Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы организации производства (название главы формируется по выбранному заданию)↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение
Для рационального использования в сельскохозяйственных предприятиях имеющихся ресурсов и возможностей требуется экономически обосновать систему ведения хозяйственной деятельности в каждой отрасли. В рыночных условиях при ведении хозяйственной деятельности необходимо правильно обосновать специализацию и концентрацию производства, эффективно использовать имеющиеся земельные, материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы с целью повышения производительности труда, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, что в дальнейшем благоприятно отразится на снижении издержек при производстве сельскохозяйственной продукции, повышении её конкурентоспособности и как следствие получении максимальной прибыли. Для правильного решения многих организационно-экономических вопросов специалисты сельского хозяйства – агрономы, агрохимики, плодоовощеводы, экологи, должны владеть достаточными экономическими знаниями. Написание курсового проекта позволит систематизировать теоретические знания и практические навыки, полученные студентом во время прохождения преддипломной организационно-технологической практики.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Курсовой проект выполняется студентом по одной из нижеприведенных тем на материалах сельскохозяйственного предприятия. При разработке курсового проекта рекомендуется использовать законы, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса, учебную, научную и справочную литературу по организации сельскохозяйственного производства. Основными источниками сведений о сельскохозяйственном предприятии являются его отчеты и планы, статистическая отчетность, данные бухгалтерского учета и экономической службы, паспорт предприятия. При анализе современного состояния изучаемых вопросов целесообразно использовать также материалы обследований предприятия, его отраслей и подразделений, акты проверок, отчеты специалистов, рекомендации Министерства сельского хозяйства, научно-исследовательских учреждений, вузов и, опыт передовых хозяйств, их нормы, и нормативы для планирования. Важное значение имеют личные наблюдения и творческий подход студента к решению перспективных задач. Примерный объем курсового проекта — 20—25 страниц рукописного текста (формата стандартного листа 210 мм х 297 мм), из них более половины должно быть посвящено обоснованию перспективных показателей, предложений, мероприятий. Содержание его размещают на лицевой стороне листа, а оборотную — оставляют для замечаний преподавателя. Разделы, подразделы, таблицы и рисунки: нумеруют и озаглавливают. В конце проекта студент ставит свою подпись и дату выполнения. Требования к оформлению рукописного материала изложены ниже (см. подраздел «Оформление курсового проекта»). Курсовой проект студент скрепляет (сшивает), оформляет в обложку (для этого может быть использован «скоросшиватель») и представляет в деканат агрономического факультета. Затем в установленном порядке он рецензируется преподавателем кафедры, допускается к защите и возвращается вместе с рецензией. Студент обязан учесть замечания и предложения преподавателя, изложенные в рецензии и по тексту проекта (исправить ошибки и неточности, вписать и вклеить в соответствующих местах недостающие материалы). Если курсовой проект не допущен к защите, то он дорабатывает его и представляет вместе с рецензией для повторной проверки. Допущенный к защите курсовой проект студент защищает до экзаменационной сессии (для студентов заочного факультета – в период лабораторно-экзаменационной сессии.) Для этого подготавливает небольшой доклад на 5—7 мин., содержащий обоснование основных показателей, предложений, мероприятий. Перед защитой представляет комиссии курсовой проект и рецензию на него. По результатам защиты проекта, его содержанию, оформлению и ответам на вопросы выставляется оценка. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ Тема 1. Организация и перспективы развития производства зерна (здесь и соответственно в последующих темах указывают названия предприятия, района и области или края, республики). Тема 2. Организация и перспективы развития производства кукурузы на зерно. Тема 3. Организация и перспективы развития производства риса. Тема 4. Организация и перспективы развития картофелеводства. Тема 5. Организация и перспективы развития льноводства (или производства продукции других прядильных культур). Тема 6. Организация и перспективы развития производства сахарной свеклы. Тема 7. Организация и перспективы развития табаководства. Тема 8. Организация и перспективы развития производства подсолнечника (сои, льна-кудряша ил» продукции других масличных культур). Тема 9. Организация и перспективы развития кормопроизводства. Тема 10. Организация и перспективы развития семеноводства зерновых культур (картофеля, сахарной свеклы, многолетних трав или других культур, кроме овощных). Тема 11. Организация и перспективы развития овощеводства открытого грунта в.... (здесь и соответственно в последующих темах указывают название предприятия, района и области или края, республики). Тема 12. Организация и перспективы развития овощеводства защищенного грунта. Тема 13. Организация и перспективы развития бахчеводства. Teма 14. Организация и перспективы развития овощного семеноводства. Тема 15. Организация и перспективы развития производства шампиньонов в защищенном грунте. Тема 16. Организация и перспективы развития садоводства. Тема 17. Организация и перспективы развития виноградарства. Тема 18. Организация и перспективы развития производства посадочного материала плодовых и ягодных культур (или винограда). Тема 19. Организация и перспективы развития декоративного садоводства. Тема 20. Организация и перспективы развития цветоводства в защищенном грунте. Тема 21. Организация и перспективы развития производства зерна на рекультивированных землях. Тема 22. Организация и перспективы развития производства картофеля на рекультивированных землях. Тема 23. Организация и перспективы развития производства овощных культур (открытого грунта) зерна на рекультивированных землях. Тема 24. