Знакомство с ватой, питтой и капхой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с ватой, питтой и капхой



Закрой глаза - и все отчетливо узришь.

Перестань вслушиваться - и услышишь истину.

Умолкни - и твое сердце запоет.

Не ищи контактов - и найдешь истинную связь.

Замри - и полетишь на волнах духа.

Будь мягким - и тебе не понадобится сила.

Будь терпелив - и добьешься всего.

Будь смиренным - и останешься всем.

Даосская поэма Дословно «доша» переводится с санскрита как система, быстро реа­гирующая на внешние раздражители и способная быстро меняться. В энергетическом учении аюрведы под дошами человеческого организ­ма понимают его «телесные соки»: газы(эфир и воздух), желчь [огонь) и слизь {вода и земля). При рождении мы получаем конституцию тела, или генетический тип, который определяет особенности наших реак­ций на внешние раздражители и характер нашей адаптации к меняю­щимся условиям жизни. Согласно аюрведе, именно доши служат кар­мическими и генетическими кодами, отвечающими за наш энергети­ческий тип.

В физическом теле доши играют роль организующих сил, которые поддерживают организм здоровым и выводят из него отходы. Назва­ния этих дош - Вата («Ветер»), Питта («Огонь») и Капха («Слизь»). Когда доши находятся в равновесии, мы обретаем гармонию, быстро­ту реакции и динамично развиваемся.

Генетика считается современной наукой. Но аюрведа еще пять ты­сяч лет назад основывалась на теории генетических программ. В генах записаны не только особенности нашего характера и физические каче-


.------------------------,---------------------------------------------------- 9

ства, но и тот момент времени, когда наше тело и его органы неизбеж­но начнут «болеть» и разрушаться. Но пусть вас не пугает эта пред­определенность. Изменить судьбу все-таки можно, потому что от рож­дения мы наделены свободой выбора, силой воли и даром самопозна­ния. Для этого необходимо перепрограммировать систему дош.

Доши неразрывно связаны с вселенскими кодами звезд и планет, га­лактик и элементов и находятся под их непосредственным влиянием. В то же время каждая доша подвергается воздействию тонких энерге­тических центров, или чакр (подробнее о чакрах см. ниже). Мы вступа­ем в контакт со вселенной и живем в едином ритме мироздания благо­даря совместной деятельности дош и чакр, которые связывают нас с космосом. Аюрведическое знание о разных типах людей - это универ­сальная и многомерная карта классификации взаимодействий Ваты, Питты и Капхи. Это взаимодействие энергии движения (Ваты), энер­гии преобразования (Питты) и энергии поглощения (Капхи), которые проявляются во вселенной. Разум космоса запечатлен в дошах чело­веческого тела. Когда мы научимся работать с дошами, которые состав­ляют нашу истинную природу, узнаем, как ими управлять и как их гар­монизировать, то обретем здоровье и долголетие.

Капха, Питта и Вата должны находиться в сбалансированном состо­янии. Слизь, как форма Капхи, смазывает и защищает чувствительные ткани, но должна регулярно выводиться из тела при дефекации и от­харкивании. Если слизь накапливается и своевременно не выводится, в организме возникают различные заболевания. Желчь, как форма Питты, находится в равновесии и полноценно справляется со своими функциями только в том случае, когда она попадает в кишечник и вы­водиться с фекалиями. Воздух, как одна из форм Ваты, должен в виде газа регулярно высвобождатся из организма вместе с другими отхода­ми. Три доши - это силы, которые не проявлены в физическом мире, но когда они в организме не сбалансированы, то вызывают закупорку вполне конкретных материальных систем и органов на физическом плане.

Каждая доша, как правило, характеризуется преобладающим в ней элементом. На космическом уровне элемент земля- это коллективная сила стабильности, вода - это сила сцепления и поглощения, огонь -



это сила преображения и очищения, воздух- качество радости и под­вижности, а пространство - это поле, на котором динамически разво­рачиваются все виды деятельности.

