Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знакомство с ватой, питтой и капхой↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закрой глаза - и все отчетливо узришь. Перестань вслушиваться - и услышишь истину. Умолкни - и твое сердце запоет. Не ищи контактов - и найдешь истинную связь. Замри - и полетишь на волнах духа. Будь мягким - и тебе не понадобится сила. Будь терпелив - и добьешься всего. Будь смиренным - и останешься всем. Даосская поэма Дословно «доша» переводится с санскрита как система, быстро реагирующая на внешние раздражители и способная быстро меняться. В энергетическом учении аюрведы под дошами человеческого организма понимают его «телесные соки»: газы(эфир и воздух), желчь [огонь) и слизь {вода и земля). При рождении мы получаем конституцию тела, или генетический тип, который определяет особенности наших реакций на внешние раздражители и характер нашей адаптации к меняющимся условиям жизни. Согласно аюрведе, именно доши служат кармическими и генетическими кодами, отвечающими за наш энергетический тип. В физическом теле доши играют роль организующих сил, которые поддерживают организм здоровым и выводят из него отходы. Названия этих дош - Вата («Ветер»), Питта («Огонь») и Капха («Слизь»). Когда доши находятся в равновесии, мы обретаем гармонию, быстроту реакции и динамично развиваемся. Генетика считается современной наукой. Но аюрведа еще пять тысяч лет назад основывалась на теории генетических программ. В генах записаны не только особенности нашего характера и физические каче- .------------------------,---------------------------------------------------- 9 ства, но и тот момент времени, когда наше тело и его органы неизбежно начнут «болеть» и разрушаться. Но пусть вас не пугает эта предопределенность. Изменить судьбу все-таки можно, потому что от рождения мы наделены свободой выбора, силой воли и даром самопознания. Для этого необходимо перепрограммировать систему дош. Доши неразрывно связаны с вселенскими кодами звезд и планет, галактик и элементов и находятся под их непосредственным влиянием. В то же время каждая доша подвергается воздействию тонких энергетических центров, или чакр (подробнее о чакрах см. ниже). Мы вступаем в контакт со вселенной и живем в едином ритме мироздания благодаря совместной деятельности дош и чакр, которые связывают нас с космосом. Аюрведическое знание о разных типах людей - это универсальная и многомерная карта классификации взаимодействий Ваты, Питты и Капхи. Это взаимодействие энергии движения (Ваты), энергии преобразования (Питты) и энергии поглощения (Капхи), которые проявляются во вселенной. Разум космоса запечатлен в дошах человеческого тела. Когда мы научимся работать с дошами, которые составляют нашу истинную природу, узнаем, как ими управлять и как их гармонизировать, то обретем здоровье и долголетие. Капха, Питта и Вата должны находиться в сбалансированном состоянии. Слизь, как форма Капхи, смазывает и защищает чувствительные ткани, но должна регулярно выводиться из тела при дефекации и отхаркивании. Если слизь накапливается и своевременно не выводится, в организме возникают различные заболевания. Желчь, как форма Питты, находится в равновесии и полноценно справляется со своими функциями только в том случае, когда она попадает в кишечник и выводиться с фекалиями. Воздух, как одна из форм Ваты, должен в виде газа регулярно высвобождатся из организма вместе с другими отходами. Три доши - это силы, которые не проявлены в физическом мире, но когда они в организме не сбалансированы, то вызывают закупорку вполне конкретных материальных систем и органов на физическом плане. Каждая доша, как правило, характеризуется преобладающим в ней элементом. На космическом уровне элемент земля- это коллективная сила стабильности, вода - это сила сцепления и поглощения, огонь - это сила преображения и очищения, воздух- качество радости и подвижности, а пространство - это поле, на котором динамически разворачиваются все виды деятельности. У каждой доши есть главный элемент, который содержится в «контейнере» вспомогательного элемента. Хотя доша Вата сформирована из воздуха и эфира, главный элемент Ваты - это воздух, который содержится в «контейнере» эфирного пространства. В организме человека воздух содержится в пространствах и каналах тела. Главный элемент Питты - это огонь, который