб. пособие для вузов/В.И. Максимов [и др.];под ред. В.И. Максимова.- 2-е изд.,стер.-М.:Гардарики,2005.-304с.

103. Русский язык и культура речи: Практикум: учебное пособие для вузов /В.И. Максимов [и др.];под ред. В.И. Максимова.- М.:Гардарики,2000.-312с.:ил.

104. Русский язык и русская культура:100 очерков и бесед на радио /под ред. Л.А. Глинкиной.-Челябинск,2003.-478с.

105. Русский язык и культура речи: Учебник /В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Баранова, А.Ф. Иванов; Под ред. В.И. Максимова.-М.: Гардарики,2000.-412с.:ил.

106. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.-М.: Высш.шк.,2004.-509с.

107. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.-М.: Высш.шк.,2003.-509с.

108. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования /В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова.-М.: Гардарики,2005.-256с.-(Fundamenta)

109. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой.- М.:Высш. образование,2006.-356с.-(Основы наук)

110. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова.-2-е изд., стер.-М.: Гардарики, 2007.-408с.-(Disciplinae)

111. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Баранова, А.Ф. Иванов; Под ред. В.И. Максимова.-М.:Гардарики,2002.-412с.:ил.

112. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. В.И. Максимова. -2-е изд.,стер.-М.:Гардарики,2004.-413с.

113. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /О.Я. Гойхман [и др.]; Под ред.О. Я. Гойхмана.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2006.-240с.-(Высшее образование)

114. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/М.В.Невежина [и др.].- М.:ЮНИТИ,2005.-351с.

115. Савко И. Э. Весь школьный курс русского языка: Учеб. пособие для учащихся ст.кл.и абитуриентов.-3-е изд., испр. и доп.- Минск: Современный литератор,2000.-768с.

116. Савкова З. В. Искусство оратора: Учебное пособие/Санкт-Петербургский ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права.-СПб. Знание, 2000.-190с.

117. Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Трудные случаи: ударения, произношения, формообразования: словарь-справочник /Л.Н. Сёмушкина.-2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2007.-352c.

118. Сергеич П. Искусство речи на суде.- Тула:Автограф,1998.-320с.

119. Сергеич П. /Пороховщиков П. С. /.Искусство речи на суде/П.Сергеич /П.С. Пороховщиков/.- 3-е изд.-Тула: Автограф, 2000.-320с.

120. Сергеич П. Искусство речи на суде/П. Сергеич.-Тула:Автограф,1998.-320с.

121. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов /Л.И. Скворцов.-М.: Академия, 2003.-224с.-(Высш. образование)

122. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник.-М.:Знание,1995.-256с.

123. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению.-М.: Знание,1983.-224с.-(Народный университет. Фак. лит. и искусства.)

124. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи /Ин-т образования взрослых.-СПб.: РиД: Тускарора, 1997. -256с.:ил.

125. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для вузов /Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева.- 2- е изд.,испр.-М.:Академия,2004.-256с.-(Высш.проф.образование)

126. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи:учеб. пособие для вузов/ Г. Я. Солганик,Т.С. Дроняева.- М.: Академия, 2002.- 256с.- (Высшее образование)

127. Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи: около 85000 слов; более 400 коммент., объясняющих произношение, написание, сочетаемость /Н.В. Соловьев; Ин-т лингвистических исследований РАН.- М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004.-848с.- (Словари Академии Российской)

128. СПбГУ. Филолог. фак. Основы научной речи: Учеб. пособие для вузов /Н.А. Буре, М.В. Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; Под ред.В.В. Филолог. фак.,2003.-272с.-(Высш.образование).-(Студенческая б-ка)

129. Стернин И. А. Практическая риторика: Учеб. пособие для вузов /И.А. Стернин.-М.: Академия,2003.-272с.-(Высш.образование)

130. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для вузов /И.А. Стернин.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Академия,2005.-272с.-(Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности)

131. Стернин И.А. Риторика:[Учеб.пособие для вузов] /И.А. Стернин.-Воронеж: Кварта, 2002.-224с.:ил.-(Системы и коммуникации)

132. Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез: пособие по самообразованию /И.П. Тарасова.-М.:Высш.шк., 1992.-174с.-(Литература по самообразованию)

133. Тимофеев Б.Н. (Еропкин Б.Н.). Правильно ли мы говорим? Записки писателя /Б.Н. Тимофеев.- 2- е изд., перераб. и доп.-Л.: Лениздат,1963.-330с.:ил.

