Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство гандхары и матхуры 1-4 вв. Возникновение антропорфного облика Будды.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гандхара (Пакистан) - древняя историческая область северо-запада Индии. С 558 года до н.э. находилась под властью Ахеменидов, с 327 года до н.э. Александра Македонского, затем греко-бактрийцев, шаков, кушанов (кочевых скифских племен) 20-225 гг., в 240-460 гг. - сасанидского Ирана. Под гандхарским искусством подразумевается прежде всего школа, иконография которой отсюда на соседние территории. Гандхарское искусство возникло во время господства шаков, развилось при кушанах, существовало более 5 веков. Для гандхарской архитектуры характерны монастыри (вихары). Большие вихары строились из бревен на кирпичном основании и могли иметь несколько этажей. Внутри них находились разнообразные помещения, стены покрывались тонкой штукатуркой (чунам) и расписывались сценами на буддийские сюжеты и орнаментальными узорами: плетеными гирляндами, узоры из ползучих растений, из лент. Форма гандхарских ступ удлиненная. Ступа Шахджи-ки-Дхери, имевшая пятиярусный каменный пьедестал высотой около 168 м, на котором деревянную многоэтажную надстройку с 13-этажной хармикой общей высотой 122 м, которую завершала 27 метровая металлическая мачта, считалась чудом Азии. Бихара (санскр. - хижина, убежище) ~- скальный буддийский храм. представлявший собой зал. окруженный кельями. место обитания монахов. состоящие из ступ и кварталов улиц для монахов (сангхарама).
Иконография Будды. С 3-го века при крупном кушанском правителе Канишке был созван четвертый буддийский собор, на котором оформился культ махаяны, а также бхагаватизм с его идеей бхакти -благоговейной любви к личному божеству (Кришне), что требовало почитание божества в человеческом облике. Родилась потребность иметь для поклонения антропоморфные статуи Будды и первоначальный запрет на его изображение был нарушен. Канон Будды передает три момента жизни Будды. Им соответствует позиция сидящего в позе йога, Будды-проповедника, неспешно шествующего вперед и Будды, возлежащего на смертном одре. Канонично одеяние Будды: дхоти набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток, утарасангу - род поколений рубахи без рукавов, поверх просторная накидка с прорезью у шеи - сангхати. Обязательная деталь образ Будды нимб, знак славы. В эпоху Гуптов была продумана система жестов - хаста и символической игры пальцев - мудра. Если главное значение получает положение пальцев -это мудра, если руки - это хаста. У изображений Будды и других божеств 12 основных мудр и хает, 5 - главные в изображении Будды.. Это: Абхайя-мудра - «подойди ко мне без страха», Дхияна-мудра или самадхи-мудра - постижение мудрости в состоянии глубокой медитации, знак размышления, выражение экстаза сосредоточенности), кисти сложены ладонь в ладонь одна на другой «Кпятва Земле)), правая рука опущена у правого колена, касаясь земли, дхармачакра-мудра - провозглашение учения «колеса Закона - кисти рук у груди с особым расположением пальцев, Варада-мудра - наделение милостью, когда левая рука опущена раскрытой ладонью вниз. Сидячий Будда предстает со скрещенными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами - каноническая поза падма-асана (лотосовая). Будда в данном случае предстает как великий йогин, погруженный в саматхи (высшее состояние сознания). Этой позе соответствуют три мудры: дхъяна-мудра, бхумиспарша-мудра (знак призыва Земли в свидетели), дхармачакрамудра. Будда, стоящий в широкой одежде с протянутой благославляющей рукой - созерцатель, стоящий со скрещенными ногами. Это поза абхайя-мудра - правая рука приподнята ладонью наружу, а левая придерживает край одежды. Будда на смертном одре возлежит на правом боку, с ладонью правой руки под головой.
