Особенности крито-микенской художественной культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности крито-микенской художественной культуры



Два его виднейших центра – остров Крит и город Микены в Южной Греции . Основными её центрами были сам остров Крит с его процветавшими тогда городами и острова Эгейского моря. Историки называют эту цивилизацию минойской, по имени мифического критского царя Миноса, а её создателей – минойцами. Ахейцы (или, как их стали именовать по названию столицы – Микены, микенцы) пришли в Грецию из Северной Европы. Этот мир знал письменность: Крит оставил после себя так называемое «линейное письмо А», ещё не расшифрованное учёными, архивы Микен – «линейное письмо В», которое в 50-х гг. ХХ в. удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису. Своеобразие крито-микенского искусства – в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Искусство крита В начале II тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов. Дворцы существовали, пока действовали горные святилища. В святилищах совершали жертвоприношения, устраивали обрядовые трапезы, божествам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а чаще – сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах. Критскую богиню могли олицетворять гора или же дерево (универсальные, вселенские символы). С гибелью дерева прекращалась и жизнь самой богини: Но закончив свой цикл бытия, она возрождалась: Роль деревьев, трав и цветов в этом мире была настолько велика, что без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Критского бога в отличие от богини представляло зооморфное существо, воплощённое в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По представлениям позднейших греков, он был связан с дворцом – Лабиринтом – и живущим в нём чудовищным человеко-быком Минотавром. Легенда гласила, что Пасифая, супруга царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила необычное дитя – Минотавра. Смысл таврокатапсии – ритуального боя с быком – можно понять благодаря сохранившимся фрагментам росписи, изображавшим эту сцену. Отличительной чертой критской живописи является «двойная перспектива». Нет линии горизонта, как будто не существует и границы между землёй и небом – зритель видит одну опрокинутую землюОбразы критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться. Особым очарованием дышит образ «Парижанки» (так её назвали историки) – изящной девушки, изображённой в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Невероятными для древности кажутся кносские фрески «Тройное Святилище» (рисунка нет) «Танец среди деревьев».

Микенское искусcтво. Микенские дворцы, многое заимствовав у критских – торжественные портики с колоннами, убранство центральных помещений типа кносского Тронного зала, пристенные скамьи, – были уже совершенно иными. Они отнюдь не напоминали лабиринты: их формы были строги и просты, а главное – дворцовое здание всегда представляло собой мегарон. Это было вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора . Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Реконструкция дворца в Тиринфе, легендарной родине Геракла, показывает, как выглядел такой интерьер. Ведущая тема критских росписей – изображение священной процессии – продолжает существовать и в микенское время. Однако прежде богиню-жрицу чествовали юноши, а теперь только девушки несут дары своей владычице. Микенские герои массивны, тяжеловесны, прочно стоят на земле. Их уверенность в себе и внутренняя сила таковы, что они способны сопротивляться любым внешним воздействиям. К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погребального искусства. Вход в город был оформлен в ХIV в. до н. э. так называемыми Львиными воротами, украшенными сценой поклонения львов божеству, воплощённому в критской колонне. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Он был устроен гораздо ниже уровня дороги и имел вид обнесённого каменным кольцом круга. Это так называемый «могильный круг А», открытый в 1876 г. Позднее, в 1952 г., был обнаружен «могильный круг В», уже за пределами цитадели. В этих некрополях, датируемых ХVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей. Золотые маски, Их предназначение – сохранять нетленными черты смертных царей. У женщин маски заменялись диадемами с очень широкой лентой и громадными высокими лучами. В ХIV в. до н. э. в тех же Микенах были построены величественные толосы – круглые в плане купольные гробницы. К гробнице вели длинный узкий коридор - дромос и высокий, красиво оформленный портал, полуколонны которого были богато расписаны длинными зигзагами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.007 с.)