горит в защитных водах организма, поэтому Питта - это огненный принцип. Доша Капха сформирована из воды и земли, но главный элемент Капхи - это вода, которая охраняется массивной структурой тела, или землей. Капха - это водный принцип. Хотя у Ваты, Питты и Капхи нет четкой локализации в теле, у каждой из этих дош есть собственная зона действия. Вата отвечает за нижнюю часть тела - таз, толстую кишку, желчный пузырь, мочевыводящий канал, бедра, ноги, кости, уши и нервную систему. Питта отвечает за пупочную область, желудок, деятельность тонкого кишечника, потовых и лимфатических желез, а также за состояние кровяного потока, глаз и кожи. Капха отвечает за верхнюю часть тела: голову, шею, грудную клетку, грудь, верхний отдел желудка, жировые ткани и все суставные сочленения. Среди трех дош главной считается Вата. Вата отвечает за динамику тела, за деятельность нервной системы и жизненную силу организма. Питта управляет деятельностью ферментной и гормональной систем организма, отвечает за обмен веществ, пищеварение, пигментацию, температуру тела, голод, жажду и зрение. Питта уравновешивает кинетическую энергию Ваты и потенциальную энергию Капхи. Капха управляет структурой и стабильностью тела. Она смазывает суставы, обеспечивает влагой кожу, залечивает раны и регулирует деятельность Ваты и Пипы. Аюрведическая диагностика заболеваний проводится по состоянию дош. Хотя многие болезни бывают врожденными, наследственными или возникают по вполне конкретным причинам, любое ухудшение самочувствия свидетельствует о дисбалансе дош. Глава 2 ПЯТЬ ПОТОКОВ ВАТЫ Каждая доша проявляется в виде пяти потоков, влияющих на определенную часть организма. Пять потоков Ваты, или пять воздухов, называются праной, уданой, саманой, апаной и вьяной. Прана, жизненная сила и первичный поток, заполняет грудь, головной мозг и лицо. Она наделяет тело энергией, поддерживает процесс дыхания и глотания, укрепляет сердце, артерии, вены, нервную систему, а также контролирует психику, чувства и интеллект. Этот восходящий поток побуждает к здравомыслию и рассудительности, дает пищу уму и воображению. Бодрость, радостное оживление, энергичность, приподнятость, свежесть чувств - вот признаки того, что прана хорошо справляется со своей задачей. Если человек страдает спазмами головного мозга, икотой, переживает нервные срывы, переутомление, беспричинно суетлив, возбужден и встревожен, это явно указывает на вышедшую из равновесия прану. Второй поток, удана, локализован в горле. Прана и удана - это в некотором роде аналоги симпатической и парасимпатической нервных системах. Удана - это часы, и каждое движение секундной стрелки вместе с каждым вдохом укорачивает человеческую жизнь. Человеку отведено определенное число вдохов, и когда сделан финальный вдох, он умирает. Поток уданы течет вверх от пупка по легким и горлу к носу. Она придает силу, сочность, густоту, тембр и тональность голосу, поддерживает естественные силы организма на высоком уровне, укрепляет ум и память. Удана - это хранитель нашей когнитивной памяти. Она побуждает нас вспоминать путешествия, которые мы совершали во времени. Провалы в памяти и нарушения речи, которые лечит логопед, состояние общего переутомления и болезни в системе уха, горла и носа (отиты, тонзиллиты, сухой лающий кашель и пр.) появляются в результате блокировок канала уданы. 10 ----------------------------------------------------------------------------- это сила преображения и очищения, воздух- качество радости и подвижности, а пространство - это поле, на котором динамически разворачиваются все виды деятельности. У каждой доши есть главный элемент, который содержится в «контейнере» вспомогательного элемента. Хотя доша Вата сформирована из воздуха и эфира, главный элемент Ваты - это воздух, который содержится в «контейнере» эфирного пространства. В организме человека воздух содержится в пространствах и каналах тела. Главный элемент Пипы - это огонь, который горит в защитных водах организма, поэтому Питта - это огненный принцип. Доша Капха сформирована из воды и земли, но главный элемент Капхи - это вода, которая охраняется массивной структурой тела, или землей. Капха - это водный принцип. Хотя у Ваты, Пипы и Капхи нет четкой локализации в теле, у каждой из этих дош есть собственная зона действия. Вата отвечает за нижнюю часть тела - таз, толстую