Е развитие России в XVII в. Формирование предпосылок абсолютизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е развитие России в XVII в. Формирование предпосылок абсолютизм



Европа в Новое время. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Формирование предпосылок абсолютизма.

Европа в новое время

Европейская история XVI - первой половины XVII в. с ее грандиозны­ми открытиями и изобретениями была бы невозможна без утверждения нового взгляда на устройство Вселенной, сформировавшегося в атмосфе­ре духовного климата Ренессанса и исканий гуманистической мысли, без совершенствования искусства кораблестроения, мореходства и навигации, картографирования, общего прогресса техники.

Новое время - время изобретателей и практиков, время великих гео­графических открытий. В 1492 г. генуэзец Христофор Колумб открыл но­вый материк - Америку, в 1498 г. португальский мореплаватель Васко да Гама установил морской путь в Индию, в 1519 г. португалец Магеллан со­вершил первое кругосветное путешествие. В связи с этими событиями ев­ропейская торговля, простираясь через океаны, стала подлинно мировой. Испания и Португалия превратились в колониальные державы. Открытие нового морского пути явилось тяжелым ударом по традиционной торговле арабов, турок, венецианцев. Новый экономический центр Европы, а по сути дела, и всего мира переместился на берега Северного моря - сначала в Гол­ландию, затем в Англию и Северную Францию. В этих странах одновре­менно развивались и промышленность, и торговля. Позднее эксплуатация золотых и серебряных рудников, сахарных и табачных плантаций Амери­ки, основанная на широком применении труда рабов, захваченных в Аф­рике, принесла огромные богатства главным образом Голландии и Англии. Эти страны по экономическому развитию опережали Испанию и Португа­лию, где продолжали существовать феодальные отношения.

Успех путешествий способствовал изменению во многих областях жиз­ни Европы. На европейских рынках стали появляться новые товары, при­бывшие с Востока и Запада, - хлопчатобумажные изделия, фарфор, какао, табак. Открывшиеся возможности новых морских путей повлекли за со­бою повышение требований к кораблестроению и навигации, к подготовке мастеров по производству карт, компасов и других инструментов. В Пор­тугалии, Испании, Англии, Голландии и Франции были основаны море­ходные школы. Морские путешествия произвели важный переворот в сфере представлений о земле, практическую ценность приобрело изучение дви­жения звезд. В это время массовое применение нашли величайшие изобре­тения, расширившие возможность наблюдения природы, - телескоп и мик­роскоп.

После географических открытий рынок сбыта товаров и получения сырья для производства значительно расширился, быстро рос торговый капитал, богатели буржуазия и купечество. В этот период развивался об­мен продуктов сельского хозяйства на товары, изготовлявшиеся в городе, возрастал объем производимых товаров. Развитие товарного производства, увеличение спроса на продукцию ремесла сопровождались расслоением ремесленников. Из числа наиболее имущих мастеров вырастали капита­листы. Во второй половине XVII в. и в XVIII в. происходило разложение мелкого кустарного производства, цехового ремесла и домашних форм ра­боты. Разорившиеся мастера попадали в полную зависимость от предпри­нимателя. Они работали или на предприятии, или на дому на оборудова­нии, принадлежавшем купцу-предпринимателю. Таким образом, разорив­шиеся ремесленники превращались в наемных рабочих.

Резко возросший спрос на готовые изделия, обусловленный развитием торговли, диктовал необходимость увеличения объема производства. Это достигалось путем привлечения большого числа работников, а также за счет повышения интенсивности их труда, но главным способом резкого увели­чения объема товаров была новая организация труда.

При цеховой организации изготовления изделий работник должен был проходить длительную школу обучения мастерству, прежде чем мог вы­полнять все стадии производственного процесса. Если разбить изготовительный процесс на отдельные стадии, то можно быстро обучить работни­ков выполнять разные конкретные операции, а руководство всем произ­водством поручить одному или нескольким мастерам. При новой органи­зации труда можно было в короткое время подготовить необходимое чис­ло работников узкой, но высокой квалификации, например оптиков.

