Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические реформы начала векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе Первой русской революции правительство провело несколько политических реформ. 17 октября 1905 г. высочайшим Манифестом России были дарованы "незыблемые основы гражданской свободы": неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Одновременно создавалось объединенное правительство - Совет министров, на который возлагалось введение "конституционных порядков" в стране. Россия превращалась в парламентское государство. Российский вариант парламента - Государственная Дума. Государственная дума. Манифест 17 октября 1905 г. провозглашал, наряду с другими преобразованиями политической системы Российской империи, созыв Государственной Думы. Задача Думы - возбуждать дела об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов; при этом устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Изданные в марте 1906 г. "Бюджетные правила" ограничивали деятельность Думы в области утверждения бюджета. Члены Думы распределялись по партийным группам - фракциям. Начиная с II Государственной думы практиковались совещания представителей фракций и групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, вторая половина - по назначению царя. Выборный состав Совета обновлялся в течение 9 лет на '/з каждые три года, но царь мог досрочно распустить выборных членов Совета и назначить новые выборы. Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета. К весне 1906 г. был подготовлен и накануне открытия I Государственной думы утвержден Николаем II свод "Основных государственных законов" (ОГЗ). Статьи ОГЗ подтверждали священность и неприкосновенность особы государя, устанавливали, что царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними сношениями, армией, флотом, финансами, в назначении чиновников и т. д. Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной думы и Государственного совета: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора". Выборы в I Государственную думу происходили в марте - апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы (в политических и экономических стачках 1905 г. участвовало 2863 тыс. человек; в 1906 г.- 1108 тыс. человек; в 1907 г.- 740 тыс. человек) широкий размах сохраняло крестьянское движение, еще вспыхивали восстания в армии и на флоте. Боль-шинство левых партий и организаций бойкотировали выборы - большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз. Черносотенные партии мест в Думе не получили. Дума начала работу 27 апреля 1906 г. В центре обсуждения Думы стоял аграрный вопрос. От основных фракций были внесены законопроекты (кадетская "записка 42-х" и аграрный законопроект трудовиков за подписью 104 депутатов). Оба проекта предусматривали образование в стране государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей в пользование. Расхождения были в определении состава отчуждаемых земель (трудовики фактически предлагали национализацию земли) и по вопросу о вознаграждении за отчуждаемые земли. Правительство выступило 13 мая 1906 г. в Думе с декларацией, в которой заявило, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли "безусловно недопустимо". Дума по предложению трудовиков вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры в отставку не ушли, а Думу игнорировали. 9 июля 1906 г. последовал указ о роспуске Государственной думы и назначении выборов нового состава. В последовавшем вслед за этим манифесте констатировалось: "Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область". Около 230 членов Думы (кадеты и трудовики) не подчинились указу и провели в Выборге два заседания, приняв Выборгское воззвание (до созыва народного представительства не давать "ни копейки в казну, ни единого солдата в армию", не признавать займов государства и т. д.). Деятельность I Государственной думы в целом способствовала разрушению "конституционных иллюзий" демократической интеллигенции, не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса. Выборы во II Государственную думу проходили в обстановке революционного движения. Всего во II Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест (трудовики - 104, эсеры - 37, народные социалисты - 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых партий было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%). Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военнополевых судов и т. д. Когда стало очевидно, что и новая Дума не оправдала надежд правительства, аппаратом Министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к "ниспровержению государственного строя". 3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало "Основные государственные законы", по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой. Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась законодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, и из них только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две, права избирателей во второй городской курии были урезаны (в нее входили представители мелкой буржуазии, квартиронаниматели, ремесленники, чиновники и др.). Рабочие большинства губерний России могли участвовать в выборах только по второй городской курии - как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу. Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко. Основными фракциями IV Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства. Кроме них в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Прогрессисты представляли собой национал-либеральную партию, ядром которой стала группа прогрессистов в III Думе (в нее вошли мирнообновленцы и часть октябристов). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 г. и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т. д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) явилось попыткой консолидации либерального движения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.008 с.) |