Буддийский пантеон. Согласно канону приходу Будды в мир предшествовали 24 «земных будды», изобразительная концепция была принята единой для всех. Особая роль отводилась бодхисатве Майтрее. Бодхисатва (санскр. Стремящийся к просветлению), в буддизме существо, достигшее высшего духовного совершенства, имеющее право на обретение нирваны, но отказавшееся от нее из-за любви и сострадания ко всем живущим и устремления указать им путь к спасению. Считалось, что он пребывает в высших небесах Тушита и ему предстоит прийти на землю в мессианской роли Будды будущего. Все другие являлись бодхисатвами дхъяни и рассматривались как духовные сыны дхъянских Будд и их эманация. Позы бодхисатв каноничны. Они сидят с жестом абхайя-мудра или стоят с жестом милосердия, в левой руке какой-либо атрибут. Одеяния существенно отличаются от одежды Будды. На бодхисатвах костюмы кшатриев: дхоти, подпоясанное на бедрах ремешком или перекрученным шнуром, нисподающее до щиколоток. Длинный шарф-уттарийя, обычно наброшенный на левое плечо, подхваченный через левую руку. На них драгоценные украшения, на голове или тюрбан с украшениями и развевающимися лентами, в ушах - тяжелые серьги. Буддизм вобрал в себя множество божеств иных религий, прежде всего из индуистского круга, отчасти из греческого и среднеазиатско-иранского пантеона. Среди второстепенных богов индийской мифологии, включеных буддизмом в свой пантеон, интересен образ Паичик - Куберы (Панчика-главный военачальник сонма якшей, царем которых был Кубера. В слитом образе Панчики -Куберы это божество чаще всего предстает с.. Харити, в буддийской мифологии Харити-пожирательница детей становится воплощением чадолюбия и покровительницей материнства - индийской мадонной. Чаще всего Харити восседает рядом с Панчикой-Куберой среди детей. Из цикла низших божеств изображались также дэеаты -небесные гении, якши и якшини и г.андхарвы -небесные музыканты. Последних изображали с лютней, арфой, флейтой, барабаном, они воплощали панча-махашабда - 5 великих звуков небесной гармонии. Будизм воспринял от древнеиндийской мифологии образцы причудливых демонических существ, необычайно экспрессивное описание которых содержится в «Махабхарате»: И твари явились, - престрашны, премноги, И все - многоруки, и все - многоноги, А те - многоморды, а те - многоглавы, А эти - плешивы, а эти - кудрявы. Природа у тех обозначилась птичья, У этих - различных животных обличья. Здесь были подобья собачьи, кабаньи, Медвежьи, верблюжьи, кошачьи, бараньи. Коровьи, тигриные и обезьяньи. Змеиные - в жутком и грозном сверканьи». Земное окружение Будды. Прямыми последователями Будды считались монахи и аскеты. Они, согласно уставу, обриты, тело окутано в сангхати грубой ткани, ноги босы. Образ монахов лишен персональных черт, возраста и даже пола. В противоположность монахов, аскеты (архаты), которые считались вступившими на одну из высших ступеней по пути к спасению, были активными искателями истины. Это мудрецы, обитавшие вне монастырских общин: изможденное немолодое лицо с густой бородой и усами, никогда не стриженые, завязанные узлом наверху волосы, на теле накидка, иногда лишь набедренная повязка. У аскетов лица полны глубокого раздумья или экзальтации.
Эпоха Гуптов (320-480 гг. н.э.) - золотой век индийского искусства Династия Гуптов была основана в Магадхе, когда Чандрагупта 1 вступил на престол и породнился с правителем из клана Личчхави. Империя Гуптов была последней крупной державой Древней Индии, процветавшей около 165 лет, затем она распалась под ударами гуннов. При Гуптах в изменяющихся социальных условиях сложился индуизм. В этой связи на смену буддийским джатакам приходит великий эпос. «Лураны» («Древние»), сборники рассказов, басен и сказок «Хитопадеша» («Добрый совет»). Калидаса, живший между 400-450 гг. в своих произведениях «Потеряное кольцо Шакунталы», «Облако-вестник» полнее всего выразил дух эпохи Гуптов. Архитектура Гуптов характеризуется идеальными пропорциями и уравновешенностью, пластическими формами, свободной их композиции и простотой. Жемчужина раннегуптской архитектуры храм Вишну Дасаватара 5-6 вв. в Деогархе - святилище, возвышающееся на квадратном постаменте с четырьмя лестницами, к нему с каждой стороны примыкают колонные портики. Пирамидальная башня поднимается над святилищем на высоту 12.2 м. Все портики, кроме входного, украшены горельефами, на одном изображен Вишну, лежащий на змее вечности Шеше, у его ног супруга (Лакшми). Пещеры Аджанты - одного из центров распространения буддизма. Живопись, принадлежащая к 4-8 векам сохранилась в 16 пещерах. Пещерные храмы и монастыри вытянулись по ущелью почти на 550 м. И полукругом охватывают поворот реки. Они высекались по единому плану, с перерывами во времени на протяжении почти 8 с половиной столетий. К каждой пещере от реки вели ступени. По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте не являются подлинно фресками: сначала на стену наносился слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот шероховатый слой накладывался толщиной 4 до 18 мм. Накладывался очень тонкий грунт белой штукатурки - чунам. Его наносили щеткой и иногда полировали железной лопаткой. Яичные краски растриали с добавлением рисовой и льняной воды с патокой и клеем. Первоначально на белой штукатурке рисовали черные или коричневые контуры будущей росписи, потом затем заполняли красочным слоем и опять полировали. Общим с фреской здесь была сырость грунта и удивительный эффект свечения красок в темноте, по крайней мере одной -белесовато-телесного цвета. Разнообразие красок невелико: коричневатая, белая, красная, зеленая, синяя, желтая, с преобладающим коричнево-оранжевой. Росписи был как декоративно-орнаметальные, так и жанровые, представлявшие сцены из длсатак и жизни Гаутамы Будды. Все изобилие живых существ, предметов и деталей архитектуры объединено единым ритмом композиции и красочной гаммы. Линия горизонта отсутствует. Иконография индуистского пантеона. В первых четырех ведах упоминается 33 божества. В брахманизме сложилась более стройная система мироздания, наряду со старыми появилось множество других богов. Особенно разнообразен индуистский культ. Наряду с главными богами Брахмой, Вишну и Шивой существует сонм божеств. Подлинным наименованием индуистской религии в целом была ария-дхарма или санат-дхарма (вечная дхарма). Ныне ее обычно называют хинду-дхарма Брахма. Брахма-творец мира, первое лицо Тримурти. В законах Ману происхождение Брахму объясняется достаточно сложно. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. Семя стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу. В нем он родился как Брахма, прародитель всего мира. Воды называются Нара, они были первым его местом пребывания, поэтому он называется Нарайяной. В свою очередь породил Праджапати (Отцов всех творений), он же породил 7 Ману, последний из которых относится к современной эпохе. Ману породили риши (мудрецов), представленных в небесном мире звездами Большой медведицы, женившихся на 7 Плеядах. Рай Брахмы находится на вершине мифологической горе Меру, в центре земли, на севере от Гималаев. Священный небесный Ганг течет вокруг него. Из значительных храмов, посвященных Брахме, ныне остался только один. Культа Брахмы почти не существует, он вытеснен поклонением Вишну и Шиве. В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и руки, цвет кожи красный или золотой, одежды - белый. Его вахана -лебедь или гусь. Вахана — изображение ездовых животных и птиц, на которых восседают буддийские или индуистские божества символизируют космические свойства богов, их связь со сторонами света, светилами, пятью первоэлементами. Голова Брахма господствует над четырьмя сторонами света, из них произошли 4 веды, он считается божеством мудрости, а его Жена Сарасвати - богиней учености. У скульптурных изображений Брахмы позади нимб в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи перемычки и означающий ореол славы. Другие атрибуты - сосуд для воды из священного Ганга или топленого масла, четки, символизирующие вечность, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга с частью текста четырех вед, священная трава и ложка для возлияния на огонь жертвенного масла. Как правило Брахма стоит, на его голове короноподобная прическа, в ушах серьги. В правой руке - четки, нижняя в положении абхайя-мудра. Сосу д,-камандолу он держит в одной из левых рук, другая выражает варада- мудру. Брахма - единственное божество индуизма, которое иногда изображают бородатым. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на лебеде. Брахме не приписывают никаких воплощений. В состоянии йога он показывается медитирующим, в состоянии бхога (удовлетворении светского характера) его показывают с одной и ли с двумя женами. В третьем состоянии (вира] воинской доблести он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии грозном и устрашающем он изображается с сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто уничтожает врагов. Вишну. Вишну-охранитель мира, в своей основной сущности связан с солнцем. В ведах Вишну совершает три шага вокруг земли, символизирующих восход, зенит и закат солнца. Для вишнуитов он превратился в олицетворение бытия мира, верховное божество. По своей природе Вишну утончен, полон всепрощения. Он стоит на страже мирового благого Закона, воплощается в виде аватаров для помощи людям. Культ Вишну появился на севере Индии, на исконной земле ариев. В изобразительном искусстве Вишну предстает как самый прекрасный из верховных существ. В стоячем виде он изображается с женой Лакшми -самой прекрасной из богинь. Иногда они изображаются летящими на Гаруде. Вишну изображается с 4-мя руками, в правой - диск (ч акра), служащий метательным орудием, нижняя выражает покровительство (варада-мудра). В одной из левых рук - раковина. Если Вишну изображается йогином. На голове коническая корона, в ушах серьги, на шее ожерелья. На Вишну пояс, набедренная перевязь и гирлянда из цветов, свисающая почти до колен. У Вишну, представленном сидячим, четыре руки с обычными атрибутами. В живописи изображается синим или черным. У Вишну три супруги: Лакшми или Шридэви, Бху.ыи-дэви (богиня земли), Нила-дэви. Вахана Вишну -Гаруда считается царем птиц и истребителем змей. Изображается Гаруда с головой и грудью коршуна, с крыльями за спиной с человеческим туловищем в нижней части. Особенность образа Вишну - его многочисленные воплощения в разных земных формах. Среди них насчитывается 10 имеющих особое значение и называемых аватарами. Пять относятся к иным мирам, это рыба, черепаха, вепрь, человеко-лев и карлик. Следующие воплощения относятся к нашему миру. Это - Парашурама, Рамачандра, Кришна и Будда. Последний из аватар Вишну будет спаситель, который придет в конце Кали-юги. Все воплощения Вишну характеризуются точно установленными иконографическими чертами Так, Рамачандра изображается в виде воина с большим луком и колчаном стрел. Справа от него - Сита, слева - Лакшман. Кришна изображается в виде прекрасного юноши-пастуха, играющего на свирели. Будда чаще всего изображается в позе падма-асана, на лотосовом пьедестале. Подошвы рук и ног имеют знак лотоса в круге или квадрате. Шива. Шива изображается божеством несущим как благо, так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Если Шива изображен танцующим, у него может быть более 4 рук, под одной ногой находится распластанная фигурка карлика. Шива может держать в руках трезубец, четки, меч, половину черепа. Изображается вместе с женой Утой. С X века искусство приобретает устойчиво канонические формы, со временем не меняющиеся и сохраняющие свое значение вплоть до настоящего времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.009 с.) |