кишку, желчный пузырь, мочевыводящий канал, бедра, ноги, кости, уши и нервную систему. Пипа отвечает за пупочную область, желудок, деятельность тонкого кишечника, потовых и лимфатических желез, а также за состояние кровяного потока, глаз и кожи. Капха отвечает за верхнюю часть тела: голову, шею, грудную клетку, грудь, верхний отдел желудка, жировые ткани и все суставные сочленения. Среди трех дош главной считается Вата. Вата отвечает за динамику тела, за деятельность нервной системы и жизненную силу организма. Пипа управляет деятельностью ферментной и гормональной систем организма, отвечает за обмен веществ, пищеварение, пигментацию, температуру тела, голод, жажду и зрение. Пипа уравновешивает кинетическую энергию Ваты и потенциальную энергию Капхи. Капха управляет структурой и стабильностью тела. Она смазывает суставы, обеспечивает влагой кожу, залечивает раны и регулирует деятельность Ваты и Пипы. Аюрведическая диагностика заболеваний проводится по состоянию дош. Хотя многие болезни бывают врожденными, наследственными или возникают по вполне конкретным причинам, любое ухудшение самочувствия свидетельствует о дисбалансе дош. Глава 2 ПЯТЬ ПОТОКОВ ВАТЫ Каждая доша проявляется в виде пяти потоков, влияющих на определенную часть организма. Пять потоков Ваты, или пять воздухов, называются праной, уданой, саманой, апаной и вьяной. Прана, жизненная сила и первичный поток, заполняет грудь, головной мозг и лицо. Она наделяет тело энергией, поддерживает процесс дыхания и глотания, укрепляет сердце, артерии, вены, нервную систему, а также контролирует психику, чувства и интеллект. Этот восходящий поток побуждает к здравомыслию и рассудительности, дает пищу уму и воображению. Бодрость, радостное оживление, энергичность, приподнятость, свежесть чувств - вот признаки того, что прана хорошо справляется со своей задачей. Если человек страдает спазмами головного мозга, икотой, переживает нервные срывы, переутомление, беспричинно суетлив, возбужден и встревожен, это явно указывает на вышедшую из равновесия прану. Второй поток, удана, локализован в горле. Прана и удана - это в некотором роде аналоги симпатической и парасимпатической нервных системах. Удана - это часы, и каждое движение секундной стрелки вместе с каждым вдохом укорачивает человеческую жизнь. Человеку отведено определенное число вдохов, и когда сделан финальный вдох, он умирает. Поток уданы течет вверх от пупка по легким и горлу к носу. Она придает силу, сочность, густоту, тембр и тональность голосу, поддерживает естественные силы организма на высоком уровне, укрепляет ум и память. Удана - это хранитель нашей когнитивной памяти. Она побуждает нас вспоминать путешествия, которые мы совершали во времени. Провалы в памяти и нарушения речи, которые лечит логопед, состояние общего переутомления и болезни в системе уха, горла и носа (отиты, тонзиллиты, сухой лающий кашель и пр.) появляются в результате блокировок канала уданы. 12 Третий поток, самана, омывает весь кишечный тракт. Этот воздух вентилирует пищеварительный огонь и способствует не только усвоению питательных веществ, но и их транспортировке в ткани. На следующем этапе пищеварительного цикла самана обеспечивает сброс отходов пищи в толстый кишечник, отвечает за моторику и ритмичность кишечной перистальтики. Поскольку самана - это центральный воздух Ваты, она отвечает за внимание, душевное равновесие, четкость, конкретность и быстроту действий, укрепляет умственные и духовные способности. При блокировке этого канала происходит избыточное скопление газов, возникает метеоризм, спазмы желудка нервного происхождения, пищеварение либо замедляется, либо ускоряется, что приводит к неправильному усвоению питательных веществ и общему истощению организма. Четвертый поток, апана, расположен в толстом кишечнике и в тазовых органах. Он выводит фекалии, урину, семя и менструальные выделения. Его нисходящее давление помогает поддерживать равновесие эмбриона, плавающего в околоплодных водах материнской утробы, и содействует выходу эмбриона по родовым каналам при рождении. Апана доминирует среди всех пяти воздухов Ваты, поэтому Вата в основном локализована в апане. Апана дает нам ощущение свободы и легкости. При блокировке апаны возникают нарушения в половой сфере, в том числе расстройства менструального цикла и воспаление простаты, в деятельности