Первобытное искусство как неотъемлемый элемент ритуально-обрядовых действий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытное искусство как неотъемлемый элемент ритуально-обрядовых действий



Начинается в эпоху палеолита, более 3 тыс. лет назад (каменный век). Представление об эпохе обрывочное. В рамках изобразительного искусства формируется потребность в выражении себя. Виды художественной практики отсутствуют.

В эпоху палеолита

Скульптура: разновидность изобразительного искусства, связанное с созданием объемных форм.

а) круглая

б) рельефная – на поверхности с определенного ракурса

2. Живопись – линия, контур, графика. Графику стремились добавить цветом. Декор – прикладные предметы также пытались создать, но они приобр.ценность в период палеолита.

Скульптура

А) изображались животные – камень, дерево. Некоторые из нас дошли,хоть они и не долговечны. Изготавливалось тело, а потом голова бралась животного. Скульптуру включали в систему обрядов, св. с ритуалом охоты – самый значимый ритуал эпохи. Давал почувствовать защиту, веру в успех. Их не создавали для красоты – только для ритуала.

Б) изображение женщины – доминировал матриархат. Человек невысок, клан можно было установить лишь в основном по женщине. Кто отец – зачастую неизвестно.

Небольшие фигурки специфического вида – не было видно лица зачастую, либо покрыто узором. Лицо было не полностью проработано, не ориентировалось на конкретный образ. Тело – непропорционально. Руки и ноги были тонкими (ступней часто не было). Большими изображались груди, живот и бедра. Во многих странах и городах найдены также фигурки, он подходят по описанию под эту классификацию. Палеолитические венеры – их стали так называть. Речь не о красоте. Венеры, потому что безрукая Венера послужила этому примером. Фигурки означали благополучное развитие рода, поэтому их оберегали. Обожествление женщины, которая рожала детей – важно для эпохи палеолита. Образ прародительницы менялся. Он стал зооморфным – женщина с животным началом. Признаки тотемизации - животных воспринимали как сокральное, т.е. имеет связь с человеком. 30 тыс. до н.э внутри пещер появились рисунки – глина. О существовании таких изображений ранее никто не знал. Первые рисунки были контурными, выполнены красной или черной краской. Изменение просходят в 18-15 в. до н.э. Первобытные художники начинали обращать внимание на детали. Наносить шерсть косыми линиями, добавлять оттенки (интенсивно – неинтенсивно, объемно – необъемно). Появляется желтый цвет. 12 тыс. до н.э – панорамы животных. Они дополнялись. Животные – они сакральны. Художникам уже удавалось передать движение, пропорции – многое стало подаваться правильно. Функции информации – рисунки, информация о животных, которые реально существуют. Аль Памира – пещера. После 12 тыс. до н.э. – деградация живописи (ПРЯМ КАК У НАС ПОСЛЕ 4-х ЭКЗАМЕНОВ), конец эпохи палеолита. Причины – изменение жизни, климата, возможностей для искусства стало меньше.

МезолитПоявляются новые виды деятельности – рыболовство, лук и стрелы. Меняется тип проживания, социального существования. На смену большим родам приходят семьи. Патриархат. Живопись другой становится. Появляется белый цвет, различные оттенки. Сочетание красителей с яичным желтком, кровь. Изображение является многофигурным – не только животных, но и людей. Это отличает эпоху от предыдущих. Много изображается мужчин, которые выполняют функции на охоте, в момент сражения, стреляют из лука. Главным становится изображение человека, который выполняет важную социальную функцию. Изображение человека носит схематический характер. Мы видим движение позу, но не лицо. Теперь животные появляются в сюжете с человеком. На смену большим приходит произведения маленькие. Деление периода на участки – сражение в конкретном месте конкретного человека как рассказ о происходящем. Сакрализация явлений. Человек становится предметом изображения, отличается от животных.

НеолитЭпоха, в которую происходит изменение климата, таянье ледников, освоение территорий, ранее не пригодных для жизни. Изобретены средства передвижения по воде, новое оружие. Сложный орнамент, узоры. Декор – прикладное искусство, которое хорошо развивалось. Складывается система мифологического видения – человек соотносит себя с вечностью. Это требует от человека мышления, логическое построение связей. В результате – появились символы. С их помощью человек может рассказать, где он, какой климат, пытается рассказать о чем-то глобальном. Появление спирали, круги на ножах. Круг – солнце, ромб – обработанная земля, волнистые линии – вода. Значимость приобретает архитектура с заданным образом. Появление не жилых помещений. Человек использует осознанно камень, трудно его добывая. Создавались каменные бабы и Эпоха первобытного искусства – эпоха примитивного искусства, т.к. не погруж. в мир человеческих переживаний, что представляет собой как личность. Синкретизм – человек не отделял себя от природы и коллектива, поэтому и форма искусства была такой.

Выделяют три вида мегалитов (сооружения из огромных каменных глыб): менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры – это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура.

Дольмены – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иногда наносились символические знаки. Дольмены были местом захоронения членов рода.

Кромлехи – самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы перекрывались горизонтальными каменными плитами. Стоунхэндж.

Миф как форма культуры

 

Миф (с греч. «сказание» «предание») – способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Миф – вымысел, принимаемый за правду. В мифах выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. Отличие мифа от сказки в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности. Мифология это не просто собрание мифов, а целая форма общественного сознания. Характерные черты мифов: отождествление фантазии с реальностью/объяснение действительности в наглядно образной форме /эмоциональная насыщенность (человек, читающий миф, глубоко вовлечен в него) /связь с магией. Любой миф связан с наблюдаемыми человеком явлениями и стремится к их объяснению. Принципы содержания мифов: принцип антропоморфизма (все уподобляется человеку: одушевление сил природы, вещей, животных); принцип сопричастности (все вещи связаны друг с другом; например, человек и его изображение: если плохо воздействует на изображение кого-либо, то и самому этому человеку в реальности будет плохо).

Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Миф обычно совмещает в себе два аспектадиахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов. Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил. В целом же для мифологического сознания характерно: растворение человека в мире; полное отождествление человека с природой, ее обожествление; фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам; анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.007 с.)