У каждой доши есть главный элемент, который содержится в «кон­тейнере» вспомогательного элемента. Хотя доша Вата сформирована из воздуха и эфира, главный элемент Ваты - это воздух, который со­держится в «контейнере» эфирного пространства. В организме человека воздух содержится в пространствах и каналах тела. Главный элемент Питты - это огонь, который горит в защитных водах организма, поэто­му Питта - это огненный принцип. Доша Капха сформирована из воды и земли, но главный элемент Капхи - это вода, которая охраняется массивной структурой тела, или землей. Капха - это водный принцип. Хотя у Ваты, Питты и Капхи нет четкой локализации в теле, у каждой из этих дош есть собственная зона действия. Вата отвечает за нижнюю часть тела - таз, толстую кишку, желчный пузырь, мочевыводящий канал, бедра, ноги, кости, уши и нервную систему. Питта отвечает за пупочную область, желудок, деятельность тонкого кишечника, потовых и лимфатических желез, а также за состояние кровяного потока, глаз и кожи. Капха отвечает за верхнюю часть тела: голову, шею, грудную клетку, грудь, верхний отдел желудка, жировые ткани и все суставные сочленения.

Среди трех дош главной считается Вата. Вата отвечает за динамику тела, за деятельность нервной системы и жизненную силу организма. Питта управляет деятельностью ферментной и гормональной систем организма, отвечает за обмен веществ, пищеварение, пигментацию, температуру тела, голод, жажду и зрение. Питта уравновешивает ки­нетическую энергию Ваты и потенциальную энергию Капхи. Капха уп­равляет структурой и стабильностью тела. Она смазывает суставы, обеспечивает влагой кожу, залечивает раны и регулирует деятельность Ваты и Пипы.

Аюрведическая диагностика заболеваний проводится по состоянию дош. Хотя многие болезни бывают врожденными, наследственными или возникают по вполне конкретным причинам, любое ухудшение само­чувствия свидетельствует о дисбалансе дош.


Глава 2

ПЯТЬ ПОТОКОВ ВАТЫ

Каждая доша проявляется в виде пяти потоков, влияющих на опре­деленную часть организма. Пять потоков Ваты, или пять воздухов, на­зываются праной, уданой, саманой, апаной и вьяной.

Прана, жизненная сила и первичный поток, заполняет грудь, голов­ной мозг и лицо. Она наделяет тело энергией, поддерживает процесс дыхания и глотания, укрепляет сердце, артерии, вены, нервную систе­му, а также контролирует психику, чувства и интеллект. Этот восходя­щий поток побуждает к здравомыслию и рассудительности, дает пищу уму и воображению.

Бодрость, радостное оживление, энергичность, приподнятость, све­жесть чувств - вот признаки того, что прана хорошо справляется со своей задачей. Если человек страдает спазмами головного мозга, ико­той, переживает нервные срывы, переутомление, беспричинно суетлив, возбужден и встревожен, это явно указывает на вышедшую из равно­весия прану.

Второй поток, удана, локализован в горле. Прана и удана - это в не­котором роде аналоги симпатической и парасимпатической нервных системах. Удана - это часы, и каждое движение секундной стрелки вме­сте с каждым вдохом укорачивает человеческую жизнь. Человеку отве­дено определенное число вдохов, и когда сделан финальный вдох, он умирает. Поток уданы течет вверх от пупка по легким и горлу к носу. Она придает силу, сочность, густоту, тембр и тональность голосу, под­держивает естественные силы организма на высоком уровне, укрепля­ет ум и память. Удана - это хранитель нашей когнитивной памяти. Она побуждает нас вспоминать путешествия, которые мы совершали во времени. Провалы в памяти и нарушения речи, которые лечит логопед, состояние общего переутомления и болезни в системе уха, горла и носа (отиты, тонзиллиты, сухой лающий кашель и пр.) появляются в резуль­тате блокировок канала уданы.


10 -----------------------------------------------------------------------------

это сила преображения и очищения, воздух- качество радости и под­вижности, а пространство - это поле, на котором динамически разво­рачиваются все виды деятельности.

У каждой доши есть главный элемент, который содержится в «кон­тейнере» вспомогательного элемента. Хотя доша Вата сформирована из воздуха и эфира, главный элемент Ваты - это воздух, который со­держится в «контейнере» эфирного пространства. В организме человека воздух содержится в пространствах и каналах тела. Главный элемент Пипы - это огонь, который горит в защитных водах организма, поэто­му Питта - это огненный принцип. Доша Капха сформирована из воды и земли, но главный элемент Капхи - это вода, которая охраняется массивной структурой тела, или землей. Капха - это водный принцип.