134. ТулГУ (5; 2003; Тула). Известия Тульского государственного университета. Сер.: Язык и литература в мировом сообществе /ТулГУ; редкол.: Н.Н. Гончарова [и др.].-Тула: Изд-во ТулГУ.-Вып.5:Актуальные проблемы описания русского языка и его преподавание в нефилологических вузах.- 2003.-274с.

135. ТулГУ. Риторика и проблемы культуры речи: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 4-6 июня 2001 года /Отв. ред. Л.А. Константинова; Редкол.: В.И. Аннушкин и др.; ТулГУ.-Тула,2001.-103с.

136. Тульский государственный университет. Каф. русского языка (Тула). Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи/Л.А.Константинова [и др.]; ТулГУ.-2-е изд., испр.-Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.-170с.

137. Формановская Н. И., Соколова Х.Р. Речевой этикет. Русско-немецкие соответствия: Справочник /Н.И. Формановская, Х.Р. Соколова.-2-е изд., исправ. и доп.-М.: Высш. школа,1992.-95с.

138. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет: Науч.-популярное изд./Н.И. Формановская.-М.:Икар,2004.-236с.

139. Хазагеров Г.Г. Риторика: Учебник /Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-384с.-(Учебники, учеб. пособия)

140. Харченко В.К. Поведение: от реального к идеальному /В.К.Харченко.-Белгород: Изд-во БелГУ,1999.-192с.

141. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов /Н.Ю. Штрекер.-М.:Юнити-Дана,2003.-383с.-(Gogito ergo sum)

142. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник /отв. ред. М.И. Панов; сост.: М.И. Панов, Л.Е. Тумина.-М.: Агентство "КРПА Олимп",2005.-960c.

 

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка Протокол № от ___________ 2008 г.
Зав. каф. русского языка
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра русского языка

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Реферат

на тему

«Рождение и жизнь слова»

 

 

Выполнил студент гр. 821061

гуманитарного факультета И.И. Иванов

 

Проверил доц. каф. русского языка,

канд. филолог. наук Е.И. Сидорова

 

 

Тула 2008


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН (ТЕСТИРОВАНИЕ) В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное аккредитационное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Содержанием эксперимента является проведение компьютерного Интернет-тестирования в части внешней оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.

ФЭПО – это тестирование студентов совокупности образовательных программ или одной образовательной программе всех вузов Российской Федерации с использованием среды Интернет в режиме off-line или в режиме on-line.

ФЭПО позволит объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

ФЭПО позволит сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов.

Участие вузов в ФЭПО будет способствовать созданию системы обеспечения качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки.

Участвуя в этом эксперименте, Вы можете оценить степень своей подготовки на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

При подготовке к ФЭПО Вы можете ознакомиться со списком литературы и тезаурусом понятий по дисциплине, с процедурой проведения тестирования в режиме on-line и off-line, примерными вариантами заданий на сайте: www.fepo.ru.

 

Демонстрационный вариант теста

ЗАДАНИЕ N 1 (- выберите один вариант ответа) Определите стиль и тип речи. Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта - значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко!
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) художественный стиль; повествование   2) разговорный стиль; повествование
3) публицистический стиль; рассуждение   4) научный стиль; рассуждение

 

ЗАДАНИЕ N 2 (- выберите один вариант ответа) Для текстов научного стиля не характерно(-а)...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) логическая последовательность изложения   2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов
3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей   4) научная фразеология

 

 

ЗАДАНИЕ N 3 (- выберите один вариант ответа) Укажите основные характеристики публицистического стиля:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) понятийная точность, подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора   2) социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность
3) минимум требований к форме выражения мыслей   4) предельная точность, не допускающая разночтений

