Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование основ китайской цивилизации и культуры.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ВОСТОКА Программа Основные периоды развития культуры и искусства Индии: доарийскии, ведический, буддисткий, классический (империя Гуптов). Искусство Китая в древний период (династии Шан-Инь. Чжоу. Цинь и Хань). классический период (Тан и Сун),.зрелое и позднее средневековье. Искусство Японии: основные принципы и ведущие виды и жанры в историческом развитии. Основы мусульманской культовой архитектуры и декора. Виды орнамента.
Тематический план лекций. Тема 1. Генезис искусства Китая. Символический характер и связь с ритуалом. Триединство живописи, каллиграфии и литературы - особенность китайского искусства. Школы живописи. Архитектура и градостроительство. Декоративно-прикладное искусство. Тема 2. Искусство Японии в ранний период (кофуны и погребальная пластика). Принятие буддизма и его влияние на искусство Японии (буддийская скульптура и храмовое буддийское зодчество). Слияние религии синто и дзен-буддизма. Пантеистическое пейзажное мировосприятие и его проявление в ландшафтной архитектуре и живописи. Искусство периода Эдо (живопись ямато-э, графика укие-э). Тема 3. Искусство Индии. Искуство Мохенджо-Даро и Хараппы. Арийский период культуры и искусства Индии. Искусство периода Ашоки. Искусство Гандхары и формирование буддийской иконографии. Живопись Аджанты. Империя Гуптов - классический период развития искусства Индии. Индуистский пантеон. Основы индуистского зодчества. Южноиндийский и североиндийский тип храма.
Форма отчетности: зачет в устной форме.
Вопросы к зачету:
1. Искусство династий Шан-Инь и Чжоу (керамика и бронзовое литье,). 2. Искусство в период династий Цинь и Хань (погребальные комплексы, зодчеств и скульптура). 3. Искусство раннесредневекового Китая (буддийские храмы, живопись и скульптура). 4. Основы китайской живописи. 5. Основные школы китайской живописи времен Тан и Сун. 6. Архитектура при Мин. 7. Живопись интеллектуалов (взньжэньхуа) 8. Синтоистский храм, погребальные курганы и погребальная пластика (искусов начального периода Японии). 9. Искусство периода Асука и Нара (ранние буддийские монастыри, буддийская скульптура. Культ и иконография Каннон). 10. Пейзажное мышление и его проявление в стиле сеин. пейзажной живописи. 11.Искусство периода Муромати (сады дзенских монастырей, чайная церемония) 12.Графика укие-э. Китагава Утамаро (1753-1806, Хакусика Хокусай (1760-1849). 13.Скульптура и градостроительство Хараппы и Мохенджо-даро. 14. Арийский период индийского искусства. 15.Искусство при Ашоке (символика стамбхи, ступы и чайтьи). 16.Формирование иконографии Будды. 17.Буддийский пантеон в искусстве. 18.Живопись Аджанты. 19. Период Гуптов - «золотой век индийского искусства». 20. Индуистский пантеон в искусстве Индии. 21. Индуистский храм.
Обязательная литература 1. Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. Малая история искусств. - М. - Искусство. - 1978. 2. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М.. 1962. 3. Конрад Н.И. Очерки культура средневековой Японии. М., Искусство, 1980. 4. Сидорова B.C. Скульптура Древней Индии. 5. Традиционное искусство Востока. Москва. Эллис Лак. 1997. 6. Николаева Н,С. Декоративное искусство Японии. - М. - Искусство. - 1972.