Хотя у Ваты, Пипы и Капхи нет четкой локализации в теле, у каждой из этих дош есть собственная зона действия. Вата отвечает за нижнюю часть тела - таз, толстую кишку, желчный пузырь, мочевыводящий канал, бедра, ноги, кости, уши и нервную систему. Пипа отвечает за пупочную область, желудок, деятельность тонкого кишечника, потовых и лимфатических желез, а также за состояние кровяного потока, глаз и кожи. Капха отвечает за верхнюю часть тела: голову, шею, грудную клетку, грудь, верхний отдел желудка, жировые ткани и все суставные сочленения.

Среди трех дош главной считается Вата. Вата отвечает за динамику тела, за деятельность нервной системы и жизненную силу организма. Пипа управляет деятельностью ферментной и гормональной систем организма, отвечает за обмен веществ, пищеварение, пигментацию, температуру тела, голод, жажду и зрение. Пипа уравновешивает ки­нетическую энергию Ваты и потенциальную энергию Капхи. Капха уп­равляет структурой и стабильностью тела. Она смазывает суставы, обеспечивает влагой кожу, залечивает раны и регулирует деятельность Ваты и Пипы.

Аюрведическая диагностика заболеваний проводится по состоянию дош. Хотя многие болезни бывают врожденными, наследственными или возникают по вполне конкретным причинам, любое ухудшение само­чувствия свидетельствует о дисбалансе дош.


Глава 2

ПЯТЬ ПОТОКОВ ВАТЫ

Каждая доша проявляется в виде пяти потоков, влияющих на опре­деленную часть организма. Пять потоков Ваты, или пять воздухов, на­зываются праной, уданой, саманой, апаной и вьяной.

Прана, жизненная сила и первичный поток, заполняет грудь, голов­ной мозг и лицо. Она наделяет тело энергией, поддерживает процесс дыхания и глотания, укрепляет сердце, артерии, вены, нервную систе­му, а также контролирует психику, чувства и интеллект. Этот восходя­щий поток побуждает к здравомыслию и рассудительности, дает пищу уму и воображению.

Бодрость, радостное оживление, энергичность, приподнятость, све­жесть чувств - вот признаки того, что прана хорошо справляется со своей задачей. Если человек страдает спазмами головного мозга, ико­той, переживает нервные срывы, переутомление, беспричинно суетлив, возбужден и встревожен, это явно указывает на вышедшую из равно­весия прану.

Второй поток, удана, локализован в горле. Прана и удана - это в не­котором роде аналоги симпатической и парасимпатической нервных системах. Удана - это часы, и каждое движение секундной стрелки вме­сте с каждым вдохом укорачивает человеческую жизнь. Человеку отве­дено определенное число вдохов, и когда сделан финальный вдох, он умирает. Поток уданы течет вверх от пупка по легким и горлу к носу. Она придает силу, сочность, густоту, тембр и тональность голосу, под­держивает естественные силы организма на высоком уровне, укрепля­ет ум и память. Удана - это хранитель нашей когнитивной памяти. Она побуждает нас вспоминать путешествия, которые мы совершали во времени. Провалы в памяти и нарушения речи, которые лечит логопед, состояние общего переутомления и болезни в системе уха, горла и носа (отиты, тонзиллиты, сухой лающий кашель и пр.) появляются в резуль­тате блокировок канала уданы.


12

Третий поток, самана, омывает весь кишечный тракт. Этот воздух вентилирует пищеварительный огонь и способствует не только усвое­нию питательных веществ, но и их транспортировке в ткани. На следу­ющем этапе пищеварительного цикла самана обеспечивает сброс от­ходов пищи в толстый кишечник, отвечает за моторику и ритмичность кишечной перистальтики. Поскольку самана - это центральный воздух Ваты, она отвечает за внимание, душевное равновесие, четкость, кон­кретность и быстроту действий, укрепляет умственные и духовные спо­собности. При блокировке этого канала происходит избыточное скоп­ление газов, возникает метеоризм, спазмы желудка нервного происхож­дения, пищеварение либо замедляется, либо ускоряется, что приводит к неправильному усвоению питательных веществ и общему истоще­нию организма.

Четвертый поток, апана, расположен в толстом кишечнике и в тазо­вых органах. Он выводит фекалии, урину, семя и менструальные выде­ления. Его нисходящее давление помогает поддерживать равновесие эмбриона, плавающего в околоплодных водах материнской утробы, и содействует выходу эмбриона по родовым каналам при рождении. Апана доминирует среди всех пяти воздухов Ваты, поэтому Вата в основном локализована в апане. Апана дает нам ощущение свободы и легкости. При блокировке апаны возникают нарушения в половой сфере, в том числе расстройства менструального цикла и воспаление простаты, в деятельности мочевыделительной системы, а также спазмы в кишеч­нике и мышцах, колиты, поносы, запоры и повышенное газообразова­ние.