мочевыделительной системы, а также спазмы в кишечнике и мышцах, колиты, поносы, запоры и повышенное газообразование. Поток вьяны, пятого канала Ваты, циркулирует по всему телу, но главным образом омывает сердце. Вьяна движется по каналам кровообращения, по кровеносным сосудам и капиллярам кожи, распространяя питательные соки и кровь по всему телу. Она транспортирует пот из желез к коже и выносит его на поверхность. Вьяна отвечает за моргание и зевание, ритмичное биение сердца, перенос крови по периферийному кругу кровообращения, кровяное давление и динамику деятельности кровеносных сосудов. Вьяна резонирует с такими качествами характера человека, как приспособляемость, умение ладить с людьми, уживаться с близкими, проявлять добродушие и сострадание. Арит- мии, нервные расстройства, повышенное кровяное давление и нарушения в системе кровообращения непосредственно связаны с блокировкой канала вьяны. Доша Вата характеризуется следующими признаками: 1. Быстрота. Человек, у которого преобладает Вата-доша, слывет заводилой, балагуром, инициатором кипучей деятельности, которой он начинает заниматься совершенно неожиданно и всегда непредсказуемо. Порой эти люди очень быстро говорят, пытаясь угнаться за быстро проносящимися мыслями. Они быстро двигаются и делают все очень быстро. 2. Подвижность. Подвижность Вата-доши проявляется в хорошем кровообращении. Если кровь равномерно омывает все тело и ее поток не встречает блокировок, тело заряжается энергией (у человека возникает чувство легкости). Если возникают проблемы с дыханием и кислород не переносится с кровью по всему телу, то Вата-доша выходит из равновесия, и у человека возникают спазмы, судороги, подрагивания век, нервозность, внезапные перепады давления и сбои сердца. 3. Легкость. Легкость Вата-доши отражается в том, что эти люди легки на подъем, у них практически отсутствует инертность мышления, они легко схватывают информацию и легко ее забывают, легко усваивают все новое и так же легко теряют интерес к тому, что перестает будоражить их воображение. Они легко возбудимы, и им легко испортить настроение. Они легко двигаются, порхая как бабочки или мелькая как молнии. 4. Изменчивость. Изменчивость Вата-доши проявляется в рассеянности внимания, в разбросанности, порывистости и быстрой смене интересов. Интересно, что импульсивность поведения отражает неуравновешенность натуры: это очень творческие люди, которые любят мечтать, фантазировать или грезить наяву. У них богатое воображение, им всегда снятся сны. Их сновидения всегда динамичны и быстро сменяют друг друга. Во сне такие люди всегда бегут, летят и прыгают. Часто жалуются на страшные сны. 5. Сухость. Сухость и грубость доши Вата проявляется в пересушенной коже, и если за ней не следить (особенно это касается женщин!), то она быстро покрывается морщинами, теряет влагу и превращается 14 ------------------------------------------------------------------------------ в «пергаментную бумагу». Обезвоживание - это характерный признак Ваты. На обезвоживание указывает слабое потоотделение, сухость и ломкость волос и ногтей, тусклый цвет глаз и волос, отсутствие блеска и глянца кожи. Шершавая на ощупь кожа и жесткие волосы также служат признаками Ваты. 6. Тонкость. Тонкость этой доши проявляется в том, что у этих людей очень тонкая кожа, сквозь которую видны вены и сухожилия. Обычно они обладают стройной фигурой. У них тонкая и впечатлительная натура, иногда они видят, слышат и ощущают тонкие миры. Они могут работать с тонкими энергиями, даже не зная об этом. Порой они болеют странными болезнями непонятного происхождения, которые трудно диагностируются. Это очень ранимые и чуткие люди, про которых говорят, что у них «тонкая душевная организация». 