Искусство гандхары и матхуры 1-4 вв. Возникновение антропорфного облика Будды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство гандхары и матхуры 1-4 вв. Возникновение антропорфного облика Будды.



Гандхара (Пакистан) - древняя историческая область северо-запада Индии. С 558 года до н.э. находилась под властью Ахеменидов, с 327 года до н.э. Александра Македонского, затем греко-бактрийцев, шаков, кушанов (кочевых скифских племен) 20-225 гг., в 240-460 гг. - сасанидского Ирана. Под гандхарским искусством подразумевается прежде всего школа, иконография которой отсюда на соседние территории. Гандхарское искусство возникло во время господства шаков, развилось при кушанах, существовало более 5 веков. Для гандхарской архитектуры характерны монастыри (вихары).

Большие вихары строились из бревен на кирпичном основании и могли иметь несколько этажей. Внутри них находились разнообразные помещения, стены покрывались тонкой штукатуркой (чунам) и расписывались сценами на буддийские сюжеты и орнаментальными узорами: плетеными гирляндами, узоры из ползучих растений, из лент. Форма гандхарских ступ удлиненная. Ступа Шахджи-ки-Дхери, имевшая пятиярусный каменный пьедестал высотой около 168 м, на котором деревянную многоэтажную надстройку с 13-этажной хармикой общей высотой 122 м, которую завершала 27 метровая металлическая мачта, считалась чудом Азии.

Бихара (санскр. - хижина, убежище) ~- скальный буддийский храм. представлявший собой зал. окруженный кельями. место обитания монахов. состоящие из ступ и кварталов улиц для монахов (сангхарама).

 

Иконография Будды.

С 3-го века при крупном кушанском правителе Канишке был созван четвертый буддийский собор, на котором оформился культ махаяны, а также бхагаватизм с его идеей бхакти -благоговейной любви к личному божеству (Кришне), что требовало почитание божества в человеческом облике. Родилась потребность иметь для поклонения антропоморфные статуи Будды и первоначальный запрет на его изображение был нарушен. Канон Будды передает три момента жизни Будды. Им соответствует позиция сидящего в позе йога, Будды-проповедника, неспешно шествующего вперед и Будды, возлежащего на смертном одре. Канонично одеяние Будды: дхоти набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток, утарасангу - род поколений рубахи без рукавов, поверх просторная накидка с прорезью у шеи - сангхати. Обязательная деталь образ Будды нимб, знак славы. В эпоху Гуптов была продумана система жестов - хаста и символической игры пальцев - мудра. Если главное значение получает положение пальцев -это мудра, если руки - это хаста. У изображений Будды и других божеств 12 основных мудр и хает, 5 - главные в изображении Будды.. Это: Абхайя-мудра - «подойди ко мне без страха», Дхияна-мудра или самадхи-мудра - постижение мудрости в состоянии глубокой медитации, знак размышления, выражение экстаза сосредоточенности), кисти сложены ладонь в ладонь одна на другой

«Кпятва Земле)), правая рука опущена у правого колена, касаясь земли,

дхармачакра-мудра - провозглашение учения «колеса Закона - кисти рук у груди с особым расположением пальцев,

Варада-мудра - наделение милостью, когда левая рука опущена раскрытой ладонью вниз.

Сидячий Будда предстает со скрещенными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами - каноническая поза падма-асана (лотосовая). Будда в данном случае предстает как великий йогин, погруженный в саматхи (высшее состояние сознания). Этой позе соответствуют три мудры: дхъяна-мудра, бхумиспарша-мудра (знак призыва Земли в свидетели), дхармачакрамудра.

Будда, стоящий в широкой одежде с протянутой благославляющей рукой - созерцатель, стоящий со скрещенными ногами. Это поза абхайя-мудра - правая рука приподнята ладонью наружу, а левая придерживает край одежды. Будда на смертном одре возлежит на правом боку, с ладонью правой руки под головой.

