Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности динамики психотерапевтического процесса у детей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фантазии и реальность.
Первые психические процессы, психические представители либидинозных и деструктивных инстинктов следует рассматривать как самые ранние истоки фантазии. Однако в психическом развитии ребенка фантазии вскоре становятся также средством защиты от тревоги, средством вытеснения и контроля инстинктивных потребностей и выражением репаративных желаний. Связь между фантазией и исполнением желаний всегда подчеркивалась; но наш опыт показывает, что большинство фантазий, как и невротические симптомы, служат и другим целям, кроме исполнения желаний, например, отрицанию, поддержке, всемогущему контролю, возмещению (репарации) и т. д. Конечно, правда, что в широком смысле все эти процессы служат удовлетворению желаний, нацелены на снижение напряжения, тревоги и вины, но полезно выделять различные виды этих процессов и их конкретные цели. Все импульсы, все чувства, все модели защит переживаются в фантазии, которая дает им психическую жизнь и показывает их направленность и цель. Фантазия представляет конкретное содержание потребности или чувства (например, желание, тревога, триумф, любовь или сожаление), доминирующих в психике в данный момент. На первых этапах жизни существует множество бессознательных фантазий, которые принимают конкретные формы в связи с катексисом определенных телесных зон. Более того, они возникают и превращаются в сложные паттерны в соответствии с возникновением, исчезновением и модуляцией первичных инстинктивных импульсов, которые они выражают. Мир фантазии демонстрирует то же калейдоскопическое разнообразие содержания, что и сновидения. Эти изменения происходят отчасти в связи с внешними воздействиями, а отчасти — в связи с взаимодействием самих первичных инстинктивных потребностей между собой. В этом месте будет полезно привести примеры некоторых конкретных фантазий, однако, без обсуждения возраста и временных отношений между этими реальными примерами. Пытаясь привести примеры таких фантазий, мы, естественно, должны перевести их в слова. Мы не можем описать или обсудить их, не делая этого. Очевидно, что это не есть их естественный вид, и мы неизбежно привносим чуждый элемент, присущий более поздним этапам развития и предсознательной психике. На основании принципов наблюдения и интерпретации, которые были описаны и которые прочно установились в психоаналитической работе, мы можем заключить, что когда ребенок демонстрирует свое желание материнской груди, он переживает желание как конкретную фантазию: «Я хочу сосать сосок». Если желание очень сильно (возможно, в связи с тревогой), он может почувствовать: «Я хочу всю ее съесть». Возможно, для предотвращения ее потери или потери собственного удовольствия он почувствует: «Я хочу иметь ее внутри меня». Если он чувствует нежность, он может иметь фантазию: «Я хочу погладить ее по лицу, пошлепать и прижаться к ней». В другое время, когда он фрустрирован или возбужден, его влечения могут принимать агрессивный характер, он может переживать это, например, так: «Я хочу укусить грудь», «Я хочу разбить ее на кусочки». Или, если доминируют импульсы мочеиспускания, он может чувствовать: «Я хочу помочиться и обжечь ей кожу». Если такими агрессивными желаниями провоцируется тревога, он может фантазировать: «Меня самого мать должна резать или кусать». А когда фантазия относится к его внутреннему объекту, груди, которая была съедена и сохраняется внутри, он может пожелать извергнуть ее и чувствовать: «Я хочу выбросить ее из себя». Когда он чувствует потерю или печаль, он переживает, как описывает Фрейд: «Моя мать ушла навсегда». Он может чувствовать: «Я хочу вернуть ее назад, я должен иметь ее сейчас», а затем попытаться преодолеть чувства потери, тоски и беспомощности с помощью фантазий, выражающихся в аутоэротическом удовлетворении, например, сосании пальца или игре с гениталиями: «Если я сосу палец, я чувствую, что она снова здесь, принадлежит мне и доставляет мне удовольствие как часть меня самого». Если после атаки на мать и нанесения ей ущерба в фантазии снова возникают либидинозные желания, он чувствует, что хотел бы восстановить мать и фантазирует: «Я хочу сложить кусочки обратно», «Я хочу сделать ее лучше», «Я хочу накормить ее, как она кормила меня» и т. д. и т. п. Эти фантазии не просто возникают и исчезают в соответствии с изменениями внутренних импульсов, провоцируемых внешними обстоятельствами; они сосуществуют одновременно, бок о бок, даже если они противоречат друг другу. Это похоже на то, как в сновидении взаимоисключающие желания могут существовать и выражаться одновременно. Кроме того, ранние психические процессы имеют всемогущий (омнипотентный) характер. Под давлением инстинктивного напряжения ребенок в первые дни жизни чувствует не только: «Я хочу», но и: «Я делаю то или это со своей матерью»; «Я имею ее внутри», когда он хочет этого. Желание и влечение, будь то любовь или ненависть, либидинозные или деструктивные импульсы, переживаются как реализующиеся по отношению к внутреннему или внешнему объекту, Частично это связано с огромной силой его желаний и чувств. В первые дни жизни желания заполняют весь мир. Очень медленно ребенок научается различать желание и действие, внешние факты и свои чувства по отношению к ним. Степень дифференциации частично зависит от стадии развития, достигнутой к этому моменту, а частично — от силы самого желания или эмоции.