 

ЗАДАНИЕ N 4 (- выберите один вариант ответа) В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) амплитуда, локальный, следовать   2) климат, хроника, журнал
3) эскалация, форум, почин   4) доложить, ответчик, взыскание

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 5 (- выберите один вариант ответа) Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова: Кошка и люди Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через нее. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты. Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой. – Нету, – говорят.– Жить можно. – Товарищи, – говорю, – довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите – жить можно. Чертов жакт говорит: – Тогда, – говорит, – устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежли мы сейчас после топки угорим – ваше счастье, переложим. Ежли не угорим – извиняемся за отопление. Затопили мы печку. Расположились вокруг её. (М. М. Зощенко)
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) диалектные   2) просторечные
3) профессиональные   4) общеупотребительные

 

ЗАДАНИЕ N 6 (- выберите один вариант ответа) Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Эллипсис   2) Градация
3) Антитеза   4) Анафора

 

 

ЗАДАНИЕ N 7 (- выберите один вариант ответа) Условия, в которых происходит речевое общение, - это речевая (-ое)...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) деятельность   2) Взаимодействие
3) ситуация   4) Событие

 

ЗАДАНИЕ N 8 (- выберите один вариант ответа) К жанру академического красноречия не относится... а) лекция вузовская, школьная; б) приветственное слово; в) научный доклад; г) научный обзор; д) научное сообщение; е) научно-популярная лекция; ж) агитаторское выступление
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) д, е   2) б, ж
3) а, г   4) в, е

 

ЗАДАНИЕ N 9 (- выберите один вариант ответа)

 

Определите способ изложения материала в тексте. Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане – движение, температурный режим вод, – являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд.кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Концентрический   2) дедуктивный
3) Ступенчатый   4) индуктивный

ЗАДАНИЕ N 10 (- выберите один вариант ответа)
Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.
Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.
В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.
Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Г, А, Б, В, параллельная   2) В, Б, А, Г, последовательная
3) В, Г, А, Б, параллельная   4) Б, Г, В, А, последовательная

ЗАДАНИЕ N 11 (- выберите один вариант ответа)

Укажите неверный вариант записи:
(в скобках даны фамилии в Им.п.)
Заявление подано от…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Константина Живаго (Живаго)   2) Натальи Седых (Седых)
3) Антонины Венда (Венда)   4) Олега Мицкевич (Мицкевич)

 

 

ЗАДАНИЕ N 12 (- выберите один вариант ответа) Чтобы студенческий профком выделил Вам льготную путевку в лагерь, Вы напишете…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Резюме   2) автобиографию
3) Заявление   4) объяснительную записку

 

ЗАДАНИЕ N 13 (- выберите один вариант ответа) Найдите ряд слов с неправильнымсокращением.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) и т. д. (и так далее), млд. (миллиард), млн. (миллион)   2) инж. (инженер), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности)
3) академ. (академик), зав. (заведующий), пом. (помощник)   4) с-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), тыс. (тысяча)

 

ЗАДАНИЕ N 14 (- выберите один вариант ответа) Определите, что не является визуальной (зрительной) рекламой.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) фотореклама   2) Печатная
3) радиореклама   4) Световая

 

 

ЗАДАНИЕ N 15 (- выберите один вариант ответа) Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Я могу этого добиться…   2) Я считаю…
3) Это невозможно.   4) Вы не находите, что…

 

ЗАДАНИЕ N 16 (- выберите один вариант ответа) Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) младшие по возрасту – старших   2) член делегации – ее руководителя
3) младший по должности – старшего   4) женщина – мужчину

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 17 (- выберите один вариант ответа) В системе русского литературного языка отсутствует ___________ уровень.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) грамматический   2) стилистический
3) фонетический   4) лексико-семантический

 

ЗАДАНИЕ N 18 (- выберите один вариант ответа) Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «релятивный», «пролонгировать»?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) толковым словарем русского языка   2) орфоэпическим словарем
3) орфографическим словарем   4) этимологическим словарем

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.128 с.)