Поток вьяны, пятого канала Ваты, циркулирует по всему телу, но главным образом омывает сердце. Вьяна движется по каналам крово­обращения, по кровеносным сосудам и капиллярам кожи, распростра­няя питательные соки и кровь по всему телу. Она транспортирует пот из желез к коже и выносит его на поверхность. Вьяна отвечает за мор­гание и зевание, ритмичное биение сердца, перенос крови по перифе­рийному кругу кровообращения, кровяное давление и динамику дея­тельности кровеносных сосудов. Вьяна резонирует с такими качества­ми характера человека, как приспособляемость, умение ладить с людь­ми, уживаться с близкими, проявлять добродушие и сострадание. Арит-


мии, нервные расстройства, повышенное кровяное давление и наруше­ния в системе кровообращения непосредственно связаны с блокиров­кой канала вьяны. Доша Вата характеризуется следующими признаками:

1. Быстрота. Человек, у которого преобладает Вата-доша, слывет заводилой, балагуром, инициатором кипучей деятельности, которой он начинает заниматься совершенно неожиданно и всегда непредсказуе­мо. Порой эти люди очень быстро говорят, пытаясь угнаться за быстро проносящимися мыслями. Они быстро двигаются и делают все очень быстро.

2. Подвижность. Подвижность Вата-доши проявляется в хорошем кровообращении. Если кровь равномерно омывает все тело и ее поток не встречает блокировок, тело заряжается энергией (у человека воз­никает чувство легкости). Если возникают проблемы с дыханием и кис­лород не переносится с кровью по всему телу, то Вата-доша выходит из равновесия, и у человека возникают спазмы, судороги, подрагива­ния век, нервозность, внезапные перепады давления и сбои сердца.

3. Легкость. Легкость Вата-доши отражается в том, что эти люди легки на подъем, у них практически отсутствует инертность мышления, они легко схватывают информацию и легко ее забывают, легко усваи­вают все новое и так же легко теряют интерес к тому, что перестает будоражить их воображение. Они легко возбудимы, и им легко испор­тить настроение. Они легко двигаются, порхая как бабочки или мель­кая как молнии.

4. Изменчивость. Изменчивость Вата-доши проявляется в рассе­янности внимания, в разбросанности, порывистости и быстрой смене интересов. Интересно, что импульсивность поведения отражает неурав­новешенность натуры: это очень творческие люди, которые любят меч­тать, фантазировать или грезить наяву. У них богатое воображение, им всегда снятся сны. Их сновидения всегда динамичны и быстро сменя­ют друг друга. Во сне такие люди всегда бегут, летят и прыгают. Часто жалуются на страшные сны.

5. Сухость. Сухость и грубость доши Вата проявляется в пересушен­ной коже, и если за ней не следить (особенно это касается женщин!), то она быстро покрывается морщинами, теряет влагу и превращается


14 ------------------------------------------------------------------------------

в «пергаментную бумагу». Обезвоживание - это характерный признак Ваты. На обезвоживание указывает слабое потоотделение, сухость и ломкость волос и ногтей, тусклый цвет глаз и волос, отсутствие блеска и глянца кожи. Шершавая на ощупь кожа и жесткие волосы также слу­жат признаками Ваты.

6. Тонкость. Тонкость этой доши проявляется в том, что у этих лю­дей очень тонкая кожа, сквозь которую видны вены и сухожилия. Обычно они обладают стройной фигурой. У них тонкая и впечатлительная нату­ра, иногда они видят, слышат и ощущают тонкие миры. Они могут ра­ботать с тонкими энергиями, даже не зная об этом. Порой они болеют странными болезнями непонятного происхождения, которые трудно диагностируются. Это очень ранимые и чуткие люди, про которых го­ворят, что у них «тонкая душевная организация».

7. Холодность. Холодность доши Вата проявляется в том, что че­ловек плохо переносит холод, испытывает на холоде не только физи­ческий, но и эмоциональный дискомфорт. Люди, у которых даже в обыч­ную погоду часто мерзнут руки и ноги, несомненно обладают ярко вы­раженными качествами доши Вата.