Дополнительная литература:
1. Роули Дж. Принципы китайской живописи// Книга прозрений. Сост. В.В.Малявин. - М.: Наталис/ -1997. 2. Сабуро И. История японской культуры. М. - 1972. 3. Ронда и Джеффри Купер. Шедевры искусства Китая. Белфакс. -.1997. Шедевры искусства Китая
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КИТАЯ Периодизация истории культуры Китая: Мифический период - время действия императоров-первопредков и пяти совершенномудръгх государей древности................................ Ш тыс. до н.э. Легендарный период - время династии Ся, существование которой не подтверждено археологическими находками............................... ...2205-1767 гг. до н.э. Древний Китай Династия Шан-Инъ.....................................................ХУП-Х1 вв- до н.э. Династия Чжоу..........................................................Х1-111 в. до н.э. Империя Цинь............................................................221 -206 гг. до н.э. ИмперияХанъ............................................................... 206 г. до н.э.-220 г. н.э. Традиционный Китай Эпоха Шести династий.................................................... 220-589 Южнокитайские династии Суй........................................... 581-618 Тан................................................................................618-907 Эпоха Пяти династий и десяти царств.................................. 907-960 Империя Суп (северная)......................................…………………..........960-1127 Южная..........................................................................1121-1279 Монгольская династия Юань............................................... 1271-1363 Империя Мин................................................................... 1368-1643 Манчжурская династия Цин................................................ 1644-1911
Культура Китая предстает как единый духовный организм, имеющий, тем не менее определенные этапы формирования и развития. Рассмотрим те черты китайской культуры, которые последовательно складывались на определенных этапах ее истории, после чего становились постоянно действующими факторами ее духовного облика.
Литература к разделу. Р. и Дж. Купер Шедевры искусства Китая. - 1997. В художественной культуре средневекового Китая процветали поэзия и проза, театр, музыка, скульптура, живопись. Важнейшие изобретения -фарфор и книгопечатание.
Раннее средневековье (4-6 вв.) обогатило китайские традиции новым духовным содержанием. Распространение проникшего из Индии через Центральную Азию буддийского учения Махаяны содействовало консолидации власти государства, дало мощный импульс к обновлению в китайском искусстве тем и сюжетов, повлекло за собой создание культовых ансамблей, основанных на синтезе архитектуры и монументальных форм скульптуры и живописи. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных, высеченных в толще буддийских монастырей Юньган, Лунмэнь, Цяньфодун с бесчисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, красочными росписями. Сложился тип многоярусной башни- пагоды. Пагода - башня сокровищ), в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная мемориальная башня. Имеет нечетное (благопожелател ьное) количество ярусов
В изобразительном искусстве главное место заняли образы небожителей и бодхисатв, в скульптуре пещерных монастырей сложился неведомый древнему Китаю образ Будды -властителя вселенной, несущего людям свой закон. На юге страны получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип китайской иллюстративной повести на горизонтальных свитках. Первым из великих художников Китая был Гу Кайчжи (344-406), живший при династии Цинь. Традиция приписывает ему 9 картин. Дошедший до нас выполненный тушью и минеральными красками свиток работы Гу Кайчжи воспроизводит детали поэтической легенды о фее реки Ло. Проблемы духовного назначения искусства стали темой трактата. Се Хе «Шесть правил живописи». Эти правила он выразил в нескольких сложных фразах: Ритмическая жизненность. Анатомическая структура. Гармония с природой. Соответствие цвета. Художественная композиция.
Литература к теме. 1. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. -М. - 1962. 2. Ронда и Джеффри Купер. Шедевры искусства Китая. - Белфакс. - 1997. 3. Малая история искусств. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. - М. - 1979. - Китай. -С. 9-153.