 

Буддийский пантеон.

Согласно канону приходу Будды в мир предшествовали 24 «земных будды», изобразительная концепция была принята единой для всех. Особая роль отводилась бодхисатве Майтрее.

Бодхисатва (санскр. Стремящийся к просветлению), в буддизме существо, достигшее высшего духовного совершенства, имеющее право на обретение нирваны, но отказавшееся от нее из-за любви и сострадания ко всем живущим и устремления указать им путь к спасению.

Считалось, что он пребывает в высших небесах Тушита и ему предстоит прийти на землю в мессианской роли Будды будущего. Все другие являлись бодхисатвами дхъяни и рассматривались как духовные сыны дхъянских Будд и их эманация. Позы бодхисатв каноничны. Они сидят с жестом абхайя-мудра или стоят с жестом милосердия, в левой руке какой-либо атрибут. Одеяния существенно отличаются от одежды Будды. На бодхисатвах костюмы кшатриев: дхоти, подпоясанное на бедрах ремешком или перекрученным шнуром, нисподающее до щиколоток. Длинный шарф-уттарийя, обычно наброшенный на левое плечо, подхваченный через левую руку. На них драгоценные украшения, на голове или тюрбан с украшениями и развевающимися лентами, в ушах - тяжелые серьги.

Буддизм вобрал в себя множество божеств иных религий, прежде всего из индуистского круга, отчасти из греческого и среднеазиатско-иранского пантеона. Среди второстепенных богов индийской мифологии, включеных буддизмом в свой пантеон, интересен образ Паичик - Куберы (Панчика-главный военачальник сонма якшей, царем которых был Кубера. В слитом образе Панчики -Куберы это божество чаще всего предстает с.. Харити, в буддийской мифологии Харити-пожирательница детей становится воплощением чадолюбия и покровительницей материнства - индийской мадонной. Чаще всего Харити восседает рядом с Панчикой-Куберой среди детей. Из цикла низших божеств изображались также дэеаты -небесные гении, якши и якшини и г.андхарвы -небесные музыканты. Последних изображали с лютней, арфой, флейтой, барабаном, они воплощали панча-махашабда - 5 великих звуков небесной гармонии. Будизм воспринял от древнеиндийской мифологии образцы причудливых демонических существ, необычайно экспрессивное описание которых содержится в «Махабхарате»: И твари явились, - престрашны, премноги, И все - многоруки, и все - многоноги, А те - многоморды, а те - многоглавы, А эти - плешивы, а эти - кудрявы. Природа у тех обозначилась птичья, У этих - различных животных обличья. Здесь были подобья собачьи, кабаньи, Медвежьи, верблюжьи, кошачьи, бараньи. Коровьи, тигриные и обезьяньи. Змеиные - в жутком и грозном сверканьи».

Земное окружение Будды. Прямыми последователями Будды считались монахи и аскеты. Они, согласно уставу, обриты, тело окутано в сангхати грубой ткани, ноги босы. Образ монахов лишен персональных черт, возраста и даже пола. В противоположность монахов, аскеты (архаты), которые считались вступившими на одну из высших ступеней по пути к спасению, были активными искателями истины. Это мудрецы, обитавшие вне монастырских общин: изможденное немолодое лицо с густой бородой и усами, никогда не стриженые, завязанные узлом наверху волосы, на теле накидка, иногда лишь набедренная повязка. У аскетов лица полны глубокого раздумья или экзальтации.