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта зерна озимой пшеницы (озимой ржи, ячменя, риса, кукурузы, другой зерновой культуры или группы зерновых. Тема 25. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта продукции льна-долгунца (или другой прядильной культуры). Тема 26. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта сахарной свеклы (или ее семян). Тема 27. Разработка и обоснование бизнес-плана производства Тема 28. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта картофеля. Тема 29. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта капусты (столовой свеклы, моркови, арбузов, продукции другой овощной культуры или группы овощных культур)открытого грунта. Тема 30. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта огурцов (томатов, продукции другой овощной культуры, шампиньонов или группы овощных культур) защищенного грунта. Тема 31. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта семян овощных культур. Тема 32. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта яблок (абрикосов, земляники, продукции другой плодовой или ягодной культуры или группы этих культур). Тема 33. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта винограда. Тема 34. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта посадочного материала плодовых культур (ягодных культур или винограда). Тема 35. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта гвоздики (роз, тюльпанов, продукции другой цветочной культуры или группы цветочных культур). Тема 36. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта семян клевера (люцерны, овсяницы, другой кормовой культуры или группы кормовых культур). Тема 37. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта молока. Тема 38. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта продукции пчеловодства. Тема 39. Разработка и обоснование бизнес-плана переработки и сбыта отдельных видов продукции растениеводства (зерна, картофеля, овощей, плодов, винограда и др.). Тема 40. Разработка и обоснование бизнес-плана переработки и сбыта отдельных видов продукции животноводства (молока, мяса и др.). Тема 41. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта картофеля на восстановленных землях. Тема 42. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта зерна на восстановленных землях. Тема 43. Разработка и обоснование бизнес-плана производства и сбыта овощных культур открытого грунта на восстановленных землях. 3. Методические рекомендации по выполнению Курсового проекта (Примерный план написания курсового проекта)* Титульный лист. Задание на разработку курсового проекта.
Оглавление Введение Глава 1. Теория вопроса (формируется по выбранной теме) Теоретические основы организации производства в России и Пермском крае (например, зерновых культур, картофеля и т.д.) Глава 2. Природно-экономическая характеристика предприятия 2.1. Юридический статус и природно-климатическая характеристика 2.2. Размеры и организационная структура предприятия 2.3. Специализация предприятия 2.4. Организация оплаты труда и её совершенствование 2.5. Конкуренция предприятия 2.6. Показатели экономической эффективности работы предприятия Глава 3. Организация производства, переработки и хранения продукции предприятия 3.1. Анализ производства продукции, её переработки (по выбранной теме) на предприятии 3.2. Анализ организации хранения и переработки продукции на предприятии 3.3. Анализ деятельности сбытовой службы предприятия 3.4 Анализ и планирование издержек производства продукции Глава 4. Программа совершенствования организации производства (хранения, переработки) продукции в предприятии (на примере конкретной культуры) 4.1. Мероприятия по совершенствованию организации производства (хранения и переработки). Маркетинговые стратегии 4.2.Методы и приемы планирования урожайности, производственных мощностей, ассортимента продукции и затрат в отрасли 4.3. Планирование каналов реализации 4.4. Планирование безубыточного производства и реализации продукции. Расчет экономической эффективности Выводы и предложения Список использованных источников Приложения