ИСКУССТВО ЯПОНИИ Буддийское искусство. Из-за того, что буддизм развивался, опираясь на громадную роль государства, в стране появились великолепные произведения искусства, буддийские храмы и монастыри. Буддийские монастыри представляли группу деревянных построек (7, 9 и более), расположенных в строгом порядке на особенности мировидения японцев, отразившейся в архитектуре синтоистского храма. Проследить, как происходила«японизация» буддизма н примере буддистских храмовых комплексов. ИСКУССТВО ИНДИИ Искусство эпохи Маурьев. Иконография Будды. С 3-го века при крупном кушанском правителе Канишке был созван четвертый буддийский собор, на котором оформился культ махаяны, а также бхагаватизм с его идеей бхакти -благоговейной любви к личному божеству (Кришне), что требовало почитание божества в человеческом облике. Родилась потребность иметь для поклонения антропоморфные статуи Будды и первоначальный запрет на его изображение был нарушен. Канон Будды передает три момента жизни Будды. Им соответствует позиция сидящего в позе йога, Будды-проповедника, неспешно шествующего вперед и Будды, возлежащего на смертном одре. Канонично одеяние Будды: дхоти набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток, утарасангу - род поколений рубахи без рукавов, поверх просторная накидка с прорезью у шеи - сангхати. Обязательная деталь образ Будды нимб, знак славы. В эпоху Гуптов была продумана система жестов - хаста и символической игры пальцев - мудра. Если главное значение получает положение пальцев -это мудра, если руки - это хаста. У изображений Будды и других божеств 12 основных мудр и хает, 5 - главные в изображении Будды.. Это: Абхайя-мудра - «подойди ко мне без страха», Дхияна-мудра или самадхи-мудра - постижение мудрости в состоянии глубокой медитации, знак размышления, выражение экстаза сосредоточенности), кисти сложены ладонь в ладонь одна на другой «Кпятва Земле)), правая рука опущена у правого колена, касаясь земли, дхармачакра-мудра - провозглашение учения «колеса Закона - кисти рук у груди с особым расположением пальцев, Варада-мудра - наделение милостью, когда левая рука опущена раскрытой ладонью вниз. Сидячий Будда предстает со скрещенными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами - каноническая поза падма-асана (лотосовая). Будда в данном случае предстает как великий йогин, погруженный в саматхи (высшее состояние сознания). Этой позе соответствуют три мудры: дхъяна-мудра, бхумиспарша-мудра (знак призыва Земли в свидетели), дхармачакрамудра. Будда, стоящий в широкой одежде с протянутой благославляющей рукой - созерцатель, стоящий со скрещенными ногами. Это поза абхайя-мудра - правая рука приподнята ладонью наружу, а левая придерживает край одежды. Будда на смертном одре возлежит на правом боку, с ладонью правой руки под головой.
Буддийский пантеон. Согласно канону приходу Будды в мир предшествовали 24 «земных будды», изобразительная концепция была принята единой для всех. Особая роль отводилась бодхисатве Майтрее. Бодхисатва (санскр. Стремящийся к просветлению), в буддизме существо, достигшее высшего духовного совершенства, имеющее право на обретение нирваны, но отказавшееся от нее из-за любви и сострадания ко всем живущим и устремления указать им путь к спасению. Считалось, что он пребывает в высших небесах Тушита и ему предстоит прийти на землю в мессианской роли Будды будущего. Все другие являлись бодхисатвами дхъяни и рассматривались как духовные сыны дхъянских Будд и их эманация. Позы бодхисатв каноничны. Они сидят с жестом абхайя-мудра или стоят с жестом милосердия, в левой руке какой-либо атрибут. Одеяния существенно отличаются от одежды Будды. На бодхисатвах костюмы кшатриев: дхоти, подпоясанное на бедрах ремешком или перекрученным шнуром, нисподающее до щиколоток. Длинный шарф-уттарийя, обычно наброшенный на левое плечо, подхваченный через левую руку. На них драгоценные украшения, на голове или тюрбан с украшениями и развевающимися лентами, в ушах - тяжелые серьги. Буддизм вобрал в себя множество божеств иных религий, прежде всего из индуистского круга, отчасти из греческого и среднеазиатско-иранского пантеона. Среди второстепенных богов индийской мифологии, включеных буддизмом в свой пантеон, интересен образ Паичик - Куберы (Панчика-главный военачальник сонма якшей, царем которых был Кубера. В слитом образе Панчики -Куберы это божество чаще всего предстает с.. Харити, в буддийской мифологии Харити-пожирательница детей становится воплощением чадолюбия и покровительницей материнства - индийской мадонной. Чаще всего Харити восседает рядом с Панчикой-Куберой среди детей. Из цикла низших божеств изображались также дэеаты -небесные гении, якши и якшини и г.андхарвы -небесные музыканты. Последних изображали с лютней, арфой, флейтой, барабаном, они воплощали панча-махашабда - 5 великих звуков небесной гармонии. Будизм воспринял от древнеиндийской мифологии образцы причудливых демонических существ, необычайно экспрессивное описание которых содержится в «Махабхарате»: И твари явились, - престрашны, премноги, И все - многоруки, и все - многоноги, А те - многоморды, а те - многоглавы, А эти - плешивы, а эти - кудрявы. Природа у тех обозначилась птичья, У этих - различных животных обличья. Здесь были подобья собачьи, кабаньи, Медвежьи, верблюжьи, кошачьи, бараньи. Коровьи, тигриные и обезьяньи. Змеиные - в жутком и грозном сверканьи». Земное окружение Будды. Прямыми последователями Будды считались монахи и аскеты. Они, согласно уставу, обриты, тело окутано в сангхати грубой ткани, ноги босы. Образ монахов лишен персональных черт, возраста и даже пола. В противоположность монахов, аскеты (архаты), которые считались вступившими на одну из высших ступеней по пути к спасению, были активными искателями истины. Это мудрецы, обитавшие вне монастырских общин: изможденное немолодое лицо с густой бородой и усами, никогда не стриженые, завязанные узлом наверху волосы, на теле накидка, иногда лишь набедренная повязка. У аскетов лица полны глубокого раздумья или экзальтации.