Фантазии и сенсорный опыт.
Слова, следовательно, являются поздно возникающими средствами выражения внутреннего мира наших фантазий. В то время, когда ребенок может использовать слова, он уже прошел длинный и сложный путь психических переживаний. Первое исполнение желания в фантазии, первая «галлюцинация» связана с ощущением. Определенные приятные ощущения (удовольствие органов) должны иметь место, если ребенок выживает. Если, например, первый сосательный импульс не привел к приятному удовлетворению, у младенца развивается острая тревога. Сосательный импульс может в последующем подавляться или стать менее координированным. В крайних случаях может иметь место полное подавление кормления, в менее драматических примерах - «худоба» и замедленное развитие. Если, напротив, благодаря естественной общности ритмов матери и ребенка или умелому решению возникающих проблем младенец получает приятное удовлетворение от груди, развивается хорошая координация сосательного процесса, которая поддерживается автоматически и способствует жизни и здоровью. Изменения в температуре контактной поверхности, сильные звуковые и световые раздражители и т. д., очевидно, ощущаются как болезненные. Внутренние раздражители голода и желания контакта с материнским телом также болезненны. Но ощущения тепла, желаемого контакта, удовлетворения от сосания, свободы от внешних раздражителей и т. п. вскоре приносят приятные переживания удовлетворения. Во-первых, вся масса желаний и фантазий порождается ощущениями и аффектами. Голодный, желающий тепла или напуганный ребенок чувствует реальные ощущения во рту, в конечностях и во внутренностях. Для него это означает, что с ним нечто делают, или, что он сам делает то-то и то-то, чего он хотел бы или боялся. Он чувствует, как будто он делает что-то — дотрагивается, сосет или кусает грудь, которая в настоящий момент недостижима. В другое время он может чувствовать, что его насильно и болезненно лишили груди, или же, что она его кусает. Вначале, по-видимому, все это происходит без визуальных и пластических образов.
