Процессный подход к управлению



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессный подход к управлению



Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целейс помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непре­рывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является обшей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, "управление означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать". Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

В качестве основных функций рассматриваются: планирование, организация, мотивация, контроль. В качестве связующих: принятие решений, коммуникации. Руководство (лидерство) выделяется в отдельный в самостоятельный вид деятельности. Оно предполагает возможность влиять на отдельных работников или группы работников, чтобы они работали в направлении достижения целей.

Системный подход

Каждое из трех предыдущих направлений менеджмента сужает свои взгляды до чего-либо одного, наиболее важнейшего в области управления, на что стоит обращать внимание. Так, для тейлористов и их продолжателей важнее всего задачи, для администраторов – сам администратор, для гуманистов – исполнитель. В середине ХХ века зарождается направление, которое не ставит во главу угла что-либо одно, а пытается рассмотреть организацию как единое целое, как частицу внешней среды. Широко развивается причинно-следственный анализ, ищущий необходимые детали не только в организации, исполнителях или руководителе, но еще и в самом рынке. Можно сказать, что системный подход стал своего рода диалектикой менеджмента, вобрав все лучшее из предыдущих школ, но не отдав предпочтение ни одной из них.

Питер Друкер – крупнейшая фигура современной теории управления, повлиявшая на становление менеджмента как систематизированной научной дисциплины. С легкой руки Друкера менеджмент в середине ХХ века стали изучать в учебных заведениях США, а вскоре появились и целые направления. Питер Друкер успешно использовал в своей деятельности консалтинг, то есть консультирование по вопросам управления. Его научные труды насыщены яркими примерами этой консультационной работы, производится анализ причин неудач и успехов корпораций. Друкер смотрит в будущее и дает советы, не отвлекаясь от настоящего, и, что очень важно, не забывая о прошлом.

Друкер выдвинул концепцию управления по целям, которая говорит о том, что менеджмент должен начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса. Друкер очень критически относится к идеям гуманистического направления и к теориям Мэйо в частности. Он называет их "психологическим деспотизмом" и считает, что менеджер должен заботиться о достижении экономических результатов, а не о создании радости для рабочих, хотя отношения должны строиться на базе взаимного уважения.

Теория систем впервые была применена в точных науках ив технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, эти способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система.

Система— это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если один из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если непра­вильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой сис­темы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются в общем смысле компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации завис от внешнего мира. Даже для монастыря, чтобы действовать в течение длительного времени, необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами.

Ситуационный подход

Среди учений об управлении важное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, ли контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающим и универсальный характер.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.004 с.)