Эта доша считается ведущей, потому что при ее дисбалансе обяза­тельно выходят из равновесия остальные две доши. Когда Вата вы­ходит из равновесия, возникает масса проблем со здоровьем. По­скольку воздушный принцип считается в организме главным, шестьде­сят процентов болезней связаны с дисбалансом Ваты. Расстройства деятельности желчного пузыря, толстого кишечника, прямой кишки, заднего прохода, яичек, сердца, а также все болезни, имеющие отно­шение к пяти каналам воздуха, считаются нарушениями Ваты. Другие типичные и распространенные симптомы вышедшей из равновесия Ваты - это гипертония, одышка, астма, неправильное усвоение пищи, паралич, судороги, спазмы, радикулит, остеохондроз, болезни глаз, ушей, носа, горла и дыхательных путей. Кроме того, внезапно возни­кающий шум в ушах, онемение конечностей, боли в затылке, голово­кружения явно свидетельствуют о дисбалансе Ваты. Когда Вата в из­бытке, человек испытывает постоянное перевозбуждение, не способен расслабиться и успокоиться, отстраниться от происходящего и посмот­реть на ситуацию «со стороны». Если человек скрипит во сне зубами,


------------------------------------------------------------------------------ 15

если в бодрствующем состоянии он не способен усидеть на месте и его все время куда-то несет, если он вдруг резко худеет и при этом у него наблюдаются устойчивые запоры - это симптомы вышедшей из рав­новесия Ваты. Хрустящие суставы, потерявшие смазку вследствие обез­воживания, лающий кашель, ощущение сухости и вязкости во рту, шершавый язык и водянистая моча - это тоже признаки нарушения баланса в организме доши Вата.


Глава 3

ПЯТЬ ОГНЕЙ ПИТТЫ

Пять огней Питты называются пачакой, ранджакой, садакой, алоча-кой, и браджакой.

Первый огонь, пачака, обитающий в желудке, двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике, связан с пищеварением и растворением питательных веществ. В процессе пищеварения пачака отделяет пита­тельные элементы пищи от отходов и выбрасывает эти отходы в выде­лительную систему. Она также поддерживает остальные пять огней. Регулируя теплообмен при переваривании пищи, пачака отвечает за активность или, наоборот, вялость пищеварения. Психологически ее функция сводится к тому, чтобы «вентилировать» огонь здорового ус­воения интеллектуальной пищи и сохранять непредубежденность ума. Наличие неприятных запахов, связанных с выделительными процесса­ми, и неспособность усваивать питательные вещества в процессе пи­щеварения (что ведет к возникновению язвы желудка или двенадцати­перстной кишки, повышению кислотности желудка, изжогам и выбро­сам желчи в пищевод) недвусмысленно указывают на вышедший из повиновения огонь пачаки.

Второй огонь, ранджака, обитает в печени, селезенке и желудке. Карминно-красный огонь ранджаки отвечает за образование эритроци­тов, за равновесие химического состава крови и распределение пита­тельных веществ в организме при кровообращении. Полноценная дея­тельность этого огня приводит к покою и состоянию общего благопо­лучия организма. Когда этот огонь выходит из-под контроля, появля­ются кожные болезни, заболевания крови, анемии, желтуха, агрессив­ность, раздражительность, необоснованная враждебность и мститель­ность.

Третий огонь, садака, локализован в сердце и контролирует его здо­ровую жизнедеятельность. Этот огонь отвечает за хорошую память и


------------------------------------------------------------------------------ 1 7

высокий уровень всех мыслительных процессов. Психологически садака наделяет человека душевным спокойствием, предотвращает взвинчен­ность и психическую возбудимость, вызывает ощущение удовлетворе­ния жизнью, укрепляет терпимость, смирение и скромность. Это цен­тральный и самый тонкий из всех огней. Сердечные болезни, частые и необоснованные вспышки гнева, ухудшение памяти, неспособность принять решение в ответственный момент или сделать выбор, когда этого требуют обстоятельства - вот признаки вышедшего из повино­вения огня садаки.

Четвертый огонь, алочака, находится в зрачке глаза. Он придает гла­зам ясность и чистоту, а взгляду - открытость и внимательность. Огонь алочаки пробуждает интуицию, творческое воображение, подвижность ума, сообразительность, способность ладить с людьми и умение сопе­реживать. Алочака осуществляет невидимую связь между зрением и эмоциями (вспомним фразы «бычьи глаза», «потемнело в глазах» и пр.). Когда возникают болезни глаз или белки глаз приобретают нездоро­вый цвет, это указывает на вышедший из повиновения огонь алочаки.