(примеры абсессивных или агрессивных игр детей)
В последующем самые ранние фантазии, растущие из телесных импульсов, «спаиваются» с телесными ощущениями и аффектами. Они, прежде всего, выражают внутреннюю и субъективную реальность, но с самого начала связаны с настоящим, хотя и ограниченным суженным, переживанием объективной реальности. Первые телесные переживания выстраивают первые воспоминания, а внешняя реальность все сильнее вплетается в ткань фантазии. Проходит довольно много времени, прежде чем фантазии ребенка приобретают способность выражаться в пластических образах или ощущениях: визуальных, слуховых, кинестетических, прикосновении, запахе, вкусе и т. д. И эти пластические образы, и драматические выражения фантазий постепенно развиваются вместе с артикулированным восприятием внешнего мира. Однако фантазии не происходят из артикулированного знания внешнего мира, их источник находится внутри, в инстинктивных импульсах. Например, торможение питания, иногда появляющееся у совсем маленьких детей и очень часто у детей после отнятия от груди на втором году жизни, оказывается (в процессе последующего анализа), проистекает из тревоги, связанной с первичными оральными желаниями алчной любви и ненависти: страха уничтожения (посредством разбивания на куски и поедания) единственного объекта любви — груди, которая ценится так высоко и желается так страстно. Иногда полагают, что бессознательные фантазии, такие как «разбить на куски», не могут возникнуть в душе ребенка до тех пор, пока он не поймет, что разбить на куски человека - значит убить его или ее. Такой взгляд неуместен. Здесь не учитывается тот факт, что такое знание является унаследованным в телесных импульсах как двигатель инстинкта, в цели инстинкта, в возбуждении органа (в данном случае, рта). Фантазия о том, что страстные желания разрушат грудь, не требуют, чтобы ребенок действительно видел объекты, которые поедаются и уничтожаются, а затем пришел к выводу, что он тоже может сделать нечто подобное. Эта цель, т. е. связь с объектом, является наследственной по характеру и направленности импульса и связанного с ним аффекта. Возьмем другой пример: проблемы ребенка, связанные с мочеиспусканием, общеизвестны. Постоянный энурез — частый симптом даже у детей среднего возраста. Из анализа детей и взрослых известно, что эти проблемы возникают из особенно мощных фантазий, касающихся деструктивного воздействия мочи и опасностей, связанных с актом мочеиспускания. (Эти фантазии обнаруживаются и у здоровых людей, но по некоторым причинам они особенно активны у несдержанных детей.) Проблемы в контроле за мочеиспусканием мы связываем теперь с фантазиями о том, что моча представляет собой могущественное зло. Тревога эта, в свою очередь, берет начало в деструктивных импульсах. Прежде всего потому, что ребенок хочет, чтобы его моча была такой опасной, он и приходит к выводу о том, что она в действительности является таковой. Этот вывод изначально не связан с тем, что мать подходит к кровати каждый раз, когда он обмочился, или с тем, что он убедился в реальной опасности своей мочи, или с сознательным пониманием, что во внешней реальности люди и в самом деле могут утонуть и обжечься. Ситуация возвращает нас к раннему детству. В фантазии: «Я хочу утопить и обжечь мать своей мочой» мы сталкиваемся с выражением агрессии и бешенства ребенка, желанием атаковать и уничтожить мать с помощью мочи, отчасти связанным с вызываемой ею фрустрацией. Он хочет затопить ее мочой в жгучем гневе. «Жгучий» является определением, как его телесных ощущений, так и силы его агрессии. «Затопление» также обозначает ощущение силы переживаемой им ненависти и его всемогущества, когда он наводняет халат матери. Младенец чувствует: «Я должен уничтожить ее» — всеми доступными ему средствами. И, когда уринарный садизм достигает своего пика, он чувствует, что все, что он может сделать, это обжечь мать своей мочой. Несомненно, «обжигать» и «топить» относится к тому, как его захватывает и наводняет беспомощная ненависть, в которой он сгорает. Весь мир наполнен его гневом, и он сам будет уничтожен им, если не сумеет выплеснуть гнев на мать, разряжаясь на ней своей мочой. Вода, прорвавшая плотину, ревущий огонь, разлившаяся река или штормовое море, наблюдаемые как внешняя реальность, связываются в его психике с ранними телесными переживаниями, инстинктивными целями и фантазиями. Когда он дает имена этим явлениям, он может иногда перевести эти фантазии в слова. Точно так же обстоит дело с экскрементами ребенка, которые он рассматривает как хорошие вещи и хочет преподнести в подарок матери. В определенных