I.1. Специфика PR-деятельности в сфере музыкального шоу- бизнеса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.1. Специфика PR-деятельности в сфере музыкального шоу- бизнеса



В формировании основ американской индустрии развлечений лежит искусство народных развлечений – бурлеск как народная форма эстрады. Стремление к масштабности, помпезности, декоративности способствовало появлению понятия «шоу», означающее позднее яркое варьете-представление. Разновидности и формы эстрад стали адаптироваться к обстановке бизнеса, вырабатывая фундаментальные и конъюнктурные позиции.

С эпохой научно-технической революции, с возможностью оснастить зрелище световыми, звуковыми и другими эффектами появляется понятие «шоу-бизнес», обозначающее сферу деятельности в области кино, эстрады, музыкальной индустрии и др.[1]

Таким образом, шоу-бизнес – коммерческая деятельность по созданию и распространению зрелищ или представлений, воздействующих на органы чувств, направленная на быстрое продвижение политического, интеллектуального или художественного товара. Иначе говоря, шоу-бизнес можно определить как индустрию массовых зрелищ.

В России шоу-бизнес начал складываться во второй половине XX века, заменив существовавшее ранее понятие «советская эстрада». Он соединил в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. Как следствие, создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу.

На сегодняшний день можно говорить о том, что практически все публичные мероприятия представляют собой шоу, как по их массовости, так и по явным или скрытым бизнес-интересам. За всеми такими шоу стоит чья-либо конкретная или корпоративная выгода. Скрыто или явно, в них присутствует влияние на общественное мнение, пропаганда определенного образа жизни. Нередко серией мощных шоу-акций вуалируются протягивания непопулярных законов, просчеты в международной политике и т.д.

Шоу-бизнес – это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно- технического прогресса и технологий, глобализацией рынков. Наряду с этими тенденциями наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса, растущее значение системы взаимоотношений с потребителями, степени удовлетворения их потребностей.[2]

Продукция шоу-бизнеса создается в целях удовлетворения духовных, эстетических потребностей различных социальных и возрастных групп населения. Под понятием «шоу-бизнес» подразумевают определенный продукт в индустрии развлечений. Музыкальное искусство, являясь одним из этих продуктов, по данным социологических исследований, занимает первое место в досуговых предпочтениях общества, среди молодежной аудитории этот показатель составляет 60%.[3]

Музыка существует и создается в социально-культурном контексте, будучи средством отражения, познания и эмоционального переосмысления действительности. Музыка нужна нам для определения себя и определения мира вокруг. Музыка дает шанс ощутить принадлежность и идентифицировать себя как глобально, так и ситуативно. Глобальное самоопределение связано с принадлежностью определенной субкультуре и устойчивым предпочтением определенных групп и музыкальных стилей. Ситуативное самоопределение имеет дело с выбором стиля, исполнителя, композиции под влиянием момента, и именно оно является наиболее непосредственным и ярким с точки зрения описания психологических мотиваций людей в выборе музыки.

Таким образом, музыка имеет для людей огромную ценность. Через нее можно формировать установки, вкусы, мнения аудитории. Следовательно, для привлечения внимания к исполнителю важно подключать эмоциональное и рассудочное восприятие, воздействуя на эмоции, ценности, смыслы индивида.

Карьера начинающего исполнителя сегодня может столкнуться с рядом проблем. В современной жизни искусства существует множество проблем, связанных как с правами авторов, так и тех, кто, не являясь автором, способствует сохранению и трансляции культурных ценностей. Эти права принято называть смежными. И если история защиты авторских прав насчитывает уже более 200 лет, то Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» был принят только в 1993.[4]

«Значительная часть западного музыкального бизнеса — отчисления, которые идут композиторам и исполнителям по закону о защите авторских прав. Каждый бар платит артисту за публичное воспроизведение его записей, и эта система четко работает. В Финляндии отчисления в пользу исполнителей делают даже таксисты, когда они проигрывают диск для своих пассажиров. Таким образом, правообладатели получают деньги за свой труд и могут реинвестировать их в запись новых альбомов, продвижение и прочее. В России же, несмотря на работу Российского авторского общества (РАО) и прочих организаций по коллективному управлению авторскими правами, интересами артистов в массовом масштабе зачастую пренебрегают»,[5] — говорит генеральный менеджер Зимней музыкальной конференции в Сочи SWMC-2008 Юрий Марычев.

Впрочем, в других странах вопрос авторских прав тоже решен далеко не полностью: до авторов, исполнителей и производителей фонограмм доходит лишь около 10% всего оборота музыкальной индустрии.

Существующая система защиты авторских прав просто-напросто устарела и не обеспечивает защиты их интересов. Она была призвана регулировать рынок, в который были вовлечены сотни организаций, а не миллионы, как сегодня.