Новая организация производства подразделяла работников не по сте­пени подготовки (ученик - подмастерье - мастер), а по выполняемой ста­дии производства, освоив которую каждый работник становился в своем роде мастером. Производство, основанное на разделении труда, получило название «мануфактурного». Само слово «мануфактура» означает «ручное изготовление». Но мануфактура - это уже промышленное предприятие со значительным капиталом и наемными рабочими, производящими продук­цию на широкий рынок.

Первые мануфактуры возникли в Италии в XIV в. В конце XV - начале XVI в. мануфактуры создавались в Германии, Англии, Нидерландах, Фран­ции. В XVI-XVII вв. суконные и шелковые, оружейные и стекольные, оптические и другие мануфактуры были распространены во всех европей­ских странах. В России первые мануфактуры появились в XVII в. Наибо­лее быстрыми темпами мануфактурное производство в России стало раз­виваться в начале XVIII в., а широкое развитие мануфактуры получили в XVIII - первой половине XIX в.

Мануфактуры возникли в результате объединения ремесленников ка­питалистом в одном предприятии. Результат такого объединения заклю­чался в том, что изделие, ранее изготовлявшееся одним ремесленником, в мануфактуре было продуктом труда многих работников. Если каждый ра­ботник изготавливал одну из деталей, совокупность которых составляла готовое изделие, то такое предприятие относилось к числу гетерогенных (разнородных) мануфактур. Так, было организовано часовое и оптическое производство, где разделение изготовительного процесса и специализация работников были подетальными: один работник изготовлял пружину, дру­гой - циферблат, третий - стрелку, четвертый - часовую коробку и т. д. Таким образом, изготовление распадалось на ряд частей, связь между ра­ботниками была чисто внешняя, не было даже необходимости размещать работников в одном помещении.

Мануфактура пришла на смену ремеслу средневековых цехов. В клас­сической форме процесс развития мануфактур протекал в Англии, прежде всего в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла; наи­более крупные мануфактуры были в металлообработке и судостроении. В Голландии мануфактуры распространились повсеместно в XVI в., пре­имущественно в новых отраслях и промышленных центрах, не связанных с цеховыми ограничениями (шерстоткацкие, ковровые, текстильные с рас­сеянной системой домашнего производства и т. п.); типичными были ма­нуфактуры но переработке сырья, вывозимого из колоний. Во Франции (XVI-XVII вв.) рассеянная мануфактура возникла на базе деревенской суконной и кожевенной промышленности, централизованная - в книгопе­чатании, металлообработке, в которой значительное место занимало про­изводство предметов роскоши; в шелкоткацком производстве чаще встре­чалась смешанная мануфактура. В Германии мануфактуры начали появ­ляться в начале XVII в., но в силу общей экономической отсталости стра­ны большого развития они не получили до начала XIX в.

Мануфактура представляла собой уже сравнительно крупное капита­листическое предприятие, но, поскольку ее базой являлось ремесло, она все еще не имела решающих преимуществ перед мелким производством. И все же именно развитие мануфактур создало предпосылки для возникновения крупного промышленного производства. Мануфактура упростила многие трудовые операции, усовершенствовала орудия труда, привела к специали­зации инструмента, сделала возможным применение вспомогательных ме­ханизмов и водяной энергии и т. п. Кроме того, мануфактура подготовила кадры искусных рабочих для перехода к машинной стадии капиталистичес­кого производства, наступившей в результате промышленного переворота.

С XVI в. начался процесс постепенного сближения практических зна­ний, накопленных в русле ремесленной традиции, с теоретическими ин­терпретациями природных процессов. На этой основе постепенно форми­ровался особый социально-профессиональный слой технической интелли­генции из числа талантливых мастеров-экспериментаторов, овладевших инженерным искусством, а также отдельных ученых, обратившихся к про­мышленному производству и привносивших теоретические знания, кото­рые отсутствовали у «чистых» практиков. Христиан Якоби в трактате «О природе и инженерной профессии» (1649) изобразил «инженера» как специалиста, сочетающего математические знания с практическими навы­ками в механике, и, противопоставляя его цеховому мастеру, причислял к представителям «свободных искусств».