Эпоха Гуптов (320-480 гг. н.э.) - золотой век индийского искусства Династия Гуптов была основана в Магадхе, когда Чандрагупта 1 вступил на престол и породнился с правителем из клана Личчхави. Империя Гуптов была последней крупной державой Древней Индии, процветавшей около 165 лет, затем она распалась под ударами гуннов. При Гуптах в изменяющихся социальных условиях сложился индуизм. В этой связи на смену буддийским джатакам приходит великий эпос. «Лураны» («Древние»), сборники рассказов, басен и сказок «Хитопадеша» («Добрый совет»). Калидаса, живший между 400-450 гг. в своих произведениях «Потеряное кольцо Шакунталы», «Облако-вестник» полнее всего выразил дух эпохи Гуптов. Архитектура Гуптов характеризуется идеальными пропорциями и уравновешенностью, пластическими формами, свободной их композиции и простотой. Жемчужина раннегуптской архитектуры храм Вишну Дасаватара 5-6 вв. в Деогархе - святилище, возвышающееся на квадратном постаменте с четырьмя лестницами, к нему с каждой стороны примыкают колонные портики. Пирамидальная башня поднимается над святилищем на высоту 12.2 м. Все портики, кроме входного, украшены горельефами, на одном изображен Вишну, лежащий на змее вечности Шеше, у его ног супруга (Лакшми). Пещеры Аджанты - одного из центров распространения буддизма. Живопись, принадлежащая к 4-8 векам сохранилась в 16 пещерах. Пещерные храмы и монастыри вытянулись по ущелью почти на 550 м. И полукругом охватывают поворот реки. Они высекались по единому плану, с перерывами во времени на протяжении почти 8 с половиной столетий. К каждой пещере от реки вели ступени. По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте не являются подлинно фресками: сначала на стену наносился слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот шероховатый слой накладывался толщиной 4 до 18 мм. Накладывался очень тонкий грунт белой штукатурки - чунам. Его наносили щеткой и иногда полировали железной лопаткой. Яичные краски растриали с добавлением рисовой и льняной воды с патокой и клеем. Первоначально на белой штукатурке рисовали черные или коричневые контуры будущей росписи, потом затем заполняли красочным слоем и опять полировали. Общим с фреской здесь была сырость грунта и удивительный эффект свечения красок в темноте, по крайней мере одной -белесовато-телесного цвета. Разнообразие красок невелико: коричневатая, белая, красная, зеленая, синяя, желтая, с преобладающим коричнево-оранжевой. Росписи был как декоративно-орнаметальные, так и жанровые, представлявшие сцены из длсатак и жизни Гаутамы Будды. Все изобилие живых существ, предметов и деталей архитектуры объединено единым ритмом композиции и красочной гаммы. Линия горизонта отсутствует. Иконография индуистского пантеона. В первых четырех ведах упоминается 33 божества. В брахманизме сложилась более стройная система мироздания, наряду со старыми появилось множество других богов. Особенно разнообразен индуистский культ. Наряду с главными богами Брахмой, Вишну и Шивой существует сонм божеств. Подлинным наименованием индуистской религии в целом была ария-дхарма или санат-дхарма (вечная дхарма). Ныне ее обычно называют хинду-дхарма Брахма. Брахма-творец мира, первое лицо Тримурти. В законах Ману происхождение Брахму объясняется достаточно сложно. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. Семя стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу. В нем он родился как Брахма, прародитель всего мира. Воды называются Нара, они были первым его местом пребывания, поэтому он называется Нарайяной. В свою очередь породил Праджапати (Отцов всех творений), он же породил 7 Ману, последний из которых относится к современной эпохе. Ману породили риши (мудрецов), представленных в небесном мире звездами Большой медведицы, женившихся на 7 Плеядах. Рай Брахмы находится на вершине мифологической горе Меру, в центре земли, на севере от Гималаев. Священный небесный Ганг течет вокруг него. Из значительных храмов, посвященных Брахме, ныне остался только один. Культа Брахмы почти не существует, он вытеснен поклонением Вишну и Шиве. В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и руки, цвет кожи красный или золотой, одежды - белый. Его вахана -лебедь или гусь. Вахана — изображение ездовых животных и птиц, на которых восседают буддийские или индуистские божества символизируют космические свойства богов, их связь со сторонами света, светилами, пятью первоэлементами. Голова Брахма господствует над