«Своим возникновением и развитием музыкальная индустрия обязана технологиям, но их развитие идет такими темпами, что юридическая основа отрасли уже подверглась серьезным изменениям. Защитить авторские и смежные права в глобальном масштабе уже практически невозможно. Как только лазейки для пиратов были прикрыты, на рынке музыкальных носителей появились новые лазейки — в Интернете, — а их контролировать гораздо сложнее», — говорит Евгений Сафронов. По его мнению, единственный выход для музыкальной отрасли и в России, и в мире — новая международная конвенция, по которой отчисления в пользу исполнителей и композиторов будут делать все, кто хоть как-то использует музыкальные произведения. Эти отчисления должны идти в общий фонд и справедливо распределяться среди всех правообладателей под государственным и общественным контролем. Хотя провести в жизнь такую систему в России, конечно, будет очень сложно, так как помимо проблем в сфере авторских прав в нашей стране существует ещё другие:[6]

1. Высокая себестоимость производства. Перечень затрат на запись альбома музыканта весьма впечатляет: затраты на аренду студии, оплату сессионных музыкантов, авторские и смежные права, сведение, мастеринг, реклама, PR, ротации на ТВ – это только основные моменты. Себестоимость самого диска (полиграфия, коробка, дизайн, тиражирование) составляет в среднем 15-30 рублей. Средний размер рекордингового бюджета нового российского исполнителя составляет 400 000 – 900 000 рублей. Любая экономия на отдельных пунктах сметы сильно отражается на качестве продукции. Более чем в 80 % случаев затраты на запись альбома нового исполнителя никогда не окупаются (соответственно приходится извлекать максимум прибыли с успешных артистов). Всё это вкупе с высокой наценкой магазинов и оптовиков выливается в большую стоимость лицензионного диска.

2. Проблема распространения лицензионной продукции. В отличие от крупнейших западных рекорд-лейблов, ни у одного российского рекорд- лейбла в данный момент нет собственной сети дистрибьюции. Однако существует опыт распространения лицензионной продукции через различные федеральные сети магазинов («Пятёрочка», «Евросеть»), правда не всегда удачный. В зависимости от региона, музыкальные предпочтения населения России сильно разнятся (не только по части отдельных исполнителей, но и по части целых направлений музыки вообще), что сильно усложняет планирование объёма закупок лицензионных дисков оптовиками

3. Отсутствие культуры пользования легальной продукцией. В России отсутствует культурное отношение к чужому труду. Россияне привыкли покупать пиратскую продукцию, потому что это удобнее и дешевле. Тем самым мы добиваем и без того увядающую отрасль, и при этом уверены, что наши исполнители не способны создать что-то действительно стоящее.

4. Отсутствие мотивации среди начинающих музыкантов. Умирают одна за другой начинающие музыкальные группы, порой обладающие хорошим потенциалом. Люди видят «болезни» отрасли, перечисленные выше, добавляют к этому различные стереотипы, вроде «без денег и связей никуда пробиться невозможно», в результате решают бросить своё творчество. Некоторые даже не начинают заниматься своим талантом. В эту проблему можно также добавить скудный ассортимент товара в музыкальных магазинах в провинции, нехватка профессиональных преподавателей;

5. Сложность и высокая стоимость организации гастролей. Большинство мировых звёзд в настоящий момент выживают только за счёт концертов, российские же исполнители практически полностью лишены и этой возможности. Так уж получилось, что, обладая самой огромной территорией в мире, наша страна до сих пор не в состоянии построить нормальную транспортную систему. Всё это сказывается на организации концертной деятельности – высокая стоимость перелётов, перевозка оборудования. Огромная территория и отсутствие нормальной транспортной сети влияет не только на организацию гастролей, но и на стоимость лицензионного диска в провинции (получается парадокс – чем дальше от Москвы, тем дороже лицензионный диск), стоимость доставки диска по почте (некоторые заказывают лицензионные диски через интернет, поскольку в магазинах их найти практически невозможно, при этом им приходиться мириться с высокой ценой доставки, ожиданием);

6. Слабое развитие музыкальных СМИ России. Тематику большинства СМИ, работающих в данном направлении можно охарактеризовать ставшей популярной фразой «скандалы, интриги, расследования». Больше похоже на жёлтую прессу. Где непосредственно обсуждение музыки, новых альбомов, групп, где критика?

Естественно, это далеко не все проблемы музыкальной индустрии, но именно эти больше всего ударяют по карману как рекорд-лейблов, так и исполнителей. Коммерческий характер деятельности предполагает, что основная цель любой такой организации в сфере шоу-бизнеса состоит в максимизации прибыли. Но на сегодняшний день следует идти другими путями, расширять горизонты, интегрировать уже имеющиеся знания и подходы с новыми технологиями.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.009 с.)