Наиболее передовым в техническом отношении было шелкоделие, но­сившее с первых шагов экспортный характер и связанное с купеческим предпринимательским капиталом. Потребность в роскоши стала мощным стимулом развития и распространения этой отрасли по всей Европе. В XVI в. она выходит за пределы своей «итальянской колыбели» (Генуя, Венеция, Флоренция, Лукка), утверждается в Брюсселе, Кельне, Регенсбурге; при посредничестве итальянцев распространяется на Лион и его округу, го­рода по Нижней Роне, Цюрих. Расцвело производство гобеленов (Брюс­сель, Париж), позумента, шелковых шнуров и пряжи с серебряной и зо­лотой нитью (Базель, Вупперталь, Нюрнберг). Со второй половины XVI в. распространяется плетение кружев на коклюшках (Брюссель, Париж, Ве­неция).

Технический поиск шел рука об руку с освоением новых технологий, новых видов сырья и типов тканей: массовых и дешевых, доступных про­стому горожанину и зажиточному крестьянину, пользующихся спросом у жителей было организовано часовое и оптическое производство, где разделение изготовительного процесса и специализация работников были подетальными: один работник изготовлял пружину, дру­гой - циферблат, третий - стрелку, четвертый - часовую коробку и т. д. Таким образом, изготовление распадалось на ряд частей, связь между ра­ботниками была чисто внешняя, не было даже необходимости размещать работников в одном помещении.

Мануфактура пришла на смену ремеслу средневековых цехов. В клас­сической форме процесс развития мануфактур протекал в Англии, прежде всего в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла; наи­более крупные мануфактуры были в металлообработке и судостроении. В Голландии мануфактуры распространились повсеместно в XVI в., пре­имущественно в новых отраслях и промышленных центрах, не связанных с цеховыми ограничениями (шерстоткацкие, ковровые, текстильные с рас­сеянной системой домашнего производства и т. п.); типичными были ма­нуфактуры но переработке сырья, вывозимого из колоний. Во Франции (XVI-XVII вв.) рассеянная мануфактура возникла на базе деревенской суконной и кожевенной промышленности, централизованная - в книгопе­чатании, металлообработке, в которой значительное место занимало про­изводство предметов роскоши; в шелкоткацком производстве чаще встре­чалась смешанная мануфактура. В Германии мануфактуры начали появ­ляться в начале XVII в., но в силу общей экономической отсталости стра­ны большого развития они не получили до начала XIX в.

Мануфактура представляла собой уже сравнительно крупное капита­листическое предприятие, но, поскольку ее базой являлось ремесло, она все еще не имела решающих преимуществ перед мелким производством. И все же именно развитие мануфактур создало предпосылки для возникновения крупного промышленного производства. Мануфактура упростила многие трудовые операции, усовершенствовала орудия труда, привела к специали­зации инструмента, сделала возможным применение вспомогательных ме­ханизмов и водяной энергии и т. п. Кроме того, мануфактура подготовила кадры искусных рабочих для перехода к машинной стадии капиталистичес­кого производства, наступившей в результате промышленного переворота.

Наиболее передовым в техническом отношении было шелкоделие, но­сившее с первых шагов экспортный характер и связанное с купеческим предпринимательским капиталом. Потребность в роскоши стала мощным стимулом развития и распространения этой отрасли по всей Европе. В XVI в. она выходит за пределы своей «итальянской колыбели» (Генуя, Венеция, Флоренция, Лукка), утверждается в Брюсселе, Кельне, Регенсбурге; при посредничестве итальянцев распространяется на Лион и его округу, го­рода по Нижней Роне, Цюрих. Расцвело производство гобеленов (Брюс­сель, Париж), позумента, шелковых шнуров и пряжи с серебряной и зо­лотой нитью (Базель, Вупперталь, Нюрнберг). Со второй половины XVI в. распространяется плетение кружев на коклюшках (Брюссель, Париж, Ве­неция).

Технический поиск шел рука об руку с освоением новых технологий, новых видов сырья и типов тканей: массовых и дешевых, доступных про­стому горожанину и зажиточному крестьянину, пользующихся спросом у жителей заокеанских стран; дорогих, роскошных, удовлетворявших изысканный вкус аристократии, патрициата, богатого купечества. XII-XVII вв. ­ - крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко, несомненно, яв­ляется фламандец по происхождению Андре Шарль Буль (1642-1732). Он обладал многосторонним талантом - был архитектором, живописцем, ма­стером художественной мебели, рисовальщиком, гравером. Буль первым стал инкрустировать мебель черепаховым панцирем (техника «пике»), широко применял эбеновое дерево, слоновую кость, бронзу и олово. Пер­вые значительные работы Буля появляются уже в 1672 г., когда он стано­вится придворным мастером Людовика XIV. После смерти придворного столяра Жана Масэ Буль в 1679 г. возглавил мастерские в Лувре, значи­тельно расширив их.

