Условия и характер сбора анамнестических данных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и характер сбора анамнестических данных.



Прежде чем выделить основные стороны в исследовании ребенка, который приходит на прием, следует отметить два предварительных положения. Они кажутся естественными, однако, не всегда в должной мере учитываются.

Первичная беседа и, если это необходимо, тестирование являются источником сведений не только о природе и тяжести проблемы, но также о нормальных сторонах личности ребенка.

Хотя при обследовании ребенка акценты делаются на внутри психических факторах, необходимо учитывать более широкий биопсихологический контекст, включая функционирование центральной нервной системы, темперамент, а также оценку роли социальной среды.

 

Терапевтическое пространство и оснащение.

 

Для успешной работы с детьми необходимо оборудовать кабинет или его часть, так, чтобы у ребенка была возможность для спонтанных движений или игры. Из мебели: стол, стул (для маленьких детей соответствующего размера), шкафчик с полками для игрушек. Игрушек не должно быть много (за исключением специальных техник, см. выше): куклы, марионетки, зверюшки, транспорт, игрушечный телефон, кубики, пистолет и материал для письма и рисунков.

В целом окружение не должно быть слишком стерильным или слишком насыщенным.

 


Проведение исследования.

 

Начало.

Терапия начинается с порога. Очень важно приветствие с ребенком, после чего его следует разделить с родителем. Исключения могут быть в случаях тесной симбиотической связи. Тогда работа начинается со всеми участниками конфликта.

Практически в любом случае терапевт инициирует взаимодействие с ребенком. Слишком поспешная фокусировка на проблемах может усложнить контакт, поэтому организация эмоциональной поддержки является крайне необходимой. Спокойный дружеский тон поможет ребенку расслабиться. В зависимости от возраста ребенка целесообразно информировать его о том, что может быть самым в данный момент, а именно: где находится туалет, когда он сможет вернуться к маме, как вам нравится то, что он принес с собой, или, в некоторых случаях, с каким уважением терапевт относится к потребности ребенка защитить себя.

Рассказ о характере, типе и продолжительности оценочной сессии (сессий) проводится простым языком, соответствующим возрасту ребенка. Важны замечания принимающего характера, направленные на самые заметные чувства и действия: нервничает, возмущен, испытывает неуверенность, любопытен, подвижен. Часто такой стиль хорошо воспринимается ребенком.

В некоторых случаях целесообразно рассказать ребенку о том, что рассказывали его родители, это помогает приподнять «завесу тайны».

 

Техника получения данных.

 

Оценка симптоматитки и сама терапия с детьми дошкольного возраста проходит на фоне спонтанной игры. Вербальный контакт возникает и укрепляется по мере продвижения терапевтического процесса. Примером более активной терапевтической позиции терапевта может служить работа с детьми аутистами или с жадержками психомоторного развития. В таких случаях используется ограниченное число игрушек и предпочтение отдается стимулирующему поведению терапевта.

Крайне важным является обращение внимания на спонтанные инициативы и реакции ребенка на то, что попадается ему на глаза в кабинете. Если ребенок пяти-шести лет заводит разговор сам, следует побуждать его продолжить эту тему с помощью комментариев или вопросов о друзьях, или о том, что он делал с родителем по дороге на консультацию, каковы отношения с другими членами семьи, любит ли он школу, как обстоят дела с одноклассниками и с учителями, и что ему не нравится в том, как у него проходит обычно день.

Нужно быть готовым к тому, что ребенок может начать рассказывать о животных, игрушках, сказках, телевизионных программах. Это важная информация, так как дети склонны выражать свои глубокие чувства путем смещения на другие объекты и ситуации. С другой стороны, может возникнуть прямо противоположная ситуация, когда ребенок не говорит в силу речевых нарушений, например, или его гиперактивность слишком велика. В таких случаях требуется либо поиск иного «языка» общения, либо разумное ограничение стимулирующего материала, изменение параметров сеттинга.

 

Завершение.

В конце первичного исследования необходимо дать ребенку знать о будущих встречах, о необходимости обсудить некоторые фрагменты оценки с его родителями. Если ребенок маленький и был занят игрой, можно попросить его помочь убраться. Затем, следует проводить ребенка к родителю или взрослому, который привел его. Детей постарше или подростков можно спросить, есть ли такие вещи, обсуждения которых они хотят (или не хотят) с их родителями. Кроме того, таких детей можно спросить о причинах его визита, видит ли он какую-то проблему, а если видит, какон ее понимает и что испытываетпо этому поводу. В зависимости от ответа, ребенок может обозначить условия, при которых проблема возникает или усиливается. Возможно попытается сказать, что он думает о ее причинах, о том, как он с ней справлялся до сих пор, и хочет ли он помощи в том, чтобы ослабить ее, так чтобы ему стало лучше.

 

Целью первых сессий является не только целенаправленно описать собственно диагностический процесс, но также проиллюстрировать, насколько широкий взгляд на специфику предстоящего лечения хорошая диагностика способна пре­доставить психотерапевту. В начале этой главы представлен процесс диагности­ческой оценки  6-летнего ребенка. Затем описана психодинамическая формальная оценка этого клинического случая вместе с конкретными рекомендациями в от­ношении лечения. Это сопровождается обсуждением того, как возникают и про­являют себя в курсе лечения различные стороны данного случая. Хотя ясно, что никто не способен сделать абсолютно точные предсказания о том, как будет раз­виваться случай или какие существенные факторы будут выявлены в дальнейшем, диагностический контекст является решающим. Диагностический фон чрезвы­чайно важен, так как психотерапевт стремится осмыслить и организовать матери­ал, раскрывающийся в ходе лечебного сеанса.

 

Для того чтобы наиболее полно отразить историю болезни ребенка, недоста­точно учитывать только историю его психологического развития. Задача диагно­ста — попытаться сконструировать в своем сознании тот эмоциональный климат, в котором рос ребенок-пациент. Так, необходимо как можно более полное пони­мание эмоциональной жизни родителей. Побуждая родителей описывать семей­ную атмосферу и события с момента рождения ребенка и изучая историю детства самих родителей, психотерапевт получает больше возможностей понять качество родительского функционирования. Миссис Р. выдвинула на первый план борьбу между родителями в течение первых лет жизни Эммануэля. В других случаях важ­ными моментами для понимания семей может быть стесненность в финансах, по­глощенность профессиональным ростом, переезды или смерть близких родствен­ников, потому что эти события могут отнимать у взрослого значительное коли­чество энергии, необходимой для эффективного осуществления родительских функций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.007 с.)