* – План курсового проекта должен быть предварительно согласован с преподавателем. На титульном листе указывают наименование дисциплины, тему курсового проекта, включая названия сельскохозяйственного предприятия, района и области (или края, республики), фамилию, имя и отчество студента, его шифр, курс, факультет, специальность и специализацию, по которой он обучается. Задание на разработку курсового проекта, выданное преподавателем, наклеивают на лист бумаги формата А4. Оглавление включает введение, номера и заголовки разделов, выводы и предложения, список использованных источников и приложения с указанием страниц, с которых они начинаются. Введение должно быть увязано с содержанием курсового проекта и занимать не более двух страниц. В нем излагают задачи по развитию соответствующей отрасли в Российской Федерации, основные ее показатели (площади, урожайность культур, валовые оборы и др.) по области (краю, республике), где расположено предприятие, на материалах которого выполняется курсовой проект; роль этого предприятия в решении поставленных задач; цель курсового проекта; использованные материалы (отчеты, планы и т.д.). Содержание разделов приведено ниже, в подразделе «Указания по выполнению курсового проекта». Выводы и предложения должны отражать суть курсового проекта, изложены на 2—3 страницах, иллюстрированных соответствующими показателями, в том числе прогнозными, пронумерованы, быть конкретными. Выводы и предложения — это основа для доклада студента при защите курсового проекта. В списке использованных источников указывают литературные источники, материал которых использован в курсовом проекте. В тексте проекта должны быть ссылки на эти источники. Сюда не следует включать годовые отчеты, планы и другие документы. О них должно быть сказано в конце введения. В приложения включают схематический план организации земельной территории, отводимой для отрасли, технологические карты возделывания и уборки урожая 1—2 основных культур на 200_ г., использованные для определения перспективных показателей; промежуточные расчеты; таблицы дополнительных цифровых данных и другие иллюстрации вспомогательного характера.
Специализация предприятия Специализацию предприятия определяют по структуре выручки от реализации сельскохозяйственной продукции. Её целесообразно рассчитывать в среднем за последние два года, поскольку показатели за один год могут быть недостаточно объективными из-за влияния погодных факторов, периодичности плодоношения плодовых деревьев и т.д.
Таблица 2 - Структура выручки от реализации сельскохозяйственной продукции
По данным этой таблицы указывают главную и дополнительные отрасли (например, главная отрасль — молочно-мясное скотоводство, дополнительные - овощеводство, картофелеводство и свиноводство). Главная отрасль, как правило, имеет наибольшую удельную массу в структуре выручки от продажи продукции и определяет производственное направление предприятия. В некоторых хозяйствах структура выручки от реализации продукции может не соответствовать установленному направлению, если, например, не закончено освоение севооборотов, мелиоративной сети, строительство культивационных сооружений защищенного грунта, закладка многолетних насаждений или сады еще не вступили в пору полного плодоношения и т. д. В таких случаях поясняют причины несоответствия. Для оценки уровня специализации производства рассчитывают коэффициент специализации: ,
где УДi – удельный вес i-го вида товарной продукции в общем объеме; n – порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду. Значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1, если его значение меньше 0,2, это свидетельствует о слабо выраженном уровне специализации, от 0,2-0,4 – о среднем уровне, от 0,4 до 0,65 – о высоком уровне и более 0,65 – об углублённом уровне специализации. Наряду с этим отмечают, в какой мере сложившееся сочетание отраслей отвечает природным и экономическим условиям, т.е. способствуют или мешают развитию главной отрасли дополнительные её виды и как осуществляется внутрихозяйственная специализация, в каких подразделениях хозяйства размещается производство основных видов продукции полеводства (кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства). Сведения для определения структуры выручки от реализации продукции получают из годового бухгалтерского отчета (форма №7-АПК «Реализация продукции:», графа «Выручено). При этом из выручки от продажи продукции растениеводства и животноводства собственного производства исключают стоимость переработки. Конкуренция предприятия В этом разделе оценивают конкурентов предприятия на том рынке, куда будет поступать планируемая продукция. При этом выясняют, какие сельскохозяйственные предприятия и другие конкуренты являются основными ее поставщиками, какого качества и по какой цене она реализуется, каковы предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, условия доставки, гарантии, комплектность. На спрос ее потребителей влияют также упаковка, реклама и другие факторы, которые требуется раскрыть при характеристике конкурентов. Оценка должна быть объективной, без умаления достоинств и успехов в деятельности конкурентов, а также без преувеличения недостатков их работы, чтобы бизнес-план реально отражал возможную ситуацию на рынке. Это позволит правильнее выбрать пути выхода и закрепления или сохранения сложившегося статуса на рынке, например, предложить продавать продукцию по более низким ценам, чем другие предприятия, или по такой же цене, как у них, но лучшего качества. Конкурентоспособность хозяйства и других поставщиков на рынке сравнивают по перечню важнейших показателей потребителей планируемой продукции (табл.). Если предлагаемые хозяйством показатели превосходят показатели конкурентов на 30—50%, то можно считать, что оно отличается высокой конкурентоспособностью. Сведения о конкурентах можно получить из их годовых отчетов, рекламных проспектов, обзоров коммерческой прессы, биржевых новостей, на выставках и ярмарках, а также путем опросов и экспертных оценок.