Пятый огонь, браджака, пламенеет в коже и отвечает за ее цвет и глян­цевый блеск. Этот огонь поглощает влагу и питательные для кожи ве­щества. Благодаря браджаке состояние кожи непосредственно харак­теризует эмоциональное здоровье человека. Если этот огонь находит­ся в равновесии, человек имеет здоровый внешний вид и устойчивую психику. Психологически огонь браджаки освещает своим пламенем внутреннюю красоту и чистоту человека. При избытке этого огня воз­никают заболевания кожи: пятна, воспаления, прыщи, диатезы, раздра­жения, сыпи, язвы, лишаи, воспаления.

Доша Питта характеризуется следующими признаками:

1. Жар. Жар доши Питта проявляется в активном «горячем» пищева­рении. У Питт все горит внутри и снаружи. Внутри горят страсти и пи­щеварительный огонь, снаружи пылает лицо, воспаляется кожа, бро­сает в жар все тело. Повышенный уровень обмена веществ часто при­водит к обжорству. У этих людей всегда горячие руки и ноги.

2. Кислота. Кислота Питта-доши проявляется в кислом запахе пота, кислом запахе тела, кислом привкусе во рту, кислом запахе урины и экс­крементов, повышенной кислотности желудочного сока.


18 ------------------------------------------------------------------------------

3. Острота, желчность и едкость. Острота Питта-доши проявляется в страсти к жгучим специям, особенно к перцу. Людям с преобладани­ем этой доши свойственна желчность, язвительность и едкость нату­ры. Они могут безудержно острить, отличаются острым зрением и ос­трыми меткими высказываниями. О них говорят, что они проницатель­ны и остроумны.

4. Влажность. Влажность Питта-доши проявляется в том, что чело­век сильно потеет, часто страдает от жажды и всегда хочет пить. Именно таких людей часто «прошибает пот». Они много пьют, часто мочатся и обожают купаться в холодной воде.

5. Комплекс победителя. Комплекс победителя проявляется в том, что человек-Питта по натуре агрессивен и эгоистичен. Он резок в суж­дениях, всегда чувствует себя правым, нацелен на победу и не сомне­вается, что достигнет цели любой ценой.

Среди основных положительных качеств Питты стоит отметить само­уверенность, веру в победу, самодостаточность, предприимчивость, высокий интеллект и проницательность. Если доша Питта выходит из равновесия, то возникает масса проблем со здоровьем. Тридцать процентов заболеваний вызываются вышедшей из равновесия Пилой. Расстройства желудка, болезни тонкого кишечника, жар, сыпи, лихо­радки, гепатиты, перитониты, расстройство пищеварения, ухудшение зрения, заболевания кожи, психические расстройства, а также все бо­лезни, связанные с деятельностью пяти огней, считаются болезнями Питта. Сильная потливость с резко выраженным кислым запахом, кис­лый привкус во рту, неудержимое желание пить, пить, пить и при этом ощущение сухости и жара в ноздрях - симптомы дисбаланса Питты. Головные боли, прострелы в той или иной части тела, бессонница и ярко-желтая моча, какая бывает после приема витамина С, частые по­носы, воспаления на коже и ощущение жара во всем теле указывают на вышедшую из равновесия Питгу.


Глава 4

ПЯТЬ ВОД КАПХИ

Пять вод Капхи называются кледакой, аваламбакой, бодакой, тарпа-кой и слешакой.

Первая вода, кледака, обитает в желудке. Это густая, пенистая жид­кость, которая способствует пищеварению. Кледака питает остальные четыре воды, укрепляет мыслительные функции, смазывает слизистую оболочку желудка, вдохновляет на взаимодействие с окружающим миром и привносит мягкость и гибкость в человеческую натуру. Обыч­но вялый пищеварительный процесс указывает на то, что воды кледа-ки вышли из равновесия.

Вторая вода, аваламбака, течет к сердцу. Она снабжает сердце пи­тательной смазывающей плазмой, которая предотвращает его перегрев. Аваламбака придает мышцам грудной клетки крепость и силу, а конеч­ностям - гибкость и подвижность. Психологически аваламбака олицет­воряет защитную, охранительную, оберегающую материнскую приро­ду человека. Если человек часто страдает заболеваниями дыхательных путей или чрезмерной сонливостью, если ему свойственна замедлен­ность движений, вялость и флегматичность, это указывает на вышед­шие из равновесия воды аваламбаки.

