Влияние буддизма на искусство древней Индии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние буддизма на искусство древней Индии



 

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры, являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. Возникнув как религиозное течение, буддизм создал разнообразную каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Буддизм, будучи ориентирован на монастырскую жизнь, вызвал мощный всплеск индийского искусства. Основные формы буддийского искусства были не оригинальными, а трансформированными общеиндийскими. Но иначе и быть не могло, поскольку тогда символика буддийских сооружений оказалась бы не понятной народу, к которому, собственно, и было по большей части обращено буддийское искусство (напомним о роли изобразительного искусства в бесписьменном обществе!). В некоторых случаях буддизм заимствовал образы индуистских божеств или принципы композиций-повествований (фрески Аджанты), в других - использовал сюжеты, восходящие еще к доарийскому населению Индии и понятные представителям низших варн (каст), в третьих - создавал собственные художественные формы, преобразуя существующие. Существует три основных типа раннебуддийских сооружений. Это памятный монументступа, монастырь вихара и храм чайтья. Первый из значительных всплесков буддийского искусства был при царе Ашоке (III век до н.э.). По преданию, Ашока повелел воздвигнуть 84 тысячи ступ. При нем были вновь разделены реликвии Будды, до того хранившиеся в восьми ступах.

широкое распространение в буддийском искусстве изображений якшей - своего рода индийских гномов, горных божеств, добытчиков и хранителей сокровищ. Вместе с якшами изображались и пышнобедрые женщины-якшини, связанные с силами плодородия.

Самые выразительные памятники искусства Ашоки - это колонны-стамбха, воздвигнутые в местах, связанных с деятельностью Будды. Колонны были самостоятельными памятниками, воздвигнутыми на пути паломников . Самой известной колонной является стамбха из Сарнатха (Исипатана в древних текстах, штат Уттар-Прадеш), воздвигнутая в 250-232 годы до н.э. на месте, где, по преданию, Будда создал общину монахов. Это колонну венчает Львиная капитель, ставшая века спустя гербом независимой Индии.

Самым монументальным памятником раннебуддийского искусства была ступа. Ступа (тиб. "чортен", монг. "субурган") - это мемориальное сооружение, символизирующее просветленное сознание будды. В первые века развития буддизма, когда существовал запрет на изображение Будды в человеческом теле, Просветленного на рельефах обозначала ступа. По своему происхождению ступа восходит к древнейшим погребальным сооружениям, к земляному холму, обнесенному оградой. Поэтому ступы, какого бы размера они ни были, никогда не имеют внутреннего пространства. Структура ступы отражает символическое строение Вселенной: у ранних буддийских ступ квадратная база означает землю, купол-полусфера - небеса, а также нирвану Будды, шпиль - это воплощение образа мировой оси, Обход ступы во все времена считался одним из самых благочестивых поступков, которые регулярно совершают все буддисты. Из ранних ступ наиболее знаменита своими рельефами ступа из Бхархута

Пещерные культовые сооружения - это храмы и монастыри. Архитектура монастыря (вихара) не слишком интересна - это несколько залов прямоугольной формы с плоской крышей. Зато храм (чайтья) впечатляет организацией пространства и сложностью отделки. В храм ведут три входа: центральный - для торжественных случаев и два боковых - для монахов и паломников. Перед ними устроены бассейны, где совершали ритуальное омовение. На фасадах чайтий обращают на себя внимание изображения супружеских пар - вероятно, жертвователей. В это время происходят серьезные изменения как в самом буддизме, так и в мировоззрении небуддийской Индии. В буддизме зарождается концепция махаяны, Великой Колесницы, одним из положений которой является присутствие природы будды в каждом живом существе. В индуизме развивается учение бхакти, то есть личного общения с божеством, не требующее пышных жертв, основанное на искреннем чувстве устремления к богу. Несмотря на всё различие этих учений, их объединяет отсутствие грани между обычным человеком и той сущностью, которая считается высочайшей; Исключительного расцвета искусство Гандхары достигло при "царе царей" Канишке (78-123 годы). При Канишке был созван Четвертый буддийский собор, где и оформилось учение махаяны. Именно к этому периоду относятся наиболее одухотворенные образы Будды, Совершенно иным является искусство Матхуры (среднеиндийское царство, на территории которого находится современный Дели), где шло развитие чисто индийских традиций, так что и мужские и женские фигуры предстают мощными, красавицы - с пышной грудью и бедрами, мужчины (в первую очередь, Будда) - с плечами невероятной ширины. Искусство Гуптов отличается глубокой человечностью, пластическим совершенством скульптуры и монументальной архитектурой. Искусствоведы говорят о лаконической соразмерности, гармоническом равновесии всех пропорций.