Таблица 3 – Конкурентоспособность предприятий на рынке (указать наименование продукции)
После анализа конкурентоспособности предприятий сделать SWOT- анализ своего предприятия. SWOT-анализ (рис.1) — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Рис.1 Матрица SWOT- анализа · Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации; · Слабости (Weaknesses) — недостатки организации; · Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; · Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке (см. приложение п.8).
Таблица 9 - Элементы и структура затрат при производстве и реализации продукции
Таблица 10- Расчёт себестоимости единицы продукции для определения цены предложения (указать наименование и количество продукции)
Для определения цены предложения вначале находят расчетную себестоимость единицы продукции, используя таблицу 10. В графах 2 и 3 этой таблицы показывают весь объем ресурсов, исходя из существующих нормативов на единицу продукции, в графе 4 — средние цены за единицу ресурса в предыдущем году, в графах 5—8 — действующие цены на момент составления плана «ли в месяце, в котором ведется расчет цены предложения и только в случае изменения цен на ресурсы в течение планируемого года, в графе 9 в среднем на планируемый год. В первой строке определяют расходы на оплату труда по затратам человеко-часов на основе фактических расценок, действующих на момент составления бизнес-плана, а также труда в народном хозяйстве. Затраты на покупные семена и другие материальные ресурсы устанавливают по действующим ценам на момент расчета цены предложения, а на корма — исходя из стоимости кормовой единицы как собственного производства, так и покупных кормов. Амортизационные отчисления рассчитывают по действующим нормам от стоимости основных фондов с учетом их переоценки. Прочие и накладные затраты определяют по коэффициенту, устанавливаемому по данным за отчетный год как отношение всей суммы затрат к тем их видам, по которым проведена прямая оценка. Затем намечают сумму прибыли, включаемую в цену предложения. При этом рассчитывают уровень рентабельности и показывают, насколько он обеспечивает паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. С этой целью определяют стоимость планируемой товарной продукции по всем каналам сбыта, а также расходуемых на ее производство ресурсов в ценах планового и предыдущего годов и находят индексы изменений. Если индекс затрат превышает индекс стоимости продукции, то цену предложения корректируют до уровня индекса затрат, а если наоборот, то цену не изменяют, так как превышение означает рост спроса на продукцию. Кроме того, целесообразно сравнить планируемый уровень рентабельности с показателями двух предыдущих лет, если он окажется ниже, то соответственно увеличивают размер прибыли, включаемой в цену предложения. Проектируемая цена предложения может также корректироваться с учетом конъюнктуры рынка на момент составления бизнес-плана. При этом показателями спроса и предложения могут служить средние цены реализации планируемой продукции в зоне действия основных ее покупателей (плодо-овощеперерабатывающего комбината, молокозавода, мясокомбината и др.). Показатели себестоимости продукции, прибыли, уровня рентабельности и цены предложения приводят в таблице. Прогнозируемую цену определяют с учетом средних фактических цен реализации в предыдущем году и индексов-дефляторов, разрабатываемых Министерством экономики РФ на планируемый год и доводимых до сведения предприятий.
Таблица 11- Себестоимость продукции, прибыль, уровень рентабельности и цены предложения
Они необходимы для планирования финансовых показателей. В курсовом проекте приводят расчёт прогнозируемой цены. Результаты определения цены предложения и прогнозируемой цены систематизируют в таблице и формулируют соответствующие выводы.
Таблица 12- Цена предложения, прогнозируемая цена и рентабельности производства продукции
ГЛАВА 4. Программа эффективной организации сбыта произведенной продукции (на примере конкретной культуры) на предприятии Планирование каналов реализации Сельскохозяйственные предприятия реализуют продукцию растениеводства и животноводства в основном для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд от 2 декабря 1994 г. Поэтому рекомендуется ознакомиться с этим законом и изложить в курсовом проекте условия договоров на поставку планируемой продукции ее потребителям (кому, сколько продукции и какого качества, сроки ее поставки, условия упаковки и транспортировки, цены, авансовая оплата, дотации из бюджета, порядок расчетов, предоставление хозяйству льгот, материальных и финансовых ресурсов, ответственность за невыполнение договорных обязательств и др.). Если часть или всю намечаемую бизнес-планом товарную продукцию хозяйство будет реализовывать по другим каналам, например по бартеру или в качестве давальческого сырья, то и в этом случае требуется изложить условия договоров (контрактов) на ее поставку.
