Этикет как историческое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этикет как историческое явление



                                               "Освобождать себя от соблюдения правил        

                                                приличия, не значит ли искать средства для

                                                свободных проявлений своих "недостатков?"

                                                            

- философски заметил выдающийся французский  

                                                                  мыслитель Ш. Монтескье.

 

Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. 

Между тем мир цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода правила, нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и целесообразности.

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры,

возникли вместе с человеческим обществом. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Уже в первобытном давнем обществе во время совместного труда выработались определенные требования и нормы поведения для всех членов общества. Древнейшие своды кодекса поведения, которые сохранились до настоящего времени, созданы пять тысяч лет назад. Древнекитайская «Книга исторических приданий» перечисляет пять основных человеческих положительных качеств:

человеколюбие,

верность,

мудрость,

почитание старших,

мужество.

В древности международным эталоном считался греческий этикет.

 

С течением времени появлялись новые нравы, обычаи, мораль. Нормы поведения оттачивались столетиями, сливались в понятие «этикет» — определенный кодекс поведения, норм, обязанностей, которых должны придерживаться люди в разных жизненных ситуациях.

Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания.               

Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменились с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды.

Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества.    

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций.  От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

С развитием общества усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. 

Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета".

Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п.

Термин этикет, т.е. установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого слова - греческий (в переводе - обычай), от него происходит слово этика, означающее:

 1) философское учение о нравственности, морали;

 2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы, корпорации и т.п.

 

Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

     Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом и рациональностью вложенного в них содержания.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского   общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке.

 Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

     В Древней Руси в начале XII в. было широко известно «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В «Поучении» излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: «при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...».

     Первым сводом правил поведения людей по отношению к светской власти, к церкви, семье, слугам был знаменитый «Домострой». Его авторство связывают с именем попа Сильвестра, ближайшего сподвижника первого русского царя Ивана Васильевича IV - Ивана Грозного. Изложенные в «Домострое» правила охватывали главные стороны жизни горожан - домоводство, различные бытовые обряды, воспитание детей, ведение торговых дел, обхождение с гостями и т.д. «Домострой» появился в XVII в. Но до сих пор в народе бытует выражение «жить по домострою».

     Жесткие установления «Домостроя» официально бытовали на Руси до Петра I, который, поставив целью изменить мешавшие развитию страны условия, В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени

Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни

государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. Петр Великий в 1709 г. издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету» В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян.

В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культуры России, которая как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей много не только в XVIII в., но и сейчас. Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда.

       Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный

поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления

общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов.

   

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский

этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя  скромность. В этикете  по-прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.

Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся

внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться».Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

        В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое

отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX в.

 

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира.

Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и  высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. 

Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе   монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

   В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета.

 В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и доброжелательном общении между людьми.

Следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях. народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными  традициями и обычаями.

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона

Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.  

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.            

 

Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов.      

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие - саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

 

Этикет – это внешняя сторона человеческих взаимоотношений, сложившихся в данном обществе и поддерживаемый им порядок общения, принятые ритуал и манера поведения.

Этикет входит в понятие культуры поведения, которое, однако, им не исчерпывается хотя бы потому, что включает в себя не только стандартные, "этикетные", но и нестандартные формы поведения, получившие в современном обществе достаточно широкое распространение.

 

Культура поведенияпоступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил.

Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.   

 

Структура, основные правила и принципы современного этикета

  

Составляющими этикета являются:

· привлекательный имидж,

· культура речи,

·  красивые (изящные) манеры,

· умение управлять своими отрицательными эмоциями,

· внимательность,

· предупредительность.

 Рассмотрением структуры современного этикета занимались и занимаются по сей день многие авторы. Они выделяют формы, виды и подвиды этикета.

Например, Э.Я. Соловьев подразделил этикет по форме на речевой и неречевой.

Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме:

- в речи,

- манере обращений и приветствий, 

- умении вести беседу,

- высказывать критическое замечание,

- участвовать в споре, 

- говорить комплименты.

 Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

 

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

 

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Поэтому автор разделил его на следующие виды:

а) придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы

обхождения, установленные при дворах монархов  (с учетом национальных особенностей);

б) военный этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер

поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

в) дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других

официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

г) общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и

условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Последний  является самым разнообразным по функциям и может принимать такие формы  как:

- присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); 

- брачный этикет;  

- семейный этикет; 

- спортивный этикет; 

- этикет путешествий;

- корпоративный этикет;

- деловой этикет.

По мнению Т.Н. Николаевой и С.И. Илларионова, большинство правил

дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

 

Можно говорить об этикете каждой конкретной профессии: юриста, врача, педагога, депутата, министра и т.п. Одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. 

Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек: на работе, за столом, в гостях и т.д.

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практические правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

 

Среди множества правил И.Н. Курочкина выделяет два таких, которые

пронизывают все поведение человека, придавая ему высоконравственный

характер.

Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере,

делать это как можно реже.

Второе – поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость. Многие авторы утверждают, что вежливость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между участниками сложного общения. Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость", "презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

    В.М. Матвеев и А.Н. Панов определяют вежливостькак " сумму

маленьких жертв",приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

Одним из главных элементов вежливости многие авторы считают умение запоминать имена – это один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих, внушить им сознание собственной значительности.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета, являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

 Любое правило этикета предполагает его разумность и необходимость соблюдения.

Например, если руководитель перебивает своего подчиненного, не давая ему высказаться, он не только проявляет себя человеком, слабо

владеющим правилами поведенческой культуры, но может и не понять точки зрения собеседника, упустить нить его размышлений и не узнать чего – то значительного для дела, коллектива и для себя. Следовательно, неразумно перебивать сотрудника, что и является важным правилом речевого и делового этикета.

Э. Фукс в основе любого поведенческого правила выделяет такие

нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия,

доброжелательности, порядочности.Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть.

И.Н. Курочкина считает, что в этикете нет мелочей. Любой, казалось бы,

незначительный промах может привести к неудаче в общении.

Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в мире этикета внешность очень важна. Съехавший набок галстук, стоптанная и нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа, дырка на чулке, руки в карманах и т.п. – все это свидетельствует о неуважении к окружающим людям

Э. Фукс в своей книге «Секреты личного обаяния» отмечает, что в

соблюдении этикета важно и такое качество, как умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение и свое собственное, и окружающих лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении.

Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит, как мы уже говорили, в основе этикетного поведения.

По мнению А. Мирзоян, внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества во многом отражают манеры.

  Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошимиманерами Д. В. Беклешов считает 

- скромность и сдержанность человека,

- умение контролировать свои поступки, 

- внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Будет уместно, если приведу здесь следующую фразу, сказанную Д. Карнеги: "Человек, который говорит только о себе, только о себе идумает. А человек, который думает только о себе - безнадежнонекультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

   Дурными же манерами он считает привычки громко говорить, не

стесняясь в  выражениях, развязность в жестикуляции и поведении,

неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной

недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

 

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Этикет подразумевает доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в

соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Многие авторы считают, что необходимо и соблюдение национальных обычаев и традиций, то есть международногоэтикета.Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.079 с.)