Прославленный пещерныймонастырь в Аджанте знаменит своими фресками - поскольку это практически единственная дошедшая до нас живопись этого времени.

Самая древняя из дошедших до нас фресок Аджанты (пещера №10, II век до н.э.) изображает ряд сюжетов из джатаки о слоне Чхадданта с шестью бивнями.

Язык буддийских композиций подчас представляет собой идеограммы. Это касается не только фресок, примеры подобного можно найти и в каменной резьбе ограды и ворот ступ. Ярким примером идеограммы служит один из фризов Аджанты, где под восьмью фигурами будд изображены восемь пар влюбленных. Смысл этой идеограммы таков: Учение Будды - это махасукха, "великое наслаждение". Разумеется, счастье от постижения Учения разительно отличается от любовного наслаждения, но традиция передавать восторг просветленного духа через упоение любви в буддизме оказалась очень сильна.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. (Сад камней в Японии).

 

Искусство древнего Китая

 

Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Идеология. Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь — это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил — Света и Тьмы.

В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Очень силен был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того — она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.

Даосизм возник на рубеже VI — V вв. до н. э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово в этом труде дао, что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило, порядок, смысл, закон и т. д. Дао — это единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Центральная проблема доктрины даосизма — учение о бессмертии.

VI—V вв. до н. э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоз-зренческая система — конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). Причину всех невзгод и беспорядков в обществе —Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Конфуций считал, что основные добродетели человека — верность, послушание и почитание родителей и старших.

Моизм. В V в. до н. э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась еще одна школа. Название этой школы произошло от имени ее основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступили против важнейших положений конфуцианства, в частности, против обоснования привилегированного общественно-политического и социально-экономического положения наследственной аристократии.

В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Наука. Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. В книгах по астрономии имелись карты звездного неба, составленные впервые астрономом Чжан Хэн, жившим во II в. н. э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус, Значительный вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых крупных достижений китайских лекарей стало изобретение наркотиков — уже в I тыс. до н. э. их широко применяли в лечебной практике.

Литература. Древнейшие дошедшие до нас памятники китайской литературы относятся к I тыс. до н. э. Это «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, а также «Книга перемен». Первый поэт, имя которого известно в истории китайской поэзии, — Цюй Юань (ок. 340—ок. 278 до н. э.). Его творчество знаменует переход от фольклорной традиции к авторской.

Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости.

Зеленый нефрит был в Китае предметом культа, он почитался «вечным камнем» и использовался для увековечения культа и памяти предков

Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора.

Архитектура. Уже в I тыс. до н. э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз, — пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани (523 г.),

Музыка. Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые из бамбука, глины и др. На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи». В нем отражены представления китайцев о музыке. Она рассматривалась ими как некая космическая сила: Тоны звукорядов обозначали иерархический порядок: первый тон — гун — символизировал правителя, второй — шан — чиновников и т.д.

Театр. Существенна была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления. В целом китайский театр объединял также танец, пение, речь, действие, акробатику. Известно, что уже в I в. н. э. на пиршествах и свадьбах знать развлекалась представлениями кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Первые куклы в Китае были механические и приводились в движение водой.

Декорации в традиционном китайском театре отсутствовали: для него были характерны фантастический колорит и символическое обозначение ситуаций. Так, обыкновенный стул мог с успехом заменить гору, флажок с изображением рыбок — реку; плетка в руках актера обозначала верховую езду, а веер — ветреность характера.

Актеры в старом Китае считались низшим сословием, хотя на них и смотрели как на медиумов, посредников между людьми и духами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.008 с.)