 

Эпоха Гуптов (320-480 гг. н.э.) - золотой век индийского искусства

Династия Гуптов была основана в Магадхе, когда Чандрагупта 1 вступил на престол и породнился с правителем из клана Личчхави. Империя Гуптов была последней крупной державой Древней Индии, процветавшей около 165 лет, затем она распалась под ударами гуннов. При Гуптах в изменяющихся социальных условиях сложился индуизм. В этой связи на смену буддийским джатакам приходит великий эпос. «Лураны» («Древние»), сборники рассказов, басен и сказок «Хитопадеша» («Добрый совет»). Калидаса, живший между 400-450 гг. в своих произведениях «Потеряное кольцо Шакунталы», «Облако-вестник» полнее всего выразил дух эпохи Гуптов. Архитектура Гуптов характеризуется идеальными пропорциями и уравновешенностью, пластическими формами, свободной их композиции и простотой. Жемчужина раннегуптской архитектуры храм Вишну Дасаватара 5-6 вв. в Деогархе - святилище, возвышающееся на квадратном постаменте с четырьмя лестницами, к нему с каждой стороны примыкают колонные портики. Пирамидальная башня поднимается над святилищем на высоту 12.2 м. Все портики, кроме входного, украшены горельефами, на одном изображен Вишну, лежащий на змее вечности Шеше, у его ног супруга (Лакшми).

Пещеры Аджанты - одного из центров распространения буддизма. Живопись, принадлежащая к 4-8 векам сохранилась в 16 пещерах. Пещерные храмы и монастыри вытянулись по ущелью почти на 550 м. И полукругом охватывают поворот реки. Они высекались по единому плану, с перерывами во времени на протяжении почти 8 с половиной столетий. К каждой пещере от реки вели ступени. По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте не являются подлинно фресками: сначала на стену наносился слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот шероховатый слой накладывался толщиной 4 до 18 мм. Накладывался очень тонкий грунт белой штукатурки - чунам. Его наносили щеткой и иногда полировали железной лопаткой. Яичные краски растриали с добавлением рисовой и льняной воды с патокой и клеем. Первоначально на белой штукатурке рисовали черные или коричневые контуры будущей росписи, потом затем заполняли красочным слоем и опять полировали. Общим с фреской здесь была сырость грунта и удивительный эффект свечения красок в темноте, по крайней мере одной -белесовато-телесного цвета. Разнообразие красок невелико: коричневатая, белая, красная, зеленая, синяя, желтая, с преобладающим коричнево-оранжевой. Росписи был как декоративно-орнаметальные, так и жанровые, представлявшие сцены из длсатак и жизни Гаутамы Будды. Все изобилие живых существ, предметов и деталей архитектуры объединено единым ритмом композиции и красочной гаммы. Линия горизонта отсутствует.

Иконография индуистского пантеона. В первых четырех ведах упоминается 33 божества. В брахманизме сложилась более стройная система мироздания, наряду со старыми появилось множество других богов. Особенно разнообразен индуистский культ. Наряду с главными богами Брахмой, Вишну и Шивой существует сонм божеств. Подлинным наименованием индуистской религии в целом была ария-дхарма или санат-дхарма (вечная дхарма). Ныне ее обычно называют хинду-дхарма Брахма.

Брахма-творец мира, первое лицо Тримурти. В законах Ману происхождение Брахму объясняется достаточно сложно. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. Семя стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу. В нем он родился как Брахма, прародитель всего мира. Воды называются Нара, они были первым его местом пребывания, поэтому он называется Нарайяной. В свою очередь породил Праджапати (Отцов всех творений), он же породил 7 Ману, последний из которых относится к современной эпохе. Ману породили риши (мудрецов), представленных в небесном мире звездами Большой медведицы, женившихся на 7 Плеядах. Рай Брахмы находится на вершине мифологической горе Меру, в центре земли, на севере от Гималаев. Священный небесный Ганг течет вокруг него. Из значительных храмов, посвященных Брахме, ныне остался только один. Культа Брахмы почти не существует, он вытеснен поклонением Вишну и Шиве. В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и руки, цвет кожи красный или золотой, одежды - белый. Его вахана -лебедь или гусь.

Ваханаизображение ездовых животных и птиц, на которых восседают буддийские или индуистские божества символизируют космические свойства богов, их связь со сторонами света, светилами, пятью первоэлементами.