Таблица 15 - График поставки продукции по потребителям
Затем указывают объемы, населенные пункты и условия сбыта продукции, которую намечается реализовать в порядке розничной торговли: упаковка, способы (навалом, в контейнерах, ящиках и др.) и средства перевозок, цены дифференцированные с учетом качества, сроков продажи и наличия конкурентов, размещение торговых точек (палатки и фирменные магазины хозяйства, реализация с транспортных средств, доставка на дом), использование посредников, вступление в сбытовую ассоциацию и г. д. При этом на новые мероприятия, например на более выгодное размещение палатки или доставку продукции на дом или смену упаковки, рассчитывают дополнительные затраты и ожидаемый эффект в виде дополнительной прибыли.
Таблица 16 - Расчёт выручки от реализованной........ (указывают наименование продукции и название хозяйства) в 20...г
Затем рассчитывают полную себестоимость проданной продукции, которая включает производственную себестоимость и расходы на ее реализацию. При этом необходимо иметь ввиду, что производственная себестоимость 1ц по всем каналам реализации одинаковая. Она указана в годовом бухгалтерском отчете хозяйства (форма №9-АПК). Требуется определить расходы на реализацию по каждому каналу на основе данных бухгалтерского учета. Для расчета полной себестоимости используют таблицу.
Таблица 17 - Оценка выгодности каналов реализации (указывают наименование продукции и название хозяйства) в 20..г.
При сравнении показателей таблицы устанавливают, какие каналы реализации продукции занимают больший удельный вес в общем объеме ее продажи, какие из них выгоднее для хозяйства и почему. Если оно реализует продукцию в меньшем объеме, но при высоком уровне рентабельности или наоборот, то поясняют причины такого несоответствия. В курсовых проектах по организации и перспективам развития кормопроизводства характеризуют качество кормов (содержание кормовых единиц и переваримого протеина) в период их заготовки и после хранения (по данным экономической и зоотехнической служб). Важное значение имеют сокращение потерь выращенного урожая, обеспечение высокого качества продукции, поставляемой потребителю, и укрепление материально-технической базы ее хранения, товарной обработки и реализации. Поэтому необходимо разработать предложения по решению этих вопросов —строительству и.реконструкции собственных хранилищ, сооружений по товарной обработке и упаковке продукции, оснащению их необходимым оборудованием, механизации погрузочно-разгрузочных работ, производству и покупке тары, организации сбыта продукции и повышению ее качества по сравнению с показателями отчетного года.
Планирование безубыточного производства и реализации продукции Завершают курсовой проект анализом безубыточности производства и стратегией развития предприятия. Анализ безубыточности - определение точки безубыточности (Qтб), т.е. минимального объема выпускаемой продукции, при котором доход от продажи равен вздержкам производства. Точка безубыточности может быть также выражена в виде определенного уровня использования производственных мощностей предприятия, при котором доходы от продаж и издержки производства равны, что можно представить в виде равенства произведения цены продажи (P) единицы продукции на количество проданных единиц (Q) и суммы постоянных издержек на весь объем производства (FC) плюс удельные переменные расходы (AVC), умноженные на количество проданных единиц продукции (Q), т.е.
P * Q = AFC + FVC* Q
Отсюда точка безубыточности предпринимательского проекта определяется как отношение постоянных издержек производства (FC) к разнице между ценой (P) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (AVC), т.е.
Q = FC / (P-AVC)
Это соотношение позволяет определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:
FC = Q (P-AVC).
Можно также рассчитать и минимальную цену реализации продукции, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных в удельных переменных издержек производства:
P = (FC / Q) + AVC К постоянным затратам относятся накладные расходы, кредиты, начисляемые на них проценты, амортизационные отчисления по основному оборудованию; к переменным - все прямые затраты материалов, сырья, комплектующих изделий, электроэнергии, тепла, заработной платы основного производственного персонала и др.
Таблица 18- Расчет показателей безубыточности производства
|