четырьмя сторонами света, из них произошли 4 веды, он считается божеством мудрости, а его Жена Сарасвати - богиней учености. У скульптурных изображений Брахмы позади нимб в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи перемычки и означающий ореол славы. Другие атрибуты - сосуд для воды из священного Ганга или топленого масла, четки, символизирующие вечность, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга с частью текста четырех вед, священная трава и ложка для возлияния на огонь жертвенного масла. Как правило Брахма стоит, на его голове короноподобная прическа, в ушах серьги. В правой руке - четки, нижняя в положении абхайя-мудра. Сосу д,-камандолу он держит в одной из левых рук, другая выражает варада- мудру. Брахма - единственное божество индуизма, которое иногда изображают бородатым. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на лебеде. Брахме не приписывают никаких воплощений. В состоянии йога он показывается медитирующим, в состоянии бхога (удовлетворении светского характера) его показывают с одной и ли с двумя женами. В третьем состоянии (вира] воинской доблести он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии грозном и устрашающем он изображается с сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто уничтожает врагов. Вишну. Вишну-охранитель мира, в своей основной сущности связан с солнцем. В ведах Вишну совершает три шага вокруг земли, символизирующих восход, зенит и закат солнца. Для вишнуитов он превратился в олицетворение бытия мира, верховное божество. По своей природе Вишну утончен, полон всепрощения. Он стоит на страже мирового благого Закона, воплощается в виде аватаров для помощи людям. Культ Вишну появился на севере Индии, на исконной земле ариев. В изобразительном искусстве Вишну предстает как самый прекрасный из верховных существ. В стоячем виде он изображается с женой Лакшми -самой прекрасной из богинь. Иногда они изображаются летящими на Гаруде. Вишну изображается с 4-мя руками, в правой - диск (ч акра), служащий метательным орудием, нижняя выражает покровительство (варада-мудра). В одной из левых рук - раковина. Если Вишну изображается йогином. На голове коническая корона, в ушах серьги, на шее ожерелья. На Вишну пояс, набедренная перевязь и гирлянда из цветов, свисающая почти до колен. У Вишну, представленном сидячим, четыре руки с обычными атрибутами. В живописи изображается синим или черным. У Вишну три супруги: Лакшми или Шридэви, Бху.ыи-дэви (богиня земли), Нила-дэви. Вахана Вишну -Гаруда считается царем птиц и истребителем змей. Изображается Гаруда с головой и грудью коршуна, с крыльями за спиной с человеческим туловищем в нижней части. Особенность образа Вишну - его многочисленные воплощения в разных земных формах. Среди них насчитывается 10 имеющих особое значение и называемых аватарами. Пять относятся к иным мирам, это рыба, черепаха, вепрь, человеко-лев и карлик. Следующие воплощения относятся к нашему миру. Это - Парашурама, Рамачандра, Кришна и Будда. Последний из аватар Вишну будет спаситель, который придет в конце Кали-юги. Все воплощения Вишну характеризуются точно установленными иконографическими чертами Так, Рамачандра изображается в виде воина с большим луком и колчаном стрел. Справа от него - Сита, слева - Лакшман. Кришна изображается в виде прекрасного юноши-пастуха, играющего на свирели. Будда чаще всего изображается в позе падма-асана, на лотосовом пьедестале. Подошвы рук и ног имеют знак лотоса в круге или квадрате. Шива. Шива изображается божеством несущим как благо, так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Если Шива изображен танцующим, у него может быть более 4 рук, под одной ногой находится распластанная фигурка карлика. Шива может держать в руках трезубец, четки, меч, половину черепа. Изображается вместе с женой Утой. С X века искусство приобретает устойчиво канонические формы, со временем не меняющиеся и сохраняющие свое значение вплоть до настоящего времени. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ВОСТОКА Программа Основные периоды развития культуры и искусства Индии: доарийскии, ведический, буддисткий, классический (империя Гуптов). Искусство Китая в древний период (династии Шан-Инь. Чжоу. Цинь и Хань). классический период (Тан и Сун),.зрелое и позднее средневековье. Искусство Японии: основные принципы и ведущие виды и жанры в историческом развитии. Основы мусульманской культовой архитектуры и декора. Виды орнамента.