Произведения Буля производят впечатление строгой величавости; ве­дущий элемент орнаментики - крупные, симметричные мотивы стилизо­ванной лозы. Мастера, следовавшие приемам Буля, по характеру материа­ла, которым они пользовались, были названы чернодеревцами; они рабо­тали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками. Буль все­гда сам выполнял все работы, связанные с изготовлением мебели, - от про­екта до отделки. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие. В настоящее вре­мя мебель Буля и его наследников хранится в Лувре, Версале, Фонтенбло, в парижском музее Клюни.

На развитие мебельного искусства Франции большое влияние оказали рисунки образцовых предметов мебели, авторами которых были многие видные художники и мастера-мебельщики - Маро, Лепотр, Лебрен, Каффиери и др. Художественная мебель, производившаяся в мастерских Па­рижа, начинает в это время оказывать заметное влияние на мебель сосед­них стран, да и в целом французский язык, французские моды и манеры становятся предметом подражания во всех европейских столицах.

Длительная эпоха барокко блестяще завершается во второй четверти XVIII столетия искусством стиля рококо, который иногда называют еще стилем Лю­довика XV. В противовес парадности и масштабности барокко в интерьерах ро­коко появляется больше утонченности и интимности. Аристократический «мя­теж» против грубой реальности сказывался в том, что естественной тектонике, естественным свойствам материалов и пропорциям предпочитались атектоничность, иные, чем в натуре, пропорции, отвергались законы силы тяжести. Хруп­кие столики и пуфы стоят на тонких, загнутых книзу ножках. Как раз те части стульев, которые являются несущими и по логике вещей должны быть наибо­лее устойчивыми и крепкими, имеют вид неустойчивый и облегченный.

Прикладное искусство, однако, создавало вещи, которыми можно было пользоваться. В этот период в моду входят восточные, прежде всего китай­ские, мотивы. Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным де­кором художественные изделия китайских мастеров отлично гармониро­вали со стилем, процветавшим при европейских королевских дворах. Пер­вые китайские образцы были завезены в Европу торговыми судами вест-индских компаний еще в начале XVII в. В середине XVIII столетия увле­чение «китайщиной», коллекционирование фарфора и лаков, подражание китайским образцам достигает апогея. Братья Мартэн выпускают изящ­ную, декорированную китайскими мотивами мебель в технике черного лака.

Секретом производства фарфора овладели и европейские мастера. В Германии возникла Мейсенская фарфоровая мануфактура, выпускавшая псевдокитайские изящные безделушки - разрисованные фигурки китай­ских мандаринов, лодочки и пагоды.

Однако истинным законодателем мод в производстве керамики со второй половины XVIII в. стал французский севрский фарфор, который выпускался на мануфактуре в Севре с 1756 г. Предшественницей этого предприятия была небольшая мануфактура в Венсене в пригороде Парижа, основанная Людови­ком XV в 1738 г. и переведенная позднее в Севр. Венсенский фарфор отличал­ся высоким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле рококо.

Покровительницами севрской мануфактуры являлись также фаворит­ки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур, имя которой получил один из классических цветов севрского фарфора «роз Помпадур». К ра­боте в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы (Франсуа Буше, Клод Дюплесси). Севрские мастера великолепно рабо­тали как с глазурованным фарфором, так и с бисквитом. Цветочный де­кор был их излюбленным мотивом украшения - необыкновенной красо­ты букеты, корзины, венки, гирлянды цветов не могли оставить равно­душным ни интеллектуала, ни обывателя. Будучи истинными произве­дениями искусства, статуэтки из бисквита стали визитной карточкой сев­рского фарфора.