случаях и при определенном настроении ребенок чувствует, что его кал и моча — это то, чего хочет мать, и дарение их является выражением его любви и благодарности к ней. Такие фантазии о кале и моче как благах, несомненно, усиливаются тем фактом, что мать радуется, если он испражняется в соответствующем месте и в соответствующее время. Но его наблюдение за удовлетворением матери не является первичной причиной восприятия их как хороших. Источник лежит в его желании дать их как хорошие, т. е. накормить мать так же, как она кормит его, доставить ей удовольствие и сделать то, чего она хочет; а также в его чувстве ценности своих органов и всего тела в целом, когда он любит мать и чувствует ее хорошее расположение к себе. Его моча и кал становятся таким образом инструментом его способности к любви, так же, как голос и улыбка. Поскольку в распоряжении у ребенка так мало ресурсов для выражения как любви, так и ненависти, он должен использовать все функции своего тела и его выделения для выражения глубоких и ошеломляющих желаний и чувств. Его моча и кал могут быть плохими и хорошими, в соответствии с его желаниями в момент испражнения и способом (включая время и место), которым они продуцируются. Эти чувства и страхи, связанные с продуктами собственного тела, соотносятся с так называемыми «теориями детской сексуальности». Фрейд первый обратил внимание на тот факт, который впоследствии широко наблюдался, что маленькие дети сознательно и бессознательно создают собственные спонтанные теории о происхождении детей и природе сексуальных отношений родителей, основанные на их собственных телесных возможностях. Например, они могут быть убеждены, что дети делаются из еды, а отношения родителей заключаются во взаимном кормлении и поедании. Отец кладет хорошую еду в мать, он кормит ее своими гениталиями, а она взамен кормит его своей грудью, а после этого у нее внутри появляются дети. Или они возникают из кала. Отец вкладывает кал внутрь матери, и до той степени, до которой ребенок любит и способен переносить любовь родителей друг к другу, он может чувствовать, что это хорошо, и что это порождает жизнь внутри матери. В другое время, когда он чувствует ненависть и ревность, и совершенно не может переносить взаимоотношений между родителями, он жаждет, чтобы отец вложил плохой кал внутрь матери — опасное, взрывчатое вещество, которое уничтожит ее изнутри, или помочится на нее таким образом, чтобы навредить ей. Совершенно очевидно, что эти инфантильные сексуальные теории не выводятся из наблюдения внешних событий. Ребенок никогда не наблюдал, чтобы дети делались из пищи и кала, никогда не видел отца, который мочится на мать. Его представления о взаимоотношениях между родителями основаны на его собственных телесных ощущениях, возникающих под воздействием мощных чувств. Его фантазии выражают его желания и страсти, используя телесные импульсы, ощущения и процессы в их материальном выражении. Разнообразные содержания ранних фантазий, способы их переживания ребенком и формы выражения находятся в соответствии с его телесным развитием и его способностью чувствовать и знать. Они являются частью его развития, расширяются и усложняются с ростом его телесных и психологических ресурсов, находятся под влиянием его медленно созревающего Эго и оказывают обратное влияние на него.
Ранние фантазии строятся в основном на основе оральных влечений, связанных со вкусом, обонянием, прикосновением (губ и рта), кинестетических, висцеральных и других соматических ощущениях. Эти фантазии очень тесно связаны с переживанием «принятия объектов внутрь» (сосание и глотание). Визуальные элементы относительно незначительны. Эти ощущения (и образы) являются телесными переживаниями и вначале не связываются с внешними, пространственными объектами. (Кинестетические, генитальные или висцеральные элементы обычно имеют такую связь). Они дают фантазии конкретное телесное качество «яйности», которое переживается в теле. На этом уровне образы едва ли отличимы от настоящих ощущений и внешних восприятий. Кожа еще не воспринимается как граница между внутренней и внешней реальностью. Визуальные элементы в восприятии постепенно нарастают, сливаясь с тактильными переживаниями и пространственно дифференцируясь. Эти ранние зрительные образы в большой степени остаются «эйдетическими» — возможно, до трех-четырех лет. Они очень живые, конкретные и часто путаются с восприятием. Более того, они еще долго остаются в тесной связи с соматическими реакциями: они переплетены с эмоциями и требуют немедленного действия. (Многие детали, относящиеся к этой теме, хорошо разработаны психологами.)