Тематический план лекций. Тема 1. Генезис искусства Китая. Символический характер и связь с ритуалом. Триединство живописи, каллиграфии и литературы - особенность китайского искусства. Школы живописи. Архитектура и градостроительство. Декоративно-прикладное искусство. Тема 2. Искусство Японии в ранний период (кофуны и погребальная пластика). Принятие буддизма и его влияние на искусство Японии (буддийская скульптура и храмовое буддийское зодчество). Слияние религии синто и дзен-буддизма. Пантеистическое пейзажное мировосприятие и его проявление в ландшафтной архитектуре и живописи. Искусство периода Эдо (живопись ямато-э, графика укие-э). Тема 3. Искусство Индии. Искуство Мохенджо-Даро и Хараппы. Арийский период культуры и искусства Индии. Искусство периода Ашоки. Искусство Гандхары и формирование буддийской иконографии. Живопись Аджанты. Империя Гуптов - классический период развития искусства Индии. Индуистский пантеон. Основы индуистского зодчества. Южноиндийский и североиндийский тип храма.
Форма отчетности: зачет в устной форме.
Вопросы к зачету:
1. Искусство династий Шан-Инь и Чжоу (керамика и бронзовое литье,). 2. Искусство в период династий Цинь и Хань (погребальные комплексы, зодчеств и скульптура). 3. Искусство раннесредневекового Китая (буддийские храмы, живопись и скульптура). 4. Основы китайской живописи. 5. Основные школы китайской живописи времен Тан и Сун. 6. Архитектура при Мин. 7. Живопись интеллектуалов (взньжэньхуа) 8. Синтоистский храм, погребальные курганы и погребальная пластика (искусов начального периода Японии). 9. Искусство периода Асука и Нара (ранние буддийские монастыри, буддийская скульптура. Культ и иконография Каннон). 10. Пейзажное мышление и его проявление в стиле сеин. пейзажной живописи. 11.Искусство периода Муромати (сады дзенских монастырей, чайная церемония) 12.Графика укие-э. Китагава Утамаро (1753-1806, Хакусика Хокусай (1760-1849). 13.Скульптура и градостроительство Хараппы и Мохенджо-даро. 14. Арийский период индийского искусства. 15.Искусство при Ашоке (символика стамбхи, ступы и чайтьи). 16.Формирование иконографии Будды. 17.Буддийский пантеон в искусстве. 18.Живопись Аджанты. 19. Период Гуптов - «золотой век индийского искусства». 20. Индуистский пантеон в искусстве Индии. 21. Индуистский храм.
Обязательная литература 1. Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. Малая история искусств. - М. - Искусство. - 1978. 2. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М.. 1962. 3. Конрад Н.И. Очерки культура средневековой Японии. М., Искусство, 1980. 4. Сидорова B.C. Скульптура Древней Индии. 5. Традиционное искусство Востока. Москва. Эллис Лак. 1997. 6. Николаева Н,С. Декоративное искусство Японии. - М. - Искусство. - 1972.