Ведущим центром французской, да и всей европейской художествен­ной мебели этого периода был Париж. В мастерских парижских мастеров -чернодеревцев изготовлялась мебель стиля рококо. После 1743 г. вошло в правило ставить клеймо мастера или цеха на особенно каче­ственные предметы мебели. Эта форма защиты качества продукции была последним отголоском цехового строя. Во второй половине XVIII в. парижские цехи - «Корпорация столяров и чернодеревцев» - объеди­няла около 1200 мастеров-мебельщиков. Производившаяся ими мебель не только удовлетворяла отечественный рынок, но и в большом количе­стве вывозилась за границу.

К концу XVIII столетия капризные, доведенные до крайнего перенасы­щения формы начинают постепенно «успокаиваться», в искусстве назре­вает культ более строгих и упорядоченных форм, тяготевших к античным первоисточникам, к простоте и ясности.

Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм - вся власть принадлежит монарху. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”. В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) было принято “ Соборное уложение”, содержали статьи о государственном праве, излагали устройство судопроизводства, формулировали право на холопов, урегулировали второстепенные вопросы. Оно разрешало обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один класс-сословие. Черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство, было введено подворное обложение: единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Все сословия были закреплены. С 80-х г. 17 в. прекратился созыв Земских соборов. Были внесены изменения в приказную систему: несколько приказов подчинялись одному лицу, в систему управления на местах: на места посылались воеводы. В 1682 г. было о тменено местничество: стал выдвигаться принцип служебного соответствия; был открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. Во 2-ой половине 17 в. были попытки реорганизации армии: собирались полки из простого люда - пехота, конница и смешанного строя. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. Произошел конфликт между руководством церкви и государством. С 1677 по 1681 Россия воевала с Турцией (правил Федор Алексеевич 1676-1682). В 1681 б ыл заключен Бахчисарайский мирный договор. По нему Днепр становился границей между Россией и Крымским ханством. Левобережная Украина присоединялась к России, земли между Днестром и Бугом считались нейтральными (их нельзя было заселять). В 1682 произошло Московское восстание, которое длилось 3 дня. Власть находилась в руках стрельцов. По их требованию, первым царем был провозглашен Иван, вторым Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша - царевна Софья. Софье обманом удалось казнить начальника Стрелецкого войска Хованского и власть перешла к ней в руки, но фактически правителем был ее фаворит князь В.В. Голицын. В 1686 б ыл заключен “Вечный мир” с Польшей. Русская армия предприняла 2 неудачных похода против Крымского ханства (1687, 1689). После смерти царя Ивана в 1696 установилось единовластие Петра 1. Первое, что сделал Петр, он продолжил войну с Крымом. 1697-1698 - “Великое посольство” Петра 1 в Европу, в ходе его Петр убедился, что сложилась благоприятная обстановка в борьбе за Балтику.

 

Наиболее слабо заселенной и развитой была Сибирь. В 14 уездах страны в 40-е г. распаханная земля составляла 42%. Сохранялись традиционные формы ведения хозяйства, резко-континентальный климат, низкое плодородие почв в Нечерноземье. Ведущая отрасль эконом. с/х. Сеяли рожь, пшеницу, овес, лен, коноплю. Рост объемов производства за счет привлечения новых земель. В 17 веке происходит дальнейший рост феодальной земельной собственности. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, раздавала земли дворянам. Д воряне, бояре. монастыри все активнее включались в торговые операции и промысловую деятельность. Повсеместно наблюдалось перерастание ремесла в мелкотоварное производство. К концу 17 века в России насчитывалось около 300 крупных городов. Самым крупным была Москва (200 тыс.чел.). Д альнейшее развитие получили центры металлургии и металлообработки, а также производство изделий из дерева. развитие мелко-товарного производства предопределило появление мануфактур. В 17 веке было около 30 мануфактур. Пушкарский и монетный, текстильный дворы в Москве, металлургические заводы на Урале и в Туле. Т.к. в стране не было свободных рук. то гос-во приписывало к заводам крестьян, а позднее разрешило покупать крестьян заводам. Мануфактуры при поддержке гос-ва назывались посессионными. В 17 веке значительно расширился обмен товарами м/у регионами страны, слияние земель в единую эконом. систему.

Соц. строй общества. Высшим сословием было боярство. К концу века оно все больше сближалось с дворянством и теряло свою мощь. Дворяне составляли верхний слой гос. служащих. После смуты стало опорой царской власти. К низшему слою относились служилые люди (стрельцы, казаки, пушкари и т.д.).