Третья вода, бодака, объединяет все пять вод тела в единую реку. Она смачивает язык слюной и наделяет людей вкусовым восприятием. По этому каналу радостно текут желудочные соки, предвкушающие приближение часа трапезы. Психологически бодака должна регулиро­вать поступление пищи в тело, разум и чувства. Это означает, что склон­ность к перееданию, чрезмерная тучность, неповоротливость, аллер­гические реакции на принятую пищу, потеря вкусовых ощущений при потреблении пищи указывают на вышедшие из равновесия воды бо-даки.


20 ----------------------------------------------------------------------------

Четвертая вода, тарпака, течет в полости носа и переносится в со­ставе спинномозговой жидкости. Она очищает и охлаждает органы чувств, - омывает влагой глаза, нос, рот и центральную нервную сис­тему. Она наделяет человека благоразумием и осторожностью, раскре­пощает и освежает ворота памяти. Полноценная деятельность тарпаки способствует укреплению памяти и полноте восприятия. Ослабление деятельности органов чувств и застойные явления в организме, связан­ные с избытком накопления слизи (синуситы, фарингиты, гаймориты), свидетельствуют о том, что воды тарпаки вышли из равновесия.

Пятая вода, слешака, отвечает за пластичность, смазку и гибкость суставных сочленений. Она должна предотвращать в них обезвожива­ние, ведущее к артритам, и возникновение в сочленениях очагов вос­паления, провоцирующих ревматизм. Смазывая и укрепляя сочленения, слешака придает согласованность и мягкость движениям тела. Она наделяет ум и тело подвижностью и легкостью. Если у человека накап­ливается избыточная влага в суставах и из-за этого возникает боль, это явно указывает на вышедшие из равновесия воды слешаки.

Доша Капха характеризуется следующими признаками:

1. Постоянство и инертность. Постоянство Капха-доши проявля­ется в устойчивости и инертности поведения, мышления, привычек и привязанностей. Этих людей легко любить, так как они предсказуемы, степенны и рассудительны. У них постоянные вкусы и постоянные хоб­би. Они постоянны так, как постоянны матери, никогда не предающие своих детей.

2. Тяжесть. Тяжесть этой доши проявляется в чрезмерном весе, «широкой кости» и большой мышечной массе. Именно среди таких людей рождаются богатыри, тяжелоатлеты и борцы. У них прочные корни. Они никогда не летают, но служат идеальной пристанью и убе­жищем для вечного двигателя - Ваты.

3. Медлительность. Медлительность этой доши проявляется в величавости походки: женщина-Капха «величава, словно пава», - она не ходит, а плывет. Люди типа Капха говорят медленно, взвешивая каждое свое слово, медленно соображают и медленно запоминают новую информацию, но зато все, что сумел переварить их мозг, оста-


____________________________________________________ 21

ется с ними навсегда. У них замедленный обмен веществ, пища пере­варивается медленно, вода выводится из организма медленно.

4. Податливость. Податливость Капхи выражается в грациозности и плавности движений, гибкости фигуры, гладкости, сиянии и лоске кожи. Они, как вода, принимают форму сосуда, в который их помещают. Они умеют любить и прощать, они великодушны и добры.

5. Сладость. Сладость этой доши выражается в пристрастии к слад­кой еде, к сладким напиткам и сладкому образу жизни. Они превраща­ют жизнь в праздник. А какой праздник без праздности и сладкого сто­ла? Лень, тягучесть, желание принять горизонтальное положение, чув­ственность и мягкость, которые ведут к диабетам, тучности, одутлова­тым щекам и вспухшим лимфатическим узлам - вот опознавательные знаки Капхи.

К положительным качествам Капхи относятся миролюбие, сострада­тельность, умение сочувствовать, сопереживать и прощать, а также спокойствие, мягкость, нежность, умение обогреть и приласкать. Ког­да доша Капха выходит из равновесия, возникают проблемы со здоровьем, хотя следует отметить, что из-за дисбаланса принципа Капхи возникает ограниченное число заболеваний. К болезням Капхи относят­ся ухудшение пищеварения и потеря вкусовых ощущений, переедание, тучность, понос, потеря аппетита, бледный цвет урины, гиподинамия, склероз, чрезмерная флегматичность, задержка воды в тканях, размяг­чение суставов и ряд заболеваний носа, глаз и органов дыхания. Хро­ническая сонливость, отечность кожи и век, угнетенное состояние, апа­тия, слабость, зябкость - это тоже симптомы вышедшей из равнове­сия Капхи. Если нарушается равновесие этой доши, в организме начи­нают появляться опухоли, возникает закостенение суставов, ощущает­ся пресный вкус и запах во рту, застаиваются слизь и гной, скаплива­ется мокрота в дыхательных путях и повышается уровень лейкоцитов в крови.



