Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отметьте случаи неверного ударения в следующих фрагментах текстов. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем.

Поиск

1. Брон и рованные двери.

2. Вертикальные ж а люзи.

3. Бусы из тигр о вого глаза.

4. Кух о нная мебель.

5. Лекции по и конописи.

6. Различные т а хты.

7. Язык о вый центр.

8. Едут сват ы.

9. Языков о й факультет.

10. Новый катал о г.



4. Отметьте слова, в которых допускаются вариантные ударения. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем.


1. Августовский.

2. Кухонный.

3. Зубчатый.

4. Флейтовый.

5. Тигровый.

6. Гербовый.

7. Искристый.

8. Юродивый.

9. Украинский.

10. Лубочный.



5. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения а) равноправны, б) являются семантическими, в) стилистическими. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем.


1. Фл е йтовый — флейт о вый.

2. Каз а ки — казак и.

3. Одновр е менный — одноврем е нный.

4. И рис — ир и с.

5. П е тля — петл я.

6. Рж а веть — ржав е ть.

7. Доп и тый — д о питый.

8. К и рка— кирк а.

9. К о мпас — комп а с.

10. У гольный — уг о льный.

11. Пр и кус — прик у с.

12. Языков о й — язык о вый.

13. Бр о ня — брон я.

14. В я занка — вяз а нка.

15. И скра — искр а.

16. А тлас — атл а с.

17. Ш е лковый — шелк о вый.

18. Кл у бы — клуб ы.


 

Расставьте ударения в глаголах.


1. Баловать.

2. Взяла.

3. Вила.

4. Влила.

5. Гнала.

6. Ждала.

7. Жила.

8. Звала.

9. Избаловать.

10. Кашлянуть.

11. Лиловеть.

12. Облегчить.

13. Отдала.

14. Откупорить.

15. Пила.

16. Плесневеть.

17. Пломбировать.

18. Премировать.

19. Пряла.

20. Уведомить.


 

7. Отметьте те слова, в которых двойной согласный при произношении а) не сохраняется, б) сохраняется, в) произношение вариативно. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем.


1. А бб ат.

2. Агре сс ия.

3. А лл ея.

4. А пп ликация.

5. А сс имилировать.

6. Бесприда нн ица.

7. Га лл юцинация.

8. Гра мм атика.

9. Ди сс ертант.

10. Иди лл ия

11. И лл юстрация.

12. И мм унитет.

13. Инте лл ект.

14. И рр еальный.

15. Ка сс а.

16. Ко лл екция.

17. Ко лл и.

18. Лимо нн ик.

19. Ма нн а (небесная).

20. Ма сс а.

21. Ма сс аж.

22. Ма сс ив.

23. Му сс.

24. Програ мм а.

25. Програ мм ный.

26. Су бб ота.

27. Су мм а.

28. Те рр аса.

29. Те рр ор.

30. То нн а.


 

8. Отметьте те слова, в которых согласный перед выделенным е произносится а) мягко, б) твердо.


1. Анап е ст.

2. Антит е за.

3. Басс е йн.

4. Б е н е фис.

5. Бизн е см е н.

6. Г е н е тика.

7. Грот е ск.

8. Д е корация.

9. Д е т е ктив.

10. М е мбрана.

11. Т е мбр.

12. Т е ннис.

13. Фон е ма.

14. Шин е ль.

15. Эст е тика.

16. Эфф е кт.


 

9. Отметьте те слова, в которых при произношении безударный [о] а) сохраняется, б) не сохраняется. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем.


1. Ар о матный.

2. Б о кал.

3. Б о леро.

4. Б о рдо.

5. Б о рдовый.

6. Вет о.

7. Д о сье.

8. К о ммюнике.

9. К о нцерт.

10. К оо перация.

11. М о дель.

12. О азис.

13. П о эзия.

14. П о эт.

15. Р о ман.

16. С о ната.

17. С о нет.

18. Три о.

19. Ф о йе.