7. Холодность. Холодность доши Вата проявляется в том, что человек плохо переносит холод, испытывает на холоде не только физический, но и эмоциональный дискомфорт. Люди, у которых даже в обычную погоду часто мерзнут руки и ноги, несомненно обладают ярко выраженными качествами доши Вата. Эта доша считается ведущей, потому что при ее дисбалансе обязательно выходят из равновесия остальные две доши. Когда Вата выходит из равновесия, возникает масса проблем со здоровьем. Поскольку воздушный принцип считается в организме главным, шестьдесят процентов болезней связаны с дисбалансом Ваты. Расстройства деятельности желчного пузыря, толстого кишечника, прямой кишки, заднего прохода, яичек, сердца, а также все болезни, имеющие отношение к пяти каналам воздуха, считаются нарушениями Ваты. Другие типичные и распространенные симптомы вышедшей из равновесия Ваты - это гипертония, одышка, астма, неправильное усвоение пищи, паралич, судороги, спазмы, радикулит, остеохондроз, болезни глаз, ушей, носа, горла и дыхательных путей. Кроме того, внезапно возникающий шум в ушах, онемение конечностей, боли в затылке, головокружения явно свидетельствуют о дисбалансе Ваты. Когда Вата в избытке, человек испытывает постоянное перевозбуждение, не способен расслабиться и успокоиться, отстраниться от происходящего и посмотреть на ситуацию «со стороны». Если человек скрипит во сне зубами, ------------------------------------------------------------------------------ 15 если в бодрствующем состоянии он не способен усидеть на месте и его все время куда-то несет, если он вдруг резко худеет и при этом у него наблюдаются устойчивые запоры - это симптомы вышедшей из равновесия Ваты. Хрустящие суставы, потерявшие смазку вследствие обезвоживания, лающий кашель, ощущение сухости и вязкости во рту, шершавый язык и водянистая моча - это тоже признаки нарушения баланса в организме доши Вата. Глава 3 ПЯТЬ ОГНЕЙ ПИТТЫ Пять огней Питты называются пачакой, ранджакой, садакой, алоча-кой, и браджакой. Первый огонь, пачака, обитающий в желудке, двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике, связан с пищеварением и растворением питательных веществ. В процессе пищеварения пачака отделяет питательные элементы пищи от отходов и выбрасывает эти отходы в выделительную систему. Она также поддерживает остальные пять огней. Регулируя теплообмен при переваривании пищи, пачака отвечает за активность или, наоборот, вялость пищеварения. Психологически ее функция сводится к тому, чтобы «вентилировать» огонь здорового усвоения интеллектуальной пищи и сохранять непредубежденность ума. Наличие неприятных запахов, связанных с выделительными процессами, и неспособность усваивать питательные вещества в процессе пищеварения (что ведет к возникновению язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, повышению кислотности желудка, изжогам и выбросам желчи в пищевод) недвусмысленно указывают на вышедший из повиновения огонь пачаки. Второй огонь, ранджака, обитает в печени, селезенке и желудке. Карминно-красный огонь ранджаки отвечает за образование эритроцитов, за равновесие химического состава крови и распределение питательных веществ в организме при кровообращении. Полноценная деятельность этого огня приводит к покою и состоянию общего благополучия организма. Когда этот огонь выходит из-под контроля, появляются кожные болезни, заболевания крови, анемии, желтуха, агрессивность, раздражительность, необоснованная враждебность и мстительность. Третий огонь, садака, локализован в сердце и контролирует его здоровую жизнедеятельность. Этот огонь отвечает за хорошую память и ------------------------------------------------------------------------------ 1 7 высокий уровень всех мыслительных процессов. Психологически садака наделяет человека душевным спокойствием, предотвращает взвинченность и психическую возбудимость, вызывает ощущение удовлетворения жизнью, укрепляет терпимость, смирение и скромность. Это центральный и самый тонкий из всех огней. Сердечные болезни, частые и необоснованные вспышки гнева, ухудшение памяти, неспособность принять решение в ответственный момент или сделать выбор, когда этого требуют обстоятельства - вот признаки вышедшего из повиновения огня садаки. Четвертый огонь, алочака, находится в зрачке глаза. Он придает глазам ясность и чистоту, а взгляду - открытость и внимательность. Огонь алочаки пробуждает интуицию, творческое воображение, подвижность ума, сообразительность, способность ладить с людьми и умение сопереживать. Алочака осуществляет невидимую связь между зрением и эмоциями (вспомним фразы «бычьи глаза», «потемнело в глазах» и пр.). Когда возникают болезни глаз или белки глаз приобретают нездоровый цвет, это указывает на вышедший из повиновения огонь алочаки. Пятый огонь, браджака, пламенеет в коже и отвечает за ее цвет и глянцевый блеск. Этот огонь поглощает влагу и питательные для кожи вещества. Благодаря браджаке состояние кожи непосредственно характеризует