В процессе развития, когда зрительные элементы в восприятии (и соответствующих образах) начинают доминировать над телесными, становясь дифференцированными и пространственно интегрированными, что, в свою очередь, делает более ощутимыми различия между внутренним и внешним миром, конкретные телесные элементы в общем переживании восприятия (и фантазирования) большей частью подвергаются вытеснению. Визуальные, обращенные вовне элементы фантазии становятся относительно де-эмоционализированными, де-сексуализированными, независимыми в сознании от телесных пут. Они становятся «образами» в более узком смысле, представителями внешних объектов «в психике» (но не их осознанными телесными инкорпорациями). Приходит «понимание» того, что объекты находятся снаружи психики, а их образы — внутри нее. Такие образы обладают энергией, воздействующей на психику, находясь «в ней»; т. е. они влияют на чувства, поведение, характер и личность, основываясь, в свою очередь, на вытесненных соматических ассоциациях в бессознательном мире желаний и эмоций, которые составляют связь с Ид и которые в бессознательных фантазиях означают, что объекты, к которым они относятся, находятся внутри тела, инкорпорированы.
Если мы рассмотрим детали того, как другие психические механизмы действуют в психике наших пациентов, каждый механизм окажется связанным с конкретной фантазией или видом фантазий. Они всегда переживаются как фантазии. Например, механизм отрицания выражается в психике субъекта приблизительно так: «Если я не буду замечать его (болезненный факт), он не будет существовать». Или: «Если я не буду замечать этого, никто не будет знать, что оно существует на самом деле». В конечном счете, этот аргумент может быть прослежен в применении к телесным импульсам или фантазиям, например: «Если нечто не выходит из моего рта, это означает, что у меня внутри его нет», или «Я могу не допустить, чтобы кто-нибудь знал, что нечто находится у меня внутри». Или: «Хорошо, если оно выйдет из моего заднего прохода как газы или кал, но оно не должно выйти изо рта как слова». Механизм скотомизации переживается как: «Чего я не вижу, в то не обязательно верить» или «Чего я не вижу, не видят и другие, оно не существует». Механизм навязчивой исповеди (который используют многие пациенты) предполагает следующий бессознательный аргумент: «Если я скажу это, больше этого не скажет никто» или «Я могу восторжествовать над ними, говоря это первым, или получить их любовь, по крайней мере, имея вид хорошего мальчика». В общем, можно сказать, что Эго-механизмы происходят, в конечном счете, из инстинктов и врожденных телесных реакций. «Эго является дифференцированной частью Ид».
Фантазии, образы памяти и реальность.
Цитируя фрейдовское «Отрицание», мы отметили, что интеллектуальные функции суждения и проверки реальности «происходят из первичных инстинктивных импульсов». Если фантазия является языком этих первичных инстинктивных импульсов, можно предположить, что фантазия включена в самое раннее развитие Эго в его отношении к реальности, поддерживает развитие проверки реальности и знания об окружающем мире. Мы уже убедились в том, что ранние фантазии связаны с ощущениями и аффектами. Эти ощущения, вне зависимости от того, насколько они усиливаются аффектами, приводят переживающую психику в контакт с внешней реальностью, а также выражают импульсы и желания. Внешний мир рано привлекает к себе внимание ребенка и тем или иным способом удерживает его постоянно. Первые психические переживания возникают в результате массивных, разнообразных раздражителей, в том числе взятия и отталкивания груди во время первого кормления. Это значимое переживание в первые 24 часа жизни должно вызывать первую психическую активность и предоставить материал как для памяти, так и для фантазий. Фантазия и проверка реальности на самом деле присутствуют с первых дней жизни. Внешнее восприятие начинает воздействовать на психические процессы с определенного момента (с момента рождения, хотя вначале оно не воспринимается как внешнее). Сначала психика обрабатывает большинство внешних стимулов точно так же, как и инстинктивные: посредством примитивных механизмов проекции и интроекции. Наблюдение за детьми в первые недели жизни показало, что если внешний мир не удовлетворяет желаний или фрустрирует нас, он сразу же становится ненавистным и отвергается. Мы боимся его, наблюдаем за ним и приближаемся к нему для того, чтобы защититься от него; но до тех пор, пока он не будет наделен определенной порцией либидо через связь с оральным удовлетворением и таким образом не получит определенную порцию любви, мы не станем с ним играть, изучать