20. Ф о нема.


 

10. Отметьте те слова, в которых после мягкого согласного под ударением а) произносится [о], б) произносится [э]. Объясните значения слов, пользуясь толковым словарем.


1. Быти е (в философии).

2. Гаш е ный.

3. Гренад е р.

4. Грубош е рстный.

5. Груж е ный.

6. Жити е.

7. Заворож е нный.

8. Никч е мный.

9. Обл е кший.

10. Оглаш е нный.

11. Оглуш е нный.

12. Одноврем е нный.

13. Одноим е нный.

14. Остри е.

15. Отым е нный.

16. Побас е нка.

17. Подключ е нный.

18. Предр е кший.

19. Разноврем е нность.

20. Расс е дланный.


 

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

Отметьте неверные высказывания.

1. Лексическая норма регламентирует ударение.

2. Лексическая норма регламентирует произношение.

3. Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

4. Паронимы — это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

5. При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.

6. Для уточнения лексической сочетаемости можно воспользоваться «Орфоэпическим словарем».

7. При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску.

8. Тавтология — это употребление в речи логически излишних слов.

9. Плеоназм — это употребление в речи логически излишних слов.

 

Каждое толкование замените одним словом.

1. Краткая приветственная застольная речь.

2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.

3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.

4. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью.

5. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.

6. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.

7. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.

8. Грубый, невоспитанный человек.

9. Тоска по родине.

10. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной.

11. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.

12. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе в XVII— XVIII вв.

13. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и преемственностью сюжета.

14. Застарелый, закоренелый.

15. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.

16. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.

17. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.

18. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.

19. Направление развития от высшего к низшему; движение назад, упадок.

20. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.


1. Адекватный.

2. Апломб.

3. Бра.

4. Буклет.

5. Буколика.

6. Вирши.

7. Геральдика.

8. Дилогия.

9. Закоснелый.

10. Изразец.

11. Икебана.

12. Мансарда.

13. Меморандум.

14. Монография.

15. Невежа.

16. Ностальгия.

17. Регресс.

18. Соавтор.

19. Спич.

20. Экспромт.


Исправьте ошибки в предложениях, заменив слова, употребленные без учета их семантики.

1. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4. Публика сканировала: «Браво, Сальвини!»

5. Вся публика была уже в триумфе.

6. Если бы директором школы был я, то я бы выделял больше внимания ученикам.

7. Рассказы, на которые бы я мог упереться, были еще не напечатаны.

8. Они только выполняли свою должность.

9. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

10. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка.

11. В некоторых пособиях по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений Пушкина, Есенина, Гоголя.

12. Если бы директором школы была я, то устроила бы правила дисциплины и учебы, совсем чуждые сегодняшним.

13. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

14. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

15. Создается впечатление, что он опаздывает каждый день на работу нарочито.

16. Дети стали разыскивать дорогу домой.

17. Для Маши был предназначен учитель.

18. Выражение лиц людей было прискорбным.

19. Все слушали его с внимательностью.

20. Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

21. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

22. В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

23. Ребята стали делать костры на берегу реки.

24. Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

25. Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки.

26. Беднота - это толчок к внутренним противоречиям героев пьесы.

27. Моей подруге вырезали аппендицит.

28. На стенах школы висела живопись.

29. Я имею страсть к трем вещам: журналистике, фотографиям и кулинарному искусству.

30. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику.

 

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Объясните разницу в значениях данных слов. Пользуйтесь словарем паронимов.

1. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.

2. Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный).

3. (Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню.

4. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.

5. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

6. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям.

7. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.

8. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм.

9. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная, бережливая).

10. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины.

11. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент).

12. У девушки были пухлые, (чувствительные, чувственные) губы.

13. В этот день я услышал много (обидных, обидчивых) слов.

14. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

15. Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

16. Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

17. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

18. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым, виновным) видом.

19. Мать приготовила (сытный, сытый) завтрак.

20. В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.011 с.)