Возникновение Древней Индии и формирование сословно-варнового деления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение Древней Индии и формирование сословно-варнового деления



Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э.

Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо-Даро.

Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением.

Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия.

Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати.

Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахманы (они были хранителями ритуально-культовой \У практики племени), вторая - правители-военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы-кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти.

Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения.

Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением. В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и представителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового общественного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как «варна», что можно трактовать как «вид» или «разряд». Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны.

Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, возникла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.

Организация государственной власти в Древней Индии. Судебная власть и армия Древней Индии

Царские земельные владения находились под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, наследуемых сыновьями царя, и пограничные провинции, управляемые другими членами царствующего дома. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ при помощи собственной дружины, используемой в качестве аппарата принуждения. Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход «с города». Существовало четыре вида сельских областей, состоящих из 800,400,200,10 селений и соответствующих им в органах местного управления управителей.

В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий, выполняли обязанности судей. Для делопроизводства применялись нормы обычного права, которое представляло собой систему религиозно-правовых воззрений с их мифологическим обоснованием.

Цивилизация Древней Индии относится к так называемым речным цивилизациям. Для строения жизненно важных ирригационных систем необходимо было организовать членов всей общины, используя по мере надобности право на легитимное применение силы. Данный тип государственного устройства получил название восточной деспотии. Он характеризовался отсутствием частной собственности на землю, земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свободные общинники. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни решались на общинных сходках.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия - (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами». Обычное право носило наказательный характер, сами же наказания носили черты архаического общества, отличаясь крайней жестокостью.

Армия как инструмент правящих кругов играла огромную роль в государствах Древней Индии. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Служба в армии была обусловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. Другим «дважды рожденным», брахманам, надлежало молиться.

Итак, спецификой древнеиндийского строя был кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой - кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшатриев. Третьей кастой были вайшьи - торговцы. И последней кастой были шудры - земледельцы.

В систему индийского общества не включались так называемые неприкасаемые. Это были изгои без роду и племени. Они жили отдельно от всех остальных каст и выполняли самую грязную работу. Система каст была застывшей: переход из одной касты в другую запрещался.

 

 

7)Соц-правовой строй и правопорядок древней Индии по законам Ману Архистер Каутильи.

Территория делилась на провинции из которых четыре главных провинции обладали особым статусом. Наряду с провинциями существовали так же деления на округа и области.высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Законы Ману это основной правовой документ Древней Индии.они состоят из 12 глав и 2685 статей.Главное в них это закрепление существующего варнового строя.особенности это религиозная окраска всех его положений.

В законах указано 7 возможных способов возникновения права собсвенности.наследие,дарение.находка.покупка.завоевание ростовщество. Получение милостони и работа.особый вид собственности-земля.Характерна патриархальная семья.В уголовном праве на первом месте стоя государственные преступления.Более продобно описаны преступления против собственности и против личности.Среди имущественных преступлений особое внимание уделяют краже.наказания зависели от принадлежности виновного и потерпевшего к Варне.

 

Династии Цинь и Хань.

Основатель династии — Цинь Шихуан — объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства: так, в 213 до н. э.был издан указ о сожжении недозволенных сочинений, находящихся в частном владении, а в 212 до н. э. были казнены 460 конфуцианцев и значительное число было «сослано на границы».

Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления.

Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, на которых были задействованы миллионы граждан. В этот период была начата постройка Великой Китайской стены длиной 8851,8 км, построены уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной 7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.

Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э.наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы. Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Ши-Хуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был принуждён к самоубийству по его приказанию.

В империи начались восстания, возглавленные Чэнь Шэном, У Гуаном иЛю Баном

(конец 209 — начало 208 до н. э.). В октябре 207 до н. э. столица империи Сяньян была взята армией Лю Бана, провозглашённого императором и ставшего основателем династии Хань.

В январе 206 до н. э. генерал Сян Юй повторно взял столицу, которую ему уступил Лю Бан, разрушил город и массово истребил жителей, Цзыин - последний правитель Цинь - был казнён.

 

Династия Хань (кит. трад. 漢朝, упр. 汉朝, пиньинь: Hàn cháo, палл.: Хань чао; 206 до н. э.—220 н. э.) — китайская династия и период истории Китаяпосле династии Цинь перед эпохой Троецарствия. Свидетельством успеха ханьской внутренней политики стало то, что она просуществовала дольше любой другой правящей династии в китайской истории. Правление и институты этой династии послужили чтимым образцом для всех последующих. Более того, основная этническая группа китайцев по имени династии стала называться хань.

Династию основал род Лю. Начальный период (206 до н. э.-9 н. э.) со столицей Чанъань носит название ранней династии Хань (кит. 前漢) или западной династии Хань (кит. 西漢). История этой династии изложена в хронике Ханьшу. Династия прервалась на 16 лет в 8-23 гг. в результате захвата власти узурпатором Ван Маном (династия Синь).

Второй период (25-220) со столицей Лоян называется поздней династией Хань (кит. 後漢) или восточной династией Хань (кит. 東漢). История этой династии излагается в хронике Хоу Ханьшу.