его и понимать. Вместе с Фрейдом мы утверждаем, что разочарование в галлюцинаторном удовлетворении есть первый рывок к некоторой степени приспособления к реальности. Голод не удовлетворяется галлюцинированием груди, будет ли это внешний или внутренний объект, хотя ожидание удовлетворения становится более переносимым с помощью фантазии. Рано или поздно галлюцинации рассыпаются и начинается приспособление к реальным условиям (например, требования к внешнему миру с помощью плача, поисковых движений, принятия определенной позы и совершения нужных движений при приближении соска). Здесь лежит начало адаптации к реальности и развития соответствующих навыков и восприятия окружающего мира. Разочарование может быть первым стимулом в адаптивном принятии реальности, но откладывание удовлетворения, необходимое для усложняющегося обучения и мышления о внешней реальности, может быть перенесено ребенком в том случае, когда последние также удовлетворяют инстинктивные потребности, представленные в фантазиях. Обучение зависит от интереса, а интерес происходит из желания, любопытства и страха — особенно, желания и любопытства. В своих развитых формах фантазийное мышление и реальное мышление являются различными психическими процессами, различными способами достижения удовлетворения. То, что они имеют различный характер на момент полного развития, не предполагает, что реально мышление действует независимо от бессознательных фантазий. Они не просто «смешиваются и переплетаются»', их отношения немного более интенсивны. По нашему мнению, реальное мышление не может работать без сосуществующих и поддерживающих его фантазий, мы продолжаем «принимать вещи в себя» нашими ушами, «поедать» глазами, «читать, отмечать и переваривать» всю свою жизнь. Эти сознательные метафоры представляют бессознательную психическую реальность. Известно, что все раннее обучение построено на оральных импульсах. Первый поиск и захват груди постепенно переносится на другие объекты, рука и глаз лишь со временем получают независимость от рта как инструменты исследования и познания внешнего мира. В течение средней части первого года жизни рука младенца тянется ко всему, что он видит, чтобы положить это в рот, вначале чтобы съесть это, или, по крайней мере, пожевать и пососать, а позже — чтобы почувствовать и исследовать нечто. Это означает, что объекты, к которым ребенок прикасается, которыми манипулирует, на которые смотрит и которые изучает, наделены оральным либидо. Он не интересовался бы ими, если бы это было не так. Если бы на любой стадии он был полностью аутоэротичен, он никогда бы ничему не научился. Инстинктивное стремление принимать предметы в душу через глаза и пальцы (и уши также), стремление к рассматриванию, прикосновению и исследованию удовлетворяет некоторые оральные желания, фрустрированные первичным объектом. Восприятие и интеллект развиваются из этого источника либидо. Рука и глаз сохраняют оральное значение всю оставшуюся жизнь в бессознательных фантазиях и часто, как мы видели, в сознательных метафорах. В своих статьях «Анализ младенцев» и «Значение символообразования в развитии Эго» Мелани Кляйн принимает взгляд Ференци, что (первичная) идентификация, являющаяся предшественником символизма, «возникает из попытки ребенка обнаружить в каждом объекте собственные органы и их функции», и мнение Эрнеста Джонса, что принцип удовольствия делает возможным уравнять два различных объекта вследствие аффективного интереса. С помощью клинического материала она показала, как первичная символическая функция внешнего объекта позволяет Эго совершенствовать фантазию, развивает сублимацию в процессе игры и манипуляции, строит мост от внутреннего мира к интересному внешнему миру, познанию физических объектов и событий. В игре ребенка трех-четырех месяцев ясно виден его благожелательный интерес к миру, его эксперименты и открытия в этом направлении. В этой игре он демонстрирует (наряду с другими механизмами) процесс символического образования, связанный с теми фантазиями, которые, как мы позднее обнаруживаем в процессе анализа, актив ны в это время. Внешний физический мир наделяется значительным количеством либидо благодаря процессу симболообразобания. Почти каждый час свободных ассоциаций в аналитической работе открывает нам что-то из фантазий, которые породили (в основном, через символическое образование) и поддерживали развитие интереса к внутреннему и внешнему миру, процесс обучения ему, из которых черпалась энергия для поиска и систематизации знаний о нем. Известно, что, с определенной точки зрения, каждый пример столкновения с реальностью, практической или