Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О композиции и сюжетном ходе

Поиск

Понятие «композиция» означает обусловленное содержанием, характером и назначением построение художественного произведения, которое во многом определяет его восприятие. Композиция - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Но ведь мы имеем дело с особым видом художественного произведения - со сценарием концерта, В этом случае понятие «композиция», помимо сказанного, подразумевает не только простое установление порядка номеров (эпизодов), а еще такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта и в то же время обеспечит нарастание его тем-поритма и эмоционального воздействия на зрителя.

Поиск и нахождение композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе создания театрализованного тематического концерта, в конкретизации его замысла, его решения.

А коль скоро сюжетный драматургический ход, как мы только что говорили, образно выражает логику развития действия, то для тог о чтобы выстроить композицию концерта, режиссер должен придумать такой сюжетный ход, который, точно и ярко выражая тему и идею концерт, позволит как бы нанизать все номера (эпизоды) на один стержень.

Поиск сюжетного драматургического хода - дело не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Приходится мысленно перебирать десятки подсказываемых фантазией ходов, каждый из них соотносить с замыслом, пока не найдется тот единственный, который позволит образно выявить идею, тему, сверхзадачу и содержание концерта, а также в определенной логике выстроить его сквозное действие.

Если мы обратимся к концерту, посвященному годовщине Победы, то в этом случае сюжетных ходов может быть великое множество. >го и «Эстафета славы», раскрывающая художественными средстннми тему преемственности воинских традиций. И как бы «Выпуск фронтовой газеты», в которой действенное повествование о войне и 11обеде ведется с использованием ее разделов и рубрик (по принципу «живой ппстм»). Такой сюжетный драматургический ход был применен, например, в гептра-лизованном концерте «Вечерняя Москва», который проходил на сцене Зеленого театра ЦПКиО им. Горького в Москве. В этом концерте все и его построение, и эпизоды - было связано с выпуском «сценического варианта» любимой москвичами газеты.

Это может быть «Песня», содержание и построение которой выражается соответствующими эпизодами. Скажем, «Священная война» А. Александрова на стихи В. Гусева или «День Победы» Д. Тухманова на стихи В. Харитонова. Слова этих песен от строфы к строфе несут в себе огромный драматургический заряд. Сюжетным ходом могут стать «Ожившие страницы» либо «Говорят свидетели», как цепь показаний, рассказ очевидцев событий. Причем свидетельствовать могут не только люди, но и предметы - «ожившие» памятники, стены, камни мостовой, газетные сообщения и т.п. С таким сюжетным драматургическим ходом в Ленинграде был поставлен театрализованный тематический концерт «Го-

ворят камни Ленинграда». Сюжетным ходом может стать «Поход по местам боевой славы», как путешествие по памятным, связанным с войной, местам города, села, области.

Вообще прием «путешествие», обозрение оДин из самых распространенных приемов, используемых как в театрализованных тематических концертах, так и в массовых представлениях. Можно «путешествовать» в прошлое, будущее и т.п.; на корабле, машине времени. Можно взять музыкальное произведение, вызывающее у зрителей определенную ассоциацию, связанную с каким-либо событием, выражающее его, либо сыгравшее какую-то роль в известном всем событии.

Нет нужды продолжать дальше перечисление возможных вариантов сюжетных драматургических ходов. Как и говорить о том, какую они играют роль в создании сценария и самого концерта.

Однако тот или другой сюжетный ход сам по себе останется мертвым, если фантазия режиссера (сценариста) не подскажет художественные образные пути его выражения - в построении действия каждого эпизода и всего концерта в целом.

Когда-то, теперь уже в прошлом веке, в годы, когда официально отмечались различные юбилейные даты, в театрализованном концерте, посвященном 60-летию комсомола Рязани, который назывался «Это наша с тобой биография» (это и было его сюжетным ходом), действие строилось не только по принципу раскрытия в каждом эпизоде какого-либо события из истории рязанского комсомола, но для зрителей, на их глазах, одновременно создавалась как бы летопись этих событий и дел. На порталах сцены над ступенями-площадками были укреплены два широких, подкрашенных под очень светлый мрамор, полотнища, которые по ходу концерта постепенно поднимались. В финале они целиком закрывали порталы. Во время действия, в начале, середине или конце эпизода на правые или левые ступени поднимался один из участников и писал углем дату события, о котором шла на сцене речь, и фамилии в нем участвующих. При этом не обязательно что-то произнося. Все зависело от характера развивающегося на сцене действия, от того, возникала или не возникала такая необходимость. Кстати, эти рождающиеся на глазах зрителей живые летописи дел и свершений молодых рязанцев стали главными опорными точками построения финальной мязансцены концерта.

Один "из эпизодов этого концерта посвящался войне; юношам и девушкам рязанщины, сражавшимся на фронтах Отечественной войны, и тем, кто не возвратился к родному порогу.

Вот как это было. - «..Темнота. Лучи прожекторов медленно скользят по замершим в последнем прощании юношам и девушкам (молодежный хор). В звуки войны (фонограмма): вплетается песня А. Новикова «Дороги». На экране-заднике появляются слова:

Война - жесточе нету слова.

Война - святее нету слова!

Война - страшнее нету слова.

Война - печальнее нет слова.

Тихо звучит песня. Тускло отсвечивают острыми стальными гранями рельсов установленный слева у края сцены противотанковый еж и обрывки колючей проволоки. Вдруг все смолкает. Только зловеще ползут по экрану свинцовые тучи. Переметнувшиеся к противотанковому ежу лучи прожекторов выхватывают из темноты держащихся за колючую проволоку юношу и девушку. Ее хрупкую фигуру едва прикрывают остатки изодранного платья. На юноше - разорванная в клочья гимнастерка, голова перевязана потемневшей то ли от крови, то ли от пыли тряпкой. Собственно, об этом мы можем лишь догадываться. Отчетливо видны только их лица. Снова слышны далекие звуки войны.

Она. Скоро рассвет... Наш последний рассвет...

Он. Не думай об этом... (Стараясь отвлечь ее). Что ты делала в этот день до войны?..

Она. Сегодня какое число? Он. 14 апреля...

Она. 14 апреля?.. Что я делала?., (вздохнув). Что я могла делать? Манерное, готовила уроки... А ты?

Он. Сбежал с лекции. Ездил в Москву... в Большой театр... на балет «Лебединое озеро»...

Она. А я никогда в жизни не была в Большом театре... И балета никогда не видела... Это, наверное, интересно?.. Он (после паузы). Очень...

Начинает звучать музыка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». И тогда мы видим, как в центре сцены, словно в дымке, возникает пара, танцующая па-де-де из балета «Лебединое озеро»... А на заднике-экране в это же время, фоном, все четче и четче простужают кадры из кинофильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм». Через какое-то' время раздается выстрел. Замирают танцующие, и одновременно гаснут лучи, освещавшие юношу и девушку. На правые портальные ступени быстро поднимается юноша и размашисто, от края до края полотнища, пишет: «Люба Девятова и Саша Никитин». И чуть ниже - «Погибли 14 апреля 1942 года». И тут же, обернувшись, обращается к сидящим в зале:

Вы думаете, павшие молчат? Конечно, да - вы скажете. Неверно! Они кричат. Пока еще стучат Сердца живых

И осязают нервы. Они кричат И будят нас, живых, Невидимыми, чуткими руками. Они хотят, чтоб памятником им Была Земля С пятью материками.

Великая!

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся,

И ходит по Земле

Босая память - маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы.

Ей не нужны ни визы, ни прописки,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.107.40 (0.008 с.)