Крестьяне делились на две категории: частновладельческие и черносошные. Первые жили на землях вотчин и поместий, несли повинности в пользу гос-ва и феодала. Вторые проживали на окраинах страны и объединялись в общины. несли повинности в пользу гос-ва. Средний слой крестьянства - дворцовые крестьяне.

Верхушку городского населения составляли купцы(объединялись в сотни - “гостинная и суконная”). Основная масса городского населения назывались посадскими людьми, которые объединялись в тягловую общину. Городские ремесленники объединялись в слободы или сотни. Черные слободы несли повинность в пользу гос-ва, а белые нет. До петровских времен жило значительное число рабов - холопов.

Особое сословие духовенство. Архиереи и монахи - черное, а священники - белое духовенство.

Также были вольные люди, не попавшие в какой-либо слой, из них набирали служилых людей по прибору.

Особенности российского абсолютизма. Особенностью царской монархии при Алексее Михайловиче было формирование элементов абсолютизма, то есть формы феодальной монархии с неограниченной властью главы государства.
Формирование абсолютизма в России происходило в несколько иных по сравнению с западноевропейскими странами социально-экономических условиях. В момент сложения абсолютизма в России (вторая половина XVII - первая четверть XVIII в.) здесь еще не было буржуазии и потому не существовало силы, «уравновешивающей» требования дворянства. В борьбе за расширение сферы своей власти российский царь вынужден был опираться прежде всего на дворянство. Но это ставило верховную власть в некоторую «зависимость» от своей социальной опоры.
Превращаясь в неограниченного самодержца, царь вынужден был удовлетворять основные требования дворянства — расширение прав на землю (как основное средство производства) и на рабочие руки — крестьян (как основную производительную силу). В результате тогда, когда в Западной Европе происходило становление буржуазного общества (XVII столетие было временем свершения буржуазной революции в Англии и расцвета абсолютной монархии во Франции), Россия шла по линии укрепления основ феодально-крепостнического.
Появление в социально-политическом строе России во второй половине XVII в. элементов абсолютизма (именно элементов, ибо сам абсолютизм сложился в России лишь в первой четверти следующего XVIII века) выразилось в резком усилении личной власти царя, прекращении созывов земских соборов, постепенной утрате реальной значимости Боярской думы, укреплении системы централизации и бюрократизации управления, в сокращении реального значения местного самоуправления. При этом не следует забывать, что в XVII в. все это — в основном еще только тенденции.
При Алексее Михайловиче Боярская дума из самостоятельного высшего органа власти постепенно превращалась в парадное, терявшее законодательные права собрание высшей знати. Царь зачастую основные решения государственного характера принимает не на заседаниях Думы, а на узких совещаниях с «ближними людьми».
При Алексее Михайловиче произошло довольно заметное возвышение царской власти, которая все более становилась самодержавной по своему характеру. Этот царь являлся ярким представителем складывающегося в России абсолютизма. При нем происходит заметная концентрация государственной власти и важнейших нитей управления в одних руках. Личность и власть царя обожествляются. Создается сложный церемониал появления царя на народе, который подчеркивает могущество и недосягаемость царской власти. Все слои населения считаются подданными царя. К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформирования приказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича — в 1679-1681 гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению родственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учреждений

под управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судьей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество приказов и сократить круг лиц центрального аппарата управления.

Абсолютная монархия (от лат, absoliitiis – неограниченный, независимый, безусловный) – форма правления и государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Абсолютизм – последняя стадия развития феодального государства. Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистических отношений, т.е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Западной Европы с конца XV в.,достиг апогея в период Нового времени, в XVII в.

Признаки абсолютизма:
-Cосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно–представительных учреждений;

-Наличие разветвленного бюрократического аппарата, благодаря которому монарх управляет страной;

-Наличие постоянной армии. Монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско;

-Утрата сеньорами судебной и административной власти, их политику осуществляет государство. Государство достигает высшей степени централизации, поскольку законодательство, налоговая и внешняя политика являются прерогативой центральнй власти. Иногда королевская власть подчиняет себе церковь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.038 с.)