Этапы институционализации социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы институционализации социологии



Можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии:

1. одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первых порах это взаимодействие ведется на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологический ежегодник». Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было закончено оформление их социальных позиций в структуре общества.

Тённис. Общее определение основных понятий: общность (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft).

Тённис, Ф. Общность и общество / Ф. Тённис. – Пер. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. – 1998. – № 3/4. – С. 207 – 229 или Тённис, Ф. Общность и общество / Ф. Тённис // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – Сост. И общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Книжный дом "Университет", 2002. – Ч. 1. – С. 216 – 248.

По Ф. Тённису связь – это созданная группа, воспринимаемая, как существо или вещь, а действия её едины во внутренней и внешней установке. Связь же понимается или как реальная и органическая жизнь – т.е. общность, либо, как идеальное и механическое образование – тогда это понятие общества.

Всякая доверительная, исключительная совместная жизнь понимается как жизнь в общности. Общество же – это публичность.

В общности со своими близкими мы пребываем с самого рождения, будучи связаны во всем. А в общество же мы идём как на чужбину.

Общность устаревшее слово, а общество – новое – и по сути своей, и по имени.

Всякая похвала деревенской жизни всегда указывала на то, что общность между людьми там была более крепка, в ней больше жизни, общность есть устойчивая и подлинная совместная жизнь, а общество же – лишь преходящая. И поэтому сама общность должна пониматься как живой единство (организм), а общество – как механический агрегат.

 

 

Тённис. Основные принципы и понятия формальной социологии.

Тённис, Ф. Общность и общество / Ф. Тённис. – Пер. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. – 1998.

Ф. Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гельштат), чья сила определяется взаимосвязью частей (отдельных членов).

По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей.

Концепция социологии Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии.

Как целое, общество и общность представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов, составляющих преходящую материю (содержание) формы. В этом качестве общность и общество являются предметом чистой социологии.

Основу историко-социальной концепции Тенниса составляет установка, что в ходе развития культуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохи общности.

Чистая (теоретическая) социология разрабатывает формализованную систему внеисторических – «чистых» категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и «общества».

У Тенниса чистая социология – это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в понимании социального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользу рационального мышления – абстрактно-дедуктивных методов. Он выстраивает разветвленную систему «чистых» – внеисторических (идеальная конструкция) социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальной эволюции. Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус) и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповую организацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организацию города.

Данная проблематика разработана Теннисом в основной работе «Общность и общество» (1887), в которую во втором издании (1912) был внесен подзаголовок «Основные понятия чистой социологии». Сама работа над «чистыми понятиями» вошла разделом «Операционализация понятий»: значение любого понятия определяется операциями, применяемыми для его измерения. Если же таких операций нет, то понятие не имеет смысла.

Разработанную систему «чистых» понятий Теннис переносит в прикладную и эмпирическую социологию в качестве общих установок.

Социология Тенниса – один из первых опытов построения системы формальных, «чистых» категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений.

Тённис. Схема соц. Связей.

Тённис, Ф. Общность и общество / Ф. Тённис. – Пер. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. – 1998.

Ф. Теннис выделяет два типа социальных связей: общинные и общественные. Первый вид связи больше зависит от эмоционального переживания индивида, второй – от осмысления индивидом своих действий, т.е. от рационализма индивида. Поэтому если в первой форме социальных связей превалируют общинные связи, то во второй – общественные. Учение Ф. Тенниса отвечало запросу времени, когда наряду с общими подходами к изучению социальных явлений необходимы были исследования прикладного характера.

 

 

Дюркгейм Соц.факт.

Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 352 с.

 

Работа Дюркгейма «Метод социологии» или «Правила социологического метода» сначала была опубликована 1894 году в виде собрания статей, а в 1895 с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Работа состоит из шести глав и заключения. В этой работе автор выделял пять групп правил метода: правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов; к различению нормального и патологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов; правила, касающиеся доказательств. Прежде всего, Дюркгейм дает следующее определение социальным фактам: Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: Распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений. К социальным фактам принадлежат верования, стремления; обычаи группы, взятой коллективно.

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное существование не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «... социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;

2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительная сила, а значит, детерминировать его действия. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.

К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп). Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества. Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т.е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется тем, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.011 с.)