Голова Брахма господствует над четырьмя сторонами света, из них произошли 4 веды, он считается божеством мудрости, а его Жена Сарасвати - богиней учености. У скульптурных изображений Брахмы позади нимб в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи перемычки и означающий ореол славы. Другие атрибуты - сосуд для воды из священного Ганга или топленого масла, четки, символизирующие вечность, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга с частью текста четырех вед, священная трава и ложка для возлияния на огонь жертвенного масла. Как правило Брахма стоит, на его голове короноподобная прическа, в ушах серьги. В правой руке - четки, нижняя в положении абхайя-мудра. Сосу д,-камандолу он держит в одной из левых рук, другая выражает варада- мудру. Брахма - единственное божество индуизма, которое иногда изображают бородатым. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на лебеде. Брахме не приписывают никаких воплощений. В состоянии йога он показывается медитирующим, в состоянии бхога (удовлетворении светского характера) его показывают с одной и ли с двумя женами. В третьем состоянии (вира] воинской доблести он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии грозном и устрашающем он изображается с сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто уничтожает врагов. Вишну.

Вишну-охранитель мира, в своей основной сущности связан с солнцем. В ведах Вишну совершает три шага вокруг земли, символизирующих восход, зенит и закат солнца. Для вишнуитов он превратился в олицетворение бытия мира, верховное божество. По своей природе Вишну утончен, полон всепрощения. Он стоит на страже мирового благого Закона, воплощается в виде аватаров для помощи людям. Культ Вишну появился на севере Индии, на исконной земле ариев.

В изобразительном искусстве Вишну предстает как самый прекрасный из верховных существ. В стоячем виде он изображается с женой Лакшми -самой прекрасной из богинь. Иногда они изображаются летящими на Гаруде. Вишну изображается с 4-мя руками, в правой - диск (ч акра), служащий метательным орудием, нижняя выражает покровительство (варада-мудра). В одной из левых рук - раковина. Если Вишну изображается йогином. На голове коническая корона, в ушах серьги, на шее ожерелья. На Вишну пояс, набедренная перевязь и гирлянда из цветов, свисающая почти до колен. У Вишну, представленном сидячим, четыре руки с обычными атрибутами. В живописи изображается синим или черным. У Вишну три супруги: Лакшми или Шридэви, Бху.ыи-дэви (богиня земли), Нила-дэви. Вахана Вишну -Гаруда считается царем птиц и истребителем змей. Изображается Гаруда с головой и грудью коршуна, с крыльями за спиной с человеческим туловищем в нижней части. Особенность образа Вишну - его многочисленные воплощения в разных земных формах. Среди них насчитывается 10 имеющих особое значение и называемых аватарами. Пять относятся к иным мирам, это рыба, черепаха, вепрь, человеко-лев и карлик. Следующие воплощения относятся к нашему миру. Это - Парашурама, Рамачандра, Кришна и Будда. Последний из аватар Вишну будет спаситель, который придет в конце Кали-юги. Все воплощения Вишну характеризуются точно установленными иконографическими чертами Так, Рамачандра изображается в виде воина с большим луком и колчаном стрел. Справа от него - Сита, слева - Лакшман. Кришна изображается в виде прекрасного юноши-пастуха, играющего на свирели. Будда чаще всего изображается в позе падма-асана, на лотосовом пьедестале. Подошвы рук и ног имеют знак лотоса в круге или квадрате. Шива.

Шива изображается божеством несущим как благо, так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Если Шива изображен танцующим, у него может быть более 4 рук, под одной ногой находится распластанная фигурка карлика. Шива может держать в руках трезубец, четки, меч, половину черепа. Изображается вместе с женой Утой.

С X века искусство приобретает устойчиво канонические формы, со временем не меняющиеся и сохраняющие свое значение вплоть до настоящего времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.013 с.)