эмоциональное здоровье человека. Если этот огонь находится в равновесии, человек имеет здоровый внешний вид и устойчивую психику. Психологически огонь браджаки освещает своим пламенем внутреннюю красоту и чистоту человека. При избытке этого огня возникают заболевания кожи: пятна, воспаления, прыщи, диатезы, раздражения, сыпи, язвы, лишаи, воспаления. Доша Питта характеризуется следующими признаками: 1. Жар. Жар доши Питта проявляется в активном «горячем» пищеварении. У Питт все горит внутри и снаружи. Внутри горят страсти и пищеварительный огонь, снаружи пылает лицо, воспаляется кожа, бросает в жар все тело. Повышенный уровень обмена веществ часто приводит к обжорству. У этих людей всегда горячие руки и ноги. 2. Кислота. Кислота Питта-доши проявляется в кислом запахе пота, кислом запахе тела, кислом привкусе во рту, кислом запахе урины и экскрементов, повышенной кислотности желудочного сока. 18 ------------------------------------------------------------------------------ 3. Острота, желчность и едкость. Острота Питта-доши проявляется в страсти к жгучим специям, особенно к перцу. Людям с преобладанием этой доши свойственна желчность, язвительность и едкость натуры. Они могут безудержно острить, отличаются острым зрением и острыми меткими высказываниями. О них говорят, что они проницательны и остроумны. 4. Влажность. Влажность Питта-доши проявляется в том, что человек сильно потеет, часто страдает от жажды и всегда хочет пить. Именно таких людей часто «прошибает пот». Они много пьют, часто мочатся и обожают купаться в холодной воде. 5. Комплекс победителя. Комплекс победителя проявляется в том, что человек-Питта по натуре агрессивен и эгоистичен. Он резок в суждениях, всегда чувствует себя правым, нацелен на победу и не сомневается, что достигнет цели любой ценой. Среди основных положительных качеств Питты стоит отметить самоуверенность, веру в победу, самодостаточность, предприимчивость, высокий интеллект и проницательность. Если доша Питта выходит из равновесия, то возникает масса проблем со здоровьем. Тридцать процентов заболеваний вызываются вышедшей из равновесия Пилой. Расстройства желудка, болезни тонкого кишечника, жар, сыпи, лихорадки, гепатиты, перитониты, расстройство пищеварения, ухудшение зрения, заболевания кожи, психические расстройства, а также все болезни, связанные с деятельностью пяти огней, считаются болезнями Питта. Сильная потливость с резко выраженным кислым запахом, кислый привкус во рту, неудержимое желание пить, пить, пить и при этом ощущение сухости и жара в ноздрях - симптомы дисбаланса Питты. Головные боли, прострелы в той или иной части тела, бессонница и ярко-желтая моча, какая бывает после приема витамина С, частые поносы, воспаления на коже и ощущение жара во всем теле указывают на вышедшую из равновесия Питгу. Глава 4 ПЯТЬ ВОД КАПХИ Пять вод Капхи называются кледакой, аваламбакой, бодакой, тарпа-кой и слешакой. Первая вода, кледака, обитает в желудке. Это густая, пенистая жидкость, которая способствует пищеварению. Кледака питает остальные четыре воды, укрепляет мыслительные функции, смазывает слизистую оболочку желудка, вдохновляет на взаимодействие с окружающим миром и привносит мягкость и гибкость в человеческую натуру. Обычно вялый пищеварительный процесс указывает на то, что воды кледа-ки вышли из равновесия. Вторая вода, аваламбака, течет к сердцу. Она снабжает сердце питательной смазывающей плазмой, которая предотвращает его перегрев. Аваламбака придает мышцам грудной клетки крепость и силу, а конечностям - гибкость и подвижность. Психологически аваламбака олицетворяет защитную, охранительную, оберегающую материнскую природу человека. Если человек часто страдает заболеваниями дыхательных путей или чрезмерной сонливостью, если ему свойственна замедленность движений, вялость и флегматичность, это указывает на вышедшие из равновесия воды аваламбаки. Третья вода, бодака, объединяет все пять вод тела в единую реку. Она смачивает язык слюной и наделяет людей вкусовым восприятием. По этому каналу радостно текут желудочные соки, предвкушающие приближение часа трапезы. Психологически бодака должна регулировать поступление пищи в тело, разум и чувства. Это означает, что склонность к перееданию, чрезмерная тучность, неповоротливость, аллергические реакции на принятую пищу, потеря вкусовых ощущений при