Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Источники финансирования дефицита

Поиск

федерального бюджета

ФЗ от 26.04.2007г. № 63 установил источники финансирования дефицита бюджетов всех уровней. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются следующие:

— разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

— разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов (заимствований и предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

— разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой представленных внутри страны прочих кредитов;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

— разница между полученными и погашенными кредитами на территории Российской Федерацией в валюте Российской Федерации;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

— поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

— поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

— курсовая разница по средствам федерального бюджета;

— объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

— разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

— разница между средствами, полученными от возврата предостав­ленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

— прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

— разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

— объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

— разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

— прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

 

Вопрос 3. Профицит федерального бюджета

Профицит означает превышение доходов над расходами бюджета. В БК РФ статья, регламентирующая профицит бюджета, отсутствует. В то же время в БК есть статья 232, касающаяся использования доходов, утверждённых законом (решением) о бюджете. В соответствии с этой статьёй доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утверждённого федеральным законом объёма доходов без учёта нефтегазовых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (когда утверждался БК РФ со статьей 232 нефтегазовых доходов не было в реальности) могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на:

— замещение государственных заимствований;

— погашение государственного долга РФ;

— исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном п.3 ст. 217 БК РФ.

Профицит федерального бюджета РФ, названный «ненефтегазовым бюджетным дефицитом», фактически формировался в РФ с 2002 г. за счёт доходов от высоких мировых цен на нефть и другое минеральное сырьё. Однако обрушение цен на нефть сделало текущий федеральный бюджет дефицитным почти на одну треть. В марте 2009 г. федеральный бюджет был переутверждён по доходам в сумме 6 триллионов, а по расходам в 9 триллионов рублей.

 

Вопрос 4. Резервный фонд и Фонд национального

Благосостояния

В 2007 г. финансовая политика Правительства Российской Федерации в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Во-первых, 26 апреля 2007 г. Федеральным законом № 63-ФЗ были внесены поправки в БК РФ, касающиеся, в том числе нефтегазовых доходов федерального бюджета. Введена новая гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета». Во-вторых, впервые за много лет Федеральный закон о федеральном бюджете был принят не в декабре, а в июле 2007 г. с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 63-ФЗ. В-третьих, принят на 3-летний период Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета Федеральный закон № 63-ФЗ относит доходы от уплаты:

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

— вывозных таможенных пошлин на газ природный;

— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета России используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете. Это ограничение, как уже ранее отмечалось, вступит в силу 1 января 2011 г. Объем нефтегазового трансферта на 2008 г. предусматривался в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 г. — 2451,1 млрд. руб., на 2010 г. — 2285,1 млрд. руб.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Нормативная величина Резервного фонда на 2008 г. — 3500,0 млрд. руб., на 2009 г. — 4456,5 млрд. руб., на 2010 г. — 5078,1 млрд. руб.

Резервный фонд формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превы­шающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

— доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Министерство финансов РФ в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством РФ порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансо­вого года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению, и формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) своей нормативной величины;

— доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

— долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств;

— долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг;

— депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Требования к финансовым активам, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств Резервного фонда устанавливаются Правительством РФ.

Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке РФ. В Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в срок до 1-ого февраля текущего финансового года зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года:

— в Резервный фонд — в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда в отчетном финансо­вом году и его накопленным объемом на конец отчетного финансового года;

— в Фонд национального благосостояния — в объеме указанных остатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с БК РФ нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В параметрах федерального бюджета на 2008–2010 гг. прослеживается тенденция к существенному сокращению профицита. Соответственно несколько снижаются отчисления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Наличие двух столь значимых и объемных фондов инициирует бурную полемику, как в среде практиков, так и в среде ученых-экономистов по вопросу: насколько обоснованно формирование этих фондов при столь существенном неравенстве субъектов РФ по доходам, развитию инфраструктуры, уровню социальных услуг, жилищному строительству и т. д.? За этой полемикой студенты имеют возможность наблюдать с помощью средств массовой информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.007 с.)