Дополнительная литература:
1. Роули Дж. Принципы китайской живописи// Книга прозрений. Сост. В.В.Малявин. - М.: Наталис/ -1997. 2. Сабуро И. История японской культуры. М. - 1972. 3. Ронда и Джеффри Купер. Шедевры искусства Китая. Белфакс. -.1997. Шедевры искусства Китая
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КИТАЯ Периодизация истории культуры Китая: Мифический период - время действия императоров-первопредков и пяти совершенномудръгх государей древности................................ Ш тыс. до н.э. Легендарный период - время династии Ся, существование которой не подтверждено археологическими находками............................... ...2205-1767 гг. до н.э. Древний Китай Династия Шан-Инъ.....................................................ХУП-Х1 вв- до н.э. Династия Чжоу..........................................................Х1-111 в. до н.э. Империя Цинь............................................................221 -206 гг. до н.э. ИмперияХанъ............................................................... 206 г. до н.э.-220 г. н.э. Традиционный Китай Эпоха Шести династий.................................................... 220-589 Южнокитайские династии Суй........................................... 581-618 Тан................................................................................618-907 Эпоха Пяти династий и десяти царств.................................. 907-960 Империя Суп (северная)......................................…………………..........960-1127 Южная..........................................................................1121-1279 Монгольская династия Юань............................................... 1271-1363 Империя Мин................................................................... 1368-1643 Манчжурская династия Цин................................................ 1644-1911
Культура Китая предстает как единый духовный организм, имеющий, тем не менее определенные этапы формирования и развития. Рассмотрим те черты китайской культуры, которые последовательно складывались на определенных этапах ее истории, после чего становились постоянно действующими факторами ее духовного облика.
Формирование основ китайской цивилизации и культуры. Фундамент богатой и самобытной культуры Китая был заложен еще в 5-4-м тысячелетиях до н.э. От этого времени сохранились тонкостенные, правильной и благородной формы сосуды, вылепленные от руки и с помощью гончарного круга, расписанные яркими и чистыми красками. Разных форм чаши, кувшины, блюда с зооморфными и геометрическими узорами использовались в магических обрядах заклинаний стихий. К лучшим образцам неолитического искусства относится керамика Яншао. Династия Шан-Инъ (ХУП-Х1 вв. до н.э.) выступает начальным этапом формирования духовных устоев Китая, она отмечена многими культурными событиями, важнейшими из которых явились: - развитие иероглифической письменности, - изобретение бронзового литья, - зарождение основ градостроительства. Рассмотрим последовательно каждое из этих культурных явлений, поскольку им суждено будет сыграть важнейшую роль в китайской культуре. Письменность. Особенность возникновения китайской письменности - ее более тесная связь, чем где-либо в древних цивилизациях, с земледельческой магией. Особенность древнекитайской цивилизации в том, что в ней не сформировалась каста жрецов, а функции взаимодействия с Небом была и оставалась вплоть до настоящего времени функцией Верховного правителя. Ритуалы гадания были государственным ритуалом, проводимым в столице. Образцы иероглифической письменности обнаружены в Аньане - столице позднеиньского государства. Здесь было найдено более 100 тысяч надписей на гадательных костях. Они представляют собой текст, вычерченный острым металлическим стилем на лопатках жертвенных животных или на панцирях черепах. Процедура гадания протекала следующим образом: к высшим силам обращался вопрос, касающийся тех или иных насущных для страны проблем (Будет ли собран урожай в такой то провинции? Ожидать ли наводнения?). Затем гадательные кости нагревались до образования в них трещин, по которым гадатели судили об ответе высших сил. В отличие от египетского или месопотамского письма, имевших мемориально-ритуальный и мемориально-учетный характер, китайскую письменность отличала исходная связь с официальной религиозно-ритуальной традицией. Письменность наделялась функцией посредника между миром людей и высшими силами, такое понимание роли письменности стало характерным и для последующих культурных эпох. Так, и сейчас в Китае принято вывешивать на стенах жилища во время празднования Нового года специальные охранительные и благопожелательные тексты, стилизованные иероглифы присутствуют в качестве оберега на предметах декоративно-прикладного искусства. Уже в эпоху Шан-Инь формируются основы китайского мировидения. Согласно космологической