теоретической, также является сублимацией. Это, в свою очередь, означает, что определенная мера «синтетической функции» используется с самого начала жизни на основе инстинктивных потребностей. Ребенок не мог бы учиться, не мог бы приспособиться к внешнему миру (человеку) без определенного вида и степени контроля и вытеснения, а также удовлетворения инстинктивных потребностей, постепенно развивающихся с момента рождения. Если, следовательно, интеллектуальные функции развиваются из взаимодействия первичных инстинктивных импульсов, для понимания как фантазий, так и проверки реальности и интеллекта, мы должны рассматривать психическую жизнь в целом и видеть взаимосвязи между этими различными функциями в целостном процессе развития. Если мы разделим их и скажем: «Это восприятие и знание, а это — нечто совершенно другое и отдельное, это «просто» фантазии», — мы упустим роль этих функций в развитии. Прямые записи спонтанных игр в группе детей от двух до семи лет позволили продемонстрировать, как такие игры, берущие начало из бессознательных фантазий, желаний и тревог, создают практические ситуации, которые требуют знания внешнего мира. Эти ситуации часто создаются ради них самих, как проблемы познания и понимания, приводя таким образом к открытию фактов реальности или к вербальным суждениям и выводам. Это случается не всегда — игра в течение некоторого времени может просто повторять саму себя, но в любой момент может возникнуть новая линия вопросов или аргументов, и может быть предпринят новый шаг одним или всеми детьми, участвующими в игре. В частности, наблюдения позволили установить, что спонтанные игры создают и усиливают первые формы мышления «как будто». В таких играх ребенок избирательно воссоздает те элементы из прошлых ситуаций, которые могут вобрать его эмоциональные или интеллектуальные потребности настоящего момента, адаптируя детали, одну за другой, к текущей игровой ситуации. Способность восстанавливать прошлое в игре кажется тесно связанной с развитием способности воссоздавать будущее в конструктивных гипотезах и развивать следствия «если». Игра воображения ребенка имеет значение не только для адаптивных и творческих интенций, которые, развитые в полной мере, отличают художника, романиста или поэта, но также и для чувства реальности, научного отношения и развития логического мышления.
1. Понятие фантазии в психоаналитической мысли постепенно расширяется. Сейчас оно нуждается в прояснении и расширении для интеграции всех имеющихся фактов. 2. О взглядах, высказанных здесь: а) фантазии являются первичным содержанием бессознательного психического процесса; б) бессознательные фантазии прежде всего касаются тела и представляют инстинктивные цели по отношению к объектам; в) фантазии в первом приближении являются психическими представителями либидинозных и деструктивных инстинктов; в процессе раннего развития они разворачиваются также в защиты, равно как в исполнение желаний и содержания тревоги; г) постулированные Фрейдом галлюцинаторное «исполнение желаний», «интроекция и проекция» являются основой фантазийной жизни; д) через внешние переживания фантазии развиваются и приобретают способность быть выраженными, но их существование не зависит от этих переживаний; е) фантазии не зависят от слов, хотя при определенных обстоятельствах они приобретают способность выражаться в словах; ж) самые ранние фантазии переживаются в ощущении, позже они принимают форму образов и драматических картин; з) фантазии имеют психические и телесные эффекты, например, в конверсионных симптомах, телесных качествах, характере и личности, вытеснении и сублимации; и) бессознательные фантазии образуют действующую связь между инстинктами и психическими механизмами. Каждый Эго-механизм, исследуемый в деталях, может быть рассмотрен как произрастающий из особого вида фантазии, которые, в конечном счете берут начало из инстинктивных импульсов. «Эго является дифференцированной частью Ид». «Механизм» — это абстрактный термин, описывающий определенные психические процессы, которые переживаются субъектом как бессознательные фантазии; к) приспособление к реальности и реальное мышление требуют поддержки со стороны сосуществующих бессознательных фантазий. Наблюдение за путями, которыми приобретается знание о внешнем мире, показывает вклад фантазий в обучение ребенка; л) бессознательные фантазии реализуют свое влияние в течение всей жизни, как у нормальных людей, так и у невротиков. Различия заключаются в специфическом характере доминирующих фантазий, связанных с ними желаний или тревоги, их взаимодействии друг с другом и с внешней реальностью. Перенос и контрперенос.