потреблении пищи указывают на вышедшие из равновесия воды бо-даки. 20 ---------------------------------------------------------------------------- Четвертая вода, тарпака, течет в полости носа и переносится в составе спинномозговой жидкости. Она очищает и охлаждает органы чувств, - омывает влагой глаза, нос, рот и центральную нервную систему. Она наделяет человека благоразумием и осторожностью, раскрепощает и освежает ворота памяти. Полноценная деятельность тарпаки способствует укреплению памяти и полноте восприятия. Ослабление деятельности органов чувств и застойные явления в организме, связанные с избытком накопления слизи (синуситы, фарингиты, гаймориты), свидетельствуют о том, что воды тарпаки вышли из равновесия. Пятая вода, слешака, отвечает за пластичность, смазку и гибкость суставных сочленений. Она должна предотвращать в них обезвоживание, ведущее к артритам, и возникновение в сочленениях очагов воспаления, провоцирующих ревматизм. Смазывая и укрепляя сочленения, слешака придает согласованность и мягкость движениям тела. Она наделяет ум и тело подвижностью и легкостью. Если у человека накапливается избыточная влага в суставах и из-за этого возникает боль, это явно указывает на вышедшие из равновесия воды слешаки. Доша Капха характеризуется следующими признаками: 1. Постоянство и инертность. Постоянство Капха-доши проявляется в устойчивости и инертности поведения, мышления, привычек и привязанностей. Этих людей легко любить, так как они предсказуемы, степенны и рассудительны. У них постоянные вкусы и постоянные хобби. Они постоянны так, как постоянны матери, никогда не предающие своих детей. 2. Тяжесть. Тяжесть этой доши проявляется в чрезмерном весе, «широкой кости» и большой мышечной массе. Именно среди таких людей рождаются богатыри, тяжелоатлеты и борцы. У них прочные корни. Они никогда не летают, но служат идеальной пристанью и убежищем для вечного двигателя - Ваты. 3. Медлительность. Медлительность этой доши проявляется в величавости походки: женщина-Капха «величава, словно пава», - она не ходит, а плывет. Люди типа Капха говорят медленно, взвешивая каждое свое слово, медленно соображают и медленно запоминают новую информацию, но зато все, что сумел переварить их мозг, оста- ____________________________________________________ 21 ется с ними навсегда. У них замедленный обмен веществ, пища переваривается медленно, вода выводится из организма медленно. 4. Податливость. Податливость Капхи выражается в грациозности и плавности движений, гибкости фигуры, гладкости, сиянии и лоске кожи. Они, как вода, принимают форму сосуда, в который их помещают. Они умеют любить и прощать, они великодушны и добры. 5. Сладость. Сладость этой доши выражается в пристрастии к сладкой еде, к сладким напиткам и сладкому образу жизни. Они превращают жизнь в праздник. А какой праздник без праздности и сладкого стола? Лень, тягучесть, желание принять горизонтальное положение, чувственность и мягкость, которые ведут к диабетам, тучности, одутловатым щекам и вспухшим лимфатическим узлам - вот опознавательные знаки Капхи. К положительным качествам Капхи относятся миролюбие, сострадательность, умение сочувствовать, сопереживать и прощать, а также спокойствие, мягкость, нежность, умение обогреть и приласкать. Когда доша Капха выходит из равновесия, возникают проблемы со здоровьем, хотя следует отметить, что из-за дисбаланса принципа Капхи возникает ограниченное число заболеваний. К болезням Капхи относятся ухудшение пищеварения и потеря вкусовых ощущений, переедание, тучность, понос, потеря аппетита, бледный цвет урины, гиподинамия, склероз, чрезмерная флегматичность, задержка воды в тканях, размягчение суставов и ряд заболеваний носа, глаз и органов дыхания. Хроническая сонливость, отечность кожи и век, угнетенное состояние, апатия, слабость, зябкость - это тоже симптомы вышедшей из равновесия Капхи. Если нарушается равновесие этой доши, в организме начинают появляться опухоли, возникает закостенение суставов, ощущается пресный вкус и запах во рту, застаиваются слизь и гной, скапливается мокрота в дыхательных путях и повышается уровень лейкоцитов в крови. Глава 5 АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ «Узнав о благотворном, сразу же приступай к овладению им, даже если это неприятно. Точно так умный человек пьет горькое лекарство, чтобы