модели мировое пространство располагается строго по четырем сторонам света с центром мира - чжун. Любое сооружение, особенно сакральное, воспроизводило в своей структуре и расположении модель космоса (для мифического сознания характерно тождество части и целого). Пяти-частную модель мира воспроизводили погребальные холмы, которые возводили за чертой поселения в соответствии с благоприятным положением светил, ветра и воды, травяной покров холма тщательно скрывал обширные подземные залы, украшенные инкрустациями и росписями. Входы в погребения охранялись приземистыми мраморными фигурами полулюдей-полухищников, тотемными стражами племени. Узор на этих статуях и положенных в погребения предметах свидетельствуют об установлении ко 2-му тыс. до н.э. единого для всех видов творчества круга магических орнаментальных формул. Эти формулы воплощали стихии неба и земли, ниспослание на землю дождя, предвещали урожай, сулящий благополучие. Для жертвоприношений духам предков и духам природы использовались бронзовые сосуды (бронзовые сосуды Шан и Чжоу. Ритуал жертвоприношения предкам, во время которого использовались эти сосуды, был сложным и включал в себя приготовление твердой пищи и рисовой водки Ритуальные предметы включали все типы сосудов, необходимых для стряпанья и подношения жертвенной пищи. Сосудов для твердой пищи было 5. Сосудов для приготовления и выдерживания жертвенного вина было гораздо больше.), они олицетворяли модель населенного сказочными существами, зверями и чудовищами мироздания, их ритмический декор с вертикальными ребрами и горизонтальными полосами отмечен устойчивостью и ясностью построения. На изделиях из бронзы часто встречаются символ грома, сходный с греческим меандром, и символ облака с направленными вверх завитушками. Одним из самых распространенных изображений на ранней бронзе является «тао те», исполинская голова с отсутствующей нижней челюстью и большими выдающимися глазами. «Тао те» - это дракон в его разрушительной ипостаси. В другой ипостаси китайский дракон «лун» изображался как податель дождя, представляющий благотворную силу природы. Дракон на ранней бронзе еще не совершенен. Тело передает извивы речного течения, еще нет впоследствии обязательной «жемчужины» на челюсти дракона. Часто дракона сопровождает птица, называемая фениксом - «фэн хуан». В это время парные вещи стали ассоциироваться с дуалистической системой инь и ян. Дракон олицетворял ян, феникс - инь, позднее в паре они стали олицетворять императора и императрицу и были обязательными декоративными мотивами в императорских дворцах, утвари и одежде, украшениях. Бронзовые сосуды Шан и Чжоу имели разнообразную форму. Для них характерно сочетание симметрии и асимметрии, фантастики и торжественной упорядоченности форм, что определило общий характер китайского искусства последующих веков. Яшма для древних китайцев была самым драгоценным металлом, выражающим суть добродетели, она использовалась для изготовления ритуал ьн ых предметов. Существовало 6 священных яшмовых символов: «Би» - зеленый яшмовый диск с круглым отверстием шириной в половину кольца являлся символом Неба. При захоронении «би» помещался под спину. «Цзун - символ земли клали умершему на живот "Гуй " являлся символом весны и осени. "Хуан " - символ зимы и севера, делался из черной яшмы. "Чжан" делали из красной яшмы по форме в половину "би". Династия Чжоу (XI-Ш вв. до н.э.). В 1-м тыс. до н.э. вслед за переходом к железным орудиям изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, усилился торговый обмен, улучшилась система ирригационных сооружений, градостроительства, были проложены каналы, связавшие различные царства. На основе представлений об определяющих движение вселенной дуальных началах - женском и мужском, - сложилась система символов. Она включала абстрактно-символические знаки - триграммы, геометрические фигуры, числа, цвета. В середине 1-го тыс. до н. э. сформировались важнейшие философские учения - конфуцианство и даосизм. На базе этих учений были выработаны устойчивые стилистические приемы, присущие всем видам китайского искусства. В эту эпоху сложились и были зафиксированы в трактатах четкая планировка городов и принципы каркасного деревянного зодчества, в число художественных ремесел вошли шелкоткачество, производство лаковых изделий, круглых бронзовых зеркал, инкрустированных с обратной стороны серебром и золотом, расписной мебели, предметов из резного дерева и камня. "Ху" - символ запада и осени из белой яшмы был единственным предметом из белой яшмы, изготовлявшитмся в форме животного, в облике тигра, считавшегося царем зверей и властелином Запада. Династия Цинъ (221-206 гг. до н.э.). Расцвет художественной культуры Древнего Китая связан с объединением разрозненных царств в мощную империю. В короткий период
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.015 с.) |