Глава 5

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ

«Узнав о благотворном, сразу же приступай к овладению им, даже если это неприятно. Точно так умный человек пьет горькое лекарство, чтобы выздороветь».

Нагарджуна

Генетическая конституция каждого человека, которая задается при рождении, остается неизменной на протяжении всей его жизни. В ре­зультате изменения социальной, культурной и биологической среды могут изменяться физиологические и психологические характеристи­ки.

В каждом человеке присутствуют динамические энергии Ваты, Пит-ты и Капхи, но в разных пропорциях. Доши могут служить впечатляю­щим примером явных соперников, способных качественно функциони­ровать и взаимодействовать на уровне абсолютного равновесия. Нам всем стоит об этом вспоминать всякий раз, общаясь друг с другом.

К классическим типам людей аюрведа относит Вату, Питту, Капху, Вату-Капху, Вату-Питту и Питту-Капху, а также Вату-Питгу-Капху. Пер­вые три типа в чистом виде встречаются довольно редко, ибо не так уж часто человек подвергается влиянию только одной из дош. Еще реже встречается Вата-Питта-Капха, где Вата, Питта и Капха содержатся в одинаковых пропорциях. Чаще всего встречаются дуальные типы, в которых диминируют две доши в разных пропорциях. К примеру, в Вате-Питте содержится больше воздушной энергии, а в Пипе-Вате - огнен­ной энергии. По этой причине к семи классическим типам добавляют­ся Питта-Вата, Капха-Вата и Капха-Питта.

Согласно аюрведе год делится на шесть сезонов, так как каждые два месяца считаются одним сезоном.

Два сезона Ваты: ранняя осень (с середины июля до середины сен­тября) и осень (с середины сентября до середины ноября).


Два сезона Капхи: с середины ноября до середины марта, то есть с начала и до конца зимы.

Два сезона Питгы: весна с середины марта и лето до середины июля.

При переходе от весны к лету длится период Пипы-Капхи и Капхи-Пипы. При переходе лета в осень длится период Ваты-Питты и Пит-ты-Ваты. При переходе от осени к зиме длится период Вагы-Капхи и Капхи-Ваты.

В сезоны Ваты увеличивается влияние Вата-доши, в сезоны Пипы увеличивается влияние Пипа-доши, а в сезоны Капхи - влияние Кап-ха-доши. Люди с преобладанием той или иной доши тяжело переносят сезон увеличения этой доши. К примеру, доша Вата всегда возрастает в сезон дождей и осенью, Капха увеличивается в начале и к концу, а Пипа «взрывается» весной и летом.

Период смены сезонов - это критический период, поэтому все люди должны очень внимательно относиться к себе и своему здоровью при переходе от одного сезона к другому. Недаром в «Чараке-самхите» ска­зано: «Болезни начинаются в межсезонье».

Сложные периоды:

Для Ваты: две недели в середине сентября и две недели в середи­не ноября. В эти периоды у Ват чаще всего бывает переутомление и нервные срывы. В это время им рекомендуется воспитывать в себе безграничное терпение и смирение, медитировать и питаться только продуктами, которые оказывают благоприятное и целительное воздей­ствие на дошу Вата.

Для Пипы: две недели в середине мая и две недели в середине июля. В эти периоды люди с преобладанием Пипы становятся наибо­лее уязвимыми, - им рекомендуется быть особенно терпимыми, осто­рожными, созерцательными и правильно выбирать продукты питания.

Для Капхи: две недели в середине января и две недели в середине марта. В эти периоды Капхи чаще всего болеют, поэтому они должны стоически придерживаться полезного для Капхи рациона питания и активизировать свою деятельность.

Доши управляют не только сезонами, но и определенными периода­ми дня и определенными возрастными этапами человеческой жизни.


24 -----------------------------------------------------------------------------

Доша Вата преобладает с двух часов ночи до шести часов утра и в период с двух часов дня до шести часов вечера. Доша Капха преобла­дает с шести до десяти часов утра и с шести до десяти часов вечера. Доша Пита преобладает с десяти часов утра до двух часов дня и с десяти часов вечера до двух часов ночи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.082 с.)