Авторы, относящие себя к психоаналитическому направлению, обычно ограничивают применение этого термина, обозначая им эмоции, мысли и виды поведения, которые привносятся в сессию как отражения биографии или личного опыта человека, а не как реакции на реалии терапевтического процесса. Возникновение переноса у клиента желательно, поскольку цель психоанализа — проработка этих архаических комплексов. Возникновение переноса, или контрпереноса (как он обычно называется), у терапевта обычно считается проблематичным, потому что он мешает его способности объективно обрабатывать материал клиента. Более поздние источники, описывающие терапевтический процесс, обычно используют термин «перенос» для обозначения всех эмоций, мыслей и видов поведения, которые клиент и терапевт привносят в сессию, логично предполагая, что никто не может изолировать себя от своего прошлого опыта и что любое переживание, с которым человек сталкивается в настоящем, интимно связано со всем, что было в его опыте ранее. Остается надеяться, что в этом случае терапевт более полно осознает воздействие своего прошлого на свое настоящее функционирование. С этим осознанием приходит способность использовать то, чему он научился в прошлом в работе, происходящей в настоящем. Цель терапии — создавать такое же осознание у клиента, позволяющее ему использовать свой прошлый опыт, а не становиться его жертвой. Перенос со стороны ребенка происходит и тогда, когда он реагирует на события, происходящие внутри его экосистемы неким способом, соответствующим проблемам, имеющим место на терапевтических сессиях. Подобным же образом термином «контрперенос» обозначаются эмоции, мысли и виды поведения, которые вы привносите в ваши взаимодействия с ребенком. Проблемы всех типов, связанные с переносом, осложняют и для вас, и для ребенка сохранение самых необходимых ролевых границ в ходе лечения.
Перенос.
1. Можно выделить три типа переноса, обычно проявляемым детьми, потому что они могут стать причинами проблем, возникающих в процессе терапии. В определенный момент в ходе вашей работы с ребенком весьма вероятно, что он перенесет на вас часть своих отношений с родителями. Он может реагировать на вас как на хорошего или на плохого родителя; если терапия проходит хорошо, чаще происходит последнее. Наиболее очевидное проявление такого типа переноса вы можете заметить, когда ребенок начинает называть вас мамой или папой. Назначение этих имен редко зависит от пола, потому что дети склонны называть мамой всех терапевтов — и мужчин, и женщин. Иногда ребенок будет пытаться вовлечь вас в обсуждение ваших собственных детей, а затем говорить о том, как могло бы быть, если бы вы были его родителем. В других случаях этот перенос проявляется не непосредственно на сессии, а дома или в школе. Дети могут просто сказать родителям, что они хотели бы, чтобы их родителем были вы. Как бы ни проявлялись переносы родительских отношений, если адекватно не справиться с ними, они угрожают самой возможности продолжения лечения. Очень важно помочь ребенку назвать перенос фантазией, которая никогда не осуществится. Вам следует активно интерпретировать потребности и мотивы, лежащие в основе желания ребенка видеть вас своим родителем. Обычно такой ребенок переживает актуализированное состояние потребности, которое родитель, на его взгляд, не в силах удовлетворить. Появление этого типа переноса также необходимо прорабатывать с родителями, которые могут остро чувствовать угрозу, исходящую от глубины привязанности к вам их ребенка. Им понадобится знать, о каких потребностях он пытается сообщить, чтобы они могли обращаться к ним, а не обижаться на отвержение, демонстрируемое ребенком. 2. Вторая общая реакция переноса возникает, когда дети начинают считать терапевта всезнающим и всемогущим. Если вы помогаете им придумать решение некоей проблемы, которое срабатывает, когда они осуществляют его, полученный результат, особенно для самых маленьких клиентов, может казаться волшебством. Если вы работаете с родителями и способствуете изменениям их поведения, эта ваша способность может казаться еще более магической. Ребенок начинает ждать, что вы справитесь со всем, и может разочароваться, обнаружив, что это не так. Эта ситуация действительно отражает фазу развития отношения детей с родителями, на которую они впервые вступают, находясь на втором уровне; проходя ее, дети постепенно начинают понимать, что, хотя их родители очень сильные, они не могут защитить их от всего. Эта <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.015 с.) |