Конфуцианизация местной элиты в период Хань с последующей постоянной концентрацией лучших ее представителей в бюрократической администрации привела к появлению принципиально нового качества, т.е. к превращению древних служивых-ши в ревностных хранителей великих достижений веками самосовершенствовавшейся цивилизации. Именно на этой основе вырабатывался жесткий стереотип, своего рода конфуцианский генотип, носителями которого стали аристократы культуры и который с честью выдержал все испытания безвременья. В конечном счете он, этот генотип, сыграл решающую роль в возрождении великой империи с ее успешно функционировавшей бюрократической администрацией, состав которой сверху донизу комплектовался преимущественно за счет конкурсной системы государственных экзаменов, выдерживали которые лишь немногие и наиболее способные из среды все тех же конфуцианцев-ши.

9)истоки и содержание древнекитайской трдиции права


Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также меха­низмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю — вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.

Правовые нормы в это время не вычленились еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.

В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т. е. добродетели и морали.

.

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" — это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главной идеей такого объединения является идея "сяо" — сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.

Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное "равенство" перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, ле-гисты стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.

Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги.

 

10)-------

Афины

Правовая политика и законодательство афинской демократии
Социально-правовой строй
Семейный уклад
Регулирование имущественных и торговых отношений
Развитие законодательства
Закон и право
Социально-правовой строй

В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных разграничений между отдельными слоями жителей.

Право в разной мере обязывало своими требованиями сословия, становясь для одних правом-привилегией, для других – формой закрепления социальной униженности.

Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на минимум четыре категории населения, различавшиеся по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и бытовой сфере.

Наиболее полной правоспособностью обладали афинские граждане (аналогичная категория гражданства была и во всех других полисах Эллады). По закону 451 г. до н. э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином. По наступлении совершеннолетия (в 18 лет для юношей) производилась запись нового гражданина во фратрию и в филу (согласно демовым спискам и по желанию; некоторые особо почетные фратрии и филы были закрытыми, т. е. только для собственных детей). После этого наступала возможность пользоваться предусмотренными законами правами. Юноши в течение двух лет (с 18 до 20) обязаны были пройти военную службу. Только после службы граждане имели право присутствовать в народном собрании. Гражданские списки велись органами самоуправления – демотами; общий контроль осуществлял булэ. За каждым оставалось право оспорить неправильную, с его точки зрения, запись о гражданстве. При Солоне вошло в практику предоставление гражданства путем натурализации (обживания) выходцам из других греческих полисов, но достаточно быстро это прекратилось. Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем – врожденной привилегией.

Права гражданства проявлялись прежде всего в политической сфере, т. е. в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. В коммерческом обороте, в сделках оно почти не давало преимуществ. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом (см. § 10).

В рамках полисной организации афинские граждане были практически равными. Имущественные цензы, установленные Солоном для исторических категорий свободного населения, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число магистратов. Самая низшая имущественная категория – феты – находилась вместе с тем в политически приниженном положении: они не могли назначаться в должностные лица (хотя в V в. их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса). Даже после демократических реформ сохранилось привилегированное положение родовой аристократии: патриархальная власть в отношении членов фратрий, только они могли совершать жертвоприношения.

Вхождение афинянина в число граждан было обставлено особой правовой процедурой – епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии – лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия – лишение части прав (например, вчинять иски).

Категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Обычно эти были натурализовавшиеся выходцы из других полисов, их потомки. Метойки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для государственного их налогообложения. Однако прав самоуправления они в полной мере не получали (по-видимому, их интересы выражали покровители из числа родовой знати). В отличие от полноправных граждан метойки не имели прав на получение земель из общественных фондов, не приписывались к клерухиям (что давало право на землю в новоприобретенных областях или завоеванных). Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях (Олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архонту-полемарху. Хотя метойки и обладали правами на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные.

 

12)

 

13)

Хотя Римское государство сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладали сравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьма значительных результатов. Экономическое развитие Рима привело к тому, что он в сравнительно короткий срок подчинил себе не только всю Италию, но и обширнейшие территории Средиземноморского бассейна. Рим превратился в мировую империю.


Особое внимание в процессе эволюции государства в Древнем Риме представляет процесс его зарождения – малоизученный современными политологами. В данной курсовой работе содержится попытка систематизации имеющихся сведений о предпосылках возникновения римского государства и первых признаках государственности Древнего Рима.

Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной из истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
На протяжении веков менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства. Мыслители античности рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм общежития людей.


Одной из первых теорий происхождения государства является теологическая теория. Она объясняла возникновение государства божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеология Ислама и современной католической церкви.5.

Происхождения государства в Древнем Риме также можно рассматривать с точки зрения теологической теории. Древние мифы и легенды, именно, с точки зрения божественного начала, трактуют процесс образования Рима. Так, большинство легенд начинается со слов: «троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои…». Таким образом, практически все легенды о происхождении Древнего Рима в основе своей содержат божественное происхождение его основателя или основателей.

Также в древности возникла патриархальная теория происхождения государства. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.). Однако, подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).6

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Однако, некоторые элементы патриархальной теории происхождения государства, можно отнести и к зарождению древнеримского государства, а, именно, тот факт, что в легендах о появлении Рима содержатся неоднократные утверждения о семейных узах его образователей.

Разумеется, в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство, в котором еще не существовало писаных законов, а родовые подразделения, курии, продолжали играть немалую роль. Наряду с новыми центуриатными комициями, продолжали созываться старые куриатные, наряду с новым центуриатным войском, продолжали действовать старые родовые ополчения. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей.

 

14)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.048 с.)