выздороветь». Нагарджуна Генетическая конституция каждого человека, которая задается при рождении, остается неизменной на протяжении всей его жизни. В результате изменения социальной, культурной и биологической среды могут изменяться физиологические и психологические характеристики. В каждом человеке присутствуют динамические энергии Ваты, Пит-ты и Капхи, но в разных пропорциях. Доши могут служить впечатляющим примером явных соперников, способных качественно функционировать и взаимодействовать на уровне абсолютного равновесия. Нам всем стоит об этом вспоминать всякий раз, общаясь друг с другом. К классическим типам людей аюрведа относит Вату, Питту, Капху, Вату-Капху, Вату-Питту и Питту-Капху, а также Вату-Питгу-Капху. Первые три типа в чистом виде встречаются довольно редко, ибо не так уж часто человек подвергается влиянию только одной из дош. Еще реже встречается Вата-Питта-Капха, где Вата, Питта и Капха содержатся в одинаковых пропорциях. Чаще всего встречаются дуальные типы, в которых диминируют две доши в разных пропорциях. К примеру, в Вате-Питте содержится больше воздушной энергии, а в Пипе-Вате - огненной энергии. По этой причине к семи классическим типам добавляются Питта-Вата, Капха-Вата и Капха-Питта. Согласно аюрведе год делится на шесть сезонов, так как каждые два месяца считаются одним сезоном. Два сезона Ваты: ранняя осень (с середины июля до середины сентября) и осень (с середины сентября до середины ноября). Два сезона Капхи: с середины ноября до середины марта, то есть с начала и до конца зимы. Два сезона Питгы: весна с середины марта и лето до середины июля. При переходе от весны к лету длится период Пипы-Капхи и Капхи-Пипы. При переходе лета в осень длится период Ваты-Питты и Пит-ты-Ваты. При переходе от осени к зиме длится период Вагы-Капхи и Капхи-Ваты. В сезоны Ваты увеличивается влияние Вата-доши, в сезоны Пипы увеличивается влияние Пипа-доши, а в сезоны Капхи - влияние Кап-ха-доши. Люди с преобладанием той или иной доши тяжело переносят сезон увеличения этой доши. К примеру, доша Вата всегда возрастает в сезон дождей и осенью, Капха увеличивается в начале и к концу, а Пипа «взрывается» весной и летом. Период смены сезонов - это критический период, поэтому все люди должны очень внимательно относиться к себе и своему здоровью при переходе от одного сезона к другому. Недаром в «Чараке-самхите» сказано: «Болезни начинаются в межсезонье». Сложные периоды: Для Ваты: две недели в середине сентября и две недели в середине ноября. В эти периоды у Ват чаще всего бывает переутомление и нервные срывы. В это время им рекомендуется воспитывать в себе безграничное терпение и смирение, медитировать и питаться только продуктами, которые оказывают благоприятное и целительное воздействие на дошу Вата. Для Пипы: две недели в середине мая и две недели в середине июля. В эти периоды люди с преобладанием Пипы становятся наиболее уязвимыми, - им рекомендуется быть особенно терпимыми, осторожными, созерцательными и правильно выбирать продукты питания. Для Капхи: две недели в середине января и две недели в середине марта. В эти периоды Капхи чаще всего болеют, поэтому они должны стоически придерживаться полезного для Капхи рациона питания и активизировать свою деятельность. Доши управляют не только сезонами, но и определенными периодами дня и определенными возрастными этапами человеческой жизни. 24 ----------------------------------------------------------------------------- Доша Вата преобладает с двух часов ночи до шести часов утра и в период с двух часов дня до шести часов вечера. Доша Капха преобладает с шести до десяти часов утра и с шести до десяти часов вечера. Доша Пита преобладает с десяти часов утра до двух часов дня и с десяти часов вечера до двух часов ночи. Доша Капха управляет этапом детства, который длится с рождения до четырнадцати лет человека. С четырнадцати до двадцати семи лет управляет доша Питга-Капха. Когда человек вступает в период, который длится с двадцати семи до сорока двух лет, он вступает в период доминирования доши Пипа. С сорока двух до пятидесяти шести лет управляет доша Вата-Питта. Доша Вата начинает интенсивно влиять на человека в старости: с пятидесяти шести до семидесяти семи лет. С семидесяти семи лет и до конца жизни управляет доша |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.015 с.) |